История возникновения школьной газеты

Обновлено: 07.07.2024

Вертунова Алексея, 11 А

Шнейдера Льва, 11 А

Руководитель

Соколовская С.В.

1.1. Появление газет.

1.2 История газет в России

2.1. Проблемно-ориентированный анализ. Цели. Задачи.

2.2. Формирование образа конечного результата. Риски и пути их преодоления.

2.3 Этапы реализации проекта. Способы и средства достижения результата.

2.4. Перспективы развития проекта.

Обоснование актуальности проекта:

Глава 1. История газетопечатания.

1.1. Появление газет

Настоящий мировой бум газет пришёлся на XIX век, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е годы) и телевидения (в 1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века, с появлением Интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определённый кризис. Ответом на этот кризис для многих газет стал переход в таблоидный формат, позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами. Тем не менее, переход в формат таблоида не является для современных газет панацеей и не всегда приносит ожидаемый экономический эффект. В настоящее время большинство газет мира находится в поиске новых форм подачи материалов и привлечения читателей и рекламодателей.

1.2 История газет в России

История газет в Перми

Пе́рмские губе́рнские ве́домости — газета, издававшаяся в городе Пермь (Пермская губерния, Россия) с 1838 года сначала еженедельно, а с 1894 года — 3 раза в неделю. Должности редакторов занимали Соловский и П. Володин. Газета содержала много исторических, этнографических, археологических статей о Пермском крае. Издавалась по 1919 год.

История детских печатных изданий.

Пионерские газеты

В 20 веке вся периодическая литература для младших и старших школьников была тесно связана с существующими в то время политическими организациями. В них находили отражение, как идеологические взгляды, так и общеразвивающие интересы школьников.

В СССР массовые общественно-политические периодические издания для пионеров и октябрят курировали органы ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ союзных республик, обкомов комсомола, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, республиканских и областных советов пионерских организаций. Первые в СССР печатные газеты детских объединений и организаций — "Детская правда" (1919, Саратов), "Муравей-чудодей" (1920, Пермь), "Наша газетка" (1922, Тула) — вели среди читателей в основном общеобразовательную работу, газета "Юный Спартак" (1922, Харьков) носила политический характер. После создания в 1922 пионерской организации в более чем 20 городах начали выходить Пионерские газеты. К концу 1925 издавалось 27 пионерских газет (на русском и других языках народов СССР) общим тиражом 165 тыс. экземпляров. В 1927—39 для детей сельских районов издавалась газеты "Колхозные ребята" (первоначальное название "Газетка дружных ребят", в 1927 тираж 30 тыс. экземпляров, в 1931 — 1 млн. экземпляров). В 1974 выходило уже 28 Пионерских газет на 22 языках народов СССР . Общий разовый тираж Пионерских газет в 1974 свыше 17 млн. экземпляров, периодичность 1—2 выпуска в неделю. Пионерские газеты СССР и др. социалистических стран организовывали традиционные международные акции солидарности пионерских организаций, конкурсы детского творчества, спортивные соревнования, обменивались публикациями и поддерживали общение между детьми.

2.1 Проблемно-ориентированный анализ.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир, а также сориентироваться в выборе профессии. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты. А значит, участие в проекте школьной газеты решает вопрос выбора профессии. Создается центр для самоорганизации наиболее активных, талантливых и неравнодушных учеников. Общая работа редакционного коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время.

Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, так как нужно обладать навыком общения во время взятия интервью или получения какой-либо официальной информации. Вокруг школьной газеты создается толерантное неформальное общение, в которое, кроме школьников, включаются администрация школы, учителя, родители, выпускники.

Мир школьной прессы - значимая часть жизни учебного заведения. В основе проекта лежит самостоятельная работа школьников, их умение ориентироваться в информационном пространстве, а также распространение информации о жизни школы в целом (приложение4) и отдельных учащихся и учителей в частности (приложение5)

Анализ ситуации.

Создание газеты помогает в самообразовании: от повторения правил правописания до освоения специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам, писателям, публицистам.

Отличительной особенностью данного проекта является тематическое наполнение газеты. На вопрос, нужно ли поднимать в газете темы и вопросы не связанные напрямую с учебным процессом и жизнью школы, а отражающие общий круг интересов целевой аудитории 65 процентов опрошенных ответили положительно.

Поэтому мы занялись разработкой дополнительных рубрик газеты, включающих в себя тематику интересов учеников школы № 84. Наибольшее количество голосов получили: мир интернета (как в нем работать и общаться); подростковые субкультуры (аниме и др.); рецензии на современные фильмы и книги.

Через освещение этих вопросов мы видим выход на более широкую аудиторию и за пределами нашей школы.

Наша школа является общеобразовательной, находится в окружении различных статусных школ: гимназий и лицеев, поэтому появляется необходимость в укреплении имиджа школы, это может быть информирование о жизни школы и нашей успешности через школьную газету. Следовательно, в целевую аудиторию проекта входят:

Ученики, учителя, родители, выпускники нашей школы.

- Шнейдер Лев, ученик 11 а класса – главный редактор, дизайнер, верстка

- Вертунов Алексей, ученик 11 а класса – выпускающий редактор, разработка рубрик.

- Мокрушина Станислава, ученица 10 а класса – работа с общественностью.

- Соколовская Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы - консультант, организатор.


  1. Содействие формированию и развитию творческих способностей детей и подростков школы № 84, их самореализации и выборе профессии посредством школьной газеты.

  2. Развитие школьного самоуправления.

  1. Организовать практическую общественно значимую коллективную деятельность.

  2. Привлечь внимание общественности к проблемам детей и подростков.

  3. Повысить информационную культуру участников проекта.

  4. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.

  5. Создать творческую атмосферу в школе, учитывать мнение учащихся в организации учебного и воспитательного процесса в школе.

  6. Информировать целевую аудиторию о школьной жизни и интересах учащихся

  1. Отсутствие технической базы, необходимого программного обеспечения, опыта работы в специальных компьютерных программах. Проблема решается путем привлечения специалистов в данной области (учителя информатики, выпускников школы, профессионально связанных с журналистикой и типографией, поддержка администрации школы).

  2. Состояние эмоционально-деловых отношений участников проекта. Понимание ценности личного вклада каждого участника в проект. Трудности, возникающие при общении, решаются путем обсуждения этих вопросов на общих собраниях коллектива газеты, всех её авторов и создателей.

  3. Отсутствие общей информации о проекте у целевой аудитории.

2.3 Этапы реализации проекта.

Этап первый: Подготовительный (июнь 2011г.)

Формирование команды, воплощающей проект.

Этап второй: Реализация проекта (июнь-сентябрь 2011г.)

Обучение основам издательского дела; освоение программы CorelDraw x3 участниками проекта; выпуск первых номеров газеты

Этап третий: Воплощение проекта (октябрь-декабрь 2011г.)

Этап четвертый: Анализ (январь 2011 г.)

Анализ результатов деятельности и формирование перспектив развития проекта.


  1. Создание школьного пресс-центра.

  2. Обучение азам журналистской профессии и этики, компьютерной верстке.

  3. Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни при работе с общественностью.

  4. Распределение редакционных обязанностей.

Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому нашей школе так необходима своя газета. Школьная газета - это средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, а также орган самоуправления, поднимающий темы, интересные именно ученикам. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов детей, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Школьные СМИ формируют грамотную и требовательную аудиторию, на которую должны будут работать наши журналисты. Задача школьных СМИ заключается в том, чтобы они понимали проблемы общества и то, как масс-медиа могут влиять на эти проблемы, решать их. Школьные СМИ рассматриваются как информационный инструмент, прежде всего управления общественным мнением в школе.

Оппозиция: в политике — партия, которая удерживает правительство от буйного помешательства, подрезая ему поджилки. Амброз Бирс
ещё >>


Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности. Одна из ведущих деятельностей- проектная. Участвуя в проектах, мы учимся быть командой, приобретаем опыт общения с окружающими, находить компромиссы, при этом, проект дает каждому участнику почувствовать себя в ситуации успеха, помогает реализовать планы и открыть в себе что- то новое.

Ольга Викторовна Мардоленова: «Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни учебного заведения, и поэтому когда в 2001 году Котлова Настя и Мардоленова Лариса предложили создать школьную газету, я их поддержала и сама загорелась этой идеей. Был объявлен набор ребят, желающих заниматься творческой деятельностью.

И такие ребята нашлись. Закипела работа: с энтузиазмом редакционная группа принялись за создание первого номера. В редколлегию принимались все желающие, состав работающих здесь был подвижен и охватывал от 5 до 15 человек. Это ребята разных классов, в основном с седьмого по одиннадцатый: Старицын Максим, Дармаев Баир, Попова Маша, Котельникова Алена, Осокина Оля, Уварова Лена. Каждый номер, его содержание (а изначально и то, какой должна быть газета и ее рубрики) обсуждались на собрании редколлегии.

В нашей редакции собрались самые разные люди: поэты, художники, просто творческие личности, которым интересно делать репортажи, опросы, брать интервью, писать статьи. Ребята имели уникальную возможность попробовать свои силы и проявить творческие таланты, занимаясь таким интересным делом как выпуск газеты. В дальнейшем к нам с активностью присоединились ребята начальных классов, которые рассказывали обо всем, что им интересно, писали сказки, рассказы и стихи. Все это объединило нас в один сплочённый коллектив и дало возможность, используя сильные стороны друг друга, придумывать и воплощать все идеи, делая каждый номер уникальным и непохожим на другие.

Наши постоянные корреспонденты Мардоленова Лариса, Дармаев Баир, Осокина Ольга и, конечно, редактор Котлова Настя, побывали и на районных Слетах юнкоров, проводили районный семинар, на котором делились опытом.

Деятельность первого редакционного Совета

«Юнкор- романтик и фантазер!

Итак, давайте познакомимся с редакционным Советом:

Редактор газеты- Котлова Анастасия. Самая активная и инициативная, она могла найти подход к каждому ученику нашей школы. Настя приезжала на юбилей школы в мае 2011г., с теплотой вспоминала о том времени, когда была редактором газеты. Вот что она рассказала о себе:

«После школы поступила в Иркутский педагогический колледж на историко-филологический факультет, в дальнейшем получила специальность учитель русского языка и литературы. По итогам отличной учебы и защиты диплома, меня взяли на третий курс Иркутского Государственного Университета. Его я окончила в 2009 году. По специальности не работаю. Сейчас живу в Улан-Удэ, работаю в ресторане администратором. В планах получить второе высшее образование. Работа редактора,

Еще один из постоянных членов редакции- Старицын Максим. Самый маленький участник, учился тогда в 5 классе, был очень любознательным, ответственным, задание выполнял сразу, в числе первых сдавал материал, очень переживал, если что –то не получалось. Максим отслужил в армии, учится заочно в СибГУТИ , время работы в газете вспоминает с улыбкой.

Спустя два года руководителем газеты стала Кузнецова Л.Т., сменился редакционный состав и еще через год газета закрылась. Всему приходит конец, проект, бывший таким интересным, исчерпал себя, потому что на смену ему пришли другие проекты, более интересные и актуальные.

За время существования газеты ней печатались –70 человек, из них: 16 учащихся-- часто печатающихся; 12- учителей;

Алена Шелкунова: « Мне было интересно, сама даже писала статьи. Еще сохранились газеты, жалко что ее перестали выпускать. Надо возобновить!:

Из 16 постоянных юнкоров – одиннадцать выбрали профессии социальной направленности. Значит, газета существовала не зря, и участие в деятельности школьной газеты являлось социализацией школьников.

Сегодня, спустя 10 лет, тема школьных газет по – прежнему актуальна. На заседании Совета старшеклассников мы обсуждали этот вопрос, и решили, что сейчас, во времена информационных технологий, более востребованным будет издание газеты в электронном варианте и размещение ее на школьном сайте. Мы создали проект и приступили к его реализации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 села Верхние Татышлы муниципального района

Татышлинский район Республики Башкортостан

Исследовательский проект

Выполнила: Муртазина Лия

ученица 3 класса

Руководитель: Фаузиева Гюзель Раисовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

села Верхние Татышлы

с. Верхние Татышлы

I .ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 1

II .ЧТО ТАКОЕ ГАЗЕТА

1.Когда появились первые газеты? . . . . . . . . . . 2

2.Кто работает над выпуском газет? . . . . . . . . . . 2

III .ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА

1.Кто входит в редакцию нашей школьной газеты? . . . . . . . . . . 3

2.Как называется наша газета и каковы ее основные рубрики? . . . . . . . . . . 4

3.Собираем материал и печатаем газету . . . . . . . . . . 4

IV .ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 5

V .СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . 5

VI .ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Положение о школьной газете

I .ВВЕДЕНИЕ

Цель моей работы: издание школьной газеты

Задачи моей работы:

1.Узнать, что такое газета.

2.Узнать, люди, каких профессий выпускают газеты, и кто из них, чем занимается.

3.Собрать команду для выпуска газеты.

4.Придумать название школьной газете.

5.Собрать материал для первого номера газеты.

6.Сделать макет газеты.

II .ЧТО ТАКОЕ ГАЗЕТА

Газе́та — это печатное периодическое издание , выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

1.История возникновения газет в России

2.Кто работает над выпуском газет?

Чтобы узнать, люди каких профессий выпускают газету, я обратилась к своей маме. Оказывается все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором, называются редакцией. Каждый из них имеет свои обязанности.

Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за своевременным выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.

Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет размещен тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.

Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.

Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам, и кто тоже может писать собственные материалы.

Корректор - проверяет орфографию, пунктуацию и размещает материалы.

Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Корреспонденты – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью, очерки, заметки и т.д. Такой состав редакции может быть и в нашей школьной газете.

III .ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА

1.Кто входит в редакцию нашей газеты?

Теперь, ознакомившись с историей возникновения газет и работой редакции, я могу начать выпускать свою газету. Выпуск газеты – это сложное дело и без помощников мне не обойтись. На помощь я позвала моих одноклассников, мою маму Муртазину Эльмиру Фирдусовну и моего классного руководителя Фаузиеву Гюзель Раисовну. И, конечно же, мне будут помогать юные корреспонденты из других классов. Из 47 опрошенных мною и моими одноклассниками учащихся, только 8 не хотят быть корреспондентами нашей школьной газеты. Я думаю, увидев первый выпуск газеты, они обязательно захотят ими стать.

Итак, чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. На первом собрании нашей редакции мы разработали Положение о нашей газете, где определены цели и принципы нашей газеты, основные рубрики и распределили должности, без которых нам не обойтись(Приложение 1). Был назначен редактор, им стала я – Муртазина Лия. Назначен корректор – моя мама, Муртазина Эльмира Фирдусовна. Ответственным секретарем стала мой классный руководитель – Фаузиева Гюзель Раисовна. Фотокорреспондентом назначили – Шамсимухаметова Эмиля (Приложение 3). Корреспондентом может быть каждый учитель и учащийся начальных классов. Поскольку мы не обладаем денежными ресурсами для тиражирования нашей газеты, на первых порах решили ограничиться выпуском газеты тиражом девять экземпляров.

2.Как называется наша газета и каковы ее основные рубрики?

Определиться с рубриками газеты, то есть с постоянными темами, нам также помогли учащиеся 1-4 классов нашей школы (Приложение 2). Редакция выбрала из них самые интересные и актуальные. Это:

3.Собираем материал и печатаем газету

Дебютный выпуск нашей газеты мы решили посвятить событиям января 2013 года.

Наша газета будет состоять из четырех страниц. На первой странице мы разместили обращение редактора, поздравление отличников учёбы и хорошую новость об установке интерактивной доски в кабинетах.

Вторая и третья страницы посвящены мероприятиям и конкурсам, прошедшим в январе текущего года:

- новость о покупке лыж для учащихся и рассказ о лыжной прогулке.

Все эти публикации сопровождены фотографиями. Также на этих страницах в дальнейшем мы планируем размещать интервью с учителями и учениками школы, репортажи с мест событий.

На четвертой странице мы поместили объявление о конкурсе эмблемы для школьной газеты. А также поздравления с днем защитника Отечества и именинников января.

III .ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Также я собрала команду для выпуска школьной газеты. В нее вошли моя мама, классный руководитель и одноклассники. Сообща с учащимися 1-4 классов мы придумали название нашей газете, определили ее основные рубрики. Вместе с учащимися начальных классов собрали материал для первого номера, сопроводив его фотографиями. Его мы объединили в одно целое в программе Word Microsoft Office . И, наконец, напечатали ее (Приложение 3).

IV .СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Реализация Программы воспитательной деятельности школы и Программы гражданско-патриотического образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть организация, которая находится в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Задачи школьной газеты:

освещение в газете школьной жизни;

содействие в воспитании информационной культуры школьников;

повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;

развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;

формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

формирование стремления к здоровому образу жизни;

реализация гражданско-патриотического воспитания;

формирование у учащихся толерантного сознания

Методические принципы, необходимые в работе:

личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);

деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);

взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Corel Draw , с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe Photoshop .

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Школьная газета для родителей:

это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;

это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

Данное методическое пособие поможет создать современный школьный пресс-центр. В пособии четко раскрываются этапы создания школьного пресс центра:

1 этап – Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.

В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры
7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор

В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может: и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Лучше, когда редакторов два: один (учитель русского языка и литератур) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель - информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся - работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты - это стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников. Не отказывайтесь от помощи представителей психологической службы, социального работника, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь. Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят.

Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 20 до 15 человек.

2 этап – Определение духа газеты.

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?

какого характера информацию он ищет в газете?

с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?

каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…).

В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).

Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО) - 5-11 ноября

разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;

разработать положение о школьной газете;

выбрать название газеты.

Организовать обучающие занятия по специальностям:

информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader , Abode PhotoShop , Microsoft Word , Corel Draw , Abode Page Marker ;

работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.

русский язык и литература, культура речи.

Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты - с 12 ноября

Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты - с 12 ноября

Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты - с 12 ноября

Выпуск первого номера. Презентация первого номера - 01 декабря

Выпуск второго "новогоднего" номера - 27 декабря

Способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов ЖО) - постоянно

Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц - 01 января по 31 мая

Запланировать выход газеты 2 раза в месяц

4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия пресс-центра :

проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,

опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,

содействовать развитию различных форм активности учащихся,

проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу",

формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,

использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,

распространять газету среди учащихся и учителей школы,

представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. Подготовка к празднику.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

2. Летопись школы (история школы).

3. Мнение эксперта.

4. Игры нашего класса.

5. Пробы пера (литературная страничка).

6. В мире интересного.

8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).

9. История нашего города.

10. Размышления на тему… ("Точка зрения")

11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")

5 этап – Верстка газеты
(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

Также в пособие включено разработанное методическое пособие по работе с графическим редактором Adobe Photoshop и диск с материалами для практической работы для полноценной работы над созданием школьной газеты.

Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:

Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь.

Читайте также: