История 8 класс параграф 23 краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Поэтому Екатерина II решила заселять эти земли иностранцами. Помимо прочих занятий, они должны были возделывать земли.

В декабре 1762 года Екатерина II издала манифест, в котором призывала иностранцев переселяться в Россию.

Создавался специальный государственный орган, который подчинялся Канцелярии опекунства иностранных. Он занимался вопросами колонизации новых земель. Специальные органы для вербовки переселенцев из числа ремесленников, крестьян, купцов, медиков были созданы и в Западной Европе.

Первыми колонистами стали датчане, прибывшие в районы южного течения Днепра. Также в Новороссию переезжали из Германии, Австрии, Речи Посполитой. Заселяло новые земли и православное население с Балканского полуострова.

Ещё в 1779 году царское правительство потребовало от крымского хана вывести христианское греческое и армянское население с полуострова.
Переселявшимся из Крыма грекам-христианам предоставлялись многочисленные льготы, выдавались земли в районе Мариуполя. Вскоре он стал одним из центров греческой диаспоры. Диаспора – это люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место, выбранное для крепости, находилось неподалёку от легендарного Херсонеса Таврического.


Подробнее об освоении Новороссии и Крыма вы узнаете далее.


Вопросы занятия будут следующими: образование Новороссии; переселенческая политика; образование новых городов; освоение Крыма; путешествие Екатерины II в Крым.

Изначально Новороссией назывался обширный историко-культурный регион в Северном Причерноморье, который был присоединён к Российской империи во второй половине XVIII века.

Тогда эти земли представляли собой неосвоенные степи с редкими кочевьями. Однако благодаря грамотной политике за короткий промежуток времени удалось превратить Новороссию в мощный промышленный регион, который стал основой экономики Российской империи.

На протяжении XV–XVII веков на месте будущей Новороссии располагалось Крымское ханство, Молдавское княжество и земли запорожских казаков, подчинённых Речи Посполитой.

Земли Дикого поля входили в Российскую империю постепенно, в результате русско-турецких войн.

Процесс колонизации этих земель был начат уже после вхождения в состав России Левобережной Украины.

Первыми постоянными населёнными пунктами этого времени были военные поселения, гарнизоны которых состояли из запорожских казаков и царских служилых людей.


Многие из этих поселений являлись укреплёнными острогами и станицами, которые препятствовали крымским набегам и образовывали новые укреплённые линии.

Только к середине XVIII века возникла необходимость в чёткой границе между Россией и Османской империей.

В 1752 году было образовано первое военно-земледельческое поселение сербов и венгров из Австрии, получившее название Новой Сербии.

Речь здесь идёт о сербах-военных, поселения которых были устроены по казачьему принципу. Они несли пограничную службу на австрийско-турецкой границе.

Однако на православных сербов в католической Австрии оказывалось постоянное давление. Поэтому часть из них с семьями и слугами переселилась на земли Дикого поля.

Все поселенцы мужского пола были записаны в гусарские полки новосербского военного корпуса. Гусары одновременно со службой по охране границ должны были возделывать землю Дикого поля, которая ранее никогда не обрабатывалась.

В 1764 году территория, где размещались гусарские полки, вошла в состав образованной Екатериной II Новороссийской губернии. С 1765 г. центром губернии стал Кременчуг.

После присоединения Крыма, Тамани и Кубани к России в 1783 году Новороссия стала занимать обширную территорию от Южного Буга до Северного Кавказа.

В связи с этим у российского правительства появилась задача освоения слабозаселённых причерноморских и приазовских степей, Южного Поволжья, Северного Кавказа и их эффективного использования.

Российские крестьяне в конце XVIII века были привязаны к земле. Они не могли свободно перемещаться и переселяться в Новороссию.

Поэтому Екатерина II решила заселять эти земли иностранцами. Помимо прочих занятий, они должны были возделывать земли.

В декабре 1762 года Екатерина II издала манифест, в котором призывала иностранцев переселяться в Россию.

Создавался специальный государственный орган, который подчинялся Канцелярии опекунства иностранных. Он занимался вопросами колонизации новых земель. Специальные органы для вербовки переселенцев из числа ремесленников, крестьян, купцов, медиков были созданы и в Западной Европе.

Первыми колонистами стали датчане, прибывшие в районы южного течения Днепра. Также в Новороссию переезжали из Германии, Австрии, Речи Посполитой. Заселяло новые земли и православное население с Балканского полуострова.

Ещё в 1779 году царское правительство потребовало от крымского хана вывести христианское греческое и армянское население с полуострова.

Переселявшимся из Крыма грекам-христианам предоставлялись многочисленные льготы, выдавались земли в районе Мариуполя. Вскоре он стал одним из центров греческой диаспоры.

Диаспора – это люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины.

Благодаря грамотной политике властей через 50 лет в Новороссии проживало уже более 100 тысяч иностранцев. Они вели активную деятельность и платили налоги в российскую казну.

Также земли Новороссии массово раздавались российскому дворянству. Каждому дворянину предоставлялась возможность получить огромные участки земли при условии, что он заселит эти участки определённым количеством крестьянских семей.

Землёй в Новороссии также наделялись инвалиды и участники Русско-турецких войн, благодаря которым эти земли были присоединены к России.

Казаками с Волги и Запорожской Сечи (после её ликвидации) были заселены малоосвоенные районы Кубани и Азовское побережье. Это вызвало среди казаков массовое недовольство и даже выступления, которые были подавлены.

В результате мер, принятых по освоению слабозаселённых земель Новороссии, к началу XIX века её население стало не только значительным по численности, но и многонациональным.

После получения Россией выхода к южным морям появилась необходимость в опорных пунктах в Северном Причерноморье.

Одним из первых и наиболее важных в то время городов стал основанный в 1778 году Херсон. Там были построены верфи и первый черноморский литейный пушечный завод.

В 1788 году по приказу Потёмкина был заложен город Николаев. Он стал ещё одним центром военного кораблестроения России на Чёрном море. В 1794 г. Екатерина II подписала указ об основании Одессы. Вскоре она стала крупнейшим российским портом на Чёрном море.

После присоединения к России Крыма в 1783 году в составе Российской империи оказалось всё Северное Причерноморье. В то время население полуострова состояло всего из 60 тысяч человек и было представлено в основном крымскими татарами. Предпринятыми властью усилиями вскоре здесь стали проживать также русские, болгары, греки, немцы.

Екатерина II не стала вводить в Крыму крепостное право, а местное население было объявлено казёнными крестьянами. Ставшие государственными крымские крестьяне, как и раньше разводили коров, овец и другой домашний скот. Земли и доходы, принадлежавшие крымскому хану, перешли к российской казне. Раздача государственных крымских земель и их заселение русскими государственными крестьянами началась весной 1784 года.

Переселялись в Крым и отставные военные, выходцы из Турции и Речи Посполитой. Приглашались на полуостров и иностранные специалисты в области садоводства, шелководства, лесного хозяйства, виноградарства и виноделия.

Административный центр из Бахчисарая был перенесён в Симферополь.


Отмена внутренних торговых пошлин в 1783 году привела к росту торгового оборота в Крыму, в связи с чем выросли доходы Бахчисарая, Феодосии, Евпатории, Симферополя и других крымских городов.

А с 1785 года все порты полуострова стали практически свободной экономической зоной. Они освобождались от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет, вследствие чего обороты черноморской торговли за короткий промежуток времени выросли в несколько тысяч раз.

Чтобы быть в курсе состояния дел в провинциях, Екатерина II время от времени предпринимала путешествия по стране. II января 1787 года началась её поездка по Новороссии и Крыму, которая длилась более полугода.

Маршрут императрицы был проложен из Санкт-Петербурга через Смоленск, Чернигов, Киев, Екатеринослав, Херсон в Севастополь. Обратный путь пролегал через Феодосию, Таганрог, Белгород, Москву, Новгород. Всего более 6 тысяч километров, из которых более 475 по воде.


По всему пути следования Екатерины II наводился порядок, белились административные здания, украшались постройки. Категорически запрещалось подавать императрице какие-либо жалобы. В Киеве Екатерина встречалась с иностранными послами и представителями народов России.

Под Екатеринославом к царице присоединился австрийский император Иосиф II, который сопровождал её в Крым. Совместная поездка императоров преследовала несколько целей: показать австрийцам растущую мощь России и убедить турок в прочности австро-российского союза.

Находясь в Севастополе, Екатерина смотрела военно-морской парад Черноморского флота, который произвёл на неё сильное впечатление.


Подведём итоги. Освоение Новороссии и Крыма привело к укреплению южных российских границ и способствовало усилению экономического потенциала империи. Был создан мощный Черноморский флот, построены судостроительные верфи и военно-морские базы. Крымский полуостров стал одним из районов высокой культуры земледелия, виноградарства, виноделия, шелководства. Многонациональный состав населения Новороссии способствовал формированию культуры общения между представителями разных народов.

Подготовительная работа к опросам, оценке выполненного домашнего задания, контрольным у восьмиклассников сводится не только к прочтению и запоминанию материала, но к составлению краткой записи уроков. Особенно - по истории, поскольку данных, требующих систематизации и запоминания по этой дисциплине достаточно много. Часто учителя задают на дом составить конспекты по Всеобщей истории за 8 класс или же такая работа осуществляется в классе, в формате, аналогичном ВУЗовскому. То есть, восьмиклассники записывают лекцию педагога в сокращенном виде, выделяя и отображая главные направления мысли и выводы по теме.

Научившись конспектировать, подростки смогут излагать материал программы:

  • сжато, выделяя и фиксируя базовые понятия, события и факты;
  • наглядно, располагая законспектированный материал в хронологическом или ином системном порядке;
  • акцентируя важнейшие вопросы и ответы на них;
  • четко, что позволяет эффективно готовиться, применяя собственные конспекты по Всеобщей истории 8 класс перед ответом на уроке, письменной контрольно-проверочной, диагностической, ВПР и пр.

Очевидные преимущества ведения конспектов на уроке

Умение составлять краткую запись позволит более качественно проработать изучаемые параграфы и разделы и лучше запомнить излагаемую в них информацию. Более того, такие знания запомнятся на гораздо более длительный срок, станут базой для изучения исторического материала в старшей школе. А для тех, кто серьезно увлечен этой наукой - конкурентным преимуществом при участии в научно-конкурсных предметных и тематических мероприятиях перед другими их участниками. Сам по себе навык конспектирования пригодится подросткам и впоследствии, в том числе - после окончания курса школы.

Одной из проблем, которую отмечают педагоги и сами школьники - отсутствие у последних базовых навыков конспектирования. В школе не отводятся специальные часы для обучения такой работе. Чтобы преодолеть эти трудности, рекомендуется изучить конспекты по Всеобщей истории 8 класс, представленные на портале еуроки. Здесь материалы предложены в широком разнообразии коллекций, по всем УМК и программам, по которым дисциплина изучается в школе. С помощью этого источника можно:


Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 5 материалов






Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: