Гибсон экологический подход к зрительному восприятию краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

всегда есть во внешнем мире и появляется (т.е. извлекается из него) в ходе активного взаимодействия человека как целого со всем богатством оптической информации. Вот почему иногда сам автор называет свою теорию теорией извлечения информации.

Особо отметим, что при характеристике воспринимающей системы автор указывал на то, что специфика ее работы напрямую зависит от особенностей и свойств предметов внешнего мира, т.е в процессе восприятия система подстраивается под логику предметного мира, под возможности его изменения.

Фактически разработанные Дж.Гибсоном понятия воспринимающей системы и ее органа очень близки по смыслу более широким идеям функционального органа (А.А.Ухтомский, А.Н.Леонтьев), функциональной системы (П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) и концепции уровней регуляции движений А.Н.Бернштейна.

В экологической теории зрительного восприятия одно из цент- ральных мест занимает концепция инвариантов. Дж.Гибсон рассматривал восприятие как активный процесс постоянного изменения потока оптической информации вследствие движения самого наблюдателя, движения его глаз, перемещения в пространстве окружающих его объектов. Таким образом, так же как и для гештальтистов, видимое поле, по Дж.Гибсону, — это четырехмерное пространство, включающее в себя временнуґю координату. Перцептивный инвариант — это сложное свойство, выделяемое в структуре оптической информации, которое выражается в том, что оно остается неизменным независимо от тех изменений, которые происходят в объемлющем оптическом строе при изменении положения объектов окружающей среды, движений наблюдателя или того и другого одновременно.

Этот так называемый перцептивный трансформационный инвариант, заданный объективно и однозначно закономерным изменением оптического строя; в настоящее время очень часто используется разработчиками динамических компьютерных игр для симуляции эффектов восприятия движения в квазитрехмерной поверхности экрана монитора. В свое время конструированием авиационных тренажеров занимался и Дж.Гибсон

Другой пример связан с так называемыми структурными инвариантами, они остаются неизменными при изменении оптической информации. Еще одно замечательное инвариантное соотношение, полностью аналогичное предыдущему, представляет собой соотношение высот расположенных перед нами объектов и линии горизонта. Мы легко сравниваем по высоте деревья или телеграфные столбы, стоящие вдоль дороги, потому что отношение высоты каждого объекта к расстоянию между его основанием и линией горизонта неизменно, инвариантно на любом расстоянии от наблюдателя. Таким образом, на вопрос: почему на рис. 17 мы видим ряд уходящих вдаль телеграфных столбов одинаковой высоты — Дж.Гибсон давал резонный ответ: они воспринимаются одинаковыми, поскольку в структуре оптической информации не изменилось отношение, в котором линия горизонта делит высоту этих столбов.

Сравнивая свою теорию с другими, в которых так или иначе идет речь о переработке сенсорной информации, Дж.Гибсон отмечал, что идея переработки информации содержит (явно или неявно) мысль о том, что в процессе переработки идет обогащение и трансформация исходной информации и, следовательно, в восприятии появляется то, чего нет в исходной стимуляции. По Дж.Гибсону, все обстоит не так, а именно: в световом потоке есть весь объем необходимой для восприятия информации. Внешняя стимуляция полагается более сложной и информативной, поэтому она способна нести полную и непосредственную информацию об объекте. Как следствие этого, восприятие не есть результат обогащения прошлого опыта (образов памяти) или обогащение скудной сенсорной стимуляции — а извлечение из теку-

щей информации определенных структур напрямую. Таким образом, в его теории при анализе восприятия акцент смещается от сознания субъекта на информацию об объекте.

Принципиально новым моментом в экологической теории Дж.Гибсона является концепция возможностей, которая соотносит окружающий нас мир (изолированные объекты, поверхности, компоновки поверхностей) с особенностями нашего восприятия. «Если в свете содержится информация для восприятия

В заключение остановимся на еще одной интересной особенности взглядов Дж.Гибсона на механизмы зрительного восприятия. Это его внимание к роли той информации, которая воспринимается наблюдателем от самого себя, задающая его собственные координаты в видимом поле. Мы редко замечаем, что в поле зрения постоянно присутствуют части нашего тела: часть носа, щеки, губ, рук или ног. Дж.Гибсон подчеркивал, что переживание собственного Я — это отнюдь не философская абстракция, для этого имеется соответствующая зрительная основа. Поскольку в оптический строй, ограниченный нашим полем зрения, постоянно включены части нашего тела, то при самых разных движениях человека, будь то движение головы, движение конечностей или перемещение всего тела, в него вносятся соответствующие возмущения, вызванные этими движениями. Эти изменения структуры оптического строя являются информацией о наших движениях в пространстве. По аналогии с кинестетическими ощущениями, идущими при движениях от мышц, сухожилий и суставов, он называл извлечение этой оптической информации зрительной кинестезией. Такого рода изменения оптического строя никогда не воспринимаются нами как движения окружающих нас объектов, мы переживаем их как кинестезию, или движения собственного тела.

В работах по компьютерному моделированию зрения Д.Марр (см. разд. 2.5) и другие исследователи попытались создать алгоритмы, способные заставить машину видеть, выделяя инварианты в световом потоке, аналогичные гибсоновским. В результате исследователи пришли к тому, что это более сложная задача, чем предполагал Дж.Гибсон. Естественно, эти результаты не означают, что автор экологической теории ошибался, но они указывают на то, что простота и непосредственность выделения зрением инвариантов оптического строя оказались проблематичными, а значит, отдельные положения его теории недостаточно глубоко проработаны.

Концепция возможностей также подвергается критике, поскольку замечания Дж.Гибсона о прямом, непосредственном характере их извлечения человеком или животным из структуры оптического строя входят в некоторое противоречие с указанием на то, что их предметное значение формируется в процессе онтогенеза. Действительно, весьма проблематично полагать, что в каких-либо оптических свойствах пищи проявляется ее предназначение, или возможность быть пищей. В этом направлении теория Дж.Гибсона также требует дальнейшего развития.

Некоторые психологи резонно указывают на ограниченность теории Дж.Гибсона исследованиями только зрительного восприятия. Многие ее положения и найденные феномены с трудом переносятся, например, на слуховое восприятие. Оценивая эту теорию, ряд авторов сетуют на то, что в ней не описываются собственно внутренние, когнитивные механизмы, что создает известные трудности в понимании общности восприятия других познавательных процессов — воображения, мышления, памяти. Другие критики указывают на непроработанность вопросов, связанных с объяснением активности восприятия или трудности в понимании такого важного свойства перцептивного образа, как его полимодальность.

Подобные критические замечания могут относиться практически к любой теории, поскольку каждая из них, как правило, охватывает лишь часть исследуемой реальности, объясняет лишь часть имеющихся в науке эмпирических фактов и соответствует определенным научным пристрастиям ее авторов.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся ограничения и критику экологическая теория зрительного восприятия Дж.Гибсона, это важный прорыв в психологии восприятия. Во-первых, в ней акцентируется особое внимание на роль естественной окружающей среды при изучении восприятия и осмыслении результатов эмпирических исследований. Работы Дж.Гибсона и его коллег дали новый импульс к проведению исследований в условиях естественного окружения человека, а не только в искусственных лабораторных условиях, и, следовательно, применению экологически валидной стимуляции, а не созданных на лабораторном компьютере раздражителей. Кроме того, концепция экологической оптики инициировала интерес исследователей к изучению перцептивных процессов не только у человека, но и у различных видов животных.

В качестве резюме рассмотренной выше теории отметим, что в ней сформулировано несколько новых взглядов и переформулирован ряд старых, но принципиальных проблем, позволяющих лучше понять, что собой представляет восприятие.

Важ­ным элементом дискуссий 1980-х годов о перспективах выхода научной психологии и когнитивной науки из кризиса стали работы небольшой, но чрезвычайно активной в тот период группы исследователей, разви­вавших взгляды известного американского психолога Джеймса Джеро­ма Гибсона (1904—1979).

Феномен личности в психологии. Теория личности

. ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то . себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями .

Особенности экологического подхода Дж. Гибсона

Любая традиционная теория восприятия исходит из того, что контакт человека с объектами внешнего мира опосредствован светом, иными словами, что свет является проксимальным стимулом для восприятия объекта. Воздействие света на орган зрения вызывает психические состояния, называемые ощущениями. Человеку ничего, кроме того, что имеется в ощущениях, не дано; ощущения — это единственное звено, связующее человека с внешним миром. В ощущениях, однако, многое из того, что есть в объекте, теряется (например, объемность объекта, его третье измерение), а в образе восприятия все утраченное восстанавливается (ведь это же факт, что мы видим объемные предметы!).

Значит, ощущения должны подвергнуться последующей обработке. Было высказано много различных мнений относительно характера этой обработки (бессознательные умозаключения, творческий синтез, перцептивная организация и, наконец, просто обработка наподобие той, которой подвергается информация в ЭВМ).

Презентация на тему: Экологическая психология 3

Кратковременные события, происходящие в окружающем мире, встроены в длительные, те — в еще более длительные, и так до бесконечности. Основой земного окружения выступает земь, на которой и расположены все остальные элементы структуры.

Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации .

. является рассмотрение видов информации и средств обучения, также особенностей восприятия аудиовизуальной информации. 1. Информация. Особенности восприятия информации Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с .

Экологическая оптика по Гибсону основывается на нескольких различениях, которые не принадлежат к числу основных в физической оптике:

  • на различении светящихся и несветящихся тел;
  • на различии между светом как излучением и светом как освещением;
  • а также на различии между излучаемым светом, исходящим от источника, и объемлющим светом, приходящим в точку среды, в которой может находиться глаз.

К понятию объемлющего света Гибсон приходит через рассуждение о распространении света в пространстве. Получается, что лучи полностью заполняют воздушное пространство, и каждая точку в пространстве рассматривается как точка пересечения лучей, приходящих с разных сторон. Из этого следует, что свет объемлет каждую точку. Свет попадает в каждую точку, окружает каждую точку, становясь в каждой точке окружающим (объемлющим) светом.

Если наука до Гибсона утверждала, что мы видим только свет, отраженный от различных объектов, то Гибсон заявил, что видеть свет сам по себе нельзя, а видим мы именно объекты окружающего мира, освещенные светом. При этом его теорию активного смотрения можно выразить фразой – рецептор стимулируется, а орган активируется. Имея в виду то, что сетчатка, где находятся фоторецепторы является только частью органа – глаза, который, в свою очередь является частью парной системы зрительного восприятия.

О самом стимуле Гибсон говорил следующее: «Стимул в строгом смысле этого слова не несет никакой информации о своем источнике в окружающем мире, то есть он не задает своего источника. Стимул должен начинаться и кончаться. Если он сохраняется длительное время, реакция рецептора слабеет и в конце концов прекращается совсем. Для этого явления есть специальный термин — сенсорная адаптация. Следовательно, стимул не может задавать постоянно существующий объект. Стимульная информация об объекте должна находиться в потоке стимуляции, который в чем-то неизменен, а в чем-то изменчив. И заметьте, кроме всего прочего, что объект вопреки бытующим представлениям не может быть стимулом.

Восприятие мира у детей и подростков

. Таким образом, семантический слой (картина мира) представляет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Он тесно связан с собственно восприятием, в том числе с модальными . его аспектами.Мы предполагаем, что можно выделить четыре этапа развития субъективной картины мира ребенка, каждый из которых .

Отличительной особенностью экологической оптики является ее динамизм. Многие экологические реалии окружающего мира находят свое отражение в структуре объемлющего света только в том случае, если эта структура динамична и рассматривается как изменяющаяся во времени. Рассмотрим, к примеру, постоянство воспринимаемых предметов при движении наблюдателя. Этот феномен столь же очевиден, сколь и непонятен, ибо постоянный предмет отображается на сетчатке во время своего движения в виде последовательного ряда изображений, каждое из которых в отдельности не позволяет судить об истинной форме предмета. Гибсон отмечает, что так же, как в этом последовательном ряде изменяющихся сетчаточных изображений есть нечто неизменное (динамический инвариант), так и в меняющемся световом объемлющем строе имеется некий инвариант, благодаря которому мы видим объект постоянным. То есть, как уже отмечалось, постоянство можно передать только через изменение. Центральная гипотеза экологической оптики состоит в том, что возможности задаются информацией, имеющейся в объемлющем свете.

Прямое восприятие — это особый вид активности, направленный на получение информации из объемлющего светового строя. Этот процесс я назвал извлечением информации. Для его осуществления необходимо, чтобы наблюдатель активно передвигался, смотрел по сторонам и рассматривал объекты окружающего мира. Этот процесс не имеет ничего общего с получением информации из поступающих на вход оптического нерва сигналов, что бы они из себя ни представляли. 3

Подходы к командообразованию

. действий, ожиданий каких-либо событий. Причины плохих коммуникаций: прошлый опыт селективное восприятие ценностные суждения достоверность источника семантические проблемы фильтрация внутригрупповой язык различия . влияние оказывает психологический субъективный фактор. В изучении принятия решений оформилось два подхода: Организационный – по существу он нормативный, в его рамках изучается как .

Гибсона часто упрекают в том, что теорию восприятия он подменяет теорией стимуляции, что в его теории не находится места собственно процессу восприятия. С этим возражением можно было еще соглашаться, когда оно высказывалось в адрес его психофизического подхода. В настоящей же работе Гибсон не только указывает, что из себя представляет процесс восприятия (извлечение информации), но и детально разрабатывает теорию этого процесса, подчеркивая его активный характер.

Экологическая теория прямого восприятия не замкнута на себя. Она подразумевает принципиально новую теорию познания. А она в свою очередь приводит к новой теории некогнитивных видов сознания — вымысла, фантазии, сновидений, галлюцинаций.

Заключение

Психологи и до Гибсона не отрицали того, что предметы обладают значениями, однако, в отличие от Гибсона, они считали, что значения видеть нельзя.

Восприятие мира и себя в нем

Данная книга дает читателю отличную возможность составить собственное суждение о том, сколь убедительны доводы Гибсона в пользу непосредственной теории восприятия. В немалой степени этому будет способствовать тот факт, что Гибсону не свойственно стремление обходить острые углы и затушевывать те противоречия и слабости, которые имеются в его концепции. Будучи прирожденным полемистом, он не уклоняется от обсуждения острых и спорных вопросов, не оставляя без внимания ни один более или менее серьезный аргумент своих теоретических противников. Некоторые отечественные ученые высказывали соображения, близкие по духу тем идеям, которые легли в основу экологического подхода. Так, например, критику традиционных представлений о восприятии, сложившихся в созерцательно-сенсуалистической психологии, начал еще великий русский физиолог И. М. Сеченов. Далее, выдающийся советский физиолог Н. А. Бернштейн, настаивая на том, что не только цель движения, но и само движение у зрячего животного должны быть представлены зрительно, предвосхитил одно из важнейших понятий экологической оптики — зрительную кинестезию. И наконец, нельзя забывать учение советского психолога П. Я. Гальперина о психике как об ориентировочно-исследовательской деятельности и многолетние исследования советского психофизиолога Е. Н. Соколова ориентировочных рефлексов.

Список литературы

1 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с: ил.

2 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с: ил.

3 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с: ил.

Объект – восприятие дошкольника

. рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит в . неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микро-движениями. Таким образом, возможность .

4 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с: ил.

Примеры похожих учебных работ

Экологическая медицина теория 2 коллок

. организм человека по биологическим пищевым цепочкам. Особое экологическое значение почвы связано с опасностью передачи . условия в городах значительно отличаются от окружающих районов. На метеорологический режим города оказывают влияние .

1. Ощущение и восприятие как основа для получения информации об окружающем мире

. рекомендована для самостоятельной работы студентов. Вопросы лекции: 1. Ощущение и восприятие как основа для получения информации об окружающем мире 2. Внимание и память 3. Мышление и речь Ощущение .

2. Способ получения информации об окружающем мире

. информацией Нам свойственно собирать информацию о внешнем мире и принимать решение на основе этой информации. Собирают информацию при помощи функций непосредственного восприятия . взаимодействовать с окружающим миром и куда . научная теория, классификация .

Презентация на тему: Экологическая психология 3

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

. Социокультурная ситуация – это окружающие человека материальные, социальные, . на получение необходимой информации и приобретение . последнее время в теории социально-культурной деятельности мы . врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, .

Теория Эдвина Шнейдмана

Наружные формы суицидального действия это суицидальные пробы и законченные самоубийства. Скрытые признаки суицидальных поступков представлены суицидальными мыслями, обдумываниями, эмоциями и самоуничтожительными тенденциями (наружными вместе с .

Psy: library

Psy: library

Psy: library запись закреплена

"Экологический подход к зрительному восприятию" (1986), Дж.Гибсон

В книге подведены итоги более чем полувекового периода научной деятельности ее автора и его последователей. Центральная идея, составляющая сердцевину подхода Дж. Гибсона к исследованию зрительного восприятия, заключается в том, что не только элементарныеощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами, т. е. экологическими воздействиями. Книга написана ясным, живым языком. Рекомендуется специалистам в области зрительного восприятия, философам, художникам и всем тем, кто интересуется современным состоянием психологической науки.

DELETED

Пожалуйста посоветуйте литературу где есть про невротические расстройства личности,так чтобы раскрыть эту тему.спасибо

-объемлющий оптический строй\структурированный свет . Несет информацию сам свет, матовое стекло и туман скрывают информацию. Физическая оптика – преломление света, искажение; мы погружены в свет как в воду, объемлет нас, в информации. Дает возможности для восприятия.

-видимый мир и видимое поле.(препод и его презентация , то, что видим в данный момент; мир на этом не заканчиваеется – видимый мир.)

Мы различаем текстуры поверхностей, т.к. мир выидмый, размер единиц, теплота\холод(пример с мокрым и сухим песком. Зрительный телесный угол – элемент оптического строя: дистанция – расширение единиц текстур, объем видимого растет, .к. телесный угол. Поверхности пространственно объединены.

-события – возмущения в оптическом строе. (возмущения – изменения). Глобальное возмущение – если мы идем, видим свое движение – оптический строй показывает нам(мир попадает с одной стороны, появляется с другой; поезд напротив поезда, кто едет?), локальное – если 1 предмет движется.

-инварианты – снизу – земь(стоим), сверху – небо, - поверхности; кусочек об.опт.строй ограничен горизонтом, а также конструкцией лица(угол зрения, перехлест полей – объем, у лошадей его нет; инвариант нос – ограничивает поле зрения. Градиент культуры – инвариант расстояния, относительного расстояния, текстуры. Закрывающий угол – обман зрит системы. Вырезается угол у игральных карт, кажется – наоборот.

- зрительные телесные углы

-зрительные кинестезии – как мы видим собственное движение.

>Градиент текстуры – дает понятие пространства, перспективы, расстояний.

Сон от реальности – всмотрись в детали, если не можешь – сон. Т.е. по работе зрительной системы.

Картинки – симуляции строя, специально изготовленное.

Инвариант – основа константности: относительно текстуры предметы сохраняют величину,т.е на разных расстояниях занимают одинаковое количество структуры. Константность измерялась на перепаханном поле(текстура отчетливая отсутствует), курсанты брали несколько одинаковых шестов, ставили на разных расстояниях. Испытуемый не знает о том, что одинаковые. Но зрительная система выдает одинаковость палок на 100%. Если добавить борозды – вообще все видят без затруднений.

Инварианты должны быть видны. Иначе неадекватное поведение живого существа: сажают на стекло, стоит, а не видят то, на чем сидят.

При очках матовых – нет зрительной инфомации. Есть свет, а нет инфы. Ликвидация различий зрительных сигналах. А в темноте нет света, поэтому не проблемы тумана.

Восприятие пространства и движения.

Диспаратность – разные сетчаточные изображения\образы, разница между ними. Та информация, котороая обеспечивает нам способность видеть 3 измерение

Гороптер(цетральная часть зоны панума) и зона Панума.

Зона бификсации(оба глаза) Зона ПАнума – зона, в которой мы имеем недвоящееся изображения с обоих глаз. До – плавающие и после – разбегаются образы. Форма зоны от 0 до 3 метров подковой, около десятка метров – прямая линия.

Признаки удаленности: окуломоторные, монокулярные,. Бинокулярные, трансформационные.

Интерпозиция, тени, воздушная(дальше – менее четкий рисунок, детали) и линейная перспективы, элевация –изображение на плоскости предметов(рисуем то, что дальше – выше), градиент текстуры, монокулярный параллакс , бинокулярный параллакс(дорога сужается к горизонту.

Комната Эмса – задняя стенка искажена. Обман зрительной системы: размеры человека в разных концах разительно отличаются.

Случайно-точечные стереограммы Юлеша.

2 изображения, при наложении 1 на другой, зрительная конкуренция – при несовпадении стереокартинок в перспективе. У поля есть некоторая центральная часть, которая для 2 карточек совпадает: от центральной части смещение вправо- влево, квадрат пропадает и появляется. Диспаратность появляется.

Восприятие реального движения.

-система восприятия двжения: изображение\сетчатка. Ловится сдвиг по сетчатке.

-система восприятия движения: глаз\голова – слежение за объектом. Предмет в одной и той же области сетчатки.

Системы работают вместе.

Проблема стабильности видимого мира.

Воспринимаемая стабильность и неподвижность мира вокруг нас, несмотря на наше движение.

Шеррингтон: афферентная теория. Мышца сократилась\расслабилась, инфа идет в ГМ и там возникает сознание движения глаза, а не мира.

Гельмгольц(старая): эфферентная теория. Зрит система пользуется информацией, которая цнс посылает к мышце, команда- как знак движения глаза, инфа о собственном движении. Двигаем пальцем глаза: движение мира в противоположную сторону; приклеить глаз к веку. При отключении глазодвигательных мышц мир тоже в противоположную сторону.

Отличие в том, когда система делает вывод, что движется мир\он сам.

Иллюзии движения и их виды:

Стобоскопический и автокинетический эффекты, индуцированное движение(неподвижные облака и движение луны - фон\фигура; солнце в зените и солнце на горизонте – наличие предметов на горизонте создает искажение, если выше, то дальше кажется- неверно; вызванное\навязанное движение), кажущееся движение. Самый распространенный –автокинетический эффект. Самодвигательный (в темноте источник света двигается). Движение глаз – нет точки ориентира, глаза гуляют => движение глаз как движения предмета.

Иллюзия водопада – переводим глаза на стену и плывет стена в обратную сторону

Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание.

Феноменология познаательных процессов. Повторение.

Титчнер Э.: волна – интенсивность внимания видно.

Метафора прожектора: как прожектор освещает объекты\трансфокатор(меняет размер света)

Метафора резервуара\ресурсов – есть ограниченный резервуар на объекты, мы лимитированы на количество воспринимаемых предметов. Пример: кратковременная память. Оценка ресурсов; мощность задач, важность по релевантности текущему намерению\приоритетная, диспозиции – неожиданные, движущиеся, контрастные изменение во внутренней и внешней среде.

Во всех есть осмысленные идеи.

Феноменология познавательных процессов. Подарок научной от житейской психологии.

-фокус и периферия(наличие центра, где все ярко, быстро, запоминающееся). Две окружности. Апперцепция и перцепция.

-теплая эмоциональная окраска фокуса(все, что фокусе имеет положительное отношение): смахиваем со стола сумку, которая закрепилась во внимании. Нечаянные встречи - + отношение вероятнее.

Внимание: нет своего продукта! – добавлено к разным процессам;

- феноменологический \по проявлениям\ внимание дает о себе знать специфическими ощущениями, например, напряжение и усталость.

-селективный – отбирает релевантную инфу\соответствующую нашим запросам.

- мнемический – то, что делал с вниманием = запомнишь

- продуктивный –делая вниманием - более аккуратным, более соответсвующем образцу.

- моторный – протягиваем руку к предмету – принимает ладонь форму предметов.

Если есть пара критериев хотя бы – есть внимание.

Негативные феномены- распад автоматизмов: на хорошо автоматизированные действия обратить внимание(смотри, как бежишь по лестнице; самолет, крушения из-за не того сбоя, слишком много внимания); смысловое пресыщение – слишком часто уделяешь внимания одному слову; сбой параллельных действий – много действий сразу.

1)Объем(тахистоскоп –прибор экранный со шторкой; Вундт – 150-200мс предъявляет алфавит, чтобы фокус не смещался) = 6 элементов у всех, то же работает с азбукой Брайера – больше 6 точек – трудности с опознаванием.

Можем наращивать объем внимания при увеличении единиц.

2) интенсивность – неизмеряемо

3)устойчивость – то, как долго испытуемый может удерживать фокус внимания на одном и том же месте(корректурная проба Бурдона: за полминуты произвести поиск на листе определенных букв, измеряем продуктивность, кол-во правильных действия\ошибок). При вводе больших условий – усложняется задача.

4) распределяемость\переключаемость – фокус и несколько задач(красно-черные таблицы Шульте)7Х7, 24 Ч, 25К. Показывать оба ряда по порядку, потом усложняют условия)

Классификации видов внимания:

-чувственное\интелектуальное(Джемс): по предмету отличаются, 1 на ощущения и переживания, 2 на внимание к идеям\мыслям;

-непосредственное\опосредованное\постпроизвольное: без участия усилий, сознания и спец псих средств;

-непроизвольное\произвольное: произвольные наличием цели\задачи; непроизвольное – сильный стимул вызывает внимание. постпроизвольное – состояние включенности в деятельность, непроизвольное, но по силе как произвольное(постепенное включение в урок; Джемс – начинают читать лекцию с болью зубной, а потом перестал чувствовать, втянулся;

(!) ЧиксамихаИИ – состояние потока, опыт включенности в действие как в поток воды. На заводе успешного работника опрашивали включается в работу по этапам, а не по графику раб дня, не чувствуется время, не чувствует утомяемости. = постпроизвольному вниманию. Сам себя поддерживает эффект, эффективные, мало застрачивается энергии. Игровая зависимость объясняется эффектом потока. Истощение. Потеря временного потока(окунуться в дело с головой, Черномырдин как управленец).

-рефлекторное\инстинктивное\волевое(по возрастанию усилия)

Факторы, активизирующие непроизвольное внимание:

Ошибки и нарушения внимания.

Рибо(самое начало 20го): гипертрофия внимания – его атрофия.

Повышение мотивации снижает факторы рассеянности: женское ПТУ – 13-15 олигофрены говорят сложны предложения при обсуждении мотивационно интересной темы – секс.

(!)Ризон: ошибки повседневной жизни – испытуемые в дневниках описывали ошибки и изучался механизм ошибок; повторения(второй раз набираем номер, в первый раз попав не туда)\ошибочные объекты\вторжения(затягивает объект, который не нужен был; затягивает инструкция)\пропуски.

ФУНКЦИИ внимания: Отбор и Удержание.

Проанализировал Чернобыльскую АС – страшно.

Развитие внимания по выготскому, процесс формирования ВПФ.

Параллелограмм развития – интериоризация(процесс онтогенеза, когда опыт появляется во внешнем плане\межличностном потом в интра – внутреннем плане). Опыт: задачу дают

Попытки обмануть внимание летчиков на ориентирование по приборам – 4 типа, не помогло.

Релевантная и нерелевантная информация: когда выбран источник – канал несет релевантную

инфу, остальные – нерелевантную.

Метод К.Черри(1950ые) (слуховое внимание):

Бинуральное – в оба уха смесь А+Б

Дихотическое ( в один канал А инфа, в другой - Б) – каким образом отбирается канал, куда деется инфа из другого канала?

Бродбент Дэфид. Сенсорные и перцептивные характеристики легко укладываются в модель: признаки стимула -> система строит свои ответы.

Справа-слева канал –канал направление; в левом ухе слышали – кот на подстилке, хотя неправда.

Идея фильтра: конструкция, которая формирует канал с ограниченной пропускной способностью, обеспечивает селекцию.

Модель ранней селекции: на основании физ признака.

Моррэй: shadowing – вторить тексту в правом ухе, левое пустое.Если работал бы фильтр, то инфу из левого уха отсек бы. Активный логоген – имена близких и родных, собственное имя, слова\знаки. Был испытуемым: умудрялся отслеживать нерелевантную информацию, продолжая вторить, в 70% случаях умудрялся, большинство – только 10%.

Трейсман: аттенюатор, 1960.

Текст со сдвигом.

В одно ухо на родном языке текст, в другое – тот же текст на иностранном с заметным отставанием, например, в 10 фраз, затем 2 канал ускоряется и дистанция сокращается и в какой-то момент испытуемый осознает, что текст один и тот же.

Аттенюатор – другой фильтр, когда слушаем текст – формируется канал, который описан, есть словарь с единицами хранения, часть активирована, а есть логогены и слова из монтекристо – достаточно слабого сигнала для переработки нерелевантной информации, ослабитель фильтра.

Модели поздней селекции:

Супруги Дейтч – уровни активации нервной системы\бодроствования + уровень значимости.

Модель Д.Нормана 1968г – уместности. Из всего многообразия информации\объектов\контекстов только часть является уместной. Пролистываем первый попавшийся журнал, и взгляд натыкается на то, что связано с темой поиска. Блокнот. Ожидание автобуса(вижу неотчетливый номер, воспринял как нужный, но подкачала система).

Физические должны быть переработаны, прежде чем распознаются семантические.

Какие модели правее?

Эксперименты Лоссон. Студенты датчане с хорошим уровнем английского. Вторили тексту по релевантному каналу, во втором канале меняла текст- запихнула информацию, которая меняла информацию в релевантном канале(пассажи из опер, которые могли слышать студенты, эмоционально значимые слова). Подтвердилась модель ранней селекции чисто формально. Помнили некоторые отрывки из нерелевантного канала так же, как из релевантного. Прорывов из нерелевантного не произошло, но влияние на инфу релевантного канала есть и запоминается.

Читайте также: