Положение о сопровождении профессионального самоопределения обучающихся в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Под комплексным сопровождением обучающихся мы понимаем освоение ими окружающей среды, обеспечивающая дальнейшую профессиональную самореализацию личности. При этом образовательное пространство школы для учащегося - это не физическое окружение, а то окружение, с которым он взаимодействует в процессе образовательной деятельности, то есть пространство отношений.

В условиях быстро развивающегося информационного пространства и современного рынка труда, молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, необходимо быть ответственным, коммуникабельным, способным быстро и грамотно решать практические жизненные задачи.

Именно школьный период позволяет ребенку приобрести социальный опыт в процессе взаимодействия и совместной деятельности с другими людьми.

Образовательное пространство школы мы рассматриваем в качестве реального места самореализации, где субъективно задаются множества отношений и связей. А также то место, где осуществляются различные уровни и виды деятельности, обеспечивающие самоопределение личности.

3 слайд

В результате проведённого мониторинга мы пришли к выводу, что молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

4 слайд

Поэтому на сегодняшнем этапе работы мы осознали необходимо комплексного сопровождения обучающихся в процессе формирования у них готовности к профессиональному самоопределению в условиях образовательной организации и актуализация проблемы выбора профессии.

5 слайд

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Развитие моделей и форм вовлечения в трудовую и экономическую деятельность подростков.

2. Формирование у обучающихся активной жизненной позиции и профессионального самоопределения.

3.Создание программного продукта по формированию у подростков осознанности выбора профессии; в повышении их информационно-коммуникационной компетентности.

4. Обобщение и распространение опыта работы в регионе.

6 слайд

Приоритетные взаимосвязанные направления в обучении и воспитании несовершеннолетних:

  • понимание несовершеннолетними целей и перспектив будущей жизни;
  • понимание обучающимися своих индивидуальных особенностей и возможностей;
  • осознанный выбор будущей профессии.

Данный подход в профориентационной работе предусматривает тесное и плодотворное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

7 слайд

Реализуя данное комплексное сопровождение, мы используем следующие формы и методы работы:

8 слайд

1. Информационно-справочные: справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; видеоэкскурсии на предприятия; учебные фильмы и видеофильмы; информационные сайты; использование средств массовой информации; учебные и информационные телепередачи; конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

9-18 слайд

19 слайд

Преимущества On-line тестирования для школьников заключается в том, что не все подростки (особенно если речь идет о детях с ограничениями здоровья и инвалидностью), легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения, а когда современный подросток видит перед собой компьютер - он чувствует себя уверенно, потому что - это то новое что интересует современную молодёжь.

Дети и подростки более реально и правдиво отвечают на вопросы, понимают, что это важно узнать. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.

Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом.

Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.

20-25 слайд

Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.

Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.

26 слайд

Для создания режима успешной социальной интеграции нашей образовательной организацией была разработана модель профессиональной подготовки с учетом психологических и возрастных особенностей школьников:

27-35 слайд

33-35 слайд

С сентября 2019 г. по образовательной программе: Оператор ЭВМ.

36 слайд

Особое внимание в нашей работе уделяется детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, так как именно эти дети испытывают трудности в самоопределении и выборе будущей профессии.

37-40 слайд

41 слайд

Важным направлением в нашей работе является профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, которая связана с современным подходом к организации профориентационной работы, с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Интернет для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.

42-43 слайд

Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) - одна из форм инновационной профориентационной работы. В нашей образовательной организации он создан на сайте школы как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.

Профориентационный кабинет помогает любому учащемуся включая детей с особенностями в развитии познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях.

Вся работа виртуального кабинета профориентации направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии.

44 слайд

Большая роль, в подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, играют родители и система семейного воспитания.

Для этого школа информирует родителей по различным вопросам (о правовых аспектах получения образования обучающимися, о доступных путях получения профессий в нашем регионе, о профессиональных учебных заведениях в которых может обучаться ребенок, а так же о специальностях, которые могут быть освоены обучающимся, об индивидуальных особенностях обучающегося, его профессиональных интересах и склонностях) оказывается моральная помощь, поддержка родителей в вопросах профессионального образования обучающихся.

45 слайд

а также на реализацию и самореализацию профессиональных интересов школьников.

Показателем успешности нашей работы является сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профориентационной работы в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида

Е.В. Рочева, социальный педагог

Муниципального казенного специального

(коррекционного) образовательного учреждения

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

Обучающиеся коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Практика показывает, что некоторая часть выпускников идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в коррекционных группах учреждений профессионального образования. Однако тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно – методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующую личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся посредством активации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.

Важное в профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Цель профориентации: создание условий для успешной адаптации обучающихся к профессиональному самоопределению.

Организовать работу по профессиональному определению обучающихся в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями.

Выбор профессионального учреждения, оказание помощи в трудоустройстве.

Данные задачи решаются через направления деятельности по профориентации:

Ознакомление с миром профессий;

Изучение интересов, способностей, склонностей, склонностей и мотивов деятельности.

Кроме этого рассматриваются вопросы в процессе реализации профориентационной работы:

- профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников школы;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному обучающемуся в выборе профессии.

Структура деятельности педколлектива по проведению

профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности.

Осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению.

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель:

Составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность;

Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы;

Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;

Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;

Организует встречи обучающихся с выпускниками школы.

Учителя – предметники:

Способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства;

Обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

Способствуют формированию у обучающихся адекватной самооценки;

Проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся.

Библиотекарь:

Регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь по выбору профессии и профориентационной работе;

Изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

Организовывает выставки книг о профессиях.

Социальный педагог:

Способствует формированию у обучающихся, особенно у состоящих на всех видах профилактического учета, адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

Оказывает педагогическую поддержку обучающимся из семей, находящихся в социально опасном положении, в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

Осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;

Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, занятия с приглашением профконсультанта;

Информирует обучающихся и их родителей о профессиональных учреждениях города и об учреждениях, оказывающих помощь выпускникам при выборе профессии;

Организует посещение обучающимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;

Проводит родительские собрания о роли семьи в профессиональном самоопределении обучающихся.

Медицинский работник:

Способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

достаточная информация о профессии и путях ее получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

следующий результативный критерий – потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

Результативным критерием является и уверенность обучающегося в социальной значимости труда , т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

Последний результативный критерий – наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т.е. профессионально важные качества. Сформированность последних – дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы посвящено ролевой игре на уроке.

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в образовательном пространстве коррекционной

школы как условие их успешного социального становления

А.М. Горький утверждал, что игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. В процессе игры ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, социализирующую, коррекционную, коммуникативную, развлекательную. Основными отличительными признаками ролевых игр являются:

- формулирование единой цели всего коллектива;

Требования к ролевым играм:
1. Игра должна стимулировать мотивацию обучения, вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание.
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовать.
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой участников.
4. Ролевая игра непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у обучаемых чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя участник в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может успешно исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы участники могли в активном общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый материал и максимально подойти к возможному разрешению проблемной ситуации.

Таким образом, ролевая игра – это совместная групповая игра, в которой ее участники с целью рассмотрения и разрешения проблемной ситуации распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Помимо воспитательного, игре присущ и дидактический аспект. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра - это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней - наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет - сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др.

Читайте также: