Чистые воды китежа краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Легенда о граде Китеже кратко описывает историю правления великого князя Георгия по другим историческим документам Юрия Всеволодовича, знаменитого храмостроителя времён Древней Руси. Этот суздальский князь был потомком Юрия Долгорукого и прославился тем, что построил множество церквей и храмов в честь Богоматери. Его славное правление закончилось вместе с нападением войск хана Батыя.

В легенде тесно переплетается история становления православия на Руси, описание жизни святого Георгия, печальная правда о разорении славянских земель татаро-монголами. Это удивительное сказание вдохновило многих литераторов, художников, композиторов на создание гениальных произведений.

Предание о граде Китеже начинается с описания генеалогии Юрия II, того самого знаменитого суздальского князя Георгия Всеволодовича. Его отцом был псковский князь Всеволод Мстиславович, приложивший множество усилий к распространению православной веры на Руси.

Юрий II продолжил дело отца, будучи молодым князем, он отправился из Пскова в Чернигов. Там он обратился к черниговскому князю Михаилу с просьбой дать письменное разрешение на постройку храмов и городов на территории Руси. Великий князь дал Юрию II грамоту, разрешающую это богоугодное дело, и пообещал, что его деяния зачтутся в день Второго Пришествия.

В летописи указывается дата этого знаменательного события – 6672 год от сотворения мира, то есть 1164 год от Рождества Христова. С этого момента князь Георгий Всеволодович стал ездить по городам Руси и строить церкви и храмы в честь Богоматери. За годы жизни он успел возвести Успенскую церковь в Новгороде, Успенскую церковь в Москве, храм Богоматери в Ростове Великом.

Во время выполнения своего христианского долга он встретился с Андреем Боголюбским. Найдя в нём своего единомышленника, он распорядился продолжать великое дело просвещения Руси. Андрей Боголюбский послушался повеления князя и уехал в Муром, строить там Успенскую церковь.

Находясь в Ростове Великом, князь Георгий Всеволодович нашёл мощи епископа Леонтия. Этот церковнослужитель был знаменит тем, что просвещал Ростовские земли. Найденные мощи святого убедили князя в правильности выбранного пути. Поэтому после встречи с Андреем Боголюбским он отправился в Ярославль. Там он воспользовался стругом для того, чтобы вплавь преодолеть часть своего пути.

Проплыв вниз по течению реки Волги, он пристал к берегу и выстроил новый город, который назвал Малый Китеж. Князь прибыл не один, кроме дружины с ним была и христианская реликвия – чудотворная Феодоровская икона Богоматери. Жители нового города не раз просили князя, чтобы он построил церковь и внёс чудотворную икону в город. Но произошло нечто невероятное – святой образ оставался недвижим на одном месте. Увидев в этом знак свыше, князь выстроил вокруг этого места монастырь.

Несмотря на то что Малый Китеж был прекрасен, Георгий Всеволодович не остался в нём княжить, он отправился дальше. Переправившись через реку Керженец, великий князь увидел дивное по красоте озеро Светлояр. Восхитившись красотами природы, он заложил у берегов озера новый город – Большой Китеж.

В летописи о граде Китеже говорится, что постройка города заняла всего три года и закончилась в 6676 году от сотворения мира (в 1167 году от Рождества Христова). При этом размеры города были небывалыми по тем временам. На территории Большого Китежа находилось три церкви: Успенская церковь, Благовещенская церковь и церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Огласив свои пожелания, великий князь собирался домой, в город Псков. Жители Малого Китежа оказали ему должные почести, а Георгий Всеволодович помолился Богу и отправился в путь. Прибыв в Псков, князь стал вести жизнь образцового христианина – соблюдал пост, молился, раздавал нищим милостыню.

Но к концу жизни великого князя пришла беда на русские земли. В 6747 году от сотворения мира (1239 от Рождества Христова) на Русь напало татаро-монгольское войско под предводительством хана Батыя. Князь Георгий Всеволодович с сыновьями пытался дать ему отпор под Псковом, но был разбит. Тогда знаменитому храмостроителю пришлось бежать в Малый Китеж.

Из Малого Китежа Георгий Всеволодович вместе с войском тайно бежал в Большой Китеж. Там он мог подготовить оборону, ведь дорога до города пролегала через дремучий лес и была неизвестна врагам.

Тогда Батый захватил малый Китеж и начал пытать его жителей, пытаясь узнать дорогу до стольного града. Все жители несмотря на мучения хранили молчание, и только один из них не выдержал мук. Испугавшись пыток, изменник повёл врагов к столице тайной тропой. В сказании о граде Китеже указано и имя предателя – Гришка Кутерьма. Войска хана шли тайной тропой, высекая мечами просеку в лесу. С тех пор эта дорога носит название Батыевой тропы. Местные жители показывают её паломникам, прибывшим к озеру Светлояр.

Богатыри тоже не смогли сдержать наступление вражеского войска. Князь Георгий Всеволодович вышел с остатками войска навстречу противнику и погиб в бою. Тогда жители города вышли на крепостные стены с иконами и стали молить Господа о спасении.

На глазах изумлённых татар произошло чудо. Большой Китеж укрылся под водами озера Светлояр вместе со всеми жителями. По преданию, он выйдет из воды в день Второго Пришествия.

А сейчас увидеть город может только чистый душой человек. Поэтому искренне верующие христиане возле Светлояра слышат перезвон его колоколов, и видят отблески солнца на маковках его церквей. Есть и другая версия легенды, согласно которой город скрылся не в озере, а под землёй. Он стоит там и сейчас, скрытый от людских глаз.

Сказание не заканчивается на описании чуда, в нём также говорится о событиях, которые произошли после. Летописец рассказывает, как похоронили мощи Георгия Всеволодовича и о том, как разорили русскую землю татары.

В конце летописи в четвёртой её части, идут рассуждения о духовной чистоте, позволяющей увидеть Большой Китеж, и греховных соблазнах, препятствующих этому. Заканчивается сказание восславлением Бога, святых и Богородицы.

Существует мнение, что писатель всю жизнь пишет одну книгу. Во всяком случае, Владимир Тендряков (1923–1984) был именно таким писателем.

Над чем бы он ни работал — будь то роман о юности или трудная повесть о послевоенной деревне, публицистическая статья о современных нравах или повесть о школе, сатирическая проза или военные рассказы, — Владимир Тендряков пишет о своей вере в человека, страстно, мучительно пробивается к лучшему в человеке, отстаивает способность мыслящего человека отринуть любые, самые привлекательные и удобные для жизни миражи ради того, чтобы сознательно и ответственно торить пусть скромную, едва заметную, но свою тропинку в истории народа. Сейчас мы называем это новым сознанием, пониманием того, насколько изменился мир, в котором мы живем. Мы только приближаемся к мысли о том, что наше настоящее — залог продолжения истории рода людского.

Перечитывая прозу Тендрякова, убеждаешься в том, что всю свою творческую жизнь он мучился вопросами бытия, видел и старался писать бескомпромиссную правду, его социальный анализ поражает точностью, а мысль — упорством и бесстрашием. Мы и сейчас не знаем до конца возможности литературы, хотя о ее роли в жизни общества написаны тома. Литература, пожалуй, самый чувствительный инструмент общества. И когда гуманитарные науки топчутся на месте, пытаясь создать социальную и философскую картину действительности, литература вынуждена взваливать на себя этот груз, тревожить совесть, смущать наш покой, нащупывать закономерности. Возможно, физики, работающие на нынешних ЭВМ, улыбнутся, читая, как по-домашнему суетливо герои Тендрякова готовят перфокарты с данными о возникновении христианства для только что построенного компьютера.

Неспокойная ты, река русской истории. Много в твоем русле порогов и поворотов. Бросаешь ты мою страну то к одному берегу, то к другому, крутишь в водоворотах бьешь о камни. Однако страшнее всего твои тихие омуты, в которых удерживаешь ты Россию, словно утонувшую пленницу. Долгие годы стоит там позеленевшая болотная вода, в которой нет движения, нет жизни.

Произведение было написано в 1977 году. В это время общество только начинало выходить из того сна, в котором оно находилось предыдущие десятилетия. Благодаря своей проблематике, повесть Тендрякова оказалась созвучной этому процессу.

В произведении подняты проблемы потери человеком гражданских и личностных качеств, стадности поведения, использования народа в личных целях.

Первоначально повесть привлекла меня своим названием. Вместе с загадочностью и сказочностью в нем ясно просматривался символический смысл.

Китеж Тендрякова ложен. Не похожи на своих славных предков люди, потерявшие способность самостоятельно думать и чувствовать, не идет в сравнение с легендарным Кятежем и сам город. Да и воды потеряли свою прежнюю чистоту.

Замутнение вод, которого касается автор в названии, глубоко символично. Загрязнение речки Кержавки местным комбинатом во главе с Каллистратом Сырцовым сопоставимо с замутнением всей реки русской истории. В период застоя течение реки истории остановилось, вода в ней стала грязной, лишенной жизни.

С другой стороны, экологическое бедствие речки Кержавки имеет тесную связь с конфликтом и сюжетом повести.

Построение сюжета повести имеет хронологический характер. С течением времени мы видим сначала нарастание напряженности в городе, а потом — спад ее.

Взбудоражившие весь город события — это лишь своего рода лупа, позволяющая читателю лучше рассмотреть жизнь Китежа, проникнуться атмосферой остановившейся жизни.

Что же показывает нам эта лупа? На общем фоне мы видим фигуры отдельных героев, высмеянные Тендряковым. Все эти герои одноплановые, среди них нет расслоения на плохих и хороших, всех их объединяют только недостатки, характерные для людей в период застоя.

Комические противоречия, лежащие в основе формирования образа главного редактора Крышева, обнажают перед нашими глазами страх за свое кресло, боязнь начальства, подверженность чувству стадности, характерные для всех китежан.

Многие стороны жизни Китежа нам приоткрывает критик Петров-Добряк. Он «смахивал по облику на ту историческую конягу, которая, как утверждает, была введена когда-то в римский сенат. Петров-Добряк настолько прыток, что пытается использовать дух читателя Сидорова для достижения личной славы.

Повесть не случайно имеет сатирический характер. Пороки героев, города можно только высмеивать. Палитра смеха Тендрякова разнообразна. юмористические нотки в образах героев сочетаются с жестокой сатирой.

Величие начальства и страх перед ним подчиненных автор акцентирует тем, что имена высокостоящих лиц в тексте повести не упоминаются: не названо лицо, стоящее над редактором Крышевым, окутаны тайной названия министерств и ведомств, которым подчиняется Каллистрат Сырцов. Китежане боятся призраков, их страх не имеет обоснования.

В чем причина застойного состояния общества? Автор охотно приоткрывает ее для читателя, сатирически вырисовывая образ Пэпэши. Идеалы его уходят корнями в прошлое, в те времена, когда мир имел «железного хозяина, железную дисциплину). Еще и в нынешнее время в нем не иссякло желание строчить донесения на ни в чем не повинных людей.

В нашей реальной жизни эти перемены уже произошли. За долгий и трудный двадцатый век река русской истории миновала и водоворот культа, и омут застоя. Пройдет она и через все другие испытания. Повесть же Тендрякова, как мне кажется, останется всегда актуальной, потому что она предупреждает нас о самом главном: ни при каких обстоятельствах не следует забывать человеку о своих гражданских и личностных качествах, о своей возможности изменяться и изменять мир, о заложенном в каждом из нас стремлении к свободной жизни. Нам необходимо помнить прежде всего о том, что мы люди, ведь только тогда останутся чистыми воды, и не только Китежа.

По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения. Под большим холмом находится собор Воздвижения — в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней. Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.

По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон. По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге её не будет.

По третьей версии, град Китеж не ушёл в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин — и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого. Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.

Пересказала Н. Б. Виноградова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Ксюшаша

Злодейка в деле

Понравилось, увлекательная история и язык неплох

Ксюшаша

Замуж за первого встречного или невеста с сюрпризом

Интересно, на вечер неплохо)

LaraI63

Не влюбляться. (СИ)

Ну, на развлечься сойдёт, но напрягает, что ГГ в основном по фамилии называют, причём не очень благозвучной. Сразу возникают неприятные ассоциации - Юзова, юзать. И еще - автор, к сожалению, не

Оправдани лъжи 1

Интересно! В поредицата има игра кой ще е доминиращият в отношенията. Мъжа е много арогантен и директен, но и жената не му отстъпва. Харесва ми, че главната героиня има характер. Диалозите са остроумни. В

LaraI63

Чужая невеста (СИ)

Неплохая история, но не мешало бы текст отредактировать. С окончаниями просто беда, падежи живут своей жизнью, отдельной от слов, так любимое автором "чтож" просто глаз режет.

Не провоцируй меня.

А мне понравилась

In flight

Здравейте, тругите три частни от поредицата имат ли превод или очаква ли се скоро?

Чистые воды Китежа

Чистые воды Китежа

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Аннотация

Аудиокнига "Чистые воды Китежа" познакомит слушателей с повестью очень известного советского писателя, который всегда старался найти истину и не умел скрывать злодеяния. Данное произведение посвящено таким злободневным проблемам общества его времени, которые к большому сожалению дошли и до нас. Он обличает такие человеческие пороки как — перестраховка, приспособленчество и полное отсутствие собственного мнения, что всегда негативно влияет на общество.

Аудиокнигу Владимира Тендрякова "Чистые воды Китежа" вы можете слушать онлайн или скачать бесплатно прямо на сайте.

Читайте также: