История крейсера варяг краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Бронепалубный крейсер 1-го ранга был заложен в 1898 году. Строительство велось на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1900 году крейсер передали Военно-морскому флоту Российской империи. По утверждению командира крейсера Руднева, корабль был доставлен с множеством строительных дефектов, из-за которых, как предполагалось, он не сможет развить скорость свыше 14 узлов.

Перед боем

Бой при Чемульпо

Медаль за поражение

Удивительно другое: героическим поступок русских моряков считали и их противники – японцы. В 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени впавший в немилость у Николая II) японским императором был награжден орденом Восходящего солнца в качестве дани уважения мужеству и стойкости русских моряков.

Блокада русского флота в корейском порту

Корея приняла решение сохранить нейтралитет в войне, а уже 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и выдвинула к Чемульпо мощную военную эскадру.

Почтовая миссия провалилась в самом начале. Едва выйдя из порта, канонерка подверглась торпедной атаке японской эскадры и вынуждена была повернуть обратно. Единственный выход был перекрыт, русский флот оказался в блокаде.

Утром 9 февраля 1904 года Япония официально вступила в войну с Россией. Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил разрешение своего правительства при необходимости атаковать русские корабли даже на нейтральной территории — в корейском порту. О чем он и сообщил всем капитанам иностранных судов, стоящих на якоре в Чемульпо, и, несмотря на их протесты, остался тверд в своем решении.

Героическое отступление?

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!

ВАРЯГ_1901.jpg

Содержание

История создания

Предпосылки к созданию

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

Постройка и испытания

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка, кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского, а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.





Описание конструкции

Корпус

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком, что улучшало его мореходные качества в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между штевнями. Фундаменты 30 паровых котлов системы Никлосса устанавливались на настиле второго дна корабля. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы. Кроме своего прямого назначения, они также выполняли защитные функции, образуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля. В носовой и кормовой оконечностях корабля размещались погреба с боезапасом, сведённые в две компактные группы по девять помещений, что упрощало их защиту от поражения противником.

Бронирование

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой карапасной палубой. Общая толщина горизонталь­ной бронепалубы составляла 38 мм. Скосы палубы спускались к бортам на 1,1 м ниже ватерлинии, их толщина составляла 76 мм. Распространение воды из бортовых отсеков, при получении пробоины, задерживали ограничивающие продольные переборки, отстоявшие от борта на 1,62 м в машинных и на 2,13 м в котельных отделениях.

На скосах броневой палубы вдоль борта выгораживались отсеки — коффердамы, предназначавшиеся по проекту для заполнения целлюлозой, отчего впоследствии было решено отказаться из-за её недолговечности. Таким образом, крейсер опоясывался своеобразным защитным бруствером толщиной 0,76 м и высотой 2,28 м, не допускавшим проникновения воды через пробоины у ватерлинии.

Вокруг дымоходов, свето­вого люка, приводов руля, элеваторов (подъёмников) по­дачи боеприпасов и других устройств, про­ходивших через броневую палубу, были установлены броневые прикрытия. Усилен­ную защиту имели и дульные части торпед­ных аппаратов.

Энергетическая установка и ходовые качества

Четырехцилиндровые машины тройного расширения мощностью 20 000 л.с. располагались в двух смежных машинных отделения. И обеспечивали максимальную скорость вращения вала в 160 об/мин., приводя в действие два трёхлопастных винта диаметром 4,4 м, имевших съёмные лопасти с креплениями, позволявшими изменять шаг.

В носовом котельном отделении размещалось 10, среднем — 8 и в кормовом — 12 котлов Никлосса. Каждый котёл имел три топки. Все котлы объединялись в четыре группы, из которых каж­дая имела свою дымовую трубу. Вода к котлам подавалась с помощью 10 насосов. Общий вес воды в котлах составлял 110 т. В двойном дне корабля была устроена цистерна для 120 т. запасной пресной воды. Опреснители воды в сутки вырабатывали около 180 т.

К котельным отделениям примыкали угольные ямы, топливо из которых забиралось че­рез специальные горловины. К топкам уголь под­возился по рельсам в вагонетках. Угольный шлак из котельного отде­ления выбрасывался через специальные шахты, снабженные электроподъёмниками.

Вспомогательное оборудование

Вентиляционная система корабля могла обеспе­чивать в течение часа 5-кратный обмен воздуха во всех помещениях ниже броневой палубы, 12-кратный — в погребах и 20-кратный — в помещениях пародинамо-машин.

Спасательные плавсредства крейсера включали в себя два паровых катера; два бар­каса; два вёсельных катера; два вельбота; два яла и две пробные шлюпки. В качестве эксперимента на корабле имелись спасательные буи Франклина, дававшие яркое пламя при попадании в воду.

Якорное устройство крейсера состояло из двух клюзов с сак-клюзами, четырех ста­новых якорей Холла, якорь-це­пей, двух шпилей, брашпиля с приводом, вымбовок и крана для уборки становых яко­рей. Привод брашпиля и шпиля, расположенного на по­лубаке — паровой, кормового шпиля — электрический. Кроме якорей, на крейсере имелись один стоп-анкер и три верпа.

Электрооборудование

Потребление электричества на корабле.


Оборудование Мощность, кВт
Общекорабельные и машинные вентиляторы* 23,2
Котельные вентиляторы* 96,0
Артиллерийские элеваторы* 33,3
Мусорные лебедки котельных отделений 11,1
Освещение (350 ламп из 700) 22,4
Прожекторы 54,0
Водоотливной насос (один из шести) 40,0
Кормовой шпиль 35,0
Станки в мастерской 0,5
Шлюпочные лебедки 90,0
Тестомешалка 4,0

(*) - при коэффициенте загрузки 0,5.

Водоотливная система






Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля. Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щённых на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Согласно спецификаций, каждый насос должен был за час откачать воду в объёме всего отсека. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики (термостаты) противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Рулевое управление

Рулевое управление крейсера, впервые в рус­ском флоте имело три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде рамы, обши­той листовой сталью. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля — 12 м 2 . Управление рулём осуществлялось из боевой или ходовой рубки. В случае выхода их из строя, управление кораблём пе­реводилось в кормовое рулевое отделение, располагавшееся под броневой палубой.

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Первоначально на корабле предполагалось установить: 2 x 203-мм; 10 x 152-мм; 12 x 75-мм; 6 x 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов. Но из-за перегруза на 30 т. в окончательном варианте крейсер получил: 12 x 152/45-мм, 12 x 75/50-мм, 8 x 47/43-мм, 2 x 37/23-мм; 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 x 381-мм, 2 x 254-мм торпедных аппаратов и 2 x 7,62-мм пулемёта, а также мины заграждения.

Главный калибр

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная 152-мм/45 орудиями системы Канэ, объеди­нялась в две батареи. В первую входило 6 орудий, расположенных в носовой части, во вторую — 6 кормовых ору­дий. Все бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках — спонсонах. Скорострельность орудий достигла 6 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Два 7,62-мм пулемёта устанавливалось на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. После ремонта корабля в 1916 г. из пулемётов стало возможным вести огонь по самолётам.

На корабле имелось две десантных 63,5-мм пушки Барановско­го, располагавшихся на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты хранились отдельно под носовым мос­тиком за боевой рубкой.

Минно-торпедное вооружение

На корабле имелось два 254-мм торпедных аппарата для вооружения па­ровых катеров. В походном положении они закреплялись у настилов продольных мостиков рядом с катерами.

Противолодочное и противоминное вооружение




Для защиты от торпед во время стоян­ки на открытых рейдах, корабль снабжался металлическими сетями. Они подвешивались на концах специальных шестов, размещённых вдоль бортов. Шесты, шарнирно закреплённые в башмаках, удерживались перпендикулярно борту с помощью оттяжек. В походном положении шесты укладывались вдоль бортов в наклонном положении, а сети — на специальные полки.

Подача боеприпасов

Боезапас крейсера хранился в 18 погре­бах. Для 152-мм орудий использовались бронебойные, фугасные, чугунные и сегментные снаря­ды, для стрельбы из 75-мм орудий — бронебойные и чугунные.

По штату в погребах размещалось 2388 патронов (зарядов в гильзах) и снарядов для 152-мм орудий (по 199 выстрелов на ствол), 3000 унитарных патронов для 75-мм орудий (по 250 на ствол), 5000 унитарных патронов для 47-мм орудий (по 625 на ствол), 2584 унитарных патрона для 37-мм орудий (по 1292 на ствол), 1490 унитарных патронов для 63,5-мм орудий (по 745 на орудие), 12 торпед калибром 381 мм, четыре укороченные торпеды (4,57 м вместо 5,18 м), шесть метательных мин калибром 254-мм для паровых катеров и 35 мин заграждения.

Подача боезапаса для всех калибров к орудиям осуществлялась элеваторами с электри­ческим и ручным приводами. Снаряды и патроны подавались наверх из погребов в беседках передвигавшимся по монорельсам к орудиям по четыре выстрела в каждой. Снаряды к 47-мм пушкам на марсах подавались по элеваторам, размещенным внутри мачт.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки. Определение расстояния до цели осуществлялось тремя дальномерными станциями, две из них раз­мещались на марсах и одна — на переднем мостике.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках. Боевая рубка крейсера, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. К верхнему торцу бруствера рубки, образуя смотровые щели высотой 305 мм, крепилась бракетами плоская крыша с отогнутыми вниз и выступавшими за габарит бруствера свесами. [1] . Боевая рубка соединялась с броневой палубой вертикальной броневой трубой с толщиной стенки 76 мм, которая вела в центральный пост. В этой трубе были укрыты приводы и кабели приборов управления кораблем.

Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены прожек­торы и гакабортные огни. Ходовая рубка, находилась в центре мости­ка. Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков.

Для внутренней связи помимо переговорных труб и матросов-рассыльных была организована те­лефонная сеть, охватывавшая практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты были установлены во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах офицеров, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.



Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере сохранялся штат барабанщиков и горнистов. Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков.

Общая оценка проекта

Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Ремонт и модернизация корабля

1906 - 1907 г.г.


В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга. С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

  • Историческая справка
  • Единственный бой
  • Судьба моряков
  • Технические и человеческие потери
  • Дальнейшая судьба
  • Подвиг в наши дни
  • Память в культуре

Историческая справка

  1. Мощное вооружение: пушки и торпеды.
  2. Новейшие паровые котлы.
  3. Электричество.
  4. Телефоны и радиостанции.

Интересный факт: котлы много лет исправно служили на других броненосцах, их применение не вызывало нареканий. В отчетах же командира Руднева было найдено немало ошибок, но узнать правду сегодня не представляется возможным.

Единственный бой

Утром 9 февраля Руднев получил от командующего японской эскадрой ультиматум: покинуть порт до полудня, иначе японцы пойдут в атаку. Это позволяло Японии использовать порт как базу снабжения и первый трофей, также устранялась угроза с моря.

Этот день стал датой начала Русско-Японской войны.

Судьба моряков

Всех моряков забрали иностранные корабли и через нейтральные воды доставили их в Россию. С 19 марта по 6 апреля 1904 года все матросы группами были переправлены в Одессу. Оттуда моряки отправились в Санкт-Петербург. В городах, которые они проезжали, им был оказан теплый прием.

Судьба моряков

16 апреля матросы прибыли в столицу на Николаевский вокзал. В Зимнем дворце для героев был дан торжественный обед, на котором присутствовал император Николай II. Каждому гостю Николай II вручил именные часы и Георгиевский крест. Это был первый случай в истории России, когда награду получили абсолютно все участники битвы.

Япония также наградила Руднева орденом Восходящего солнца за проявленное мужество, в Сеуле был устроен музей памяти героев.

Технические и человеческие потери

Также в рапорте содержатся сведения о потерях со стороны врага:

  1. 1 миноносец потоплен.
  2. 3 крейсера повреждены, один из них затонул.
  3. 30 человек убиты.

Однако японские источники не подтверждают каких-либо потерь со своей стороны. Нет никаких сведений даже о попадании снарядов в судна.

Немало жертв оказалось и среди матросов:

  1. Убит офицер Нирод и 38 матросов.
  2. Ранены 3 офицера и 70 нижних чинов.
  3. Ранен в голову и контужен командир Руднев.

После высадки 24 человека остались на лечении, из них двое умерли позднее. 11 человек передали для лечения на другие корабли.

Дальнейшая судьба

Некоторые металлические части местные жители сняли и забрали. Остатки были взорваны.

Подвиг в наши дни

В 2003 году экспедиция под руководством Денисова выяснила точное место затопления судна. В том же году проведена попытка поднять судно. В ней принял участие внук Руднева, проживающий во Франции. Удалось достать небольшие детали.

Память в культуре

В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошел ракетный крейсер проекта 58, получивший это же имя. Он прослужил до 1990 года.

Помимо этого, память крейсера кратко увековечена следующим образом:

Памятник погибшим морякам на Морском кладбище

Читайте также: