Итоговый контрольный диктант по русскому языку 6 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

6 класс 1 четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 ;
    2 вариант Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант царских, разграбили, переходы ;
    2 вариант загробной, хранились, ценности.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант строили;
    2 вариант возводились).

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 ;
    2 вариант К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант чудесный, произрастает, зонтики ;
    2 вариант священных, загрязняется, чистоты.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант зацветает;
    2 вариант производит.

6 класс 2 четверть

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
  3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 ;
    2 вариант Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант пригляделся, головку, маленький;
    2 вариант познакомился, клювик, деревенской.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант деревенской;
    2 вариант маленький.

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант серебряной;
    2 вариант чистенькой.
  3. Морфемный разбор слов:
    1 вариант велосипедного, телефонной;
    2 вариант прямоугольном, традиционном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;
    2 вариант Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант глубокому;
    2 вариант полн.
  3. Словообразовательный анализ слов:
    1 вариант черно-изумрудную, зимнего;
    2 вариант Холодный, юго-восточном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;
    2 вариант Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

6 класс 3 четверть

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

  1. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант всё;
    2 вариант к нам.
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант раскидистых, прилетели, вестники;
    2 вариант тяжёлыми, поднялось, направление.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 ;
    2 вариант Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 .

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант некоторое;
    2 вариант никакие.
  2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов:
    1 вариант из 1-2 абзаца;
    2 вариант из 3-4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом;
    2 вариант Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант второго (февраля);
    2 вариант до полутора миллионов (человек).
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое):
    1 вариант из 1 и 3 абзаца;
    2 вариант из 2 и 4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными. ;
    2 вариант На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.

Итоговые диктанты за 6 класс

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
  3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
  4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант сдержанный;
    2 вариант завешенного.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант старающийся, сердечными, раскрылась;
    2 вариант светящееся, рассветном, захотелось.
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры;
    2 вариант У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговые контрольные диктанты по русскому языку (6 класс)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

(125 слов) (По И.Соколову – Микитову)

История Каштанки

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

(119 слов) (По В.Дурову)

Лесной пожар

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние лапы и живот. Потом дед вылечил его и оставил у себя.

(190 слов) (К.Паустовский)

Набрел я однажды на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники, а на краю были заросли малины.

Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шел и шуршал листьями. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенек и стал тихонько посвистывать. Зверь остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Вот из куста высунулся черный нос. Тут я сразу узнал медвежонка.

Наконец он весь вылез и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал сапог, добрался до пуговицы и стал ее сосать.

И тут я услыхал, что в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Я хотел встать и уйти, а медвежонок в пуговицу вцепился зубами, рычит, меня не отпускает, а глазенки у него так и горят. Вдруг медведица подумает, что его обижают, и прибежит? А у меня даже ружья нет.

Я поскорее пуговицу оторвал, отдал медвежонку, а сам бежать. Разве медведице объяснишь, что я только поиграть с ним хотел?

(156 слов) (По Г.Снегиреву)

Барсук лечит нос

Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом. Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.

Вокруг него бегал и фыркал другой маленький барсук. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

(147 слов) (К.Паустовский)

Кукушка похожа на небольшого ястреба. Величиной кукушка поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Ястреб да и только. И повадки у нее такие же вороватые.

Она не летает открыто, как большинство птиц, а все время прячется в лесной глуши. Редко удается увидеть кукушку, когда она быстро пролетает поляну и вновь исчезает в густых ветках деревьев.

А видел кто-нибудь из вас гнездо кукушки? Конечно, нет. Да и не мог увидеть: кукушка гнезда не вьет. Свои яйца она подкладывает в чужие гнезда мелких лесных птиц.

Кукушка для леса – полезная птица. Она вредных гусениц уничтожает. Есть такие страшные, мохнатые гусеницы. Таких гусениц другие птицы не едят, а для кукушки – это первое лакомство.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

  1. орфограф, и 8 пунктуац.
  2. орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)

1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За деревней расстилаются широкие поля.

2в. Они готовятся к отлёту на юг.

2 РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)

1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ.

2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)

1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.

Цель: проверить уровень усвоения данной темы.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – осенью 2в. – камыша

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели дорожки и крыши домов.

2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

ЦЕЛЬ : проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.(112 слов)

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – шубкой 2в. – по дереву

Цель: проверить знания детей по данной теме.

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)

1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.

2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в.- под раскидистой (елью)

2в.- около смолистого (пня)

Цель: проверить знания учащихся по данной теме.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

Цель: проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)

2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот

Цель: проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)

1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце

2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – моей 2в. – у меня

Цель : проверить знания детей по данной теме.

Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.

Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)

1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать 2в. – играть

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме .

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.

В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то торопятся.

Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет.

Муравьи хорошо знают свой дом.

Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.

Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьёв. Они защищают своё жилище.

Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (113 слов.)

1. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ В РАЗНЫХ НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ ИХ.

2. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ.

1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные

2в. – ударьте, защищают, еловую

3. СДЕЛАЙТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1в. – забегает 2в. - защищают

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

6орфограф, и 8 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

Итоговый контрольный диктант

Цель: проверить лексические и грамматические знания

Утро ранней весной.

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (112 слов.)

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ .

1в. – утренней, выскочил, ветерок 2в. – серебряными, прилегает, речкой

2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. – Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами.

2в. – Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями.

Контрольный диктант для 7 класса по теме "Причастие".

контрольный диктант на проверку усвоенных знаний по теме "Причастие".

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

6 класс. 1 четверть. Утром. Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Со.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку учащихся 7 класса.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса.

Итоговый контрольный диктант 8 кл.,с контрольным тестом (ответы)

Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель - контроль освоения учащимися курса русского я.

Овцеводство было знакомо русским еще с древнейших времен. В южной России все условия местности благоприятствовали этому промыслу. В привольные степи этого края приходили из Азии кочевые народы со своими стадами. По их примеру русские люди стали разводить у себя стада овец. Тогда этим занимались преимущественно для мяса и мало обращали внимания на шерсть, но все же ее пряли, валяли и делали из нее грубое крестьянское сукно.
Шелковые ткани вместе с другими предметами роскоши привез в Киев из Царьграда князь Олег. Позже шелк-сырец в Россию привозили из Персии. Московские цари разыскивали и вызывали из-за границы искусных мастеров для заведения в России шелковых фабрик.

(102 слова)
(По В.О. Ключевскому)

Грамматические задания

1. Выпишите слова, образованные сложением основ.
2. Подчеркните как члены предложения 2 относительных прилагательных (1-й вариант); 2 качественных прилагательных (2-й вариант).
3. Выполните морфемный и морфологический разбор слов древнейших, русским (1-е предложение), для мяса, шелковые (1-й вариант); русские (4-е предложение), стада, искусных, из Азии (2-й вариант).

(114 слов)
(По С.И. Венецкому)

Грамматические задания

1. Выпишите два словосочетания сущ. + прил., в которых одно и то же прилагательное употреблено в разных значениях. Дайте лексическое толкование обоих значений этого прилагательного.
2. Выпишите 5 прилагательных с н или нн в суффиксе. Объясните (графически или словами) написание слова в каждом случае.
3. Выпишите все прилагательные в сравнительной и превосходной степени. К какому разряду относятся эти прилагательные?
4. Выполните морфологический и морфемный (по составу) разбор слов юго-западной, громадную, шестьдесят (1-й вариант); длинный, серебряных, шестнадцатом (2-й вариант).

В шестом веке славяне ходили полунагие, в ненастное время прикрывались шкурами. Позже одежда русских славян была уже не так проста. Они носили холщовые или полотняные рубахи с разрезным воротом, воротник и края рукавов вышивали разноцветным шелком или серебряными нитями, унизывали драгоценными каменьями. Знатные люди надевали штаны шелковые и парчовые.
Все сословия, кроме самого низшего, носили кафтан – узкую одежду с длинными рукавами и высоким стоячим воротником, который закрывал весь затылок. Кафтан, как и все почти старинные русские платья, застегивался спереди пуговицами.
Он был домашней одеждой. Человек, который не хотел прослыть невежею, принимая почетного гостя, надевал сверх кафтана ферязь – одеяние почти до лодыжек, с рукавами, но без воротника.
Предки наши любили длинную одежду, короткая казалась им неприличною.

(114 слов)
(По В.О. Ключевскому)

Грамматические задания

1. Выпишите слова, которые не употребляются без не, выполните их морфологический разбор.
2. Найдите в тексте и подчеркните прилагательные с таким составом:

корень – суффикс – суффикс – окончание;
корень – соединит. гласная – корень – суффикс – окончание.

Укажите, каким способом образовано каждое из этих слов.

Годовой диктант

Для Тузика на шоссе не было ничего интересного, и я отводил его подальше в лес, отстегивал кожаный поводок.
Тузик не помнил себя от счастья. Он припадал к земле, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист, который забил гол. Некоторое время он стремительно носился вокруг, потом мчался куда-то изо всех сил с неистовым лаем, сшибая пеньки, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в зарослях.
Скоро Тузик начинал волноваться. Он призывно лаял и носился по лесу, разыскивая меня. Когда же он подбегал так близко, что мордой мог коснуться меня в моем укрытии, я вдруг с ревом выскакивал из засады и валил его на землю.
Мы катались по траве и рычали, и Тузик так вытаращивал глаза, что на меня нападал смех.

(120 слов)
(По Ю.Ковалю)

Грамматические задания

1. Выпишите из текста диктанта относительное, неопределенное, личное местоимения; качественное прилагательное (1-й вариант); возвратное, притяжательное, отрицательное местоимения; относительное прилагательное (2-й вариант).

словообразовательный разбор слова вытаращивать (1-й вариант); забить (2-й вариант);

морфемный (по составу) разбор слова отстег_вал , пеньки (1-й вариант); к_тались, поводок (2-й вариант);

морфологический разбор слов на ш_ссе, для Тузика (1-й вариант); в зар_слях, пеньки (2-й вариант).

3. Обведите одним кружком союз и, соединяющий однородные члены, и двумя кружками – союз и, соединяющий простые предложения в сложное.

7-й класс

(122 слова)
(По Ю.Яковлеву)

Грамматические задания

1. Подчеркните как член предложения причастный оборот (1-й вариант); деепричастный оборот (2-й вариант).
2. Выпишите прилагательное с приставкой не, которое без не не употребляется (1-й вариант); является антонимом к прилагательному без этой приставки (2-й вариант).
3. Выполните морфемный и морфологический разбор слов раздвигая, залитая (1-й вариант); испуганная, прокладывая (2-й вариант).

Годовой диктант

(120 слов)
(По С.И. Венецкому)

Грамматические задания

1. Подчеркните один причастный оборот и один деепричастный оборот как члены предложения.
2. Выпишите все причастия с н или нн в суффиксе. Объясните (графически или словами) написание слова в каждом случае.
3. Выполните морфологический разбор слов немецкого, описывающая, обнаруж_но, сумев (1-й вариант); (не)известный, открыты, добываемый, содержащих (2-й вариант); морфемный (по составу) разбор слов (не)известный, добываемый (1-й вариант); описывающая, средневековые (2-й вариант).

Читайте также: