Изложение 3 класс школа россии куропатки

Обновлено: 05.07.2024

Методический материал для учителя при подготовки написания подробного изложения по готовому или коллективно составленному плану.

Данный материал включает не только работу над тестом, работу над орфограммами, но и словарно-лексические задания, что способствует развитию речи у учащихся, позволяет сделать её яркой, выразительной и образной.

ВложениеРазмер
Подробное изложение "Сорока" по Евгению Чарушину 3 класс УМК "Школа России" 1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подробное изложение Сорока Евгений Чарушин Составила Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №291 Атапина Елена Васильевна

Сорока Было чудесное раннее утро. На лесной полянке кормились куропатки. Курочек почуяла рысь. Она прижалась к земле и поползла. А куропатки корм ищут и не чувствуют опасности. Подлетела к птицам любопытная сорока. Что это курочки клюют? Вдруг хрустнула ветка в кустах. Взлетела сорока на верхушку сосны. Зорко осмотрела окрестности. Тут заметила ужасную хищницу. Яростно затрещала сорока. Куры услыхали и на крыло поднялись. Рысь резко прыгнула к птицам. Но не успела схватить добычу. (Евгений Чарушин )

Было чуде сн ое ра нн ее утро.

На л е сной п о лянке к о рмились кур о патки.

Курочек поч у яла рысь. Она прижалась к земле и п о п о лзла.

А куропатки корм ищ у т и не чу в ствуют опа сн ости. Подл е тела к птицам с оро ка. Что это курочки клюют?

Вдруг хрус т нула ветка в кустах. Взлетела с оро ка на в е рхушку с о сны. Зорко осм о трела окрес т ности. Тут заметила ужа сн ую хи щн ицу.

Ярос т но затр е щала с оро ка. Куры услыхали и на крыло п о днялись.

Рысь ре з ко прыгнула к птицам. Но не успела схватить д о бычу.

Примерный план 1 . Утром на поляне. 2. Курочки в опасности. 3. С пасительница.

Словарная работа 1.Кто такие куропатки? Какой корм они ищут? 2.Какими словами автор их называет в тексте? 3.Объясните значение слова почуяла . 4. Почему автор называет сороку любопытной? 5.Объясните значение слов зорко, яростно, резко. 6.Объясните переносное значение выражения поднялись на крыло .

Орфографическая подготовка Вспомните правила правописания следующих слов, какие правила мы должны вспомнить? Хищ … ница , поч ..яла, чудес… ное , хрус … нуло , чу… ствуют , окрес .. ности , опас … ность , ужас… ная , ярос …но, Л… сной , п… лянке , к… рмились , к з… мле , поп… лзла , подл…тела, взл … тела,в … рхушка , с…сны, осм … трела , затр.щала , подн … лись , схв … тить , ре…ко, Не ? чувствуют, не ? успела.

Самостоятельная работа Сколько частей в тексте? О чём идёт речь в каждой из частей? Запишите текст по плану. Помните, что каждую часть текста следует следует начинать с красной строки. Проверьте, получился ли текст.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"

Это обучение написанию подробного изложения повествовательного текста по вопросам.


Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал.





Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.


презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель и задачи урока: Учиться составлять рассказ по картине, опираясь на план.

Цель и задачи урока: Учиться составлять рассказ по картине, опираясь на план и слова – помощники.

Работа по учебнику:

Работа по учебнику:

- Где происходит действие, нарисованное на картине? Действие на картине проис.

- Где происходит действие, нарисованное на картине? Действие на картине происходит в лесу, возле озера, пруда. -Какое время года изображено на картине?

-Кто изображён на картине? На картине изображены утка, лиса, зайчик. -Как вед.

-Кто изображён на картине? На картине изображены утка, лиса, зайчик. -Как ведет себя лиса на картине? Лиса ведет себя незаметно, делает плавные движения, тихо подкрадывается, чтобы не испугать утку.

- Почему она себя так ведет? Она хочет съесть утку. - Как ведет себя утка? Ут.

- Почему она себя так ведет? Она хочет съесть утку. - Как ведет себя утка? Утка очень испугана, хочет убежать. Что в это время делает зайчик? Он напуган и боится, что лиса съест утку.

- Как, вы думаете, какое отношения зайца к утке (лисе)? Отношение зайца к утк.

- Как, вы думаете, какое отношения зайца к утке (лисе)? Отношение зайца к утке дружеское, теплое, он волнуется за нее. Отношение к лисе злобное, потому что она может причинить вред его другу.

1. Где и в какое время происходит действие. Составление плана: 2. Кто нарисов.

1. Где и в какое время происходит действие. Составление плана: 2. Кто нарисован на картине? Что они делают? Что происходит на картине? 3. Что может произойдет потом?

План. 1. Зимой на пруду. 2. Опасность. 3. Спасение утки. (опорные слова: хвой.

План. 1. Зимой на пруду. 2. Опасность. 3. Спасение утки. (опорные слова: хвойный лес, белоснежные ковры, сугробы) (опорные слова: плутовка притаилась, подкрадывается, уточка распахнула крылья, раскрыла клюв, заяц-беляк затаился, боится за утку) (опорные слова: заяц толкнул, лиса испугалась, уточка спасена, дождалась свою семью)

В одном лесу жила маленькая уточка. Звали её Серая шейка. Пришла холодная зи.

В одном лесу жила маленькая уточка. Звали её Серая шейка. Пришла холодная зима и выпал первый снег. Уточка научилась сама добывать себе пищу, приспособилась к морозам и даже подружилась с зайчиком. Вода в пруду с каждым днем замерзала все больше и больше. Злая лиса учуяла добычу и стала каждый день приходить к пруду и терпеливо ждать, когда вода в ней совсем замерзнет. В один морозный день лисица решила напасть на долгожданную добычу. Вдруг отважный зайчонок толкнул лисицу в спину. Та не удержалась на скользком льду и упала в ледяную воду. Дрожащая хищница еле вылезла из полыньи и что было сил бросилась бежать. Больше её никогда не видели. А уточка дождалась весны и снова встретилась со своей семьёй, прилетевшей из тёплых краёв.

В _________жила _______ уточка. Звали её ______. Пришла ______ зима и выпал _.

В _________жила _______ уточка. Звали её ______. Пришла ______ зима и выпал ________. Уточка научилась __________себе пищу, приспособилась к ____ и ______с зайчиком. Вода _______с каждым ____ замерзала _______________. 1 часть

Злая _______учуяла ______ и стала _________приходить к ________ и терпеливо ж.

Злая _______учуяла ______ и стала _________приходить к ________ и терпеливо ждать, когда _____________. В один _______ день лисица_______ __________на долгожданную ____________. 2 часть

3 часть Вдруг __________________толкнул ______ в спину. Та не удержалась на _.

3 часть Вдруг __________________толкнул ______ в спину. Та не удержалась на ________и упала в _______ воду. Дрожащая _________ еле вылезла из полыньи и что было сил_______ ____________. Больше ___ никогда не _______. А уточка дождалась ______ и снова _________ со своей семьёй, прилетевшей из _________ ______________________ .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Обучающее изложение". Цель урока: развивать умение передавать содержание текста по составленному плану, учить правильно писать слова с изученными орфограммами, развивать речь.

Урок русского языка в 3 классе

подготовила учитель начальных классов

Лариса Викторовна Молнар

Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, Ведь съедобна . сыроежка.

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна .

С. 70, упр. 129 (уч) Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка. Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой. Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком – тюк! – в воду. Попила водички и полетела на берёзу.

С. 70, упр. 129 (уч)

Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка.

Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой.

Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком – тюк! – в воду. Попила водички и полетела на берёзу.

Изложение - Выберите подходящий заголовок. На лесной полянке Про сыроежку Удивительная сыроежка Лесная тарелка

- Выберите подходящий заголовок.

На лесной полянке

Про сыроежку

Удивительная сыроежка

Лесная тарелка

-Выберите название 1 абзаца: Лесная полянка. Две березки. Сыроежка на полянке. Сыроежка на полянке. Большая тарелка с водой. Питье для птички. -Выберите название 2 абзаца: Сыроежка. Огромная сыроежка. Большая тарелка с водой. -Выберите название 3 абзаца: Птичка. Птичка прилетела. Питье для птички .

-Выберите название 1 абзаца:

Лесная полянка.

Две березки.

Сыроежка на полянке.

Сыроежка на полянке.

Большая тарелка с водой.

Питье для птички.

-Выберите название 2 абзаца:

Огромная сыроежка.

Большая тарелка с водой.

-Выберите название 3 абзаца:

Птичка прилетела.

Питье для птички .

1абзац. Где росла сыроежка? Что было рядом? 2абзац. Каков внешний вид сыроежки? На что она была похожа? 3 абзац. Что делала птичка на краю сыроежки? Опорные слова: Полянка, две березки, брусничник. Огромная, старая, края загнулись, тарелка, наполненная. Птичка, попила, полетела.

Где росла сыроежка? Что было рядом?

Каков внешний вид сыроежки? На что она была похожа?

Что делала птичка на краю сыроежки?

Опорные слова:

Полянка, две березки, брусничник.

Огромная, старая, края загнулись, тарелка, наполненная.

Птичка, попила, полетела.

Повторим орфограммы Л е сная, п о лянка, з е лёном, б о л ь шую, в о дой, сл е тела, пол е тела, нап о минала, кр а я.

Л е сная, п о лянка, з е лёном, б о л ь шую, в о дой, сл е тела, пол е тела, нап о минала, кр а я.

Повторим орфограммы Б е рё з ки, сыр о е ж ка, т а релка, брусни чн ик, пти чк а, в о ди чк а.

Б е рё з ки, сыр о е ж ка, т а релка, брусни чн ик, пти чк а, в о ди чк а.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление плана Назовите основную мысль в этой части. Озаглавьте её. Какие рисунки подходят к этой части? Выпишем опорные слова к этой части

Составление плана

  • Назовите основную мысль в этой
  • части. Озаглавьте её.
  • Какие рисунки подходят к этой части?
  • Выпишем опорные слова к этой части

2. Как кот наказал кур Прокрался к курам, с победным криком, с писком взлетели, бросились удирать, впереди мчался, за ним нёсся, лапой бил, летели пыль и пух.

2. Как кот наказал кур

Прокрался к курам, с победным криком, с писком взлетели, бросились удирать, впереди мчался, за ним нёсся, лапой бил, летели пыль и пух.

Составление плана Прочитайте третью часть. Назовите основную мысль в этой части. Озаглавьте её. Выпишем опорные слова к этой части

Составление плана

  • Прочитайте третью часть.
  • Назовите основную мысль

в этой части. Озаглавьте её.

к этой части

3 С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

3 . Хозяин и сторож С тех пор, опасались воровать, ходил по дому и саду.

3 . Хозяин и сторож

С тех пор, опасались воровать, ходил по дому и саду.

Словарная работа С о вершил, благ о р о дный, склёв ы в а ть, т а релок, п о бедн ы м, крик о м, с писк о м, брос и лись, уд и рать, вп е р е ди, нё сс я, передн е й, лап о й, о п а сались, в о р о вать, х о зя и н, стор о ж.

Словарная работа

С о вершил, благ о р о дный, склёв ы в а ть, т а релок, п о бедн ы м, крик о м, с писк о м, брос и лись, уд и рать, вп е р е ди, нё сс я, передн е й, лап о й, о п а сались, в о р о вать, х о зя и н, стор о ж.

Восстанови события

Восстанови события

Написание изложения

Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу.

С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.


Познакомятся с текстом И.Соколова-Микитова "В берлоге"; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять план текста; записывать текст по составленному плану. Узнают интересную информацию про медведя.

Содержимое разработки

Развитие речи, применение знаний на практике

Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать умение членить текст на микротемы; способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста; дать возможность учащимся проявить творческие способности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с текстом И.Соколова-Микитова; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять план текста; записывать текст по составленному плану

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять сравнение; регулятивные: высказывать свое предложение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность проводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Компьютеры, презентация, карточка с текстом изложения, карточки-помогайки.

Русский язык . 3 класс. Школа России. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно-составленному план

Используемая образовательная технология: информационно-коммуникативная. Используемая презентация заменяет доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрации, формирование орфографических умений.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на уроке. Приветствует учащихся.

- Проверим готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок-

Определяют уровень готовности.

Принимать и сохранять организационные задачи.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Отвечают на вопросы учителя. рассказывают о выполненной дома работе.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

- Прочитайте тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

-Сегодня на уроке будем учиться писать подробное изложение на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

-Сегодня мы научимся составлять план текста; будем писать подробное изложение.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. делать выводы.

Подготовка к восприятию текста.

Загадывает загадку, показывает презентацию про медведя.

-Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.

- Что вы знаете о медведе?

- Почему его так назвали?

- Живет ли он в нашем крае?

-В каких сказках встречается это животное?

- Как народ называет медведя?

Медведь- представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Длина тела достигает 3 метра, высота – 135 см, масса – 700кг. Шерсть зверя окрашена в черный или бурый цвет в зависимости от вида. Он всеяден, но предпочтение отдает растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет. Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Как заяц, петляет он по кустам, воде, скачет вбок от следа. В берлоге он ложится головой ко входу. Зимой на подошвах у него нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, согревая от холода, и причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя зимой в лес.

Отгадывают загадку, смотрят и слушают рассказ учителя.

Осуществлять анализ объектов. Формулировать свое мнение. Строить монологические высказывания.

Чтение и анализ текста (карточка с текстом)

Организует работу с текстом. Задает вопросы.

- Определите тему, основную мысль.

-Какой это тип текста?

- Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

- Докажите, что это повествовательный текст.

- Итак, в тексте говорится о событиях, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.

Ученики выразительно воспроизводят текст, остальные следят. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и основную мысль текста. Указывают тип текста.

-Это текст повествовательный.

- В тексте-повествовании говорится о сменяющихся друг друга действиях, о последовательных событиях.

Осуществлять анализ объектов.

Составление плана текста

Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по тексту.

- Чем занимался медведь осенью?

- Как называется медвежье жилье?

- Как медведь готовил берлогу?

- Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?

- Когда ему лучше спится?

- Сколько частей в тексте выделил автор?

- Определите мысль каждого абзаца.

- Составьте план нашего текста.

- Предлагаю вынести план на доску.

Делят текст на части. Определяют микротему каждого абзаца. Составляют план к тексту. Записывают план на доске и в тетради.

- Осенью медведь бродил по лесу, ел сладкие корни растений и ягод.

- Медвежье жилье называется берлога.

- Медведь нашел большую ель и вырыл яму, выстелил ее душистой хвоей, сухим мхом, натаскал веток и закрыл вход.

- Залегает медведь в берлогу ранней зимой. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

- В тексте три части

1. Медведь нагуливает жир.

2. Подготовка берлоги.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Организует лексико-орфографическую работу по тексту изложения. Предлагает ученикам работу на компьютере со словами, где пропущены буквы.

Проводит физкультминутку.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

-Прочитайте предложения, в которых есть тире и запятые

-Какое значение у слова хвоя? Жир нагуливал?

Вставляют пропущенные буквы.

М.едве.ь, ос.нь, бр.дил, сла.кие, х.л.днее, выст.лил, мя.кой, нат.скал, вхо., медвеж.е, зал.гает, с.льнее, моро..

Объясняют значения слов.

-жир нагуливал- ел много, наедался

Хвоя –видоизмененные листочки-иголки. Они бывают у хвойных растений.

Подбирают синонимы к словам.

медведь- он, зверь.

Понимать на слух ответы одноклассников. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Устное изложение текста. Написание изложения

Организует устное изложение текста.

- Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Подберите вместе опорные слова к каждой части плана.

- Перескажите текст по плану, используя опорные слова.

Называют опорные слова по тексту.

Несколько человек пересказывают текст изложения.

Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.

- Предлагаю 3 учащимся зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

- Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?

- Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повтора слов?

- Были ли у кого недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

-Какой этап урока у вас вызвал трудности?

Аргументировать свою позицию. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Проговаривает и объясняет домашнее задание.

- Найти и записать загадку про медведя.

Внимательно слушают, задают вопросы.

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.

Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога – медвежье жилье.

Залегает медведь в берлогу ранней зимой. Там тепло и уютно. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

Картинки из презентации.





-75%

Читайте также: