Из жизни отдыхающих краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Содержание

Сюжет

В одном из крымских домов отдыха, дождливой осенью, посреди бесконечных разговоров о здоровье и обязательного курортного флирта, зарождается любовь двух одиноких и замкнутых людей, почти смирившихся со своим одиночеством…

В ролях

Съёмочная группа

    и постановка: Николай Губенко
  • Оператор-постановщик: Александр Княжинский
  • Художник-постановщик: Александр Толкачёв : Исаак Шварц

Технические данные

Ссылки

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 1980 года
  • Фильмы СССР 1980 года
  • Мосфильм
  • Фильмы Николая Губенко
  • Фильмы-мелодрамы СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Из жизни отдыхающих" в других словарях:

ИЗ ЖИЗНИ ОТДЫХАЮЩИХ — ИЗ ЖИЗНИ ОТДЫХАЮЩИХ, СССР, Мосфильм, 1980, цв., 84 мин. Драма. В одном из крымских пансионатов, в обстановке бесконечных разговоров о здоровье, пересказов бытовых драм и обязательного курортного флирта зарождается любовь двух немолодых людей. В… … Энциклопедия кино

Из жизни отдыхающих (фильм) — Из жизни отдыхающих Жанр Мелодрама Режиссёр Николай Губенко … Википедия

Губенко, Николай Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Губенко. Николай Губенко Имя при рождении … Википедия

Бурков Георгий Иванович — (1933 1990), актёр, заслуженный артист РСФСР (1980). В 1965 80 в Московском драматическом театре им. Станиславского, в 1980 88 (с перерывами) во МХАТе, в 1984 87 в Московском драматическом театре им. Пушкина. Острохарактерный комедийный актёр;… … Энциклопедический словарь

АДОМАЙТИС Регимантас — Войтек (р. 31 января 1937, Шауляй, Литва), литовский актер, народный артист СССР (1985). Окончил физико математический факультет Вильнюсского университета (1959), затем актерский факультет Литовской консерватории (1962). В 1962 1968 актер… … Энциклопедия кино

БУРКОВ Георгий Иванович — (31.05.1933, Пермь 19.07.1990, Москва), актер, заслуженный артист РСФСР (1980). Учился на юридическом факультете Пермского университета (1952 1956), в вечерней студии при Пермском драматическом театре (1955 1958). Работал в театрах Перми,… … Энциклопедия кино

ГУБЕНКО Николай Николаевич — (р. 17 августа 1941, Одесса), российский актер, режиссер, сценарист; лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1973); заслуженный артист РСФСР (1985); народный артист России. В 1962 63, параллельно учебе во ВГИКе, учился в… … Энциклопедия кино

Осень нынче холодна. А мне всегда нравится, когда время действия художественного произведения совпадает с тем, что за окном. И тут замечательно в настроение попал фильм Николая Губенко “Из жизни отдыхающих”.

Это очень интеллигентная лента с отчетливо выраженным чеховскими мотивами. Нет, переклички ни с одной его пьесой не найти. Но общая тональность выдерживается. Да и сам Антон Павлович упоминается. Есть там персонаж, который бегает с траурным венком по местам отдыха великих писателей. То пытается найти ночлег Толстого, то ищет домик Чехова. А первый разговор главных героев - она играет с псом. Это ж просто дама с собачкой. Кстати, тоже о курортном романе.

Надежда и Алексей красивые люди около 40 лет. Она замужем, у нее дочь в следующем году в вуз поступать будет. До его появления в пансионате она скучала в обществе сплетниц и галантных по отпускной традиции кавалеров. И все прочие персонажи уходят в тень, мы можем лишь догадываться, как они там “амурничают”. Хотя можно это предполагать с большой долей вероятности. Вспомнил, как моя 29-летняя коллега по заводу делилась неприятными впечатлениями от поведения женщин более старшего возраста в санатории. Тетки уже осознали, что “живем однова”, и пустились в настоящий разгул. А ее осадили замечанием, что ничего-то она не понимает.

У наших героев не разврат. У них обычная советская жизнь - серая, будничная. Из нее хочется найти какой-то выход. А тут море, горы, воздух, золотая осень в Крыму. Все условия для соблазна. Два одиночества притягиваются. Они почти не говорят о любви, но явно хотят ее. А среди окружающих для него нет никого интереснее ее. И для нее есть только он.

Есть ли будущее у курортного романа? Опытные в этих делах люди относятся к таким увлечениям как к самодостаточной сказке. Но это цинизм. Надежда и Алексей иные, поэтому им явно будет тяжелее. Это в полном смысле авторская картина: Губенко и сценарий написал. С замечательными, психологически точными диалогами. Таких было мало и в советском, и в современном нашем кино. Впрочем, для искусства современность не главное понятие. Да, ситуация из жизни отдыхающих сейчас не могла бы полностью повториться. Все-таки мы ушли от социалистического сервиса, когда незнакомых людей селили в одной комнате. Но ничто не мешает нам взять книгу или посмотреть фильм - мысли и чувства на бумаге или пленке стареют куда медленнее нас.

В этой обстановке бесконечных разговоров о здоровье и его отсутствии, пересказов бытовых драм и обязательного курортного флирта зарождается любовь двух немолодых людей Надежды Андреевны и Алексея Сергеевича.

Крым, осень, море, туман, желтые листья, дождь.
Любовь.

Фильм нравился всегда, сейчас пересмотрела - впечатление не изменилось.
Конечно, весь фильм - это явная чеховщина, с легкой примесью Феллини - туман приполз прямиком из "Амаркорда", а музыка Исаака Шварца поразительно напоминает мелодии Нино Рота.
Еще одна ассоциация - рядом с санаторием снимается кино, и персонажей-отдыхающих призывают сниматься в массовке, и герой Солоницына катается на старинном трехколесном велосипеде - и съемки эти, и велосипед всегда напоминают мне о "Рабе любви" Никиты Михалкова.

Фильм красивый, с удивительной атмосферой горечи и нежности, грусти и надежды, иронии и жажды любви.
Шесть героев образуют к концу фильма пары:
Регимантас Адомайтис — Алексей Сергеевич Павлищев и Жанна Болотова — Надежда Андреевна:

Георгий Бурков — Аркадий Павлович и Мария Виноградова — Марго / Маргарита Серафимовна:

Лидия Федосеева — Оксана и Виктор Филиппов — безымянный колхозник. Но это такая пара не любовная, а дружеская, даже родственная, я бы сказала: они просто как брат и сестра, настолько одинаковы.
Еще двое остаются неприкаянными: Ролан Быков — массовик-затейник Виктор Леонидович Лисюткин и Анатолий Солоницын — Толик Чикин.

Все персонажи, кроме двух главных, вышли даже не из Чехова - из Антоши Чехонте, настолько они остроумно и ярко придуманы и воплощены. Маленькие человеки с большими страстями. Одни из них прикидываются более важными, чем они есть, привирают и наигрывают, другие простодушны и прямолинейны. Но все они замкнуты каждый в свой кокон, говорят только о своем и не слушают другого.

Надежда, сыгранная Жанной Болотовой, выглядит здесь, в этом странном и слегка абсурдном мирке, белой вороной. Отстраненная, замкнутая, молчаливая, она постепенно раскрывается, как роза - вылезает из своей шерстяной кофты и щеголяет элегантными нарядами. Но и тогда, и теперь - мне чего-то в ней не хватает. Я поняла - она никакая. Пустая форма, куда ты сам заливаешь содержимое. Она может быть и несчастной одинокой женщиной, жаждущей любви, а может - маленькой хищницей, кошечкой, запустившей коготки в лакомую добычу. Обе трактовки прочитываются.

Вот она - еще в вязанке:

А вот - уже в виде красавицы:

Не хватило чуть-чуть, чтобы вышла романтичная лав стори - чуть чуть тепла, нежности, сострадания. Хотя, может быть, так и было задумано режиссером.

Герой Регимантаса Адомайтиса тоже молчалив, но он более выразителен в своем молчании и одиночестве. За его отстраненностью чувствуется глубина и тайна. А может, он просто лучше как актер. А может просто нравится мне, как мужчина!
:)

А ведь в самом конце, когда уже между ними все решено - ну, почти решено: "Я постараюсь понравиться твоей дочери";"Как посмотрит на меня твоя мама" и все такое - она уходит "в народ", в цыганочку, пляшет вместе со всеми, а он - остается один за столиком. Один. И взгляд у него задумчивый.

В фильме множество милых, смешных мелочей: и душераздирающий вопль невидимого страдальца "Люююуууууусяяяааааа. ", и мальчик на велосипеде, "стреляющий" у отдыхающих трешки, и странный старичок, разыскивающий домик Чехова, и голуби, и собака.

Каждый персонаж - маленький шедевр!
Про Ролана Быкова ничего не скажу - нет таких слов, чтобы передать мой восторг и любовь! Он - единственный и неповторимый.

Прекрасен Георгий Бурков - нелепый длинный человек, повар-посол.

Великолепна Мария Виноградова! Уникальная актриса, способная сыграть одинаково достоверно и колхозницу и графиню. Как она манерно изысканна, зло иронична, всевидяща и. беззащитна в своем одиночестве. Как точна ее речь - все эти "она совсем обалдела!" - на фоне вечернего бордового платья и жестов аристократки в изгнании!

Анатолий Солоницын, так рано ушедший - не дожил до 50. Актер Тарковского ("Андрей Рублев", "Сталкер") - некрасивый, но по-мужски обаятельный.

И Тамара Якобсон, сыгравшая эпизодическую роль. Ничего не могла найти о ней в сети, кроме того, что она была ведущей актрисой театра имени Комисаржевской.
Вот единственное фото:

Она такая и в фильме - ей, наверное, уже под 70, если не больше. Красавица.
Насколько помню, она пол-жизни провела в сталинских лагерях, попав туда "за красоту" - как и многие другие актрисы. Несмотря на свою утонченность и хрупкость, была человеком необычайной силы воли, жестким и ироничным. Этот фильм, похоже, единственный, где она снялась. Обратите внимание, КАК звучит в ее устах фраза: "Ну, Октябрьскую революцию мы встретили радостно. " Радостно, ага.
А потом, чуть дальше, послушайте, как она говорит, вспоминая ушедшую молодость - Маяковского, подарившего ей книжку, кабаре "Летучая мышь" - а ее уже и не слушает никто: "Кажется, что все это было - вчера. "

И в заключение немножко Жанны Болотовой и Регимантаса Адомайтиса:

А вот такой Адомайтис ныне (На Жанну - лучше не смотреть. )

Жалко, не нашла его фотографии в рост - он так хорош: стройный, длинноногий. Как сказала бы Марго - "обалденная фигура"!
Они вообще отличались стройностью, элегантностью и загадочностью - все эти "горячие прибалтийские парни" - Адомайтис, Будрайтис, Бруно Оя.
Вот кто не видел - замечательный фильм "Никто не хотел умирать" - рекомендую!
Но сама, правда, не пересматривала с тех времен. Надо бы посмотреть - интересно, как будет сейчас восприниматься.

1947 год. В литовских лесах еще прячутся вооруженные банды. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Теперь погиб старый Локис. На похоронах четверо его сыновей клянутся уничтожить банду Домового


Просто общая атмосфера осеннего Крыма, где собрались отдохнуть в санатории типичные советские люди, полна обреченности чеховского вишневого сада, который вот-вот будет вырублен.

Во-первых, все герои предельно доброжелательны, кроме сплетницы Марго (великолепная роль Марии Виноградовой), но и она жаждет любви.


Во-вторых, всем нечем заняться, кроме как мечтать о противоположном поле, делать из еды культ (столовая – одно из основных мест действия) и безвредно побухивать.


В-третьих, кроме культа еды, у героев громадный культ заграницы. Вечно плохо себя чувствующая дамочка (Лидия Федосеева — Шукшина) и тракторист-передовик (Виктор Филиппов) перебрасываются за столом хвастливыми впечатлениями об Италии, а посольский повар (Георгий Бурков) изображает из себя дипломата.


На этом фоне разыгрывается начало романа вроде выбивающихся из общего ряда отдыхающих Алексея Павлищева и Надежды Андреевны. Но выбиваются они не очень, являясь таки частью коллектива, потому острого драматичного конфликта нет. Двое одиноких вроде нашли друг друга. Ключевое слово здесь вроде. Верится в продолжение курортного романа на большой земле, но в счастливый его финал нет.


Хороша также фигура массовика – затейника в исполнении Ролана Быкова. Именно с его подачи разразится финальный концерт с участием ансамбля цыган, где сойдутся в пляске все герои, провожая не только промелькнувший отпуск, но и стабильное спокойствие, которое вот-вот пошатнут ветры перемен.


Хорошее авторское кино, сделавшее печальный прогноз на несколько лет вперед.

Читайте также: