Исследование проводилось на базе детского сада

Обновлено: 08.07.2024

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Главаiiопытно – экспериментальное исследование развития экологических представлений дошкольников

2.1 Диагностика развития экологических представлений дошкольников

Для более комплексного исследования уровня развития экологических представлений дошкольников в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

Работа проводилась с двумя группами детей старшего дошкольного возраста – экспериментальной и контрольной. В экспериментальную группу вошли 20 детей подготовительной к школе группы. Из 20 детей 10 мальчиков и 10 девочек. В контрольную группу вошли 20 детей подготовительной к школе группы. Из 20 детей 10 мальчиков и 10 девочек. Все обследуемые дети примерно одного возраста.

Прежде, чем приступить к исследованию уровня развития экологических представлений у детей экспериментальной и контрольной групп, мы предварительно обследовали и проанализировали предметно-развивающую среду данных дошкольных учреждений, а так же изучили групповые календарно-тематические планы работы с детьми.

Так же нами был проведён анализ групповых календарно-тематических планов воспитателей на предмет планирования работы по развитию экологических представлений.

Проведенный анализ показал, что проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.

Далее нами был проведён констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Этапы проведения экспериментального исследования включают подбор диагностического инструментария, сравнение и анализ полученных экспериментальных данных, разработку комплекса авторских игровых занятий, в которых будут использованы сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей, оценку эффективности разработанного комплекса занятий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводились беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Диагностику экологических представлений дошкольников проводилась с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания были сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагался комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашалось двое детей, и каждому из них предлагалось заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Результаты обследования детей были занесены в протоколы (приложения 1,2).

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей экспериментальной группы по уровням представлено в таблице 1.

Мной было проведено исследование на базе МДОУ д/с №379 г. Нижний Новгород, с детьми младшей и старшей группы в количестве 10 человек.

Цель исследования : выявить особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в дошкольном учреждении.

Задачи исследования :

1. Определить исследования различных форм двигательной деятельности в режиме дня дошкольного возраста.

2. Проведение и анализ результатов эмпирической части исследования.

3. Выявить влияние организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ на детей.

Далее определены методы исследования.

1. Общая характеристика форм физкультурно-оздоровительной работы и их использование в режиме дня.

2. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания.

3. Анкетирование родителей.

4. Беседа с родителями.

Исследование проводилось в групповой форме в I половине дня. Детям предлагались такие виды упражнений как: ходьба, бег, прыжок, лазание, метание, бросание.

Для определения уровня физической работы ребенка. Упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности (Таблица 1а, б).

Формы организации двигательной активности детей в д/с №13

1. Утренняя гимнастика

4. Бодрящая гимнастика

5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

7. Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II половины дня)

8. Физкультурное занятие

Физкультурные досуги : 30 мин – 2 раза в месяц

Физкультурные праздники : 60 – 90 минут – 2–3 раза в год

Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей раннего возраста (1,5–2 года)

№ п/п Формы Время в режиме дня Место проведения Кто проводит Особенности организации

1 Утренняя гимнастика Утро

4 мин Зал, группа, музыкальный зал Воспитатель, руководитель ФВ, музыкальный руководитель Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.

2 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно

8 – 10 мин Площадка Воспитатель, руководитель ФВ На прогулке используется 2–3 игровых задания-упражнения (закрепление основных движений).

3 Физкультурное занятие 2 раза в неделю 10 – 15 мин Зал, площадка Руководитель ФВ По подгруппам: от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев – по 2–4 ребенка; до 2-х лет – по 5–7 детей

4 Занятие по плаванию 1 раз в неделю

10 – 15 мин Бассейн Инструктор ФВ Занятия проводятся по подгруппам

5 Бодрящая гимнастика После дневного сна

4 мин Группа, спальня Воспитатель Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей

6 Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе Ежедневно Группа Воспитатель Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей

7 Совместное занятие по физкультуре детей с родителями 1 раз в неделю

10 – 15 мин Зал Руководитель ФВ Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей

Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

1 Утренняя гимнастика Утро

6 – 8 мин Зал, группа, музыкальный зал Воспитатель, руко-

водитель ФВ, музы-

кальный руководитель Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.

2 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 2 раза в день (на утренней и вечерних прогулках)

20 – 25 мин Площадка Воспитатель, руководитель ФВ На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 8 – 10 мин, вечером – 8 – 12 мин

3 Физкультурное занятие 2 раза в неделю 20 – 25 мин Зал, площадка Руководитель ФВ Занятия могут проводиться по подгруппам

4 Занятие по плаванию 2 раз в неделю

20 – 25 мин Бассейн Инструктор ФВ Занятия проводятся по подгруппам

5 Бодрящая гимнастика После дневного сна

6 – 8 мин Группа, спальня Воспитатель Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей

6 Занятие лечебной физкультурой 2 раз в неделю

20 – 25 мин Зал Инструктор ЛФК Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям

7 Занятие по ритмопластике 1 раз в неделю

20 – 25 мин Зал Руководитель ФВ Группы формируются по желанию детей и родителей

8 Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе Ежедневно Группа Воспитатель Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

9 Физкультурный досуг 20 – 30 мин Зал Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 1 – 2 раза в месяц

10 Физкультурный праздник 30 мин Зал, площадка Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 2 – 3 раза в год

11 День здоровья Группа, площадка, зал Руководитель ФВ, воспитатель, врач Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями

Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)

№ п/п Формы Время в режиме дня Место проведения Кто проводит Особенности организации

1 Утренняя гимнастика Утро

8 – 10 мин Зал, группа, музыкальный зал Воспитатель, руко-водитель ФВ, музы-кальный руководитель Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно.

2 Физкультминутки Во время занятий 1 – 3 мин Группа Воспитатель Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий могут проводиться 1 – 3 раза по 1 – 2 мин. На занятиях по изодеятельности можно не проводить

3 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 2 раза в день (на утренней и вечерней прогулках) 25 – 30 мин Площадка Воспитатель, руководитель ФВ На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 10 – 12 мин, вечером – 10 – 15 мин. Могут использоваться спортивные игры и упражнения

4 Физкультурное занятие 2 раз в неделю

25 – 30 мин Зал, площадка Руководитель ФВ Занятия проводятся по подгруппам

5 Занятие по плаванию 2 раза в неделю 25 – 30 мин Бассейн Инструктор ФВ Занятия проводятся по подгруппам

6 Бодрящая гимнастика После дневного сна 8 – 10 мин Группа, спальня Воспитатель Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей

7 Занятие лечебной физкультурой 2 раза в неделю 25 – 30 мин Зал Инструктор ЛФК Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям

8 Секционное занятие 1 раз в неделю 25 мин Зал Руководитель ФВ Группы формируются по желанию детей и родителей

9 Занятие по ритмопластике 1 раз в неделю 25 мин Зал Руководитель ФВ Группы формируются по желанию детей и родителей

10 Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе Ежедневно 30 мин Группа Воспитатель Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

11 Физкультурный досуг 30 45 мин Зал Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 1 – 2 раза в месяц

12 Физкультурный праздник 30 – 40 мин Зал, площадка Руководитель ФВ, воспитатель Проводится 2 – 3 раза в год

13 День здоровья Группа, площадка, зал Руководитель ФВ, воспитатель, врач Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями

В начале моего исследования :

Так в младшем возрасте проходил адаптационный период, дети часто болели. Благодаря физическим упражнениям и хорошей организации физкультурно-оздоровительного досуга, легко прошел адаптационный период. Стали активно с интересом выполнять физические упражнения, радоваться успехам, общие показатели основных движений улучшились, хорошо овладели навыками: ползание, лазание, бросание, метание, ловля.

После проведения физкультурно-оздоровительной работы мы видим улучшение состояния физического здоровья.

Подведя итоги диагностирования мы сделали вывод, что в младшем дошкольном возрасте результаты физического развития оказались следующими: 10 человек – 100%.

Ходьба, бег – хорошо 70%, удовлетворительно – 30%.

Прыжки – хорошо 20%, удовлетворительно – 80%.

Лазание и ползание – хорошо 50%, удовлетворительно – 50%.

Метание – хорошо 60%, удовлетворительно 40%.

А в старшем дошкольном возрасте.

Ползание, лазание – хорошо 90%, удовлетворительно 10%.

Бросание, ловля – хорошо 100%, удовлетворительно 0%.

Метание – хорошо 100%, удовлетворительно 0%.

Передвижения с техническими средствами – хорошо 90%, удовлетворительно 10%.

Беседа и анкетирование родителей

Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня физического развития детей после проведенной беседы, анкетирования (Приложение 3) и работы с родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в следствии следующих причин:

1. Плохая материальная база, нет хорошего стадиона, плохое оснащение физкультурного зала (нет достаточного оборудования и инвентаря, нет оборудования физкультурной площадки.

2. Не привлечение к дням здоровья, физкультурным досугам. праздникам родителей.

3. Отрицательный пример взрослых: курение, алкоголь.

4. Малое проведение экскурсий, походов, прогулок за пределы ДОУ.

5. Не соблюдение режима дня родителями вне ДОУ.

6. Не проводятся занятия по плаванию.

7. Нет секционных занятий.

Повышение физкультурно-оздоровительной работы зависит от многих факторов, влияющих на детей.

1. Положительный результат показали дети занимающиеся в спортивных секциях, клубах и т. д.

2. Совместная работа воспитателей и родителей по созданию материальной базы для массового привлечения детей к занятиям физическими упражнениями.

3. Положительные примеры сверстников.

4. Создание благоприятных условий для занятий двигательной активностью детей.

5. Роль педагогического коллектива ДОУ в решении задач развития физкультурно-оздоровительной работы.

6. Агитация и пропаганда физической культуры в ДОУ.

7. Физкультурные праздники и массовые спортивные выступления.

8. Организация и проведение дней здоровья в ДОУ.

Результаты анкетирования: (10 человек – 10%)

1. Кто из родителей занимается спортом? – 4%.

2. Есть ли дома спортивный снаряд? – 9%.

3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? – 3%.

4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? – 10%.

5. Соблюдает ли ребенок этот режим? – 9%.

6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? – 2%.

7. Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены? – 10%.

8. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? – 10%.

9. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия? – 8%.

10. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком: мама – 5%, папа – 3%, вместе – 2%.

11. Гуляете ли вы с ребенком после д/с? – 10%.

12. Гуляет ли ваш ребенок один? – нет – 10%.

13. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

– подвижные игры – 10%;

– спортивные игры – 7%;

– настольные игры – 5%;

– просмотр телепередач – 10%;

– музыкально-ритмическая деятельность – 3%.

Беседа выявила, что детям нравится заниматься физическими упражнениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, спортивными играми, игры с мячом, народные подвижные игры.

С учетом результатов нами сформулированы рекомендации родителям и воспитателям по выявлению влияния двигательных навыков на физическое здоровье ребенка.

1. Выполнение зарядки после сна.

2. Закаливание, водные процедуры, воздушные ванны.

3. Занятие в спортивных секциях.

4. Активный двигательный досуг, катание на велосипедах.

5. Плавание и посещение детей с родителями спортивных площадок.

6. Спортивные праздники.

7. Привлечение родителей для совместной работы по физическому воспитанию детей.

8. Физ. минутки разучивать с родителями.

9. Народные подвижные игры.

10. Повышение двигательной активности путем музыкально-эстетического воспитания на физических занятиях.

Состояние здоровья детей дошкольников характеризуются высокой распространенностью морфофункциональных отношений 70–75%. Одним из главных направлений работы ДОУ являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему физического воспитания в детском образовательном учреждении должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.).

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.

Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие.

Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ Спорт, физическая культура - одни из самых эффективных средств в профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с точки зрения взаимодействия физинструктора и педагога. По авторитетному мнению Смирнова.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в январе

Организация физкультурно-оздоровительной работы в январе По завершению новогодних праздников и зимние каникулы, пришла пора отпускать нашу зеленую гостью - елочку в лес. На развлечении «Прощание.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня Утренняя гигиеническая гимнастика рассматривается как один из важнейших элементов организации двигательного режима детей, решая следующие.

План физкультурно-оздоровительной работы в младшей группе План оздоровительной работы в первой младшей группе № Мероприятия Работа с детьми Период Работа с родителями 1. Обеспечение здорового образа.

Эффективные формы Физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ 1 слайд Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически.

Эмпирическое исследование особенностей развития зрительного и целостного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков.

В эксперименте принимали участие 12 детей 5-6 лет, из них 6 мальчиков и 6 девочек с диагнозом функциональная дислалия.

Экспериментальное исследование шло с 1 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года и включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель исследования: исследовать эффективность метода моделирования при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Констатирующий этап шёл с 1 по 15 сентября 2009года. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

1. Обследование артикуляторной моторики у детей с функциональной дислалией;

Выявить нарушения звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией;

Выявить особенности фонематического восприятия у детей с функциональной дислалией.

В. Этап автоматизации звука.

Как только удаётся добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения - к этапу автоматизации, то есть к обучению ребёнка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) они осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичные для него звукосочетания.

Однако здесь нельзя впадать и в другую крайность - переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного и устойчивого изолированного звучания звука. Исключения в этом отношении иногда допускаются лишь в случаях механической дислалии и выраженной дизартрии, о чём будет сказано ниже.

В целях облегчения этой сложной для ребёнка задачи автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала. При этом на этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения работа ведётся одинаково и в одной и той же последовательности, а именно:

автоматизация звука в слогах;

автоматизация в словах;

автоматизация в специально подобранных фразах;

автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;

автоматизация в обычной разговорной речи.

Эта одинаковость подхода возможна потому, что здесь во всех случаях у ребёнка уже имеется правильный звук, какими бы разными путями и в сколь различные сроки он ни был получен.

При автоматизации звука в текстах сохраняется тот же самый принцип подбора речевого материала - автоматизируемый звук должен встречаться в них как можно чаще. И только после таких достаточно концентрированных упражнений в правильном произнесении вновь воспитываемого звука ребёнок сможет правильно произносить его и во всех обычных жизненных ситуациях. Новый звук станет для него своим и окончательно вытеснит прежнюю дефектную артикуляцию.

Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок овладевает навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Чаще всего имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребёнком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесённый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причём сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости долго водить ребёнка к логопеду.

Когда мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен четвёртый этап работы над коррекцией звукопроизношения.

Г. Этап дифференциации смешиваемых звуков.

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребёнка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путём специальных упражнений.

Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука уже правильно произносятся ребёнком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Особенностью подбора речевого материала на данном этапе состоит в том, что в нём постоянно присутствуют оба смешиваемых ребёнком звука, которые он и должен научиться больше не смешивать. Это довольно сложная для него задача, требующая постоянного самоконтроля. Контроль правильности произношения ребёнком звуков должен быть и со стороны взрослого.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференция звуков проводится в той же самой последовательности, что и на этапе автоматизации, а именно:

- дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых
звука;

- дифференциация в обычной разговорной речи; этот последний вид дифференциации сложен тем, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально побранных звука, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.

При работе с детьми школьного возраста на этапе дифференциации звуков обязательно используются и письменные упражнения, позволяющие преодолеть буквенные замены на письме. В отношении же дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен, поэтому оба дифференцируемые звука обязательно сразу связываются с буквами.

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации. Заключается она, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребёнком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях - до полного исчезновения в ней звуковых замен.

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Соблюдения именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребёнку звук, если состояние его артикулярной моторики ещё не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребёнком, не научившимся правильно его произносить, и т.п.

Нередко у ребёнка с хорошо развитой артикуляторной моторикой отсутствующий в его речи звук удаётся получить уже при обследовании. Естественно, что в этом случае полностью отпадает необходимость как в артикуляторной гимнастике, так и в специальной постановке звука. О необязательности проведения этапа дифференциации звуков при отсутствии у ребёнка звуковых замен уже говорилось. Одним словом, всё должно делаться в пределах разумного, но с обязательной ориентировкой на полноценный конечный результат.

Л. Г. Парамонова отмечает особенности логопедической работы при разных формах дислалии. При сенсорной функциональной дислалии эти особенности заключаются в следующем.

1. Преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков).

2. Удиление должного внимания фонематическому анализу слов.

Обязательное наличие этапа дифференциации смешиваемых звуков.

Целенаправленная работа над предупреждением буквенных замен на письме.

Итак, переходим к констатирующему этапу эксперимента.

1. Исследование артикуляционной моторики.

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения. Обследование проводилось по методике М. Ф. Фомичевой.

Если ребёнок свободно и в достаточно быстром (точнее, не слишком замедленном) темпе способен выполнить все эти движения, то это свидетельствует о том, что подвижность артикуляторных органов вполне позволяет ему овладеть правильным произношением всех звуков речи. Значит, причину неправильного звукопроизношения в этом случае нужно искать в чём-то другом.

Более серьёзные нарушения речевой моторики могут наблюдаться при парезах мышц губ и языка, что можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. При этом может наблюдаться следующее.

Асимметричность улыбки (оскала). Одна сторона рта при этом остается неподвижной или совершает минимальное движение.

Невозможность распластать язык во рту, то есть склонность языка к постоянному сужению.

Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта -ребёнок не может удержать его по средней линии.

Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта - ребёнок не может удержать язык горизонтально.

Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребёнок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.

Невозможность спокойно удержать высунутый изо рта язык -наблюдается его дрожание, хаотичное подёргивание мышц, свидетельствующее об их слабости, паретичности.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений:

высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот;

поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю;

поднять язык к верхним зубам, отвести его в левый и правый углы рта (снаружи рта); При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:

четкость артикуляционных движений;

быстроту и плавность их воспроизведения;

умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

У Владика П. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справился успешно.

У Полины А. и Даши Л. недостаточно подвижен язык, неумение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Сони В. недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удерживать язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.

У Серёжи А. и Паши А. при выполнении упражнений напряжения не возникало, с заданиями справились успешно.

1 балл - правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла - выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);

0 баллов - невыполнение движения.

Были определены уровни выполнения движений:

4-5 баллов (высокий уровень)

3-4 баллов (средний уровень)

1-3 балла (низкий уровень)

Обследование подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с функциональной дислалией. Данные можно представить в виде таблицы. (Приложение 1)

Исходя из данных таблицы обследования подвижности артикуляторного аппарата высокий уровень показали 50 % детей, средний 50%.

Высокий уровень показал три ребёнка - Владик П., Паша А., Серёжа А., средний уровень показали трое детей - Полина А., Соня В., Даша Л..

2.Состояние фонематического восприятия. В основу обследования положена методика Л. Ф.Спировой.

I часть. Обследование звуковой структуры слова. Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, является принцип последовательного перехода от простого к сложному. Логопед при обследовании предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее задание.

Задание 2. Показать картинку с заданным звуком. Инструкция: Покажи все картинки, которых ты услышал звук [л]. (Приложение 1)

Похожие документы:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Зато северск 2010 г

. 39 – 41 3.4. Содержание . с детьми. На базе МДОУ функционирует логопедический . мониторинговых исследований. В проведении мониторинговых исследований участвуют . деятельность проводится на участке . Педагогический коллектив МДОУ ЦРР обогащает образовательное .

Российская федерация орловская область администрации города ливны постановлени е

. мониторинговые исследования (в том числе исследования трудовых и . материально – технической базы МДОУ;  повышение . в СаНПиН 2.41.1.2791-10-57 . детский сад, на базе ЦРР № 18, . усовершенствования учителей на базе которого проводится обучение работников .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(из опыта работы)

В настоящее время педагогами ДОУ широко используется детское исследование как способ, направленный на познавательное развитие ребенка, на развитие логических и интеллектуальных способностей, познавательного интереса и активности. Наша задача заключается в создании необходимых условий, которые позволяют раскрыть потенциал ребенка и будут способствовать развитию самостоятельной поисковой деятельности.

Детское исследование способствует формированию у детей следующих умений и навыков: умения делать логические выводы, умения искать пути решения поставленной задачи, умения высказывать свои суждения.

На базе нашего учреждения мы уделяем внимание организации исследовательской деятельности, особенно с детьми старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо придерживаться следующего алгоритма: во-первых, следует научить дошкольников, как и где искать информацию по теме исследования. Мы говорили детям о том, что для этого можно использовать книги и энциклопедии, сети интернет - ресурсов, привлекать родителей. Дошкольники не владеют в этом возрасте навыками чтения, но учатся подбирать книги с иллюстрациями, соответствующими заданной теме.

Во-вторых, прежде чем приступить к исследованию, у детей необходимо сформировать умение фиксировать полученные сведения. Для этого дошкольники учатся оформлять информацию в виде графических изображений – это могут быть зарисовки, символы, схемы, знаки. Например, при исследовании жизни рыбок в домашних условиях ребенок схематично рисует аквариум, что позволяет ему в дальнейшем с опорой на зарисовку говорить о месте обитания рыбки. Следующим рисунком в схеме может стать солнце – рыбкам нужен свет, капля – они живут в воде, листик – для их существования необходимы растения. У детей, владеющими навыками рисования, составление подобных схем не вызывает затруднений. Можно использовать наклейки, вырезки из газет и журналов, распечатанные символы.

Данный опыт работы ценен для педагогов, так как показывает востребованность и актуальность организации детского исследования в ДОУ. Воспитанники научились определять проблему, ставить цели и задачу, изучать проблему, искать пути решения и противоречия, представлять полученный результат.

В заключении хотелось бы отметить, что не стоит сдерживать инициативу у детей, так как только она учит дошкольников быть самостоятельными. Детская исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса, активности, проявлению любознательности, поэтому такая деятельность напрямую направлена на развитие потенциала ребенка и на успешную социализацию в жизни.

Читайте также: