Использование учебных пособий нового поколения в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Шаги к использованию ЭФУ на уроках в начальной школе

Системно-деятельностный подход. Он обеспечивает получение личностных, предметных, метапредметных результатов, помогает формировать исследовательские навыки. Младшие школьники к окончанию четвертого класса должны соответствовать портрету ученика XXI века: быть коммуникативными, творческими и любознательными, уметь работать с информацией, чувствовать социальную ответственность, обладать критическим и системным мышлением, ориентировать на саморазвитие, уметь ставить и решать проблемы.

Индивидуализация обучения. Содержание ЭФУ направлено на все типы восприятия. Визуалам: галереи фотографий, видеофрагменты, текстовая информация. Аудиалам: звуковое сопровождение, видеофрагменты. Кинестетикам: интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой.

Уход от репродуктивного обучения. Ребенок учится не глазами и ушами, а руками — это одно из главных правил современных технологий для начальных классов. Дети решают все учебные задачи путем моделирования.

В них реализованы все возможности современных электронных учебников.

Математика. 1 класс. Часть 2

Учебник создан на основе концепции "Начальная школа ХХI века",разработанной под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебник предназначен для изучения математики во втором полугодии 1 класса.Используется в комплекте с рабочей тетрадью № 3 (автор В. Н. Рудницкая). Объем материала представленного в учебнике, следует считать примерным; в зависимости от конкретных условий обучения учитель может использовать необходимое число упражнений. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

3. Пройдите курсы повышения квалификации. На сервисе LECTA представлены разнообразные обучающие видео для педагогов. После прохождения каждого модуля вы получите сертификат.

4. Изучите СанПиН по использованию ЭФУ. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках в начальной школе — 10-20 минут в зависимости от класса и рода деятельности (просмотр статичных изображений, просмотр динамических изображений, работа с аудиозаписями и т.д.)

5. Апробируйте бесплатные учебники на уроке. Существует 4 модели организации образовательного процесса с использованием ЭФУ:

Фронтальный режим (предполагается наличие в классе проектора и интерактивной доски).

Изобразительное искусство. 1 класс

Цель учебника — общее, художественно-творческое развитие учащихся, реализуемое путём вовлечения их в творческую деятельность, обращения к разным видам искусства и использования на уроках изобразительного искусства сведений из других предметов, изучаемых в 1 классе. На первом году обучения дети узнают, какие материалы и инструменты ему нужны для создания своих произведений; получат первые представления о видах и жанрах изобразительного искусства; учатся передавать свои впечатления в рисунках и поделках с помощью художественных материалов и техник, пользоваться фотоаппаратом, искать дополнительную информацию для выполнения творческих заданий. Электронная форма учебника (ЭФУ) Изобразительное искусство. 1 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Изобразительное искусство 1 класса Савенкова Л. Г. Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №7

с художественно- эстетическим направлением г. Грязи

Использование электронных учебников на уроках в начальной школе с позиции требований
ФГОС НОО

Евсина Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

"Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдём у

наших детей завтра"

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

С 1 января 2015г. все школьные учебники в России должны будут иметь электронную версию – это обязательное условие для включения в федеральный перечень учебников.

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в

обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью

средства информатизации включаются в образовательный процесс:

1) наиболее эффективное усвоение теоретических знаний;

2) внедрение личностно-ориентированного обучения .

Электронные учебники внедряются для того, чтобы усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.

Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:

расширение спектра источников учебной информации;

развитие познавательных интересов младших школьников;

увеличение числа каналов восприятия учебной информации;

разнообразие видов учебной деятельности;

развитие общеучебных умений и навыков;

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:

1) индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;

2) работа в парах для получения консультативной помощи, развития навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат

3) использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;

4) применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;

5) эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,

позволяющая стимулировать познавательную деятельность;

При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере

две проблемы , возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.

Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.

Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.

Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.

Введение электронных учебников - жизненная необходимость. Во-первых, они дешевле, а учебники на бумажных носителях становятся все дороже. Во-вторых, абсолютное большинство современных школьников и учителей умеют работать с электронными носителями. Это так же неизбежно, как появление в XV веке учебников и книжек на печатной основе после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка.

В чем преимущество электронных учебников? Прежде всего важно содержательное качество любого учебника. В какой степени он позволяет размышлять, отвечать на вопросы, ставить проблему, иметь возможность что-то новое узнать с помощью гиперссылки, работать в нем. Исходя из этого, бумажный учебник проигрывает, так как столь широкими возможностями не обладает.

Электронный учебник ни в коем случае не должен быть вместо учителя, не должен вытеснять учителя.

Модель электронного учебника, максимально удобная как педагогу, так и ученику, предполагает не только перевод традиционной формы учебника в электронную, но создание целого учебного пространства, в рамках которого будет одновременно находиться и содержание учебников, и рабочие тетради, и контрольные, и самостоятельные работы, и все другие необходимые для урока материалы.
«Современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально-развитой личности. Согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам по всем учебным предметам.

Электронный учебник должен содержать : обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.

hello_html_m72b450d7.jpg

Общепринято, что электронный учебник - является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Л.Х Зайнутдинова дает следующее определение: "Электронные учебники - "это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи"

Зачем нужны электронные учебники?

Прежде всего, для развития дистанционных форм обучения. Интернет делает его доступным из практически любой точки мира. Кроме того, электронный учебник существенным образом обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания.

Электронный учебник необходим, потому что он:

облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Каковы преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными (печатными) учебниками?

Возможность наполнения мощными наглядными средствами. Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, различные активные элементы типа регистрационных форм, тестовых интерактивных заданий, других мультимедийных возможностей.

Компактность хранения огромных массивов информации

Вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный учебник, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.

Мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно разослан по электронной почте, записан на компакт- диск или помещен на образовательный веб-сайт и в Интернете.

Электронный учебник, являясь полифункциональным средством, способен заменить некоторые из традиционных средств обучения.

В чем состоят недостатки электронного учебника?

Пожалуй, единственным недостатком электронного учебника является неудобство чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать, а также современные мониторы и компьютерные программы делают чтение с экрана все более комфортным.

Формы работы с учебником:

Применение обучающимися электронных учебников позволяет проявить себя в новой роли; способствует созданию ситуации успеха; делает занятия интересными и развивает мотивацию; развивает творчество и уверенность.

Уроки с использованием электронных учебников: интересные, продуманные, мобильные, эффективные. С их использованием можно показать любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.

Эффективным станет урок, учитывающий постулаты: словесные средства обучения - 10% (слышит ученик); наглядные - 30% (видит); практические - 60% (делает сам).

Электронный учебник необходим, потому что он:

облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

В условиях модернизации инновационного прогресса наиболее важным инструментом является развитие новых информационных технологий. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов. Целью данной статьи является теоретическое обоснование и практическое использование электронных учебников на уроках в начальной школе. Это предполагает создание программного обеспечения для обучения и развития школьников.

Сегодня трудно представить себе обучение без компьютерных технологий, поэтому они занимают важнейшее место во многих отраслях, в том числе и в школе. Значительная роль отводится учебнику нового поколения - электронному. Использование этого учебника на уроке вызывает у ученика наибольшую заинтересованность. Это позволяет устанавливать межличностные отношения и влияет на успеваемость детей. Учитывая в настоящее время заинтересованность интернетом, обучающиеся положительно относятся к электронным изданиям, а значит, и проявляют заинтересованность в практическом применении такого вида учебной литературы. На сегодняшний день ЭФУ является передовыми средствами обучения.

Электронная форма учебника – является идентичной печатной форме учебника по содержанию, структуре и художественному оформлению. Это издание по своему содержанию является программно-методическим комплексом и позволяет самостоятельно освоить весь учебный курс. Электронная форма учебника – по праву можно назвать учебником будущего. Он предоставляет максимум возможностей для организации учебно – воспитательного процесса. Это пособие способствует самостоятельному поиску и отбору необходимой информации. В чем же эффективность применения:

Быстрота поиска нужной информации;

Компактность средств обучения;

Более удобное представление для восприятия наглядного материала (увеличение иллюстраций, поиск информации по ключевым словам и т.д.)

Объективная форма контроля и оценки знаний, обучающихся в данной области с возможностью реализации в твиде теста с оценочными материалами.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Для того чтобы общаться с ним на одном языке, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.

При работе с ЭФУ выделяют следующие методические цели:

Усиление мотивации обучения;

Наглядность как один из компонентов предоставления учебной информации;

Осуществление индивидуально - дифференцированного подхода

Осуществление самоконтроля и самопроверки

Формирование познавательной деятельности у детей.

Электронные учебники составлены таким образом, чтобы достичь формирования у школьников всех необходимых универсальных учебных действий. Задания по каждой изучаемой теме разнообразны, интерактивны, позволяют работать как индивидуально, так и в парах, и в группах. Младшие школьники привыкают к разным формам работы, учатся оценивать себя после выполнения всех заданий, получают адресную обратную связь. Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Работа с электронными учебниками призвана не отнимать время урока, а беречь его и тратить с максимальной пользой. С помощью электронных учебников можно увлечь учащихся новой темой, подавать всю необходимую информацию, сделать урок по разбору нового материала интересным и запоминающимся.

Каждый урок математики в начальной школе относится к одной из задач: подготовка к восприятию и усвоению нового материала, ознакомление с новым материалом, повторение и закрепление изученного;

В содержание включены все разделы математики: многозначные числа и арифметические действия с ними, текстовые задачи, величины, геометрический материал, работа с информацией и т.д.

В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

Урок – введение нового материала с использованием электронных учебников при ведущей роли учителя;

Урок – введение нового материала с использованием электронных учебников и самостоятельной деятельности учащихся;

Урок – проект с использованием электронного учебника. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.

В электронной форме учебника находят отражение следующие этапы работы на уроке:

Раскрытие путей решения проблем

Обобщение и систематизация

Закрепление и контроль

Проведение урока с обязательным использованием рабочего места.

Пример использования ЭОР на уроках математики в 4 классе

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: найти значение выражений, выявить место затруднения.

Цель, которую хочет достичь учитель: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, создать условия для возникновения затруднения.

Что заметили? Какие приемы вычислений встретили?

- Подумайте, какой компонент мы находим?

t1603969159aa.jpg

Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсудить причину затруднения.

Не получается →почему?

Что нужно сделать?→в паре →индивидуально

-Реши с объяснением

-Почему важно определить неизвестный компонент?

-Еще раз проанализируйте образец решения и установите способ вычисления.

t1603969159ab.jpg

3. Включение в систему знаний и повторения.

Цель, которую хочет достичь учитель : помочь учащимсяв систематизации новых знаний.

1)Отработка вычислительного приема на основе составления выражений – работа в парах

t1603969159ac.jpg

- Что важно помнить при составлении выражений?

2) Решение составных задач

t1603969159ad.jpg

Самостоятельное решение задач, с доказательством способа решения.

Выбирая в качестве контроля интерактивные тесты, экономится время на проверку: автоматически находится ошибка и ученик получает обратную связь. Целесообразность использования компьютерного теста заключается в следующем:

быстрота обработки результатов;

определение проблемных моментов (материал для коррекции);

объективность оценки учащегося.

Цель, которую хочет достичь учитель : проверить знания по данной теме.

Сумма чисел 24 и 3 равна:

32 + … = 45 Неизвестное число равно:

Если 36 уменьшить на 10, то получится:

Таким образом, уроки с использованием электронных учебников – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование таких учебников позволяет учителю осуществить задуманное, сделать урок более результативным, повысить мотивацию обучающихся. При работе с электронными учебниками повышается качество обучения, а также решается несколько задач таких как: доступность, наглядность, самоконтроль, индивидуальность. Какой бы не была по сложности тема урока, она станет, интересна ученику, если учебный материал представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Учитель, который старается сделать урок интересным и доступным для понимания – это учитель с большой буквы.

Список литературы

2. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе/ Г.А. Бардовский, И.Б. Готская, С.П. Ильин, В.И. Снегурова//- СПб: РГПУ им. А.И. Герцена - 2007- С. 32

3. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I: Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям; том II: Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.: НФПК, 2003 – С. 530

4.Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.

5. Савельева Л.В. ЭОР для начального образования: возможности мультимедийного представления информации / Л.В. Савельева // Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2011): Труды II Международного научно-методического симпозиума. – Ростов-на-Дону.

6. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы/ М.А. Смирнова// Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2016.

Оценить 1874 0

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований
ФГОС НОО

Гаспарянц Лариса Варужановна,

учитель начальных классов

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума".

Каковы обязательные составляющие учебника?

В учебнике находят отражение такие этапы обучения:

раскрытие путей решения проблем

обобщение и систематизация

закрепление и контроль

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

учебных книгах и текстах

книгах для дополнительного чтения

компьютерных программах на компакт-дисках

базах данных на веб-сайтах

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой цельюсредства информатизации включаются в образовательный процесс:

наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;

внедрение личностно-ориентированного обучения.

В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.

Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием. Наиболее распространенная форма организации деятельности учеников в этом случае – фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием – беседа.

Среди проблем, связанных с таким подходом, назовем злоупотребление наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации, снижение внимания к учебному материалу у детей с преимущественно кинестетическим восприятием информации. Профилактикой является соблюдение рекомендуемого временного режима и придание беседе, проводимой с опорой на электронную наглядность, развивающего характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.

В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно сформулировать следующие задачи:

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:

– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;

– работа в парах для получения консультативной помощи, развития

навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат

– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;

– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;

– эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,

позволяющая стимулировать познавательную деятельность;

При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере

две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.

Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.

Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.

Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.

Частные методические задачи применения электронных учебных пособий на уроках в начальной школе могут быть сформулированы, например, так:

– расширение числа средств для развития умений работы над языковыми явлениями;

– автоматизация вычислительных навыков, развитие навыков анализа математических текстов;

– формирование навыков моделирования явлений, процессов, объектов и т.д.

В качестве иллюстрации возможностей применения электронных учебных пособий рассмотрим особенности разработанного нами комплекта для обучения младших школьников математике.

В качестве тренировочных упражнений в данных электронных учебных пособиях выступают задания, направленные на усвоение названий компонентов арифметических действий. Как правило, они выполнены в виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою (пчелке, бабочке, медвежонку) выбрать цветок с заданным компонентом равенства. Мгновенная реакция в виде анимации и появления занимательных символов позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру. При этом символы, обозначающие неверный выбор, в соответствии с законами эргономики размещаются в правом верхнем углу экрана.

Особое место в электронных учебных пособиях по математике занимают задания, направленные на усвоение алгебраического материала.

Например, при изучении или повторении правил умножения и деления чисел с нулем можно предложить младшим школьникам набор электронных упражнений разного уровня сложности. В одних требуется

продемонстрировать знание правила умножения на нуль, деления нуля на

другое число. Другие, более сложные, направлены на завершение незаконченных формулировок или определений, выбор верного или, наоборот,

ошибочного равенства или неравенства и т.п. Следует отметить, что выполнение вычислительных упражнений не предполагает дополнительного использования калькулятора. Как правило, все вычисления производятся устно, чаще всего с использованием приемов рационального счета.

Электронный учебник необходим, потому что он:

облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

1. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I : Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям; том II : Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.: НФПК, 2003. 530 с.

2. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.

3. Молокова, А.В. Электронные учебные материалы для начальной школы : справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. –Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пос.

Читайте также: