Исследование камней в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Родионова Татьяна Ивановна

Населенный пункт: город Красный Луч

ТИП ПРОЕКТА: познавательно- исследовательский, творческий.

УЧАСТНИКИ: дети старшего дошкольного возраста

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели

АКТУАЛЬНОСТЬ:

С самого рождения детей окружают различные предметы и явления природы. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность и являются объектами наблюдений, игр. Это обстоятельство делает возможным организовывать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы, понять их сущность, свойства, использование ее человеком. Дошкольников особенно привлекали разные камни, их разнообразие, формы, цвет, структура. Иногда , особенно мальчишки, позволяли бросаться камнями, что могло повлечь опасность их жизни и здоровью. Поэтому возникла идея удовлетворить познавательный интерес детей, развить у них способность к исследованиям и устранить привычку опасного обращения с камнями.

ЦЕЛЬ:

Образовательная: Способствовать интересу детей к окружающему миру. Учить детей проводить простейшие опыты, анализировать, обобщать результаты, находить закономерности в природе. Познакомить со свойствами камня и применением его человеком. Закрепить понятие неживой природы. Развивающая: Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность и мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Земли. Предотвратить плохую привычку бросаться камнями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Подготовительный
  1. Выбор темы проекта.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Подбор дидактических игр, видеоматериала, иллюстраций, литературных произведений
  4. Создание мотивации к осуществлению проекта.

- Камешек (оживленный), который дети бросали и пинали ногой во время прогулки, попадает в группу. Он хочет подружиться с детьми и рассказать о себе все тайны.

II. Информационный

- Ознакомление с историей происхождения камней, использование камня древними людьми.

- Просмотр познавательных мультфильмов о природных богатствах земли.

- Рассматривание камней и изделий из камней, собранных детьми и их родителями.

- Заучивание пословиц о камнях.

- Составление предложений о драгоценных камнях.

III. Репродуктивный

- Опыты и эксперименты с камнями о свойствах камня.

- выложи дорожку из красных , синих камешек;

- определи какая из дорожек длиннее?

- составь число из 2-х меньших (из камешек разного цвета).

- Выкладывание узоров из камней на световом столике.

IY. Обобщающий - Итоговое интегрированное занятие.

- Организация выставки коллекций камней.

- Выставка для родителей рисунков и поделок из камней.

VI. Результаты: Организация образовательной деятельности методом проектов позволила увлечь детей темой и достичь дидактической цели. Тема изучения камней для детей была доступной и интересной. Совокупностью приемов, продуктивным действием детей во время всего периода проекта позволило добиться реальных результатов.

Элементы новизны позволили сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Знания о свойствах камней, их значение в жизни человека позволили добиться того, что дети перестали пинать и бросать камни, а обратили его в игровой материал.

Список литературы

1.Молодушкина И.В., Дикань Н.И. и др. Метод проектов в деятельности ДОУ. Х.: группа Основа, 2010. – С.203.

2.Буракова Ю.Д. Проектные технологии в ДОУ. Х.: группа Основа, 2009. – С.203.

3. Нечипорук Н.И., Томей О.П. Развивающие игры для дошкольников. Х.: группа Основа, 2007. – С.192.

4. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду. Творчечский центр Сфера. Москва, 2006. – С. 154.

5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005. – С.80.

ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о физических свойствах камней, их значении и использовании человеком. Побуждать, на основе практических действий, делать самостоятельные выводы. Развивать навыки экспериментально-исследовательской деятельности, любознательность, мышление, эстетический вкус. Воспитывать и поощрять самостоятельность, аккуратность, волевые качества.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель по плану-карте группы предлагает детям найти сюрприз.

Дети находят шкатулку с оживленным камешком.

Воспитатель: - Кто ты? Как тебя зовут? (молчит)

- Ребята, как вы его назвали? (ответы детей)

- Как вы думаете, откуда он взялся? (предлагаемый ответ: с гор)

- Какие горы вы знаете?

- Почему он к нам пришел?

Воспитатель: - Наверное, он хочет, чтобы мы разгадали его тайны.

- Все тайны камня мы будем фиксировать символами в алгоритм (Приложение 1).

Воспитатель: - Какого цвета могут быть камни? (разноцветные)

- Какую форму имеют камни? (разнообразную)

- Какая поверхность у камней? (гладкая, колючая, шероховатая)

- Приложите камешек к щеке, а теперь брусочек дерева.

- Какие они? (камень – холодный, дерево – нет)

- Сожмите камень в руках, попробуйте разломать. А теперь дерево. Что можно о них сказать? (они твёрдые). А что твёрже? Давайте проверим. (пробуют забить гвоздь в камень, затем в дерево.)

- Положите на одну ладонь камешек, а на другую – деревянный брусок. Что тяжелее? Теперь проверим с помощью весов.

- Бросьте в стакан с водой камешек. Что произошло? (утонул). Теперь бросьте – деревянный брусочек. (не тонет)

- Я поднесу камешек к пламени свечи. (не горит)

  • Теперь деревянный брусок поднесу. Что вы видите? (дым)

- Значит дерево – горит.

- Окуните край камешка в воду. Что произошло с цветом? (изменился, как хамелеон)

Воспитатель: - Вот сколько мы смогли узнать о камне. Кто может, глядя на алгоритм, рассказать о свойствах камня? (рассказы детей)

- Что необыкновенного вы увидели через лупу? (блестит)

- Что это может быть? (металл)

Рассказ воспитателя, как из таких камней добывают металл.

Воспитатель: - Ребята, а камни еще могут умирать, разрушаться.

- Посмотрите на эти камешки, потрите его, что сыпется? (песок)

- Как вы думаете, почему на берегу моря много песка?

- Откуда он взялся? (вода разрушает камни)

- Да, ребята, и ветер, и дождь, и снег разрушают камни. Так может царство гор превратиться в царство песка – пустыню.

Пальчиковая гимнастика:

Наши руки не для скуки

Всё умеют наши руки,

На прощанье помахать

Могут в танце громко хлопать

Могут камешки потрогать

Могут шить и вышивать

И на дудочке играть.

Могут гвозди забивать,

И картины рисовать.

Солнце село, детвора,

Нашим детям спать пора.

Воспитатель: - С давних времён человеку помогал камень в быту. Они жили в каменных пещерах, еду готовили на камнях, орудия труда у них были из камня. (дети рассматривают рисунки, приложение 2)

Воспитатель: - А где сейчас человек использует камень? (ответы детей)

Дети рассматривают изделия из камня: вазу, домик, статуэтки.

Воспитатель: Даже животные используют камни. Расскажу вам, что случилось с Галкой, которая хотела пить, но не могла достать до дна кувшина и она придумала. Как вы думаете, что придумала Галка, чтобы напиться? (предложения детей, опыт: в стакан с водой бросать камешки до тех пор, пока вода не поднимется до нужной высоты)

Воспитатель: - Ребята, Галка хочет у вас спросить:

- Можно иметь каменный мяч, лодку, стул, цветок ? (ответы и обоснование детей)

ФИЗМИНУТКА: Ярко светится рубин красным пламенем рябин

Янтарь золотистый – он жёлто-лучистый,

Как небесная слеза – голубая бирюза.

Тёмной зеленью манит горный камень малахит,

Синевой морской налит чудо – камень лазурит

Фиолетово - цветист тайный камень аметист.

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.

Познакомиться со свойствами камней с помощью экспериментальных действий. Расширить представления об их значении в жизни человека.

- Расширить представления о камнях, их свойствах.

- Развить умение определять признаки и свойства камней.

- Выполнить творческую поделку из камней.

- Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Участники исследовательской работы

Воспитатель, ребенок 6 лет

Период проведения исследования

Методы исследовательской работы

- изучение научной литературы;

- экспериментирование;

1. Подготовка к исследованию

И мы решили с Евой найти ответы на данные вопросы.

2. Проведение исследования

2.1 Опыты с камнями

Итак, для начала мы решили выяснить, как образуются камни из вулканической магмы. Для этого нам понадобились: пластилин, сода, лимонная кислота, гуашь и вода. Предварительно вместе с Евой мы сделали макет вулкана из пластилина. Затем в кратер добавили соду, а потом лимонную кислоту с водой и гуашью. В результате чего из кратера вулкана потекла лава. Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень-очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Приложение 1, фото 2- 3).

Дальше мы с Евой решили рассмотреть, какие бывают камни. Мы выложили камушки в ряд, похожие на круг, овал, четырехугольник и увидели, что они имеют разную форму и размер. Также мы решили определить характер поверхности камней. Ева по очереди погладила камешки. После чего она сделала вывод, что некоторые камни имели гладкую поверхность, а у некоторых она оказалась шершавой. (Приложение 1, фото 4).

Далее нам предстояло узнать следующее: рассмотреть камень через лупу? Для этого мы с Евой взяли камешек и рассмотрели его под лупой. Мы увидели, что на нем есть узоры, дорожки, крапинки, бугорки, дырочки. Этим мы доказали, что все камни разные по структуре, строению. (Приложение 1, фото 5).

Для того чтобы убедиться в том, что камни тяжелые и плотные, а также содержат воздух, мы проделали следующий опыт. В емкость с водой мы осторожно положили камень в воду, после чего он не всплыл на поверхность, а остался лежать на дне емкости. Также от него пошли круги с пузырьками, что говорит о наличии воздуха в камешке. Таким образом, Ева убедилась в том, что камни тонут в воде, потому что они плотнее воды и содержат воздух. (Приложение 1, фото 6).

Следующий опыт помог нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. После этого через минуту мы достали их из емкости. Мокрые камешки стали темнее. В результате чего, мы пришли к выводу, что мокрые камни меняют цвет. (Приложение 1, фото 7 - 9).

Затем мы решили выяснить, может ли камень издавать звуки? Для этого мы взяли два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучали камешками друг о друга. Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий. Таким образом, можно сделать вывод, что разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. (Приложение 1, фото 10).

Определить еще одно свойство камня нам помогло следующее исследование. Мы взяли камешек, и Ева приложила его к щеке, но он оказался холодным. После этого она подержала его в кулачке, тем самым согревая его. В результате камень стал теплым. Тем самым Ева убедилась, что камни могут быть теплые и холодные (Приложение 1, фото 11 - 12).

2.2 Определение значения камней в жизни человека

Камень - это первый из материалов, который применил для своей жизни человек, с течением времени постоянно менялась его роль. Первобытные люди использовали его буквально во всех сферах жизни: орудия труда, строительство жилья, оружие и другие, столь необходимые для жизнедеятельности вещи изготавливались из камня. Каменные пещеры защищали наших предков от непогоды и врагов, до сих пор человечество применяет камень для обустройства своего жилища. Натуральный камень применяется повсеместно в строительстве, в ландшафтном дизайне, для внутреннего убранства комнат, как украшение зданий. Он не только придает им красоту и запоминающую неповторимость, но и повышает долговечность. Его можно встретить, как облицовку в оформлении, как зданий, так и мостов, набережных, улиц и скверов. Облицовочный натуральный материал достаточно многообразен. Это может быть мозаика из камня или просто плиты, блоки. Облицовочный натуральный камень должен не только обладать высокими эксплуатационными свойствами, но и иметь особую декоративность. Именно последнее свойство делает натуральный камень одним из лучших материалов для оформления внутреннего дизайна помещений. И чем красивее камень, чем замысловатее его расцветка, тем выше он ценится. Интересно, что структура и внешний вид камней влияют на методы их обработки. Некоторые натуральные камни используются в необработанном виде. Цвет и восхитительный рисунок других раскрываются в полной мере лишь после полировки. Бесспорно знание особенностей камней и умелое их использование, позволяют применять натуральный камень для создания неповторимых интерьеров.

Веками параллельно с архитектурой природный камень достаточно активно использовался в скульптуре. Археологи доказали, что первые изображения людей и животных в камне появились вместе с развитием изготовления орудий труда и обороны. И, наверное, то, что многие из этих скульптур были изготовлены из натурального камня, помогло им дожить до наших дней.

2.4 Творческая поделка

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

По окончанию исследований Ева пришла к следующему выводу, что камень - один из наиболее широко распространённых материалов в мире, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов, мостов.

А также Ева определила, что камень:

Проведенные нами наблюдения и исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: изучение свойств камня позволило ребенку оценить важность этого материала в жизни человека.

Таким образам, в ходе выполнения данной исследовательской работы нами были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие задачи.

1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.

2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

5. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С. 43.

6. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.

8. Природа, человек, наука: Энциклопедия ОЛМА. - М. : ОЛМА Групп, 2014.- 304 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экспериментальная исследовательская работа

направленности для детей 6-7 лет №8

воспитатель Моисеева Елена Ивановна

С древнейших времён камни играют значительную роль в истории человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –

свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры

человечества называется каменным веком

человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –

свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры

человечества называется каменным веком

человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –

свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры

человечества называется каменным веком. Уже в те далёкие времена наши

предки знали, что камни имеют различные свойства,

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов .

Познакомиться со свойствами камней с помощью экспериментальных действий. Расширить представления об их значении в жизни человека.

- Расширить представления о камнях, их свойствах.

- Развить умение определять признаки и свойства камней.

- Выполнить творческую поделку из камней.

- Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Участники исследовательской работы

Воспитатель, ребенок 6 лет

Период проведения исследования

Методы исследовательской работы

- изучение научной литературы;

1. Подготовка к исследованию

И мы решили с Евой найти ответы на данные вопросы.

2. Проведение исследования

2.1 Опыты с камнями

Итак, для начала мы решили выяснить, как образуются камни из вулканической магмы. Для этого нам понадобились: пластилин, сода, лимонная кислота, гуашь и вода. Предварительно вместе с Евой мы сделали макет вулкана из пластилина. Затем в кратер добавили соду, а потом лимонную кислоту с водой и гуашью. В результате чего из кратера вулкана потекла лава. Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень-очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Приложение 1, фото 2- 3).

Дальше мы с Евой решили рассмотреть, какие бывают камни. Мы выложили камушки в ряд, похожие на круг, овал, четырехугольник и увидели, что они имеют разную форму и размер. Также мы решили определить характер поверхности камней. Ева по очереди погладила камешки. После чего она сделала вывод, что некоторые камни имели гладкую поверхность, а у некоторых она оказалась шершавой. (Приложение 1, фото 4).

Далее нам предстояло узнать следующее: рассмотреть камень через лупу? Для этого мы с Евой взяли камешек и рассмотрели его под лупой . Мы увидели, что на нем есть узоры, дорожки, крапинки, бугорки, дырочки. Этим мы доказали, что все камни разные по структуре, строению. (Приложение 1, фото 5).

Для того чтобы убедиться в том, что камни тяжелые и плотные, а также содержат воздух, мы проделали следующий опыт. В емкость с водой мы осторожно положили камень в воду, после чего он не всплыл на поверхность, а остался лежать на дне емкости. Также от него пошли круги с пузырьками, что говорит о наличии воздуха в камешке. Таким образом, Ева убедилась в том, что камни тонут в воде, потому что они плотнее воды и содержат воздух. (Приложение 1, фото 6).

Следующий опыт помог нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. После этого через минуту мы достали их из емкости. Мокрые камешки стали темнее. В результате чего, мы пришли к выводу, что мокрые камни меняют цвет. (Приложение 1, фото 7 - 9).

Затем мы решили выяснить, может ли камень издавать звуки? Для этого мы взяли два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучали камешками друг о друга. Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий. Таким образом, можно сделать вывод, что разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. (Приложение 1, фото 10).

Определить еще одно свойство камня нам помогло следующее исследование. Мы взяли камешек, и Ева приложила его к щеке, но он оказался холодным. После этого она подержала его в кулачке, тем самым согревая его. В результате камень стал теплым. Тем самым Ева убедилась, что камни могут быть теплые и холодные (Приложение 1, фото 11 - 12).

2.2 Определение значения камней в жизни человека

Камень - это первый из материалов, который применил для своей жизни человек, с течением времени постоянно менялась его роль. Первобытные люди использовали его буквально во всех сферах жизни: орудия труда, строительство жилья, оружие и другие, столь необходимые для жизнедеятельности вещи изготавливались из камня. Каменные пещеры защищали наших предков от непогоды и врагов, до сих пор человечество применяет камень для обустройства своего жилища. Натуральный камень применяется повсеместно в строительстве, в ландшафтном дизайне, для внутреннего убранства комнат, как украшение зданий. Он не только придает им красоту и запоминающую неповторимость, но и повышает долговечность. Его можно встретить, как облицовку в оформлении, как зданий, так и мостов, набережных, улиц и скверов. Облицовочный натуральный материал достаточно многообразен. Это может быть мозаика из камня или просто плиты, блоки. Облицовочный натуральный камень должен не только обладать высокими эксплуатационными свойствами, но и иметь особую декоративность. Именно последнее свойство делает натуральный камень одним из лучших материалов для оформления внутреннего дизайна помещений. И чем красивее камень, чем замысловатее его расцветка, тем выше он ценится. Интересно, что структура и внешний вид камней влияют на методы их обработки. Некоторые натуральные камни используются в необработанном виде. Цвет и восхитительный рисунок других раскрываются в полной мере лишь после полировки. Бесспорно знание особенностей камней и умелое их использование, позволяют применять натуральный камень для создания неповторимых интерьеров.

Веками параллельно с архитектурой природный камень достаточно активно использовался в скульптуре. Археологи доказали, что первые изображения людей и животных в камне появились вместе с развитием изготовления орудий труда и обороны. И, наверное, то, что многие из этих скульптур были изготовлены из натурального камня, помогло им дожить до наших дней.

2.4 Творческая поделка

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

По окончанию исследований Ева пришла к следующему выводу, что камень - один из наиболее широко распространённых материалов в мире, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов, мостов.

А также Ева определила, что камень:

Проведенные нами наблюдения и исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: изучение свойств камня позволило ребенку оценить важность этого материала в жизни человека.

Таким образам, в ходе выполнения данной исследовательской работы нами были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие задачи.

Список литературы

1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
2. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

3.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

5. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С. 43.

6. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.

8. Природа, человек, наука: Энциклопедия ОЛМА.- М.: ОЛМА Групп, 2014.- 304 с.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

1. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

2. Развивать исследовательские навыки: (выделять существенные признаки и связи, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

4. Воспитывать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

Гладкий - шершавый, шероховатый, мягкий - твёрдый, холодный – теплый, тяжёлый – легкий.

Оборудование: набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований.

2 . Сюрпризный момент "Письмо".

Вос-ль: Ребята, посмотрите, что я нашла под камнем, письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать,

Кто нашу загадку сейчас отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень).

Вос-ль: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да).

Вос - ль: Ребята, поможем Гномам? Чтобы узнать все о камнях нам нужно в лабораторию, где проведем с ними опыты. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Вос-ль: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя).

3. Правила поведения в лабораториях.

Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и ничего не бросать. А вот и наша лаборатория.

4. Исследовательская деятельность

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Внимательно осмотрите глазами все камни.

Какого цвета у вас камни? (Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т.д.)

Какой формы камни? Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму?

Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком).

Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки.

Что произошло с пластилином, он изменил свою форму?

А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: камни отличаются друг от друга по цвету и форме. (Воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Игра "Хорошо-плохо" (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень — это хорошо . Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек.

Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.

Опыт № 4. Определение веса.

Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Дети кладут на ладони пёрышко и камешек, (дети размышляют что легче, что тяжелее) дуют на них.

Отвечают на вопросы : Что произошло? - Пёрышко слетело, камешек остался на месте. Почему? - Пёрышко лёгкое, камень тяжёлый.

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Ребята, а теперь давайте самим превратимся в камешки.

5. Физ. минутка: “Гора”

Стоит гора – старушка. (поднимают руки вверх)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает. (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает. (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь. (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей убегают на свои места)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Вос-ль : Ребята, как проверить, тонет камень или нет? (ответы детей) Верно, надо бросить его в таз с водой. Почему камень утонул?

Дети : Камень тяжёлый.

Педагог предлагает бросить в таз с водой пёрышко. Дети выполняют и приходят к заключению, что пёрышко не утонуло, так как оно лёгкое.

Вывод: Камень тонет потому что он тяжелый

Вос-ль : Достаньте из воды камешек. Какой он сейчас? (мокрый).

Предлагает сравнить его с сухим камешком по цвету.

Вывод: что камни в воде меняют цвет: становятся темнее.

6. Ходьба по камешкам

Переход к другой лаборатории по камушкам для профилактики плоскостопия.

Друг за другом мы идем, и по камешкам пройдем,

Камешки волшебные, свойства их целебные,

Всем здоровье укрепляют, организму помогают!

Игра – экспериментирование: « Создаем музыкальные инструменты".

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

Вывод: когда камни соприкасаясь друг с другом издают звук.

Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. «На какую музыкальную игрушку это похоже? (на погремушку). Молодцы, ребята!

Вос-ль: Ребята в какой сказке был построен дом из камней? (Ответ детей.)

К нам пришло письмо от маленьких поросят, они просят помочь им построить дом большой и крепкий, чтоб злой волк не смог его разрушить. Поможем поросятам?

Педагог хвалит каждого ребёнка за старание и всех за то, что умеют дружно, сообща работать.

Вос-ль: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым и надев шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).

Мы с вами отправим гномам письмо с нашими схемами и теперь они будут знать все, о камнях которые они добывают.

Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего вас удивило?

А что вам особенно запомнилось?

Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного.

А также помогли гномам избавиться от чар Горного короля, построили макет каменного дома для трех поросят. Который мы сфотографируем и отправим фото поросятам, чтоб они сделали себе такой же дом. Спасибо вам.

Если вам все понравилось, и вы справились со всеми заданиями, то повесьте на дерево красные сердечки.

Если у вас что-то не получилось и что- то вам не понравилось повесьте на дерево зеленые сердечки.

Читайте также: