История флоренции макиавелли краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 330 стр. 1 иллюстрация
  • Жанр:е вропейская старинная литература, з арубежная классика
  • Теги:и стория городов, и стория Италии, и тальянская классика, т рактатыРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.


Хорошо, наверное, жилось в эпоху Возрождения - творили красоту такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Ученые мужи осваивали различные науки. Музыканты на улицах, поэты при дворе, монахи в своих кельях. Карнавальные маски и поющие гондольеры в Венеции.

Так, наверное, представляется этот период некоторым из нас. Разумеется, простому люду туго приходилось, но если тебе повезло родиться в богатой семье, то жизнь, наверняка, удалась. Ах, да. Ещё чума случалась в Средневековье.

А вот у автора этой книги есть особый взгляд на этот период. Хотя бы потому что он в нём жил. Исторические мемуары всегда интересны, поскольку содержат порою описания событий с такой точки зрения, какая очень отличается от официальной. К тому же, в этих записках иногда уделяется более внимания мелочам, которые гораздо точнее передают дух времени, чем выдержки из учебника истории. Но в то же время любой мемуарист вольно или невольно начинает "облагораживать" и оправдывать свои поступки перед потомками, что тоже нужно учитывать.

Книга же не ограничивается историей только одного города. К тому же, Флоренция лишь один из городов-государств в средневековой Италии, и власть Флорентийской республики не заканчивалась на границах города и контадо (окрестностей). В книге пойдёт речь и о венецианцах, и о неаполитанцах, и о миланцах, о Риме. А также о том, как эти государства делили между собой власть в Италии. Но всё же, больше всего внимания будет уделено именно Флоренции и событиям внутри городских стен.

Средневековье в Италии более всего мне напомнило "лихие 90-е" в России - разборки конкурирующих группировок и семейств были нормой того времени. Не подраться на рынке из-за того, что кто-то загородил "важной шишке" дорогу было просто нельзя. А уж если этот кто-то из "враждебной" семьи, то это просто подарок небес - вынимай мечи из ножен и круши врагов своих. Честно говоря, страшновато.

Политических партий во Флоренции видимо-невидимо. И каждая обладает некоторой силой влияния. Гвельфы и гибеллины, нобили и пополаны, а ещё различные цеха ремесленников тоже на что-то претендуют. С разной периодичностью то одна, то другая партия силой оружия (именно силой оружия!) побеждала своих соперников и горе тому, кто оказался на побежденной стороне (казни, преследования, объявления побежденных "врагами народа" и изгнание). Правда, через некоторое время побежденная партия зализывала раны, собиралась с силами и тоже опрокидывала своих противников.

Глядя на это Макиавелли делает вывод, что оппозицию нельзя уничтожать полностью. Без противников власть "расслабляется" и перестает заботиться о народе, сильная же враждебная партия держит правителей "в тонусе". Но мало кто прислушивался к его советам.

Власть в республике передавалась не только партиям, но и отдельным личностям. Но они, как правило, начинали "зарываться", и всё заканчивалось тем, что тело бывшего правителя волочили по городским улицам, а затем то что оставалось сбрасывали с городской стены. А ведь ещё совсем недавно те же самые люди скандировали его имя во время избрания государем.

Описывает Макиавелли и постоянный делёж Ломбардии, в котором участвовали практически все государства - от неаполитанского короля до Папы Римского. И делёж этот какой-то совершенно бессовестный - то миланский герцог "задружился" с венецианцами, то венецианцы на следующий год предлагают "дружить против Милана" неаполитанцам, то Папа Римский всех подряд отлучает от церкви, потому что с Римом не хочет "дружить" Флоренция, то. Бесконечная история.

Только Козимо Медичи хороший был вождь, остальные-другие так себе. Он один в трудные для Флоренции дни брал на себя управление государством, договаривался о политических взаимодействиях с соперниками, а те восхищались его ученостью, мудростью и красотой. А уж сколько заговоров противников он пережил - превзойти его в этом смог, пожалуй, только Фидель Кастро. Только благодаря Козимо Медичи Флоренция росла и отстраивалась.

Вот такой вот образ рисует нам автор. Однако, автор не скрывает того факта, что "История Флоренции" написана "по заказу" кардинала Джулио Медичи - внука Козимо, ставшего к моменту окончания написания этого исследования Папой Римским. Вот почему прославлению фамилии Медичи уделяется так много внимания. И разумеется, ни слова о непотребных деяниях этого семейства в этом труде мы не найдём.

Вообще вся книга - один большой учебник по теории плетения заговоров - в каждой главе описывается как кто-то против кого-то что-то замыслил, как он это воплотил в жизнь, где ошибся в своих замыслах и чем всё это завершилось. Предательство и коварство встречается на каждом шагу - и жена против мужа, и старый друг отца против сына, и просто друзья друг против друга. Кто кого опередит? А уж воины-кондотьеры меняют одного правителя на другого словно футболисты переходят из одной команды к соперникам по окончании контракта.

И ни слова про Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и прочих деятелей науки и искусства. Вот тебе и эпоха Возрождения. Сплошные ежедневные войны, выкачивающие деньги из городской казны на содержание армии и удержание власти в завоеванных городах-крепостях.

Событий очень много и в какой-то момент можно легко потеряться в паутине из этих ненадежных "дружеских" союзов правителей, названий местностей и городов, титулов и имён заговорщиков или сочувствующих фамилий. Немного жаль, что книга не рассказывает о завоеваниях семейства Борджиа (я всё ждал когда кардинал Родриго станет Папой и объявит гонфалоньером Святой Церкви своего сына Чезаре Борджиа, но этот период, к сожалению, в "Истории. " не описан.

В общем, история без прикрас (ну, почти), политика и интриги, описание военных переходов, осада городов, влияние денег на политические решения. Если вас это не пугает, то читайте смело. Лично у меня после прочтения появилось какое-то ощущение того, что человечество совсем недалеко ушло от Средневековья - алчность, жажда личной наживы, тщеславие и стремление к власти. То есть, вся книга - эдакая "Игра престолов", только основанная на реальном историческом материале.

Хотел бы я жить в Эпоху Возрождения? Да ну на фиг. Не так это всё красиво, как кажется снаружи. Интересно, но не могу сказать что привлекательно.

Макиавелли Никколо о История Флоренции

I Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку. Поскольку уж от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже не способны к дальнейшему подъему, неизбежно должны приходить в упадок, и наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванные беспорядками, они не в состоянии пасть еще ниже и по необходимости должны идти на подъем. Так вот всегда все от добра снижается ко злу и от зла поднимается к благу. Ибо добродетель порождает мир, мир порождает бездеятельность, бездеятельность — беспорядок, а беспорядок — погибель и соответственно — новый порядок порождается беспорядком, порядок рождает доблесть, а от нее проистекают слава и благоденствие. Мудрецы заметили также, что ученость никогда не занимает первого места, оно отведено военному делу, и в государстве появляются сперва военачальники, а затем уж философы. Когда хорошо подготовленное и организованное войско принесло победу, а победа — мир, могут ли сила и воинственность подточиться бездеятельностью более благородного свойства, чем ученая созерцательность, и может ли бездеятельность проникнуть в хорошо устроенное государство, вооружившись каким-либо менее возвышенным и опасным соблазном? Это прекрасно осознал Катон, когда в Рим прибыли из Афин в качестве послов к сенату философы Диоген и Карнеад. Увидев, что римская молодежь начала восхищенно увлекаться ими, и поняв, какой опасностью для отечества чревата благородная бездеятельность любомудрия, он постарался принять меры, чтобы в дальнейшем ни один философ не мог найти в Риме приюта.

Вот что приводит государство к гибели, но, когда предел бедствий достигнут, вразумленные им люди возвращаются, как уже сказано было, к порядку, если, впрочем, их не ввергает в беспомощность сила каких-либо чрезвычайных обстоятельств. От тех же самых причин Италия то благоденствовала, то бедствовала сперва при древних этрусках, затем под владычеством римлян. И хотя затем, на развалинах Римского государства, не возникло ничего, что могло бы каким-то образом превзойти его так, чтобы Италия со славой благоденствовала под управлением доблестного государя, тем не менее многими новыми городами и государствами, возникавшими на римских развалинах, проявлено было столько доблести, что хотя ни одно из них не сумело возобладать над другими, они оказались настолько хорошо устроенными и упорядоченными, что сумели избавить и защитить Италию от варваров.

Если среди этих государств Флоренция не отличалась большими размерами, она все же не уступала им ни во влиянии, ни в мощи. Пребывая в центре Италии, будучи богатыми и всегда готовыми напасть на врага, флорентийцы либо успешно завершали навязанные им войны, либо способствовали победе тех, на чью сторону склонялись. Если воинственность этих новых государств не давала флорентийцам долгое время наслаждаться миром, то и бедствия войны тоже не бывали для них гибельны.

Нельзя, конечно, говорить о мире там, где государства постоянно нападают друг на друга, но трудно также называть настоящей войной такие распри, когда люди не умерщвляют друг друга, города не подвергаются разгрому и не уничтожаются. Подобные войны велись вообще так вяло, что начинали их без особого страха, продолжали без опасности для любой из сторон и завершали без ущерба. Таким образом, воинская доблесть, обычно угасающая в других государствах из-за долгих лет мирной жизни, в Италии исчезла вследствие той низменной вялости, с которой в ней велись войны. Об этом ясно свидетельствуют события за время с 1434 по 1494 год, которые здесь будут изложены так, что читатель увидит, каким образом варварам снова была открыта дорога в Италию и как случилось, что Италия сама отдалась им в рабство. И если деяния наших государей и вовне и внутри страны отнюдь не вызывают того восхищения, с коим мы читаем о деяниях древних, то с несколько иной точки зрения они могут вызвать не меньшее изумление — каким образом множество столь благородных народов могло быть обуздано воинской силой, столь ничтожной и столь бездарно руководимой. И если в повествованиях о событиях, случившихся в столь разложившемся обществе, не придется говорить ни о храбрости воина, ни о доблести полководца, ни о любви к отечеству гражданина, то во всяком случае можно будет показать, к какому коварству, к каким ловким ухищрениям прибегали и государи, и солдаты, и вожди республик, чтобы сохранить уважение, которого они никак не заслуживали. И, может быть, ознакомиться со всеми этими делами будет не менее полезно, чем с деяниями древности, ибо если последние служат великодушным сердцам примером для подражания, то первые вызовут в тех же сердцах стремление избегать их и препятствовать им.

Войну, едва затихшую в Риме, снова разжег в Романье Баттиста да Каннето,6 каковой умертвил в Болонье несколько человек из рода Грифони и изгнал из города поставленного папой правителя,7 а также многих своих личных недругов. Решив удержать Романью силой, он обратился за помощью к Филиппе, папа же, в свою очередь, дабы отплатить за эту обиду, стал искать поддержки во Флоренции и в Венеции. И та, и другая сторона склонялись на эти просьбы, так что вскорости в Романье оказались друг против друга два больших воинства. Военачальником у Филиппе был Никколо Пиччинино,8 а войска Венеции и Флоренции находились под командованием Гаттамелаты9 и Никколо да Толентино. В окрестностях Имолы произошло сражение, венецианцы и флорентийцы были разбиты, а Никколо да Толентино взят в плен и отправлен к герцогу, где через несколько дней умер то ли коварно умерщвленный Филиппе, то ли с горя от понесенного поражения. После этой победы герцог, может быть ослабленный предыдущими войнами, а может быть успокоенный расчетом на то, что Лига, потерпев такую незадачу, откажется от дальнейших действий, не стал развивать своего успеха и дал папе и его союзникам время объединиться заново. Они назначили своим военачальником графа Франческо10 и задумали изгнать Никколо Фортебраччо из церковных владений и тем самым закончить эту войну, начатую в защиту главы церкви.

Римляне, видя, что папа имеет сильную вооруженную поддержку, решили с ним помириться, преуспели в этом и согласились принять его комиссара. Под властью Никколо Фортебраччо находились, кроме других земель, Тиволи, Монтефьяскони, Читта ди Кастелло и Ассизи. Будучи не в состоянии вести активные военные действия, он отступил в это свое последнее владение, где граф и осадил его. Из-за доблестной обороны Никколо осада затянулась, и герцог счел необходимым либо воспрепятствовать Лиге одержать эту победу, либо, если это не удастся, самому хорошо подготовиться к обороне. Чтобы заставить графа снять осаду, он повелел Никколо Пиччинино пройти через Романью в Тоскану, так что Лига, рассудив, что защита Тосканы важнее, чем захват Ассизи, приказала графу воспрепятствовать продвижению Никколо, который с войском своим уже находился в Форли. граф сразу же двинул войска и явился в Чезену, поручив своему брату Леоне вести военные действия в Марке и защищать его владения. В то время, как Пиччинино старался проникнуть в Тоскану, а граф — воспрепятствовать ему в этом, Никколо Фортебраччо внезапно атаковал Лионе, с великой для себя славой захватил его в плен, рассеял его войско и, используя свою победу, весьма быстро занял в Марке много городов. Этот разгром крайне удручил графа, который, опасаясь потерять все свои владения, часть войска оставил для сопротивления Пиччинино, а с другой бросился на Фортебраччо, сразился с ним и одержал победу: Фортебраччо, раненый, был взят в плен и от раны скончался. Победа эта вернула папе все то, что отнял V него Никколо Фортебраччо, и вынудила герцога просить мира, который и был заключен11 при посредничестве Никколо д’Эсте, маркиза Феррарского. По условиям мира папству возвращены были все занятые герцогом города, а герцогские войска вернулись в Ломбардию. Баттиста Канедоло, как всегда бывает с теми, кто стоит у власти в государстве благодаря чужой силе и подмоге, не сумел удержаться в Болонье своей силой и доблестью после ухода герцогских войск и потому бежал, а мессер Антонио Бентивольо, глава противной партии, возвратился в город12 .

Все описанные события происходили во время изгнания Козимо. По возвращении же его все, кто этому содействовал, и множество граждан, потерпевших обиды, решили обеспечить свою безопасность, ни с чем уже теперь не считаясь. Синьория, пришедшая

Автор: Потапова Елена Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2 УИП им. В.П.Тихонова"
Населённый пункт: Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ О ФЛОРЕНТИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КОНЦА XV в. (НА МАТЕРИАЛЕ "ИСТОРИЯ ФЛОРЕНЦИИ")
Раздел: среднее образование

Е. С. Потапова

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ О ФЛОРЕНТИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: Данная статья посвящена описанию флорентийского общества конца

XV в. Для этого рассматривается трактат итальянского мыслителя Никколо Макиавелли

драматичность ситуации в Италии того времени, а так же отношения жителей Флоренции

к королю, к Отечеству и своим союзникам в войнах

Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепный, отношения государя и подданных, Флоренция,

Годы жизни Никколо Макиавелли (1469-1527) пришлись на важнейшую

времена. Конец XV в. был ознаменован падением тирании Медичи в Италии

и становлением там республиканского строя. К тому же, именно в это время

собой государственных образований, которые превратили страну в арену

борьбы королей Испании и Франции, а в итоге Итальянских войн (1494-1559)

большинство их оказалось под управлением или влиянием Испании [6, с. 117-

118]. Государство утрачивало не только гражданские свободы, но и свою

национальную независимость. Да и местные, верховные понтифики сами

были совершенно не прочь поучаствовать в этих непрекращающихся войнах,

дабы округлить собственные владения за счет соседа. [5, с. 138].

Безусловно, эта борьба не обошла стороной и Флоренцию. Как бы они

не хотели держать нейтралитет в этой ситуации, некоторое время спустя в

Флоренцию и взять с нее контрибуцию.

Столь тяжелый исторический этап требовал появления личностей с

неистощимой энергией мысли и огромной силой воли и характера [1, с. 384].

Никколо Макиавелли (1469-1527), секретарь флорентийского правительства в

которыми занимался его отец. Именно благодаря своим успехам в изучении

этих областей, он смог добиться своего назначения на должность канцлера

второй канцелярии – секретаря синьоров 19 июня 1498 г., а 14 июля того же

года был назначен канцлером-секретарем Совета десяти [4, с. 28]. Таким

Флорентийской республики. Естественно, что за 14 лет службы Никколо

набрался широкого и разнообразного практического опыта.

М а к и а в е л л и

и с к л юч и т е л ь н ы м и

с п о с о б н о с т я м и ,

творческие силы народа, что, несомненно, способствовало благоприятному

исходу решения даже самых сложных вопросов. «Он был патриотом своего

результате этого Никколо был лишен поста и права занимать какую-либо

должность, далее выслан на год в отдаленные земли и владения Флоренции.

Крушение республики и свое отстранение от участия в политической жизни

именно с этого момента начинается новый этап его жизненного пути –

литературное творчество. Одним из первых был написана книга «История

Эта книга была заказана 8 ноября 1520 года представителем правящей

семьи – Джулио Медичи, который в это время возглавлял Флорентийский

университет. Планировалось, что она будет всего лишь описанием истории

города, но Макиавелли не останавливается на этом. Автор охватывает период

от Древнего Рима до смерти Лоренцо Медичи в 1492 году. В этой книге он

анализирует деятельность государей и пытается выявить образ идеального

отношение к ним. В этом произведении он пытался выделить «историческую

города, обнажить закономерную связь внутренней и внешней политики, дав

четкую оценку отдельных событий.

Эта книга, написанная на пороге Нового времени, представляет собой

нечто новое. Это не просто исторический труд, он подкреплен философскими

насыщенный, убедительный и характерный образец политической мысли.

Благодаря своему непревзойденному изложению, автор заставляет нас

почувствовать всю суть реальной эпохи, обстановки того времени, пытаясь

показать читателю живую Флоренцию.

Цель доклада состоит в характеристике флорентийского общества конца

государственным деятелем как Лоренцо Медичи, впоследствии названном

скончавшегося в 1469 году. По словам Никколо Макиавелли, на то время все

непредвиденная смута. Глава одного из итальянских семейств – Сальвестро

Нарди, будучи изгнанным из страны и объявленный мятежником еще во

времена отца Лоренцо, возглавил вооруженную оппозицию главе государства.

Прежде чем вторгнуться в саму Флоренцию, он занял город Прато, призывая

его жителей к борьбе за свободу. Один из братьев Сальвестро, Бернардо,

обрети мир и вечную славу. Но несмотря его речь не была воспринята

должным образом, ведь, как отмечает Никколо Макиавелли, жители Прато и

флорентийское общество не желают никакой другой свободы, как служить

магистратам, которые управляют Флоренцией, ибо никогда не знали от них

обид. Флорентийский народ был глубоко верен своим правителям, искренно

уважал их, не допуская мыслей о мятеже [3, с. 425-428]. В итоге выступление

было подавлено. Городской голова Чезаре Петруччи с местным ополчением

повесили мятежников на городской площади.

жизнью. Молодые люди придавались празднествам, тратили все больше и

больше денег на развлечения, изысканную одежду, пиршества и женщин.

красноречии и остроумии. Таким образом, флорентийское общество в это

время погрязло в наслаждениях, нравы были испорчены, гражданская жизнь

была совершенно не упорядочена.

Неизвестно, как дальше развивались события, если бы не трагедия,

разыгравшаяся в церкви Сан-Спирито на торжестве в честь сошествия Духа

восприняли это как доказательство гнева Божьего за их испорченный образ

жизни. Настроения в обществе переменились, сформировалось убеждение в

установить предел для роскоши [3, с. 430-431]. Это свидетельствует о том,

Читайте также: