История 8 класс музыкальное и театральное искусство краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Музыкальное и театральное искусство. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

Музыкальный жанр – форма музыкального произведения, которая определяется количеством исполнителей, набором музыкальных инструментов и тематикой. Выделяют народную музыку (песню), авторскую, концертную, симфоническую, оперную, эстрадную и многие другие.

2. Сформулируйте основную идею развития отечественной музыки, которая нашла отражение в деятельности российских меценатов XVIII в.

Меценаты в России поддерживали в основном оперное и театральное искусство, позже – балет.

3. Чем публичный театр отличается от других его форм?

Первые публичные театры создавались при различных учебных заведениях и для них строились специальные здания, что не характерно для придворных и уличных театров, и редко для крепостных, домашних.

4. Какова была роль Ф. Г. Волкова в становлении русского театра?

Всероссийскую славу приобрели постановки ярославского актёра и режиссёра Фёдора Григорьевича Волкова (1729—1763). Елизавета Петровна, наслышанная о его успехах, вызвала труппу Волкова в Петербург.

В театре стали ставить трагедии А. Сумарокова. Они хорошо воспринимались публикой, поскольку написаны были на русские сюжеты и исполнялись русскими актёрами. Приурочивались обычно эти постановки к юбилейным датам военных побед России или дням рождения монархов.

Произведения были иностранными, иногда их переводили на русский язык. Крепостных авторов в то время не было.

6. Какие города России считались центрами театрального искусства в XVIII в.?
7. Какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов?

Е. И. Фомин, работавший театральным капельмейстером в Москве, написал около 30 русских опер. Некоторые из них были написаны на тексты самой императрицы, а также баснописца И. А. Крылова.

Оперным композитором проявил себя крепостной М. А. Матинский (1750—1820), получивший музыкальное образование в России и в Италии. Его талант поддержал хозяин граф С. П. Ягужинский, отпустивший композитора на волю.

Синтез – соединять. Театр соединяет в себе несколько искусств – декламирование, пение, актерское мастерство, музыку, живопись и скульптуру как декорации.

Думаем, сравниваем, размышляем

Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими).

На русском языке пьесы в 30—40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических кругах.

Ученики школ, мелкие чиновники, солдаты, лавочники в дни праздников стали ставить спектакли или в специально устроенных помещениях (деревянных балаганах), или в частных домах (главным образом купеческих) . Такие временные театры возникали не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции.

Одной из таких сначала любительских, а потом полупрофессиональных частных трупп была труппа Ф. Г. Волкова в Ярославле. Волков (1729—1763) был талантливым сыном русского народа, одним из замечательных людей XVIII века.

Сын купца, он три года учился в московской Славяно-греко-латинской академии, потом поехал в Петербург, чтобы изучить торговое дело. Но не торговле, а театру решил посвятить себя Волков.

Он бывал на школьных спектаклях в Московской академии, но поразил его театр Петербурга. Здесь он видел спектакли итальянской оперы, немецкой драмы и спектакль, поставленный в Шля-хетном корпусе 1 силами учеников этого учебного заведения.

По возвращении в Ярославль Волков собирает актёрскую труппу, строит специальное помещение и начинает ставить спектакли. Сам Волков был и архитектором, и живописцем, и директором, и поэтом, и первым актёром в этом театре.

Театр Волкова был национальным русским театром, притом демократическим как по составу актеров, так и по составу зрителей, посещавших его постановки. Спектакли проходили с большим успехом. Слухи о театре дошли до Петербурга, и в 1752 году ярославцы были вызваны ко двору Елизаветы. Здесь они поставили школьную драму. Игра актёров понравилась.

Так возник русский театр, имевший большое значение для развития искусства и литературы.

2. Выясните, сколько зарабатывали некрепостные актёры в России в XVIII в. Каково было их положение и как к ним относились? Результаты своего исследования запишите в тетрадь.

Как правило они зарабатывали очень немного. Общественный статус актера был невысок. Основная часть общества относилась к ним как к шутам и скоморохам.

Можно использовать часть этой презентации.

Эта музыка в наше время будет интересна только специалистам. Основная масса слушает Филиппа Киркорова и группировку Ленинград.

Каковы были достижения в области русской музыки и театра в XVIII в.?

1. Музыка и театр в европейской истории XVIII в.

Эпоха Просвещения имела и ещё одну свою яркую сторону. Это был период расцвета музыкального и театрального творчества в Европе. В каждой стране театр имел своё лицо. В английском театре доминировали постановки с ярко выраженным моральным содержанием. Во французском театре более яркими были сатирические мотивы, обличение аристократии. В итальянских театрах было больше эмоций и образности. В немецком театральном репертуаре преобладали спектакли на бытовые темы из мещанской жизни. Позже стали популярны трагедии Ф. Шиллера.

Европейская мода на театральные и музыкальные постановки не могла не коснуться России, устанавливавшей всё более тесные культурные связи с соседними странами.

2. Иностранцы на русской сцене

Ещё со времени поездок Петра I в Европу иностранные артисты стремились попасть в Россию. Но равнодушный к музыке царь не считал это нужным.

Зато при Петре II обязательной частью придворных праздников стали концерты. Выступали в них как иностранцы, так и русские артисты. Большой популярностью пользовались военные оркестры.

Анна Иоанновна стала первой правительницей России, нанявшей капельмейстера. При ней впервые в Россию стали приглашать итальянских и французских оперных исполнителей. Уже на её коронации выступали артисты, певцы и музыканты, присланные польским королём Августом.

При Анне Иоанновне в первый раз появилась в России итальянская опера.

Тогда же императрица приказала организовать камерный придворный оркестр из немцев, а в балетную труппу набрали 20 русских мальчиков. Создан был и собственный придворный хор певчих, которому аккомпанировал оперный оркестр из 40 музыкантов. За 28 лет (1735—1763) при дворе были поставлены 17 опер.

Таким образом было положено начало оперным постановкам на русском языке. Однако это были чаще итальянские оперы с русским текстом.

Анну Иоанновну вряд ли можно было назвать меломанкой. Музыки она не понимала и не любила. Но и отстать от других европейских монархов не желала. Поэтому на новое развлечение тратила большие деньги.

Практика приглашения зарубежных артистов продолжалась и позднее. Но всё это были выступления лишь перед двором.

В. Г. Волков. Художник А. П. Лосенко

3. Зарождение русского публичного театра

До середины XVIII в. при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъём русской национальной культуры создал предпосылки для появления русского театра.

В царствование Елизаветы Петровны возникли театры при учебных заведениях Петербурга (в Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Ведущими русскими танцовщиками в этих балетах выступали Т. Бубликов, А. и М. Грековы.

Началось строительство постоянных помещений для театров. В 1756 г. на Царицыном лугу был построен Постоянный русский театр. В 1760 г. Театр для русских комедий, трагедий и опер был выстроен в Москве.

Следуя за столичной модой, публичные театры стали активно создаваться в провинции в 1770—1780-е гг. При Московском воспитательном доме возник балетный класс (1773), который стал готовить профессиональных артистов балета.

Скоморохи. Художник Ф. Рисс

4. Уличный театр в России

Несмотря на открытие театров, обычный обыватель был далёк ещё от оперных и балетных постановок. Ему были ближе традиции уличного театра, представления в котором были просты и безыскусны. Главными его артистами выступали скоморохи. Для детей ставились и кукольные постановки, в которых главным героем был всё тот же Петрушка. Уличные театры были популярны не только во время ярмарок, но и в праздничные и выходные дни. Они были непременным атрибутом любого народного гуляния в столицах и в провинции.

В России романс как жанр музыки появился при Елизавете Петровне, которая очень любила его. Романсом тогда называли вокальное произведение, исполненное на французском языке, даже если оно было сначала написано по-русски. А вокальное произведение, исполненное по-русски, называли просто песней. Романсы были популярны не только в России, но и за рубежом. Со второй половины XVIII в. их с большим интересом слушали также в Германии, Франции, Австрии.

В XVIII в. в России получил успешное развитие кант. Такое название получила многоголосая бытовая песня. Канты были не только бытового, но и патриотического, а также лирического содержания.

6. Первые русские композиторы и их музыка

Е. И. Фомин, работавший театральным капельмейстером в Москве, написал около 30 русских опер. Некоторые из них были написаны на тексты самой императрицы, а также баснописца И. А. Крылова.

Оперным композитором проявил себя крепостной М. А. Матинский (1750—1820), получивший музыкальное образование в России и в Италии. Его талант поддержал хозяин граф С. П. Ягужинский, отпустивший композитора на волю.

В правление Екатерины II музыкальные постановки, как оперные, так и балетные, ставились всё чаще. Казна отпускала немалые средства на эти постановки и на работу театров. Но сама императрица предпочитала итальянскую оперу-буфф.

П. И. Ковалёва-Жемчугова. Художник Н. И. Аргунов

7. Крепостной и домашний театр

Итальянская музыка и пение являлись непременной принадлежностью балов, торжественных обедов и различных празднеств. Русские вельможи даже начинают заводить собственные домашние театры с крепостными певцами и актёрами.

Наиболее известными были крепостные театры графа Н. П. Шереметева в Кускове и Останкине и князей Юсуповых в Архангельском. Талантливостью и богатством постановок они порой превосходили казённые театры. Одна из великих русских певиц — крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова — стала женой своего хозяина, графа Н. П. Шереметева.

Дворец-театр Н. П. Шереметева в Останкине. Фото

В XVIII в. происходит зарождение русской оперы и балета. Одним из важнейших явлений культурной жизни становится появление первого в России публичного театра.

Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Выясните, сколько зарабатывали некрепостные актёры в России в XVIII в. Каково было их положение и как к ним относились? Результаты своего исследования запишите в тетрадь.


Урок предлагает рассмотреть, как развивалось русское музыкальное искусства; узнать о зарождении русского публичного и уличного театров. Знакомит с композиторами XVIII века и их произведениями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Музыкальное и театральное искусство"

Первый театральный спектакль на русском языке длился 10 часов и шёл без антракта. В октябре 1672 года по приказу царя Алексея Михайловича произошло открытие первого придворного театра в селе Преображенском. На представлении присутствовал царь, бояре, а в специальной ложе — царица и придворные дамы. Многим представление не понравилось. Ведь все 10 часов бояре стояли на ногах! А вот царь досмотрел до конца, остался доволен и наградил участников.

В ходе урока вы узнаете о зарождении русского публичного театра, уличных театрах, развитии музыкального искусства.

XVIII век стал периодом расцвета музыкального и театрального искусства в Европе. В каждой стране театр имел свои особенности. В Англии преобладали постановки, в которых делался акцент на мораль.

Французский театр отличался сатирическими постановками.

Очень эмоциональными были спектакли в Италии.

В немецком театре ставили постановки на бытовые темы.

Европейские тенденции естественным образом коснулись театра России.

Ещё во время правления Петра I многие иностранные артисты хотели попасть в Россию. Но Пётр I был равнодушен к музыке и театру и не считал нужным развивать эти виды искусства.

Уже при Петре II концерты стали важной частью придворных праздников. Большой популярностью пользовались военные оркестры.

При Анне Иоанновне впервые был нанят капельмейстер – руководитель хора или оркестра. Каждый армейский полк должен был иметь капельмейстера. Учреждались школы для подготовки музыкантов из числа солдатских детей.


На коронации Анны Иоанновны выступали артисты, присланные польским королём Августом. Они так понравились императрице, что в 1735 году она приказала выписать из Италии оперную труппу.

Также был создан придворный оркестр, состоящий из немцев.

20 воспитанников кадетского корпуса вошли в состав балетной труппы, руководителем которой был балетмейстер Жан-Батист Ланде.

Большинство опер ставились на итальянском языке. Их переводом для Анны Иоанновны занимался поэт Василий Тредиаковский. Позже появились оперы на русском языке.

Подъём русской национальной культуры в середине XVIII века создал предпосылки для формирования русского театра.

При Елизавете Петровне появились театры в Шляхетском корпусе в Петербурге и в Московском университете.

Всероссийскую славу приобрёл ярославский актёр Фёдор Волков.


Наиболее популярным драматургом был Александр Сумароков. Публика любила его трагедии, так как они основывались на русских сюжетах. Часто постановки приурочивались к военным победам России и дням рождения императоров.


В 1756 году был построен Постоянный русский театр на Царицыном лугу. В 1760 году в Москве появился Театр для русских комедий, трагедий и опер.

В 1773 году при Московском воспитательном доме учредили балетный класс. Здесь готовили профессиональных артистов балета.

Несмотря на открытие большого количества театров, простые люди были далеки от оперных и балетных постановок. В народе сохранялись традиции уличного театра. Главными артистами здесь были скоморохи.

Для детей ставились кукольные постановки. Кукольники использовали марионеток – кукол на нитках, и петрушек – перчаточных кукол.


Уличные театры устраивались во время ярмарок, в выходные и праздничные дни.

При Елизавете Петровне в России появился новый жанр музыки – романс. Это было вокальное произведение, исполнявшееся на французском языке.

Произведения, которые пели на русском языке, называли песнями.

Также успешно развивался кант – многоголосая бытовая песня. Канты писались на лирические, бытовые и патриотические темы.

Евстигней Фомин – один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Некоторые из его опер были написаны на стихи Екатерины II. Также Фомин сотрудничал с молодым Иваном Крыловым.


Выдающимся композитором стал Михаил Матинский. Он был крепостным графа Сергея Павловича Ягужинского. Граф оплатил обучение Матинского в Италии, а позже дал ему вольную.

Екатерина II тратила большое количество денег на театры и постановку спектаклей. Сама императрица отдавала предпочтение опере-буффа – итальянской комической опере.

Музыка и пение стали обязательной принадлежностью праздников, балов и торжественных обедов. Дворяне заводили собственные домашние театры, актёрами в которых становились их крепостные.

Наибольшую известность получили крепостные театры графа Шереметева и князей Юсуповых.

Одной из великих русских певиц XVIII века была крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова, позже ставшая женой графа Шереметева.


Давайте подведём итоги.

Театральное искусство России в XVIII веке развивалось в соответствии с европейскими тенденциями.

При Анне Иоанновне появилась должность капельмейстера, был создан придворный оркестр.

При Елизавете Петровне появились театры в Шляхетском корпусе в Петербурге и в Московском университете.

В народе сохранялись традиции уличного театра.

Дворяне заводили собственные домашние театры, актёрами в которых становились их крепостные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 203 человека из 60 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 693 материала в базе

Материал подходит для УМК

Музыкальное и театральное искусство

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.11.2020 6208
  • PPTX 14.4 мбайт
  • 431 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Насырьянова Лилия Фаизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: