История россии 7 класс 24 параграф краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Анилов — 98 . Скрынька А. А. Краткая история нашего Корпуса . А о Петре ведайте, что жизнь Ему не дорога, жила бы только Россия во . параграфов и не усвоив хорошо даже падежей, переходили на livre ouvert и т .д. . Для кадет 7-го класса окончились выпускные экзамены благополучно, и мы с .

Історія держави і права України ( Х- початок ХIХ століття):Швидько Ганна Кирилівна 58. . Системный анализ и информационные технологии в управлении . Неподаткові платежі:Данілов Олександр Дмитрович, Лапшин Юрій . Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Кострикина Нина .

Она еще не может детям сказать какие параграфы читать. . географии, химии и истории, ведь впереди ЗНО, поэтому обидно, когда учитель не . На класс 2-5 учебников по одному предмету или старые (списаные). . Поборы в школе минимальные за 7 лет обучения мы сдавали один раз на линолеум, .

параграфів дожовтневої історії – 25 присвячено класовій боротьбі). . у звʼязку з приєднанням їх до Росії. Становлення радянської держави . який клас є гегемоном революційної боротьби. . навчальному процесі учнями 9-х класів [7]. . Ключевые слова: школьный учебник, учебная книга, содержание .

Курсова робота з курсу „Історія середніх віків Західної Європи і . кафедральній комісії, короткого виступу студента (7-10 хвилин) з теми . розділів не повинні повторювати назви роботи, а назви параграфів – . военной истории России: традиции и . Шульце Х. Краткая история Германии / Пер. с нем.

Есть Хрестомания по русской литературе за 7 класс. . освіти в період Середньовіччя / Л. Кулікова // Історія в рідній школі. . Посвянский А. Д. Краткий курс ачертательной геометрии : учебник для студ. . Россия волшебною книгою . з усіх підручників параграф про скасування кріпосного права у 1861 році.

7. Розробка методологічних проблем педагогіки, методик її дослідження, . досягненням та вимогам наукової та професійної, загальнолюдської культури народів Росії; . Так, М. А. Данилов повязує неуспішність з рушійними силами процесу . Це робота з текстом і графічним матеріалом підручника: переказ .

Одесская область - Одесса - иформационные сайты Одессы карта Одесской области карта Одесса погода в Одессе информация Одесская область .

Один из крупнейших книжных магазинов. Более 20000 наименований. Доставим!

События. Факты. H-RF - О прошлом, настоящем, будущем!

Знакомства в г. Данилов! 45 млн пользователей! Бесплатная регистрация!

Рабочая программа по Биологии 6,7,8,9 классы, школы viii вида. Тематическое планирование .

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

История России. Конец XVI - XVIII век. Учебник. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2015. - 304с. 11-е изд. - М.: 2012. - 240с.

Что читать? . Данилов, Курукин, Арсентьев: История России. 7 класс. . ФГОС. Учебник создан в соответствии с требованиями Историко- культурного .

Книга: История России XVI-XVIII века. 7 класс. Учебник. ФГОС. Автор: Данилов, Рогожкин, Лисейцев, Павлова. Аннотация, отзывы читателей, .

Похожее крещение руси 4 класс детские презентации
краткий пересказ параграфа 25 по истории 5 класс вигасин 27 ноября
краткий пересказ истории

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?

Причин для проведения церковной реформы XVII веке было много, но не все из них лежали на поверхности.

3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

В 1658 году, во время очередного праздника, царский окольничий, прокладывая, по обычаю, дорогу для государя, ударил палкой патриаршего человека. Никон, узнав об этом случае, пришел в крайнее негодование и потребовал у Алексея Михайловича расследования и наказания виновного боярина. Но расследование не было начато, а виновный остался безнаказанным. Видя изменившееся отношение царя к себе, Никон решил еще раз прибегнуть к приему, уже испытанному им при восшествии на патриарший престол. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский монастырь под Москвой. Патриарший престол остался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея Михайловича, но просчитался. Царь не приехал к нему. Потом царь старался добиться от Никона окончательного отказа от патриаршего звания и возвращения патриарших регалий, чтобы можно было избрать нового патриарха. Никон же стремился доказать, что он волен вернуться на патриарший престол в любой момент. Тогда Алексей Михайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов. Однако дождаться их приезда оказалось нелегко: только в 1666 г. в Москву прибыли двое из четырех патриархов – антиохийский и александрийский, имевшие, правда, полномочия от двух других православных патриархов – константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки и сопротивление Никона, он все же предстал перед судом патриархов и был лишен своего сана за самовольное оставление патриаршего престола и прочие нарушения.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

По моему мнению, церковный раскол стал трагической вехой в истории нашей страны и Русской православной церкви. Однако все последовавшие за ним трагические события произошли вовсе не из-за церковной реформы, хотя она, по сути, и разделила церковь на два лагеря, а из-за предания анафеме и проклятию всех, не желающих подчиниться. Без этого решения у церкви была возможность уладить дело миром. Однако кидаться из крайности в крайность – это в нашей природе.

Сущность церковного раскола на мой взгляд вовсе не в отличиях в обрядах, а в мироощущении. Сегодня нам все это кажется дикостью. Ну какая разница, как крестится человек, двумя или тремя перстами, по солнцу или против солнца идет крестный ход и т.д. Однако для религиозного человека того времени обряды были важны. Тогда считалось, что верность обряда — суть спасение. Но даже эти разногласия можно было бы решить. А вот разные мироощущения, стоявшие за той и другой позицией, имели непримиримые противоречия.

5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

Можно по-разному относиться к церковному расколу, позициям сторон и участию в расколе протопопа Аввакума, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой, стойким сторонником той веры, которую он считал истинной. Он предпочел умереть, но не склониться перед обвинителями. Есть много свидетельств того, что Аввакум никогда не признавал сделок со своей совестью. Если он видел несправедливость, он вступался за обиженных несмотря на то, что раз за разом для него это плохо заканчивалось. Из-за непростого характера и нетерпимости ко злу протопоп Аввакум постоянно менял приходы.

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Предлагаем самостоятельно выбрать имена деятелей Русской православной церкви, внесших значительный вклад в укрепление государства в XVII веке из перечня патриархов, учитывая описания их достижений. Мы считаем, что можно выбрать патриархов Иова, Гермогена, Филарета, Иосифа, Никона и Иосафа II.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 24

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

Проблема в том, что позиция Аввакума была такой же непримиримой, как и позиция Никона. И если обращение Аввакума к царю с просьбой прекратить гонения на староверов можно одобрить, то его слова о том, как нужно поступить с его оппонентами – не могут получить одобрения.

Думаем, сравниваем, размышляем

Позиция патриарха Никона была более глобальна и соответствовала амбициям России по воссоединению с братскими народами Украины и Белоруссии, которые уже жили по новым греческим религиозным обрядам. Таким образом Россия придала своей церкви вселенский характер и обеспечила единство обрядов с соседними народами.

Позиция протопопа Аввакума была направлена на сохранение древнерусских традиций, что в конечном счете привело бы к религиозной изоляции России даже среди других православных земель. При воссоединении России с Украиной и Белоруссией жителей тех земель пришлось бы переучивать. Зная, чем заканчивались в России такие попытки, можно с уверенностью предположить, что дело могло приобрести весьма неприглядный и даже кровавый характер.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Старообрядчество — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Упомянутая реформа является одной из самых драматичных страниц не только в истории русской православной церкви, но и в истории России. Целью преобразований была унификация богослужений Русской Церкви с Греческой Церковью. В результате насаждения новых правил возник церковный раскол (до 1905 года всех не согласных с реформой называли раскольниками) — отказавшиеся от исполнения новых обрядов жестоко преследовались и подвергались гонениям, фактически общество было на пороге религиозной войны. В это время произошло множество массовых самоубийств людей, не желающих насильно принять новую веру. Наиболее распространённой формой протеста стали самосожжения, только до 1690 года унёсшие жизни около 20 тысяч человек.

Изменения, проведённые посредством никонианской реформы, касались внешних обрядовых сторон. Например, замена двуперстного крестного знамения на трёхперстное, смена направлений крёстного хода (против солнца, а не посолонь) и др. Также было проведено много исправлений, касающихся редактирования текстов Священного писания и богослужебных книг, относящихся к вариациям написания, небольшим корректировкам, не меняющим общего смысла. Для стороннего человека все эти изменения могут выглядеть как совершенно не принципиальные и не затрагивающие сути православия, но в 17-м веке это привело к трагическому расколу церкви и общества, который окончательно не изжит до сих пор.

И сейчас, несмотря на многочисленные шаги к примирению, отношения между старообрядцами и Русской православной Церковью отличаются сложностью. Например, старообрядцы считают себя истинными православными, а РПЦ называют инославной церковью.

Вопреки утвердившемуся мнению, несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в XIX веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль сыграло старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства. Это было обосновано культивировавшимися в старообрядческой среде традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.

Старообрядчество по праву является столь же важным и весомым направлением православия как и новообрядчество, сыграв неоценимую роль в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции, а также в социально-экономической жизни России.

Сегодня в России и в ряде других стран действует Русская древлеправославная церковь (РДЦ). В России имеется также старообрядческое Высшее Духовное училище. В составе РДЦ есть около 70 общин в России, 5 в Румынии и одна община в Болгарии. В 2002 году на Соборе РДЦ было принято решение восстановить Патриаршество в Русской Древлеправославной церкви. Патриархом был избран архиепископ Александр. Резиденция патриарха РДЦ расположена в Москве. Однако Русская православная церковь не признает патриаршего титула предстоятеля РДЦ, именуя его в официальных документах архиепископом. В настоящее время РДЦ ведет сложные переговоры с РПЦ, сотрудничает с ней в области книгоиздания и обменивается богослужебным опытом.

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666—1667 гг.?

Большой Московский собор 1666-1667 годов был созван в Москве повелением царя Алексея Михайловича. В соборе принимали участие Александрийский патриарх Паисий, Антиохийский патриарх Макарий III, представители Вселенского и Иерусалимского патриархов. Собор был созван с целью решения нескольких задач:

4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

Мне кажется, что первенствующее положение светской власти по отношению к церковной стало закономерным итогом сочетания нескольких факторов. Царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством, оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Сама мысль о том, что есть еще кто-то, чье величие в государстве равно его собственному, угнетала. Патриарх Никон своей чрезмерно деятельной натурой и желанием управлять не только в церковной, но и светской жизнью государства стал именно такой фигурой, угрожающей величию царя. Никон сделал попытку увеличить свое влияние на царя, и она оказалась безуспешной, а ответ не заставил себя ждать. Царь в ответ сделал попытку увеличить свое влияние на церковь. Борьба за влияние, конечно, началась задолго до описываемых событий. Ее этапами были и давние попытки предшественников Алексея Михайловича ограничить влияние церкви, и недавнее принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства (запрет на приобретение духовенством земель для ограничения роста церковного землевладения), ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Естественно, царские мотивы понять несложно. Умело управляемая, церковь является одним из самых эффективных инструментов (как сегодня телевидение) для контроля над умами подданных. Все прошло гладко, за право церкви поступать по совести, а не по желанию царя никто не захотел класть голову. Общество было разделено на части церковным расколом. Всех, кто мог воспротивиться подвергали не только церковному, но и гражданскому преследованию. Армия царя активно рубила головы и жгла граждан собственного государства по религиозным причинам. Не удивительно, что церковь в такой ситуации не смогла ничего противопоставить воле царя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для Русской православной церкви Смута стала временем трудностей и лишений.

Среди духовенства были различные взгляды на судьбу России и православной церкви. К середине XVII века разногласия в церковной жизни ещё более усилились. Патриархом Никоном была проведена церковная реформа, которая изменила обрядовую сторону православия и привела к расколу как самой Церкви, так и к расколу верующих на никониан и старообрядцев.

Во время Смуты некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев. Но всё-таки большая часть духовенства осталась верна Родине.


На Церковном соборе 1619 года новым патриархом Московским и всея Руси был избран Филарет (Фёдор Никитич Романов). При нём значительно укрепилось положение церкви в государстве. Являясь отцом царя, Филарет стал соправителем Михаила Фёдоровича. Благодаря Филарету укрепились авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича.


Но в то же время многие сложные церковные вопросы так и остались нерешёнными. Не смогли с ними разобраться и преемники Филарета — патриархи Иосаф I и Иосиф.

К середине XVII века разногласия в церковной жизни всё более усиливались.

Вызывали вопросы русские церковные книги. На протяжении многих веков они переписывались от руки. В итоге они мало соответствовали оригиналу и содержали много описок и искажений текста. Обряды, которые использовались во время церковных служб, тоже начали вызывать сомнения.

В 1652 году главой церкви был избран новгородский митрополит Никон. В 1653—1655 годах им была проведена церковная реформа.

В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Однако широкие слои населения были не согласны с такими переменами.

В 1654 году был созван Церковный собор. Его участники приняли реформу, но предложили привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.


Вскоре после реформ Никон обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились.

В 1666 году был созван Церковный собор, чтобы провести суд над Никоном.

На суде Алексей Михайлович дал понять, кто всё-таки является главой государства.

Участники собора высказались в поддержку царя и осудили Никона. Он был лишён сана патриарха и отправлен в монастырь на вечное заточение.

Реформа патриарха Никона и Собор 1666−1667 годов положили начало расколу в Русской православной церкви.

Самым видным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров). Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.


После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения. Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам.

Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668−1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670—1680-х годах.

Последним событием царствования Алексея Михайловича стало жестокое подавление его воеводами Соловецкого восстания.

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Таня Масян

Если мне удалось найти тот учебник, то параграф должен быть посвящен Внутренней политике Екатерины 2.

В параграфе нам повествуется следующее:

Поэтому Екатерина провела следующие мероприятия:

• Провела секуляризацию церковных и монастырских земель, все эти земли теперь становились государственными.

• учреждила дворянского Вольного экономическое обще¬ство - 1765 год, упорядочила крестьянские повинности в При¬балтийске;

• дала право открытия предприятий без разреше¬ния правительства - 1775 год;

• также секуляризация коснулась церковные владения Украины – 1786 год

• разрешила всем желающим заниматься промыслами - 1767 год;

• запретила публичную продажу крепостных крестьян за долги помещиков - 1771 год;

• разрешила создание вольных типографий и начала реформировать школы

• созвала комиссию для разработки нового свода законов

• депутаты Синода получили право законодательной инициативы, их можно было выбирать, но крестьяне не имели такого права

• разрешила ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу с 1765 года (если крестьяне жаловались на помещика)

• дворяне получили от нее 800 000 государственных крестьян

• на Украине крестьянин больше не мог переходить от помещика к помещику

• Жалованная грамота дворянству с разширением привилегий дворян

• Жалованная грамота городам – делила город на 6 разрядов и определяла структуру городского самоуправления

Читайте также: