Изборник святослава краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Болгарский кодекс и русский список 1073 г. явились оригиналом для многих древнерусских и южнославянских рукописей. В настоящее время известны следующие рукописи, в той или иной степени соотносимые с И.: Хилендарский список, сербской редакции, XIII в. (Хилендарский монастырь, № 24; фрагменты списка – БАН, 13.7.1 и ГБЛ, собр. Григоровича, № 19); Бухарестский список XIII–XIV вв. (Б-ка Румынской АН, mss, slav., № 72); Онфимов список 1403 г. (ГИМ, Синод. собр., № 275, переписан монахом Андроникова монастыря Онфимом); Бухарестский, сербской редакции, XV в. (Б-ка Румынской АН, mss. slav. № 310); Толстовский XV в. (ГПБ, Q.I.208); Румянцевский XV в. (ГБЛ, собр. Румянцева, № 6); Кирилло-Белозерский 1445 г. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 5/1082); Софийский XV–XVI вв. (ГПБ, Соф. собр., № 1285); Барсовский 1519 г. (ГИМ, собр. Барсова, № 309); Виленский XVI в. (Б-ка АН ЛитССР, slav. № 260); Кирилло-Белозерский XVI в. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 7/1157); Волоколамский XV в. (ГБЛ, Волок. собр., № 496); Синодальный XVI в. (ГИМ, Синод. собр., № 561); Перемышльский XVI в. (Национальная библиотека в Варшаве, шифр: akcessji, № 2699); Синодальный XVI–XVII вв. (ГИМ, Синод. собр., № 558); Овчинниковский 1619 г. (ГБЛ, собр. Овчинникова, № 108); Егоровский, первой четверти XVII в. (ГБЛ, собр. Егорова, № 745); Ленинградский XVII в. (БАН, 33.8.15); Уваровский XVII в. (ГИМ, собр. Уварова, № 757), Единоверческий, XVIII в. (ГИМ, Единоверческое собр., № 34). По заключению Н. Н. Розова, списки Онфимов, Кирилло-Белозерский 1445 г., Барсовский 1519 г., Толстовский и Волоколамский наиболее близки к списку 1073 г. Помимо перечисленных имеется несколько копий, изготовленных уже в XIX в. Богатая рукописная традиция свидетельствует о большом интересе, проявлявшемся к И. в древнерусской и славянской письменности вплоть до XVII в. И. позволяет также судить о высоком уровне болгарской книжной культуры.

Изд.: Калайдович К. Иоанн экзарх Болгарский. М., 1824, с. 102–104, 133–136 (отрывки); Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 г. СПб., 1880 (фототип. изд.); Изборник великого князя Святослава Ярославича 1073 г. С греческим и латинским текстами. – ЧОИДР, 1882, кн. 4 (издана первая половина текста); Изборник Святослава 1073 г. M., 1983, кн. 1. Изборник Святослава 1073 г.: Факсимильное издание; кн. 2. Научный аппарат факсимильного издания.

О. В. Творогов

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Славянский четий сборник, важнейший источник по истории славянской переводной литературы, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межславянских средневековых культурных связей, древнеболгарского и древнерусского литературного языка, древнейшей истории кириллического письма (смотрите Кирилл и Мефодий), памятник древнерусского изобразительного и орнаментального искусства.

Изборник украшен 5 миниатюрами, изображающими семью князя Святослава Ярославича в предстоянии Спасителю, восседающему на престоле (на развороте л. 1 об.- 2), отцов Вселенских Соборов в архитектурном обрамлении (Л. 3, 3 об., 128, 128 об.), а также заставками и инициалами роскошного византийского (эмальерного) стиля, рисунками с изображениями знаков зодиака (Л. 250 об.- 251) и др. В болгарской искусствоведческой литературе миниатюры (включая портрет княжеской семьи) и орнаментику Изборника принято рассматривать в качестве копий, восходящих к болгарскому оригиналу 1-й трети X века. В исследованиях отечественных искусствоведов отмечается связь иллюминации рукописи с образцами современного ей византийского книжного искусства.

История рукописи с момента создания до начала XV века неизвестна. Высказанное в литературе мнение о том, что во 2-й половине XIV века Изборник находился в Суздальско-Нижегородской епархии (Лихачёв Д. С. К вопросу о судьбе рукописи Изборника 1073 года в XIV веке // Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. Л., 1976. Т. 1. С. 42-44), основано на неточной датировке и атрибуции записи XII-XIII веков на обороте листа 122 (см.: СКСРК, XI-XIII. С. 37) с упоминанием епископа Дионисия. В начале XV века кодекс 1073 года, вероятно, находился в Москве, возможно в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре, где в 1403 году с него был сделан список на пергамене (ГИМ. Син. № 275). Один из писцов последнего, Онфим, сделал пометы на копируемом оригинале.

Изборник как литературный памятник

Болгарский оригинал Изборника относится к жанру антологий. Греческие источники Изборника наиболее подробно рассмотрены в монографии М. В. Бибикова (Бибиков. 1996 год), где собраны сведения о 22 греческих рукописях X-XVI веков, сходных по тексту (вопросо-ответы Анастасия Синаита) и восходящих к кодексу, который послужил архетипом древнеболгарского перевода. Из древнейших к Изборнику наиболее близки греческие рукописи X века. Paris. Coislin. 120 и Vat. gr. 423.

Основную часть содержания Изборника (около 3/4 объема) составляет эротапокритическое (вопросо-ответное) сочинение с именем Анастасия Синаита в заглавии. (Мнения исследователей по поводу личности автора расходятся; смотрите: Анастасий Синаит, прп.; КМЕ. Т. 2. С. 50-51). Окончательное оформление и редактирование сочинения было завершено в IX веке, когда в текст были включены статьи, отвечающие интересам времени (например, в защиту иконопочитания). В совокупности материал представляет собой свод кратких толкований с ответами на широкий круг вопросов, которые могли возникнуть у мирянина при чтении Священного Писания и(или) по различным житейским проблемам.

Благодаря Изборнику славянский читатель знакомился с многочисленными (35) именами византийских авторов - преимущественно выдающихся представителей патристики - от древнейшего периода апологетики до конца святоотеческого периода. Наряду с сочинениями отцов Церкви, уже знакомых новообращенным христианам по др. переводам, в Изборник включены фрагменты сочинений менее известных авторов: Климента Александрийского, священномученика Иринея, епископа Лионского, мученика Иустина Философа, преподобного Исидора Пелусиота, Феодорита, епископа Кирского, святителя Епифания Кипрского, святителя Диадоха, епископа Фотикийского, Олимпиодора, святого Максима Исповедника и др. Через посредство Изборника в славянские литературы вошли имена авторов, признанных православной Церковью еретиками, чьи сочинения позднее исчезли из книжного репертуара,- Оригена, Евсевия Кесарийского, Севира, патриарха Антиохийского.

Перевод греческого памятника имел прежде всего просветительную цель. В эпоху, когда Изборник переводился в Болгарии, и позднее, когда он получил известность на Руси, его статьи выполняли важную идеологическую и общественную функцию, способствуя преодолению языческого мировоззрения и утверждению христиианских взглядов. Кроме того, перевод столь разнообразных сочинений оказывал влияние на развитие литературного языка в Болгарии, на Руси и в Сербии.

Иллюстрация:

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 2 об.). Архив ПЭ.

Издания:

Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г. / ОЛДП. СПб., 1880 [фототип. изд.];

Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. [Ч. 1]: Факс. изд.; [Ч. 2]: Науч. аппарат; Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.). София, 1991. Т. 1 [Изслед. и текст]; Т. 2 [Указ.].

На Руси воспользовались готовыми переводами на древнеславянский язык греческих энциклопедических сборников, сделанными в Болгарии при царе Симеоне, а также начали создавать сборники, включавшие в свой состав отдельные произведения отцов церкви и произведения оригинальные, зачастую приписанные признанным авторитетам византийской патристики[15]. Изучение Изборников позволяет уяснить характер умственной, нравственной жизни того времени, а также лучше разобраться в художественном своеобразии оригинальных произведений древнерусской литературы.

Первым дошедшим до нас древнейшим философско-дидактическим сборником является знаменитый Святославов Изборник 1073 г., созданный в Болгарии для царя Симеона и переписанный в Киеве дьяком Иоанном для великого князя киевского Святослава Ярославича.

Сборник был ориентирован в первую очередь на великого князя и его ближайшее окружение. Инициативу по переписке сборника царя Симеона проявил, очевидно, еще старший брат Святослава — великий князь Изяслав Ярославич, и только после того, как Святослав отнял у него Киевский стол в 1073 г., в послесловии сборника появилось имя Святослава, и к рукописи был пришит согнутый пополам лист пергамента с изображением Христа и самого великого князя Святослава и его семьи.

Что же заставило Ярославичей обратиться к сборнику болгарского царя? Видимо, к этому вынудили их бурные события конца 1060-х — начала 1070-х гг.: восстание горожан в Киеве в 1068 г., появление там же волхва в 1071 г., предсказаниям которого верили, и, наконец, восстания смердов в Ростовской области на Бел озере, Волге и Шексне, во главе которых встали волхвы.

В его составе 276 статей, хотя оглавлением зафиксировано всего 189. Они содержат извлечения из творений Кирилла Александрийского, Иустина Философа, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Михаила Синкелла Иерусалимского, Анастасия Синаита, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Диодоха, Марка Чернеца, Дионисия псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника, Исидора, Нила Синайского, Никифора архиепископа Константинопольского, Олимпиадора, Феодорита, Епифания Кипрского и др.

Таким образом, отличительная особенность его — энциклопедизм. В нем давались ответы на самые различные вопросы философско-богословского, нравственного и исторического содержания.

По жанру входящие в состав Изборника 1073 г. статьи могут быть отнесены к широко распространенным дидактическим произведениям учительного слова, слова обличительного, философского трактата, информационно-справочной статьи. Для своего времени, когда художественное творчество еще не являлось самостоятельной областью общественного сознания, эти жанры наряду со своей чисто практической дидактической функцией выполняли и функции художественные, поскольку авторы стремились сделать свои произведения ясными, доступными и запоминающимися.

Все поучения и наставления носят обобщенный характер. В них говорится о человеке вообще, который должен следовать в своей жизни определенным нормам идеальной, вечной христианской морали. Большое место здесь занимают рассуждения о добре и зле. Касается Изборник и вопросов, связанных с несправедливостью земной жизни.

Ряд поучений, помещенных в Изборнике, обращен непосредственно к читателю-слушателю. С этим связано характерное синтаксическое построение фразы, где логическое ударение падает на глагол, стоящий, как правило, в повелительном наклонении.

В отдельных главах мы встречаем широко разработанную художественную систему эмоционального воздействия на читателя-слушателя.

Следует также обратить внимание на характер используемых в статьях Изборника сравнений. Они связаны с миром природы, с земледельческим трудом.

Кроме того, в Изборнике приводятся сведения по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике, этике и логике.

По внешнему виду Изборник 1076 г. резко отличается от предыдущего — торжественного, парадного. Он относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций. Изборник 1076 г., в отличие от Изборника 1073 г., текст которого приближен к греческим и болгарским оригиналам, является в определенной степени переложением, включающим стилистическую и лингвистическую правку древнерусского составителя. Текст там русифицирован, в него введены отдельные слова и выражения из древнерусского быта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мутный сон Святослава

2.16. Чаши, сделанные из отрубленных голов двух королевичей, сыновей Этцеля-Святослава — это рассказ об отрубленной голове князя Святослава, превращённой в чашу

Правление Святослава

Правление Святослава Свендослав, сын Ингвара, Святослав Игоревич (942–972) — первый русский князь, о котором мы точно знаем не только годы правления, но и годы жизни. И относительно которого нет никаких сомнений, что это один человек, а не несколько.Византийцы называли его

2.16. Чаши, сделанные из отрубленных голов двух королевичей, сыновей Этцеля-Святослава — это рассказ об отрубленной голове князя Святослава, превращенной в чашу

Походы Святослава

Походы Святослава

Походы Святослава

Походы Святослава Если кому-то из первых князей и суждено было сравняться славой с Олегом Вещим или Олдом, то разве что Святославу, получившему именование Храброго. "Когда Святослав вырос и возмужал, – пишет летопись, – стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был,

Путем Святослава

Путем Святослава Планируя, что летом 1944 года главный советский удар будет нанесен в сторону Дуная и Балкан, немцы проявляли на южном направлении высокую активность. Их войска неоднократно атаковали на севере Румынии части 2-го Украинского фронта, которые углубились туда

Триумф Святослава

Триумф Святослава Неудачно сопротивлялся Хазарии в начале Х в. и Киев. Мы помним, что попытка русов захватить Самкерц и утвердиться на берегах Азовского моря вызвала ответный поход полководца Песаха и поставила Киев в положение данника итильских купцов-рахдонитов. При

Гибель Святослава

Княжение Святослава

Гибель Святослава

Череп Святослава

Череп Святослава Со Святославом вроде все ясно. Образ его настолько ярко выписан летописцем, что слова негде воткнуть.Начал боевую карьеру в раннем детстве, пробросив копье между ушей коня, в карательной экспедиции на древлян. Ходил в походы налегке — спал, подложив под

26. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА


Рукопись содержит 266 листов, написанных двумя писцами уставом в два столбца на пергамене. Она украшена великолепными миниатюрами, прекрасными заставками, инициалами и рисунками знаков зодиака на полях. Ценнейшей является миниатюра с изображением великокняжеской семьи Святослава. Учёные отмечают высочайшую культуру книжного письма и изысканность оформления рукописи. Первый писец – дьяк Иоанн, упомянутый в записи и написавший 85 листов рукописи – очевидно, руководил работой по её созданию. Второму писцу, чьё имя неизвестно, принадлежит основная часть текста. Имеется и противоположная гипотеза, согласно которой Иоанн является вторым писцом рукописи.

Приходите познакомиться с уникальным изданием в сектор редкой книги областной библиотеки им. А. К. Югова.

Читайте также: