Использование сенсорного оборудования в доу

Обновлено: 07.07.2024

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя крайне важную эмоциональную окраску. По мнению, Л. С. Выготского, именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, называя ребенка раннего возраста “ярким образцом эмоционального типа поведения”

У детей раннего возраста наблюдается естественная эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, выраженная моторная неловкость, недостаточная работоспособность. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно, однобоко.

Для формирования системных занятий об окружающем мире, дифференциации слуховых, зрительных и тактильных ощущений, как основы перцептивного и речевого развития, необходимо создание такой предметно-игровой среды, которая обеспечивает формирование способности взаимодействовать с окружающим миром, активно вступать в контакт с окружающими.

Сенсорное воздействие является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсомоторного и познавательного развития, обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, а также активизации мозговой деятельности.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Дети этого возраста нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Одним из средств такого воздействия на детей раннего возраста, стала специальная полифункциональная среда сенсорной комнаты.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты, созданной в нашем дошкольном учреждении

Пребывание в ней способствует нормализации психического, физического и эмоционального состояния дошкольника, развитию самостоятельности, навыков общения и коммуникации, двигательных навыков, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, как в стабильные периоды развития, так и в кризисные (адаптация к дошкольному учреждению, кризис самоопределения, характерные для ребёнка раннего возраста.

В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности, что в свою очередь становится основой во всей психо-корреционной и развивающей работе.

Основные функции сенсорной комнаты следующие :

- улучшение эмоционального состояния;

- снижение тревожности,страхов и агрессивности;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;

- формирование адекватной самооценки;

- создание чувства безопасности, защищенности;

- преодоление застенчивости; развитие позитивного общения и взаимодействия детей;

- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Активационный - в него входит все оборудование со цветооптическимии эффектами, сенсорная тропинка, сухой бассейн с шарами, большие зеркала. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения, развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов.

Каковы возможности отдельного оборудования нашей сенсорной комнаты :

Оборудование для песочной терапии: песочные планшеты с подсветкой (рисование песком, кинестетический песок, большая песочница – это возможность выражать свои чувства и эмоции без слов, релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации движений, пространственному восприятию, а так же эстетическому и художественному.

Мягкий подвесной цилиндр – позволяет выплеснуть эмоции, агрессию, абсолютно безвредным способом, малоактивным и застенчивым ребятам повысить подвижность и раскрыться;

Большие настенные зеркала способствуют:

- формированию Я-концепции и правильной самооценки;

- прочувствованию собственной самоценности и эмпатии к другому;

- знакомству с многоликим миром эмоций.

Кривое зеркало: позволит ребёнку быть самим собой

Сенсорные тропы – развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; предупреждение и коррекция плоскостопия; воздействуют на жизненно важные органы человека.

Зеркальный шар и световые приборы (цветовая пушка, световой проектор, гирлянды, светодиодная волшебная нить с контролером) :

– в сочетании с приятной расслабляющей музыкой создают ненавязчивую и успокаивающую атмосферу, положительный эмоциональный фон, ощущение защищенности, снимают психо-эмоциональное напряжение и повышенную тревожность, способствуют развитию цветовосприятия, воображения, ориентировки в пространстве.

Сухой бассейн с наполнителем, пуфы и подушечки оказывают многостороннее влияние на организм, а именно:

- снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;

- регуляция мышечного напряжения;

-развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;

- коррекция уровня тревожности, агрессивности;

- нормализация деятельности центральной нервной системы;

- улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно- двигательного аппарата.

Аромалампа и натуральные масла:

- Снимает стресс и напряжение, избавляет от беспричинной тревоги;

- Создаёт положительный эмоциональный фон;

- Улучшает сон и способствует более быстрому засыпанию;

Ионизатор воздуха позволяет повысить сопротивляемость к бактериальным и вирусным инфекциям.

Компьютер и динамики с набором дисков позволяют максимально усилить эффект от воздействия сенсорного оборудования.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Система дидактических игр по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста Дидактические игры на развитие восприятия.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, потому что все другие формы.

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства сохранения и укрепления здоровья детей Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых.

Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения духовного и телесного здоровья ребенка «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное.

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка - как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

Оснащение сенсорной комнаты в детском саду

Основной задачей современных дошкольных образовательных организаций является обеспечение оптимальных условий для формирования разносторонне развитой и гармоничной личности. При этом особое внимание уделяется физическому и психоэмоциональному состоянию детей. Использование современных образовательных технологий в сочетании с развивающим и коррекционным оборудованием позволяет выпустить из стен заведения здоровых, социально адаптированных ребят.

Динамика состояния здоровья детей дошкольного возраста

Плохие показатели состояния здоровья дошкольников — наболевшая проблема современного общества. Число практически здоровых малышей с каждым годом все снижается, выявляется все больше детей с различными патологиями, отклонениями. Специалисты отмечают резкое ухудшение физического и психического здоровья дошкольников.

Официальные данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей неутешительны — за последние десятилетия число здоровых малышей сократилось в пять раз. На полностью здоровых первоклассников приходится всего 10% детей. Остальные же дети нуждаются в создании особых условий обучения, направленных на корректировку их физического и психического состояния.

Сенсорная комната для укрепления психоэмоционального состояния малышей

Ученые утверждают, что 20% уровня здоровья находятся под влиянием заложенных генов, 20% — под воздействием окружающей среды, 10% — зависит от мер, принятых системой здравоохранения, и 50% — результат образа жизни самого человека. Поэтому очень важно сформировать приверженность к здоровому образу жизни с раннего детства. В связи с этим в ДОО практикуют различные здоровьесберегающие образовательные технологии, в числе которых и сенсорные комнаты различного назначения.

Пример сенсорной комнаты

Организованная с применением специальных стимуляторов среда предназначена для воздействия на основные органы человеческого организма: слух, зрение, осязание, обоняние, вестибулярный аппарат. Специализированное оборудование создает комфортную атмосферу и оказывает положительное влияние на психику ребенка. В наши дни сенсорную комнату считают мощным инструментом развития и укрепления психоэмоционального здоровья дошкольников и стараются оборудовать ей каждое ДОО.

Внедрение сенсорных комнат в ДОО

Сенсорная комната — достаточно молодое явление, но в последние годы она получила широкое распространение в системе образования нашей страны. Формирование базовых составляющих психоэмоционального развития малышей рассматривается как неотъемлемая часть дошкольной образовательной программы, поэтому специализированное оборудование рекомендовано для применения в ДОО.

История появления

Первая сенсорная комната была реализована Марией Монтессори. Врач и педагог из Италии стала автором уникальной педагогической методики и разработчиком сенсорных компонентов, формирующих и развивающих у малышей интерес к познаниям. Первая сенсорная комната, созданная Монтессори, начала функционировать в 1907 году в "Доме ребенка" в столице Италии.

Практическое применение сенсорных комнат в России началось с 1992 года. Международный семинар по использованию данной педагогической методики, проходивший в нашей стране в 2004 году, дал толчок по ее внедрению в различных местах, включая медицинские и образовательные учреждения. Сенсорные комнаты для коррекции эмоционального состояния малышей под руководством педагогов-психологов получили распространение и в ДОО.

Терапевтические задачи комнат для развития сенсорики

Сенсорные комнаты, оборудованные для применения в медицинских и образовательных учреждениях, предназначены прежде всего для развития функций нервной системы, отвечающих за правильную реакцию организма на внешние раздражители. Стимулирование анализаторов, в качестве которых выступают органы зрения, обоняния, осязания, слуха, вестибулярной системы, приводит к образованию новых нервных клеток и их связей в мозге ребенка.

Сенсорные комнаты, оснащенные специализированным технологическим оборудованием, устанавливают для решения ряда терапевтических задач:

Уменьшение внутренней тревожности, обретение состояния покоя и уверенности в себе.

Усиление функций ослабленных органов.

Коррекция реакций вегетативной нервной системы, устранение расстройств неврологического характера.

Помощь в восстановлении организма после болезни.

Заряд позитивными эмоциями, создание благоприятного эмоционального фона.

Сенсорные комнаты применяют не только с целью успокоения и расслабления, но и для ярко выраженного стимулирующего, а также тонизирующего результата. Конечный эффект зависит от применения разных стимулов, в качестве которых выступают свет, цвет, звук, запах, тактильные компоненты.

Разновидности сенсорных комнат

В зависимости от целей использования выделяют два типа специализированных помещений.

Светлая сенсорная комната

Главной задачей подобного помещения является содействие естественной двигательной активности малышей и их взаимодействию с окружающими предметами. В светлой сенсорной комнате малыш быстро выработает правильную реакцию на различные нестандартные ситуации.

Светлая сенсорная комната

Комнаты этого вида имеют красочные и привлекательные элементы, оснащены спортивными конструкциями и предназначены именно для развития активной деятельности. В комнате сенсомоторной стимуляции устанавливают сухие бассейны, тактильные дорожки и панели для стимуляции рук и ног, большие яркие мячи, качели-балансиры, портативные туннельные модули и многое другое. Занятия в таком помещении заряжают энергией и дарят массу позитивных эмоций.

Темная сенсорная комната

Темная сенсорная комната имеет противоположную функцию и направлена на снятие нервного напряжения, расслабление и успокоение малышей. Для создания подобающей атмосферы используют светонепроницаемые шторы, зеркальные шары, гирлянды, мягкие модули. Стены и потолок помещения можно оформить в виде звездного неба или успокаивающего подводного мира.

Темная сенсорная комната

Тёмная сенсорная комната способствует восстановлению внутреннего равновесия, избавлению от негативных эмоций, устранению признаков агрессии. Особенно полезны занятия в такой комнате детям с нарушенной функцией зрения. Стимуляция зрительных рецепторов посредством выделяющихся световых пятен в темном пространстве помогает устранить проблемы со зрением.

Категории оборудования для сенсорных комнат

В зависимости от воздействия на конкретные рецепторы, стимулы для сенсорных комнат можно разделить на следующие группы:

Световые приборы. С помощью цвето- и светотерапии можно воздействовать на зрение. Мягкий свет обладает успокаивающим действием, яркий, наоборот, призван стимулировать функции ослабленного органа.

Звуковое оборудование. Предназначено для решения проблем со слухом и восприятием звуков. При этом ребенок может вести себя пассивно, слушая мелодии, или принимать активную роль, самостоятельно создавая музыку с помощью специального оборудования. Спокойные мелодии и звуки природы — умиротворение и покой, музыкальные произведения в быстром темпе — стимуляция и возбуждение.

Устройства для ароматерапии. Воздействие на обоняние также может осуществляться с разной целью. Нежные запахи призваны дарить покой, а резкие обладают возбуждающим эффектом. Также эфирные масла могут выступить в качестве антисептиков, обеззараживать воздушные массы.

Тактильное оборудование. Оно оказывает воздействие на кожные рецепторы. Мягкие и теплые компоненты обеспечивают покой. Для стимуляции и возбуждения применяют покалывания, надавливания, устройства с виброэффектом. Также сенсорные комнаты оборудуют приборами для массажа, улучшающими кровоток и устраняющими гипертонус мышечных тканей.

Как можно оборудовать сенсорную комнату

Как было сказано ранее, в зависимости от эффекта воздействия выделяют релаксационную сенсорную комнату (темную) и активационную сенсорную комнату (светлую). Для их оснащения используют различное оборудование и элементы, что обусловлено разными поставленными задачами.

Релаксационная сенсорная комната

Для создания уютной и комфортной обстановки в нее входят мягкое покрытие в виде настенных матов и напольных матов. Принять удобную позу и испытать приятное ощущение невесомости поможет мягкая форма, традиционный круглый пуфик, необычный пуф-котяра, терапевтическое кресло-качалка. Яркие детские подушечки с гранулами привлекут в сенсорную комнату малышей, а сухие бассейны в разнообразной комплектации сделают времяпрепровождение детей не только полезным, но и весьма увлекательным.

Аксессуары для сенсорной комнаты

Для создания удивительной сказочной атмосферы рекомендуем использовать изделия с фибероптическим эффектом. Теперь увидеть звездное небо, радужный дождь, золотистый фонтан, веселое облако и множество других спецэффектов можно, не покидая родного садика.

Для зрительной стимуляции в светлой сенсорной комнате предлагаем установить подвешенную подвижную конструкцию в виде зеркального шара с мотором, стимуляцию тактильных ощущений можно получить с помощью специальной установки сухой душ.

Провести интересные игры с элементами арттерапии поможет световой планшет для рисования песком.

Приборы для ароматерапии помогут насытить воздух приятными ароматами полезных эфирных масел. Чтобы малышам было легче дышать, можно также воспользоваться ионизатором.

Для воспроизведения успокаивающей музыки или звуков природы стоит использовать музыкальный центр. Добиться желаемого эффекта поможет оборудование от известных, надежных брендов.

Аксессуары для сенсорной комнаты

Важный элемент сенсорной релаксационной комнаты — мягкое освещение, для создания которого можно использовать различные варианты: светильник-пламя, разноцветные световые пуфы, интерактивные световые шары, многофункциональные световые проекторы.

Активационная сенсорная комната

Дизайн активационной сенсорной комнаты предполагает комплектацию, способствующую стимуляции функций нервной системы. Развитию тактильных ощущений способствуют акустические настенные панели для рук, волнистые тактильные дорожки для ног, универсальные тактильные дорожки из составных модулей, воздушно-пузырьковые трубки с виброэффектом.

Затейливые блики на поверхности стен и потолка, забавные солнечные зайчики, различные световые эффекты, полученные путем преломления света — все это заслуга световых приборов, обладающих светооптическими свойствами. Категория представлена светозвуковыми панелями и панно, прожекторами разных цветов. Использование в оформлении зеркальных шаров и декоративных гирлянд усиливает световые эффекты, создает сказочную обстановку.

Оборудование для сенсорной комнаты

Необходимым дополнением при организации активационных сенсорных комнат служит музыкальное сопровождение с тонизирующим эффектом. Здесь подойдут оперы Моцарта, вальсы, электронная музыка. Для их воспроизведения не требуется специальной аппаратуры, достаточно купить хороший музыкальный центр.

Улучшить психоэмоциональное состояние и здоровье в целом помогают массажные мячики, терапевтические мячи различной формы, коррекционно-развивающие материалы, мягкие массажные диски.

Описанные выше компоненты позволяют создать атмосферу праздника, а значит, маленькие посетители станут веселыми, активными, довольными и здоровыми.

Для каких целей оборудуют сенсорную комнату в ДОО

Сенсорные комнаты в детском саду положительно влияют на всех ребят. Но особенно в подобных занятиях нуждаются малыши с неустойчивой психикой, подверженные частым стрессам, имеющие отклонения в развитии.

Специально оборудованное помещение нужно в ДОО для выполнения следующих задач:

Психокоррекция эмоционального фона и поведения малышей. Благодаря занятиям дети становятся менее вспыльчивыми и агрессивными, избавляются от страхов и гиперактивности, обретают уверенность в себе.

Развивающие занятия. Влияние сенсорной комнаты разностороннее. Это и укрепление психики, и развитие умственных способностей, и укрепление физического здоровья.

Устранение различных психологических проблем. При их выявлении с ребенком может проводиться индивидуальные занятия по определенной программе, назначенные специалистом.

Конечно, к подобного рода занятиям допускаются не все дети. Как и любое другое терапевтическое мероприятие, сенсорная комната имеет перечень противопоказаний. В него включен ряд соматических и психологических болезней, аллергические реакции, эпилепсия, заболевания инфекционного характера.

Преимущества сенсорных комнат в ДОО

Дошкольные образовательные организации, укомплектованные сенсорными комнатами, имеют ряд преимуществ по сравнению с детскими садами, где соответствующего оборудования нет.

Во-первых, такие садики частично оказывают специализированную помощь: в процессе обучения можно корректировать различные нарушения и увеличивать показатели здоровья. Во-вторых, процесс воспитания в подобных организациях более эффективен и увлекателен для детей. В-третьих, сама ДОО повышает свой престиж и заслуживает высокую репутацию.

В этой статье расскажем об оснащении сенсорной комнаты для детей. Начнем с того, для чего нужна и какие функции выполняет детская сенсорная комната в ДОУ. Затем рассмотрим, какие элементы и оборудование обязательно должны присутствовать в таком кабинете.

Сенсорная комната в детском саду

Назначение детской сенсорной комнаты

Сенсорная комната – специальное пространство, которое заполнено стимуляторами, воздействующими на вестибулярные рецепторы, слух, зрение и осязание. Их задача – создать в комнате расслабляющую атмосферу для развития сенсорных ощущений, мелкой моторики и укрепления нервной системы. Оснащение сенсорной комнаты подбирается таким образом, чтобы помочь детям раскрыться, снять эмоциональную нагрузку и избавиться от утомления. С помощью сенсорных комнат компенсируется нехватка тактильных ощущений, которая может приводить детей к сложностям в общении, формировании комплексов и ложных стереотипов. Оборудование должно давать педагогам возможность проводить занятия как с замкнутым в себе ребенком, так и с гиперактивными детьми.

Виды детских сенсорных комнат

Если мы говорим об оснащении сенсорных комнат для детей, то оборудование подбирается на основе типа самой комнаты. Существует два варианта в зависимости от типа активности комнаты: пассивные и активные. В первых все элементы оснащения подбираются так, чтобы создать релаксирующую обстановку с плавным изменением освещения, в которую погружается ребенок для стимулирования чувств. Вторые – для непосредственного участия ребенка с использованием интерактивных элементов и обучающих модулей.

В зависимости от набора оборудования для детских сенсорных комнат они также дополнительно подразделяются на два вида: темные и светлые.

Темные сенсорные комнаты

Оснащение сенсорной комнаты для детей

Основные элементы оборудования:

Светлые сенсорные комнаты

Используются для проведения активных занятий с детьми в игровом формате в спокойной обстановке. В таких сенсорных зонах преобладают только светлые тона, а также яркое оборудование, которое нацелено на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и коррекции движений.

Оборудование для детской сенсорной комнаты

Основные элементы оборудования:

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Способы проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РАБОТЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ (т.м. The Fantastic World)

Система занятий и упражнений со световым оборудованием, фибероптическими изделиями, игровыми и развивающими модулями; специфику релаксации и аутотренинга; игровых и обучающих сеансов.

- СЕНСОРНАЯ КОМНАТА. ЗНАЧЕНИЕ. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
- Релаксация и занятия. Фибероптика.
- Релаксация
- Аутотренинг
- Релаксация и игра. Мягкая среда
- Тактильные панели и развивающее
оборудование
- Логопедические занятия
- Упражнения и развитие. Сборник

Читайте также: