Ит класс в московской школе положение
Обновлено: 12.06.2024
Задача проекта
Формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии.
Ключевое звено проекта
Новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков обучающихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий).
Создание возможности
для московских школьников знакомства и серьёзного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.
Медицинский класс в московской школе
Реализуется совместно с Первым МГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова и организациями здравоохранения города Москвы
Инженерный класс в московской школе
Формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии инженерной направленности и жизни в высокотехнологичной среде города.
Участники проекта:
152 школы
более 10,5 тыс. обучающихся
Реализуется совместно с 26 федеральными вузами, 2 научно-исследовательскими институтами и высокотехнологичными предприятиями города Москвы
Академический класс в московской школе
Погружение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики и промышленности.
Участники проекта:
39 школ
более 2,5 тыс. обучающихся
При участии 26 научных организаций, совместно с 24 федеральными вузами
ИТ-класс в московской школе
Формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии в ИТ-отрасли и жизни в высокотехнологичной среде города.
Участники проекта:
75 школ
более 3,5 тыс. обучающихся
Новый педагогический класс в московской школе
Формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере.
Участники проекта:
47 школ
более 2 тыс. обучающихся
Реализуется совместно с 5 вузами
Медиакласс в московской школе
Формирует у обучающихся предпрофессиональные умения и навыки, необходимые для работы и жизни в современном высокотехнологичном мире, осознанный выбор профессии в области медиаиндустрии и массовых коммуникаций.
Участники проекта:
66 школ
более 1,5 тыс. обучающихся
Реализуется совместно с 16 вузами и медиакомпаниями
Предпринимательский класс в московской школе
Формирует у обучающихся навыки разработки и реализации предпринимательских идей, помогает осваивать методы инновационной и исследовательской деятельности в сфере предпринимательства.
Участники проекта:
44 школы
более 1 тыс. обучающихся
Кадетский класс в московской школе
Кадетское образование – это форма подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе. В структуре многопрофильного комплекса является одним из видов профильного предпрофессионального образования.
Участники проекта 261 школа
Более 26000 обучающихся
Реализуется совместно с силовыми структурами и ведомствами Российской Федерации
Московский предуниверсарий
Пилотный проект по организации профильного обучения в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы.
В 2020-2021 учебном году в проекте участвуют:
16 образовательных организаций высшего образования
Около 6,3 тыс. обучающихся
Школа старшеклассников
Проект по созданию для обучающихся старших классов современной высокотехнологичной образовательной среды, которая поможет обучающимся сделать осознанный выбор своего дальнейшего профессионального и образовательного пути.
Образовательная среда приближена к вузовской: это и лаборатории, и большие лекционные аудитории – территории для групповой и индивидуальной работы.
Математическая вертикаль ПЛЮС
Проектная форма обучения предполагает, что старшеклассники будут работать над инженерными проектами
В состав проектного офиса входят:
Ведущие специалисты ВУЗов
Центры технологической поддержки образования
Сотрудники центров молодежного инновационного творчества
Руководитель проектного офиса – заместитель директора ГБОУ ГМЦ ДОНМ Кузнецова Елена Валерьевна.
Участники проектного офиса проводят:
Консультации для заместителей директоров по вопросам разработки программ учебных предметов для изучения на углубленном уровне, программ элективных курсов и дополнительных общеобразовательных программ
В состав проектного офиса входят представители МЦКО, которые отвечают за проведение независимой предметной диагностики, обязательной для учащихся ИТ-классов по математике, информатике и физике.
4 направления работы проектного офиса – это:
Организация связи с высокотехнологичными предприятиями для организации экскурсий и практик
Разработка и развитие интернет-сайта проекта
Проведение городских конференций для обучающихся
В стандарте среднего общего образования указано, что образовательная программа должна обеспечивать возможность осознанного выбора будущей профессии. Стандарт предполагает, что в 10-11 классах в условиях профильного обучения могут быть реализованы даже программы профессионального обучения, дающие право работы по отдельным профессиям в сфере технического и обслуживающего труда.
Учащиеся ИТ-классов чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, информатику, физику, но еще одно условие результативного профильного обучения – возможность выбора элективных курсов, таких как:
Фонд Развития Интернет-Инициатив провел исследование, которое дало такой результат: в связи с прогнозируемой через 10 лет нехваткой специалистов на рынке IT, государство увеличит количество бюджетных мест в ВУЗах России на IT-специальности. Фонд прогнозирует, что к 2021 году будет 80 тыс. бюджетных мест, к 2024 —120 тыс.
Что такое IT-классы (или ИТ-классы)
Задачи проекта IT-классы
- Профориентация школьников в IT-сфере
- Знакомство с различными отраслями в сфере IT
- Знакомство с IT-компаниями и их технологиями
- Знакомство с ведущими IT-ВУЗами
- Развитие у школьников системного мышления
- Привлечение школьников к участию в соревнованиях, олимпиадах и хакатонах в сфере IT, в т.ч. соревнования WorldSkills)
- Ранняя интеграция школьников в промышленное программирование
- Подготовка школьников к поступлению в ведущие IT-ВУЗы
Программа обучения в IT-классах
– Скажите, а школьники, которые приходят к вам на уроки, действительно воодушевлены идеей о том, что, возможно, в будущем они станут программистами и разработчиками и будут трудиться в крупных ИТ-компаниях? Или, скорее всего, они еще не до конца определились со своим профессиональным будущим?
– Проект, безусловно, поможет выбрать профессию и направление развития, но я не стал бы говорить, что мы четко ориентированы только на программирование. Вот ты будешь программистом, будешь сидеть в растянутом свитере и есть печеньки. Нет, конечно!
Мы даем ребятам возможность, в том числе за счет специальных курсов, ознакомиться с разными направлениями IT-технологий.
Есть программирование, оно универсально. Можно программировать робота, можно заниматься веб-интерфейсами, а можно – умными пылесосами. Но ведь есть еще множество других направлений! Ребята в ИТ-классе с помощью сквозных курсов могут ознакомиться с технологиями связи, информационной безопасностью и другими сферами. Таким образом, мотивированные школьники, придя в ИТ-класс, могут понемногу попробовать себя в разных направлениях. А значит, им будет проще сделать осознанный выбор: что им действительно интересно, куда потом пойти учиться или в каком направлении развиваться. Они разберутся, какие знания и навыки более практичны, а какие носят скорее теоретический характер. Сегодня у учащихся широчайшее поле для дальнейшего развития. И наша задача как учителей (думаю, что со мной согласятся руководители проектов) подсказать, что еще есть масса направлений и возможностей. В этом нам помогают и вузы – участники проекта, и наши технологические партнеры. Думаю, без сотрудничества и взаимодействия с ними нам было бы сложновато!
– Получается, что сегодня в рамках проекта задействованы не только те учителя, которые проходили переподготовку для преподавания в рамках проекта, но и в принципе все возможные кафедры, представленные в основной образовательной программе?
– Совершенно верно!
– И, наверное, это позволяет намного шире взглянуть на всю проблему IT-индустрии, а не только на локальные моменты, то есть и с точки зрения приобретения каких-то навыков, и с точки зрения истории, углубленного знания иностранных языков…
– А еще географии и геопозиционирования!
– Да, и в этом плане проект, безусловно, открывает новые горизонты для ребят. Но вот вы упомянули, что вузы участвуют непосредственно в переподготовке и переквалификации учителей для работы в рамках проекта. А как участвуют партнеры от тех предприятий, с кем у вас заключен договор о сотрудничестве?
– Наши технологические партнеры в основном участвуют в жизни проекта событийно. Они организуют некоторые образовательные встречи (ну не хочется называть их мероприятиями!), и это всегда действительно что-то очень значимое для учеников. У нас был такой интересный опыт, когда школьники, побывав как раз на таких образовательных встречах, находили, например, научных руководителей для своих исследовательских проектов. Это реальная возможность развития! И конечно же, это уникальный шанс увидеть изнанку IT-сферы: как, зачем и почему это все-таки работает, хотя работать не должно.
– Правильно ли я понимаю, что технологические партнеры являются проводниками в отрасль IT? Они выполняют функцию попечителей, а также как научные руководители курируют образовательные проекты?
– Абсолютно верно!
– А есть ли примеры таких совместных проектов, которые технологические партнеры разрабатывают вместе с ребятами?
– Просто побоюсь сейчас немножко обидеть и партнеров, и школьников, потому что могу несколько неточно воспроизвести названия их проектов, но такой опыт у нас был. И, кстати, еще одно направление, по которому мы взаимодействуем с известными компаниями, такими как Oracle и Cisco, – это их активность по созданию сетевых академий. Ребята уже готовятся к сертификационным испытаниям, к международным экзаменам, например, в области технологий связи или в области баз данных. Такой опыт у нас тоже есть, и он востребован!
– Мне думается, что это наиболее корректное определение того, чем я на самом деле занимаюсь. С другой стороны, все не так просто. Перед вами настоящий трехголовый дракон. Ведь я и классный руководитель, и учитель информатики, и руководитель проектов в ИТ-классе. Если в прошлом году это был один ИТ-класс, то сегодня их у нас уже два, и руководителю проекта приходится работать по многим направлениям. Это управление людьми, ресурсами и в какой-то части даже учебным планом.
Например, ребята, поступая в ИТ-класс, заполняют анкету о своих интересах. Именно это и позволяет корректировать учебный план, когда мы отказываемся от одних сквозных курсов, но включаем другие, потому что большая часть школьников интересуются, например, робототехникой. Поэтому я просто обязан быть некоторым лидером, который работает с командой и в команде, а также одновременно представляет ее.
– И, наверное, помимо коллег и операторов проекта эту поддержку вы чувствуете и от самих ребят? Очень важно, когда школьники понимают, что проект развивают всем миром, а для них это возможность сделать несколько шагов в будущее и определить, где в дальнейшем они смогут применить свои знания.
– Конечно, вы абсолютно правы. Поддержка от ребят – участников проекта бесценна.
– Получается, планы на будущее построены, вектор намечен. Желаем удачи!
Читайте также: