Иван меньшой разумом большой краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Сборник русских народных сказок в пересказе А. Нечаева с иллюстрациями замечательных советских художников.
. Ходил, ходил старик по лесу с утра день до вечера, не привелось ему заполевать ни птицы, ни зверя, не хотелось без добычи домой идти, да что станешь делать? Солнышко на закате — надо домой попадать. Только тронулся в обратный путь, как вдруг совсем рядом захлопала крыльями и поднялась из-под куста большая птица невиданной красоты.

Содержание:
Иван, вдовий сын
Чудесные ягоды
Мужик и царь
Про бедного и богатого брата
Солдат Семен - скорый гонец
Барин и плотник
Иван-царевич и Марья Моревна
Находчивый солдат
Болтливая баба
Сказка об Иване-богатыре
Мудрая жена
Солдат и Смерть
Скатерть-самобранка, кошелек-самотряс и Двое из сумы
Беззаботный монастырь
Матюша Пепельной
Умный мужик
Как барин коней высиживал
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Умный работник
Летучий корабль
Как бедняк с барином обедал
Иван Меньшой - разумом большой

Жил-был старик со старухой. Старик ходил в лес дрова рубить. Нашел он как-то в лесу тридцать три яйца, взял их домой, но по дороге они у него стали вываливаться по одному и превращаться в добрых молодцев…

Иван Меньшой — разумом большой читать

Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был старик со своей старухой. Ну, старик ничего другого не мог работать, как уж он был очень старый, — ходил в лес дрова рубить.
Раз он пошел на свою работу, и только зашел в лес, смотрит — лежит на кусту девять яиц.

«Когда они пришли домой, бабка смотрит, у них теперь тридцать три сына. Она накрыла стол и стала их кормить. Вот когда они поели, заговорил Иван Меньшой — Разумом Большой:
— Ну, отец, умел нас найти, умей нам работу дать.
— Да какую я вам работу дам?
— А поди в кузницу, закажи тридцать три косы, а мы в это время тридцать три грабли сделаем.

Отец пошел в кузницу, заказал тридцать три косы. Пока ходил он, да ковали, ребята сделали тридцать три грабли. Теперь и говорит отцу Иван Меньшой — Разумом Большой:
— Ну, теперь куда пойдем работать?
— Да я не знаю.
— Не знаешь, так пойдем царский заповедный луг косить.
С утра и пошли. А этот Иван Меньшой — Разумом Большой не косит, ходит там за старшего. И вдруг с полудня приезжает царский вельможа и спрашивает:
— Кто у вас тут есть за старшого?
И выходит один из них.
— Я, — говорит, — есть Иван Меньшой — Разумом Большой за старшого. Что будет угодно? Он и сказал ему:
— А кто тебе, Иван Меньшой — Разумом Большой, приказал заповедные луга косить?
— Потому что их никто не косит, а когда косят, никогда не могут сено сохранить. Слушай, вельможа, лучше, я укошу, так это будет лучше, чем столько сена гибнет. Я это вижу и потому и стал косить.
«Эти слова вельможе понравились, и он поехал к царю с ответом.

Когда вельможа приехал, царь и спрашивает:
— Ну, что, кто там косит?
— Косит один Иван Меньшой — Разумом Большой, и обсказал мне, что трава сохнет. Чем ее портить, так он ее скосит.
— Ну, ладно, поезжай обратно и спроси Ивана Меньшого — Разумом Большого, какой для них обед нужно приготовить?
Вот приезжает вельможа и спрашивает:
— Ну, Иван Меньшой — Разумом Большой, какой для вас обед приготовить?
— Для нас? Я тебе скажу: тридцать три быка изжарь и тридцать три ведра вина приготовь. Вельможа приехал к царю и сказал:
— Вот сказал: тридцать три быка изжарь и тридцать три ведра вина приготовь.
— Ну, хорошо.

Они стали делать, а те косили до вечера, собрали все сено. Когда собрали, приходят, конечно, к царю, у царя обед был готовой. Вот они сели за стол, выпивают и едят. Вино выпили, мясо поели. Приходит царь и начинает их рассчитывать.

Рассчитывает он их по сорок копеек. А Ивана Меньшого — Разумом Большого — в пятьдесят. Вот они Эти деньги все собирают вместе и передают отцу. Тогда Заговорил этому старику царь:
— Вот что, дедушко, как же ты будешь теперь кормить своих сыновей? У тебя тридцать три сына, их надо выкормить, одеть, в грамоту выучить. А лучше ты отдай мне сыновей в работники, а я тебе за это со старухой даю навеки хлеба.

Старик согласился.
— Ну, что же, если сыновья пойдут, то и я согласен.
Тогда он спросил Ивана Меньшого — Разумом Большого:
— Ну, что, Иван Меньшой — Разумом Большой, будете жить у меня?
— Будем.

Царь дает старику денег, чтобы ему хватило навек. И старик пошел домой. С тех пор старик больше не стал ходить рубить дров и стал жить со своей старухой.
Это время прожили они, значит, до осени, все братья у царя. И прошло это время, стали ночи темные, и стало сено теряться у них; неизвестно, — что косят, то меньше, — куда девается. Тогда заговорил царь Ивану Меньшому — Разумом Большому:
— Ну, Иван Меньшой — Разумом Большой, умел сено косить, умей вора поимать. И Иван говорит:
— Ну, братья, пойдемте дежурить.
Вот братья по заколинам расселись, а он выстал кверху на зарод и сидит, и стал спрашивать братьев:
— Спите ли?

Ответу нет ни от кого. Значит — все заснули. А он все сидит. И вдруг уж стало совсем темно, так время около полуночи, и вдруг смотрит, бежит кобылица-златогривица с тридцатью двумя жеребятками, — и жеребятки все красивые, как сама. И подходят к этому сену и начинают его есть. Едят и топчут, так сено и убавляется. И он смотрит, как бы на какого скочить, но ничего не выходит. Они не близко. И так побежали обратно и в море бросились. Теперь он встал.
— Братья, вставайте, спите ли?
— Нет.
— Вставайте, видели ли кого?
— Нет, никого не видели. А ты, брат?
— Я тоже никого.
— Ну, пойдемте.
И пошли все. Пришли, спросил их царь:
— Ну, Иван Меньшой — Разумом Большой, видели ли кого?
— Нет, никого не видал эту ночь.
— Ну, ладно.

И вот на вторую пошли. Пришли; братья свалились по заколинам и заснули. А он сидит, его еще больше заинтересовало. Вот и стемнилось. Он стал братьев спрашивать:
— Братья, спите ли? Молчат все.
— Ну, ладно.
А сам все смотрит. И вот стёмнилось совсем, и вдруг рассветило: бежит кобылица-златогривица с тридцатью двумя жеребятами; а сам совсем спрятался, только голова немного торчит.
Вот смотрит, подходит к нему один жеребяток, совсем уж близко стало. Он как прыгнет и схватился за гриву. Кобылица увидала и бросилась с остальными в море. Жеребяток носился, носился по лугу по этому — никак его не скинет.

Наконец, заговорил:
— Слушай, Иван Меньшой — Разумом Большой, коли умел меня поймать, так умей завтра матерь поимать, ты теперь меня отпусти, а я научу тебя, как матерь поимать.
— Ну, как, скажи? Вот он говорит:
— Как бы сегодня на ночь пойдешь — меня ты отпусти теперь, — а я завтра приду к той же заколине и буду сено есть. Mеня увидит, что я стою, где пойман был, так бросится на меня, чтобы укусить. Ты скочи на меня, а через меня на нее, так только ты можешь ее поимать. А я тебя придержу, чтобы легче ее поимать.
Так он его отпустил и стал братьев спрашивать:
— Братья, спите ли?
— Нет.
— Так ставайте; видали кого?
— Нет, не видали. А ты, брат? — Я тоже никого.
— Ну, так пойдем домой.
И так пришли они домой. Когда пришли домой, царь спросил:
— Ну, как, Иван Меньшой — Разумом Большой, видал кого?
— Да нет, и по вторую ночь никого не видал. Посмотрим, что дальше будет.
Так пережили они день. На ночь походят. Вот опять, конечно, пришли они на это место к заколинам; братья разошлись по заколйнам и заснули. А Иван сел на заколину, закопался опять — только голова торчит — и сидит, караулит, что будет. И вот сейчас вдруг увидал — рассветилось, и бежит опять кобылица с тридцатью двумя жеребятами. Этот жеребяток прибежал к нему, остоялся и начал есть. Только она увидала издали — и бежит к нему. Прибежала, хочет кусить жеребятка. Как он прыгнет — перекатился через него и ухватил ее. И она и понеслась по лугу по этому.

Носилась, носилась и заговорила; — Ну, Иван Меньшой — Разумом Большой, умел поимать, умей и работу дать.
— Найдем.
И скричал братьев. Братья скочили, думают зароды горят. Зароды стоят. Скочили они на коней и поехали во дворец. Приезжают во дворец, царь увидал и обрадел — тридцать три лошади, да какие!

— Ну, Иван Меньшой — Разумом Большой, молодец, поимал воров. Теперь дай мне одного коня, я поеду покататься, очень люблю кататься на лошадях на таких.
— Нет, ваше величество, лошади не обузданы, не объезжены, надо их выучить сначала, а потом я тебе даю.

Я вот съезжу сначала с братьями, объезжу, а потом ты поедешь.
— Ну, ладно, поезжай с братьями, куда знаешь. Он говорит братьям:
— Ну, что, братья, куда думаете поехать?
— Да не знаем, Иван Меньшой — Разумом Большой.
— Давай, поедем жениться.
— Давай, жениться, давай!

И так они поехали жениться. Вот они приезжают к одной бабушке-егишне.
— Ну, что, бабушка, сколько у тебя дочерей? — Девять.
— Мало этого нам. Поедем дальше.
И так поехали дальше. Приезжают ко второй. Иван Меньшой — Разумом Большой и спрашивает:
— Ну, сколько у тебя, бабушка, дочерей есть?
— У меня восемнадцать.
— Мало этого, поедем дальше.
— Ну, поезжайте к третьей сестре.
И так поехали дальше. Приезжают они к третьей сестре. И Иван Меньшой — Разумом Большой и спрашивает:
— Ну, сколько у тебя, бабушка, дочерей есть?
— Да у меня дочерей тридцать три.
— Ну, вот хорошо. Отдашь дочерей замуж?
— Отдам.

Ему нужны диковинки, которыми обладает сынок Бабы Яги, Змей Горыныч. Баба Яга, что закономерно, не только не набрасывается на героя, но и помогает ему.

Для начала она помогает гостю выиграть у сына в карты. Может показаться, что мама поступает нехорошо, играя против сына. Но позже мы узнаем, что сын и не против. Ему забавы не хватает! Все у человека есть: богатый дом, сытый ужин. Развлечений не хватало! И мудрая мать нашла способ, как с помощью незначительных хитростей обеспечить любимого сыночка забавой.

Баба Яга провела в жизнь хорошо спланированную стратегию, в которой выиграли все. Иван — меньшой не только сохранил свою жизнь, но и получил диковинные игрушки. Любимый сын не только получил забаву, но и возможность добыть новые диковинки, заполнив ими освободившееся пустое место. На этом выигрыши от задуманного Мудрой Бабой Ягой плана не заканчиваются.

Мужчины ведут игру, а женщины знают счет.

Подведем итог: в чем же заключается мудрость Бабы Яги? Она умеет договариваться с людьми, которые ее окружают. Она умеет их слушать. Она терпелива, но не покорна. Она умело ведет игру и помнит счет. И, главное, она знает, чего хочет.

Но остался еще один очень важный вопрос, который мы не проанализировали: а почему она помудрела? Посмею сделать предположение: от скуки, от одиночества.

В их дом гости входить боялись, потому что все грозный Змей Горыныч поедал. Он-то, поглотав добычи, улетал на новые промыслы, он по свету мотался, с людьми встречался, а Баба Яга опять дома сидела. Одна-одинешенька! Опостылела ей одинокая жизнь. Надоело ей быть затворницей в четырех стенах, окруженных зловещими шестами с отрубленными головами. Всех предыдущих путников она безрассудно позволила набалованному сынку обезглавить и слопать, и, в итоге, погружалась в пустыню скукоты и одиночества. А теперь решила: все, конец каннибализму. Да здравствует веселая и содержательная жизнь!

Один людоед говорит другому: — Сколько раз тебе говорить: когда мясо в суп кладешь, снимай носки !

Все это мудрая Баба Яга проанализировала, сделала нужные выводы и помудрела. Нередко женщины тоже остаются в одиночестве, потому что совершают непростительные ошибки. Сколько я сталкивалась в своей психологической практике, когда женщины отвергали мужские поданошения. Некоторые от гордости: мол, ничего мне от тебя не нужно, хочу остаться независимой. Некоторые от скромности: мол, неудобно принимать дары, придется быть обязанной. Обиженные этими женщинами мужчины исчезали в неизвестном направлении. Все, мои дорогие, точка! Баста! Теперь ваши двери открыты подаркам раз и навсегда!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.1. О мудрости бессознательного

2.1. О мудрости бессознательного Интуитивный разум суть священный дар, а рациональное мышление — преданный слуга. Мы создали общество, чтящее слуг, но забывшее о дарах. А. Эйнштейн Название данного раздела, возможно, выглядит несколько эпатажно и даже ернически — ну

Мудрости можно научиться

Мудрости можно научиться Вернувшись из своего путешествия в царство боли, я обнаружила, что на конверте, содержащем выписку из моей истории болезни, нацарапана одна строка – центральная идея моих путевых заметок. Это было что-то вроде напоминания себе: мудрости можно

О человеческой мудрости

О человеческой мудрости ТегеранСолнце привет тебе шлет из города, где мудрецы молчат, не желая обманывать!Тепло мне в городе этом и хорошо. Небо голубое здесь кажется белым, равно как и желтый песок. Света не бывает много!Нет в городе этом, где хранят мудрецы свое молчание,

Ступени мудрости переживаний

Ступени мудрости переживаний Во всем есть свои ступени, есть они и в овладении мудростью переживаний. В самом коротком описании их три:1. Освобождение от примитивных ("диких") эмоций.Если меня ударили по лицу, я чувствую боль от самого удара (это непосредственное, живое

О женской мудрости

О женской мудрости Если сидишь за одним столом с Великим, то ешь то, что ест он, и смейся, когда смеется он, потому что это будет приятно его сердцу. Так говорит Птах-хотед Приближенный фараона говорил так глупым мужчинам. Умным женщинам говорить это не нужно: они поступали

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости.

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости. Зуб мудрости, как ты это прекрасно знаешь, имеет неприятную особенность слишком рано покидать своего хозяина. Правда, предварительно основательно помучив его. Этот зуб у меня совершенно не хотел быть здоровым. И чтобы

Чем ум отличается от мудрости?

Чем ум отличается от мудрости? Что нужно знать и уметь, чтобы стать умнее? Швейцарский писатель Иоганн Лафатер, живший во второй половине XVIII века, дал на этот вопрос ответ, который смело можно заносить во все энциклопедии и словари: «Хочешь быть умным — научись разумно

КУМИРСТВО МУДРОСТИ

КУМИРСТВО МУДРОСТИ Выше Бога можно поставить и мудрость, и судьбу. Если я осуждаю человека за глупое, неразумное поведение, происходит прилипание к мудрости. Если я осуждаю группу людей, организацию, правительство, народ прилипание удесятеряется. Если буду осуждать и

Обучение мудрости

Обучение мудрости Однажды некий греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трех лет раздавать серебро тем, кто будет его поносить. По окончании испытания учитель сказал:— Теперь ты можешь отправляться в Афины для обучения мудрости.При входе в Афины

Приобретение мудрости

Приобретение мудрости Соломон придает большое значение приобретению понимания и еще более высокое значение – приобретению мудрости. Вот некоторые преимущества, которые он обещает тем, кто строит свою жизнь на основании мудрости.Кладезь знаний. Представьте, что вы

Последствия отсутствия мудрости

Глава 5 Путь к мудрости

Глава 5 Путь к мудрости Одна из фундаментальных стратегий достижения хорошей жизни состоит в том, чтобы знать, какая информация вам понадобится для достижения целей. А уж если вам известно, что надо знать, то не лишним будет и понять, каким образом получить эти

Аудиокнига Иван Меньшой - разумом большой

Иван Меньшой - разумом большой краткое содержание

Иван Меньшой - разумом большой слушать онлайн бесплатно

Иван Меньшой - разумом большой - слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор , исполнитель Бабуля Анюта

Похожие аудиокниги на "Иван Меньшой - разумом большой"

слушать все книги автора по порядку

- Иван Меньшой - разумом большой отзывы

Отзывы слушателей о книге Иван Меньшой - разумом большой, исполнитель: Бабуля Анюта. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Читайте также: