Использование сдо в школе

Обновлено: 05.07.2024

Возможности, которые предоставляют технические средства подачи информации, безграничны. Чтобы большой объем полезной цифровой информации, необходимой для школьников, не остался за бортом, используйте современную СДО на базе Moodle. 50 тысяч организаций из 230 стран мира успешно используют Moodle в обучении.

Что Вам предлагаем мы вместе с Moodle?

Система дистанционного обучения (СДО) — это новый виток развития в школьной образовательной среде. Основным преимуществом такого вида обучения является возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в зависимости от возможностей и способностей ученика. Moodle предлагает широкий набор функционала, включающий в себя создание всевозможного контента как вспомогательного, так и проверочного.

Внедрение СДО Moodle дает целый ряд существенных преимуществ

Интеграция системы дистанционного образования в работу школы важна те только для тех учебных заведений, где большое количество детей обучается по внеклассной программе. СДО дает множество выгод как для учителей и администрации школы, так и для учеников очного курса и их родителей.

Адаптация процесса обучения к персональным особенностям и склонностям

Не секрет, что в классе сложность занятия рассчитана на большинство. При этом одаренные дети готовы получать больше информации, а отстающие не успевают за темпом. СДО позволит каждому ребенку в соответствии с его уровнем подготовки и особенностью восприятия изучать материал во внеклассное время.

Модернизация удаленного обучения

Это касается не только детей с ограниченными возможностями, но и часто болеющих детей. Благодаря такому подходу они могут не отставать от программы. Даже в период сезонных эпидемий ученики и преподаватели смогут оставаться в учебном процессе, не выходя из дома.

Тиражирование преподавательского опыта

Большее количество детей соприкасается с лучшими преподавателями, когда в школе налажена система дистанционного образования. Особенно это актуально для сельских школ. Но и для лучших гимназий и лицеев актуально это преимущество, поскольку появляется возможность привлекать для работы с детьми преподавателей ВУЗов, специалистов-практиков из разных отраслей. Ещё СДО позволяет сохранять и совершенствовать методические наработки преподавателей, поскольку они остаются на сервере.

Интеграция Moodle в школах

Объективизация контроля

Интеграция СДО позволяет не только проверять домашние задания, но и проводить экзамены и независимые тестирования, в которых подсчет результатов осуществляется в автоматическом режиме. Кроме прочего, это позволяет провести контроль усвоения материала одним преподавателем у большого количества учащихся одновременно. Такая проверка знаний позитивно воспринимается учащимися, поскольку нивелируется человеческий фактор при выставлении оценки, а учитель не является оппонентом в этой системе.

Снижение затрат на обучение

Внедрение СДО позволяет перенести часть документооборота и учебного материала с бумажного в электронный вид. Больше не нужно распечатывать и тратить денежные средства на полиграфию. Кроме того, электронную литературу быстрее, дешевле и проще обновлять, чем печатные книги.

Индивидуализация графика

СДО Moodle дает возможность ученикам распоряжаться своим временем, решать, когда лучше приступить к занятию. Это очень важно в условиях загруженности детей внешкольным образованием, кружками и спортивными секциями. Также с внедрением онлайн поддержки дистанционного обучения на новый уровень выходит подготовка детей, обучающихся по системе экстерната.

Внедрение инноваций

СДО кроме своего удобства дает ещё и возможность в непринуждённом режиме осваивать компьютер. Известный факт, что практическое использование лучше закрепляет знания, чем теория. А ещё интеграция онлайн поддержки обучения открывает перед учителями возможность подавать материал в новом формате: видео, фото, презентации, объемные интерактивные модели, проекции и т.п.

Потенциал для развития

С применением средств СДО гораздо проще организовать факультативы, дополнительные направления профессионального обучения. Такие занятия дают возможность усваивать больше материала и возвращаться к уже пройденному. А ещё на основе СДО проводятся олимпиады, конкурсы, защита научных работ, в том числе и в онлайн формате.

Новые перспективы для школы

Совокупность преимуществ и возможностей СДО позволяет школе выйти на новый уровень. С внедрением LMS возрастет количество учеников, качество и объем их знаний. В школах с налаженной системой онлайн поддержки образования растет количество призеров олимпиад, конкурсов, а результаты по ЕГЭ заметно улучшаются. Внедрение СДО повышает стандарт образования, помогая подготавливать конкурентоспособных абитуриентов.

Расширение возможностей очного образования

Кроме всех выгод от внедрения системы дистанционного образования, LMS Moodle позволяет расширить возможности очного образования. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, дополнить занятия в классе самостоятельной работой, сделать контроль знаний более независимым и объективным.

Профессиональный рост кадров

Внедрение СДО дает дополнительную мотивацию развиваться и повышать компьютерную грамотность преподавателям. Они смогут создавать дополнительные учебные материалы и курсы, повышать профессиональную квалификацию и постигать знания. А опытных преподавателей можно будет привлекать к занятиям с большим количеством учеников.

Родители выбирают школы с LMS

Внедрение инноваций — правильный курс

Использование системы дистанционного обучения Moodle — правильный выбор!

Качество СДО в Вашей школе будет зависеть от выбранной LMS и уровня специалистов, которые будут заниматься внедрением. Moodle — это среда, которая оптимально подходит организации СДО в школе, а так же для онлайн поддержки курсов очного обучения. Благодаря своим сильным сторонам LMS Moodle успешно конкурирует с коммерческими СДО как в России, так и за рубежом.

Открытый код

Это означает, что система сама по себе бесплатна, а значит затраты на внедрение будут существенно меньше. При этом мы можем доработать LMS с учетом Ваших потребностей. Кроме индивидуального дизайна, под особенности Вашей школы и Ваших образовательных процессов могут быть разработаны и интегрированы отдельные модули.

Безопасность

Moodle — система, надежно охраняющая Вашу информацию. При разработке системы этому было уделено много внимания. Достаточно правильно выставить настройки и права, выбрать проверенный хостинг, а при интеграции и доработках пользоваться услугами проверенных специалистов.

Широкий функционал

Благодаря большой популярности системы и открытому исходному коду, который позволяет вносить изменения и подстраивать систему под конкретные нужды, Moodle обладает богатым функционалом. В частности, в системе имеются:

  1. Большое количество плагиновВозможности платформы легко расширить благодаря огромному количеству плагинов, которые доступны всем желающим на официальном сайте Moodle.
  2. Наличие средств контроля освоенного материалаУченики видят свои успехи, которые могут исчисляться количеством набранных баллов. Важно, чтобы участники знали правила игры. Тогда они будут стремиться выполнить все условия.
  3. Возможность загрузки файлов в любом форматеУ каждого ученика имеется портфолио с выполненными работами, в котором фиксируются оценки преподавателя и его комментарии.

Плагины для Moodle

Коммуникативные возможности

Привычный веб-интерфейс и удобные названия позволяют ускорить освоение системы. Эргономичность структуры позволяет быстро ориентироваться при работе с системой. Благодаря, например, панели навигации пользователь сможет увидеть не только текущее местоположение, а и всю иерархию.

Интуитивно понятная структура

Интересное обучение

Учиться при помощи системы дистанционного обучения Moodle интересно. В обучении заложен элемент игры.


Ждем обратной связи для взаимовыгодного сотрудничества

Наша работа ориентирована на b2b сегмент. Мы стремимся качественно предоставлять весь спектр услуг, связанный с LMS Moodle, чтобы доходы клиентов и их удовлетворенность нашей работой были максимальными. Если у Вас возникли вопросы или предложения — пишите.

Откроется всплывающее окно

Технологии программирования Moodle: CSS3, AngularJS, Bootstrap

Про LMS-Tech

Наша компания предоставляет спектр решений для организации дистанционного обучения (e-Learning) в образовательных учреждениях (в школе, ВУЗе, компании, учебном центре) с нуля на самой популярной в мире LMS-системе Moodle. Внедрение СДО-платформы для Вашего учебного процесса это: установка, прогораммирование (создание модулей / плагинов), обучение системе Moodle, администрирование, создание курсов и тестов, предоставление сервера под хостинг. Наши решения и услуги в области дистанционного обучения на базе Moodle помогут Вашему бизнесу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация электронного обучения в школе

с использованием образовательной среды Moodle

Ахтямова Р.А., учитель информатики, ahtamova _ raz @ mail . ru МОБУ башкирская гимназия-интернат №3, г. Давлеканово

Аннотация . В статье представлены технологии управления учебной деятельностью учеников в информационно-образовательной среде МОБУ БГИ №3 г. Давлеканово через электронные образовательные курсы. Описан практический опыт использования электронных ресурсов на основе виртуальной учебной среды СДО Moodle .

Ключевые слова : электронное обучение, дистанционное обучение, СДО Moodle.

Одной из основных задач ФГОС второго поколения является научить учащихся самостоятельно добывать знания. Для обеспечения этого требования необходимо существенно изменить подходы к организации деятельности обучаемых и прежде всего, предложить им новые инструменты, как для индивидуальной, так и для совместной работы с информационными ресурсами.

Концепция развития электронного образования Республики Башкортостан на период 2015 – 2020 годов требует от современного педагога перехода на новый этап использования информационных технологий [1].

В настоящее время электронное обучение является наиболее востребованной технологией, используемой в образовательном процессе.

Электронное дистанционное обучение дополняет и расширяет традиционные формы общего образования .

Сегодня для ведения дистанционных занятий нужна среда, которая позволила бы создать единое учебное пространство для учащихся и педагогов.

Платформа Moodle предполагает процесс обучения не зависящий от времени и расстояния, дает возможность организовать обучение как в заочной, так очной форме, является ориентированным на самообучение, что позволяет реализовывать ФГОС второго поколения в дистанционном обучении ( рис.1 ).

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

- выполнение проектов и исследовательских работ;

- работа с детьми с ОВЗ или часто болеющими;

- при заочной (экстернатной) форме обучения;

- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

hello_html_m166293e5.jpg

Рис.1. Возможности организации учебного процесса с использованием СДО Moodle .

С февраля 2015 года в нашей гимназии начали внедрять и осваивать пакет программного обеспечения MOODLE для создания курсов дистанционного обучения. Творческая группа учителей-экспериментаторов прошла обучающие курсы по работе в системе, проводимые педагогами Стерлитамакского филиала БашГУ (рис.2)

hello_html_m5b421035.jpg

Рис 2. Электронные образовательные курсы, реализуемые на платформе СДО Moodle МОБУ БГИ №3

На подготовительном этапе организации работы ДО было проведено собрание родителей учащихся, на котором разъяснили цели, задачи проекта и отметили важную роль в нем родителей, как главных помощников для своих детей. В середине апреля 2015 года провели два специализированных занятия с учениками в компьютерном классе гимназии по обучению их выполнению заданий в системе Moodle.

Следующий этап – это этап апробации и коррекции созданных ресурсов. Учащиеся изучали, созданные учителями курсы дистанционно. Родителям и учащимся оказывалось индивидуальное консультирование по вопросам выполнения заданий.

Информационное пространство СДО Моо dle содержит лекции, глоссарии, дидактические материалы, ссылки на Интернет-ресурсы ( рис.3 ). С помощью тестов, заданий проводится диагностика учебных достижений. Форумы, чаты, опросы позволяют организовать обсуждение и общение между учителями и учащимися [3].

hello_html_2c618bf7.jpg

Рис.3. Ресурсы СДО М oodle .

Научить ученика самому добывать знания, научить его учиться можно целенаправленно организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность. Учащиеся 9 классов успешно занимались дистанционно на созданном курсе по программированию. Предоставленные лекции, презентации помогали при изучении и закреплении темы. Moodle позволяет выполнять контроль знаний различными способами. Ребята получали практические задания, которые способствовали усвоению учебного материала. По результатам выполнения учениками заданий, выставлялись оценки и комментировались ответы.

Кроме этого использовались тесты, опросы для быстрого контроля теоретических знаний, проведения контрольных работ, как дома, так и на уроке ( рис.4 ).

hello_html_1de26568.jpg

Благодаря дистанционному обучению учеников в системе Moodle повысилось качество знаний по предмету, увеличилась накопляемость оценок, ученик теперь имеет возможность получать оценки, выполняя задания дистанционно.

Большую помощь СДО оказала в период неблагоприятных погодных условий. Дети, самостоятельно изучая некоторые темы, дистанционно получали задания на отработку и проверку усвоения материала. Большим плюсом было то, что был виден результат выполнения этой работы, система давала возможность хорошо представить не только картину по классу, но и проблемы каждого ребёнка.

Проект показал, что организация электронного дистанционного обучения в школе с использованием образовательной среды Moodle способна не только помочь учителю в реализации ФГОС нового поколения, но и увлечь учащихся новой формой обучения. Главное достижение этого проекта — это совместная многосторонняя работа учителя, учащихся и их родителей, что является основной целью современной школы в информационном обществе.

Литературные и интернет-источники

Белозубов А.В. Система дистанционного обучения Moodle // Учебно-методическое пособие СПбГУ ИТМО, Санкт-Петербург, 2007.

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование.

Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  • повышение качества общего образования в малокомплектных школах;
  • обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
  • обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
  • обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
  • обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
  • обеспечение возможности дополнительного образования;
  • обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
  • обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.);
  • обеспечение возможности достаточно удобно готовиться к поступлению в выбранный вуз, используя технологии дистанционного обучения, где основным экзаменом по математике принят ЕГЭ.

Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения.

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

“Образовательная технология” – комплекс, состоящий из:

  • планирования результатов обучения,
  • средств диагностики,
  • набора моделей обучения,
  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:

  • выбирает форму обучения с использованием ДОТ,
  • планирует время изучения материала,
  • планирует последовательность изучения материала.
  • изучить материал образовательной программы,
  • достичь требуемых результатов обучения.
  • организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
  • разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
  • проводит формирующее и итоговое оценивание,
  • консультирует,
  • оказывает помощь,
  • является ответственным за достижение обучающимся планируемых результатов.

Обучение с использованием ДОТ может применяться системно, для изучения целого курса одной или нескольких учебных дисциплин или не постоянно, а в связи с возникшей необходимостью, например:

  • При изучении отдельных тем курса: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
  • обучение в отдельные временные промежутки (при длительной болезни, невозможности посещать школу в связи с погодными явлениями и т. п.).

При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.

Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

С развитием дистанционного обучения, когда общение между учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.

Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). Преподаватель выступает своего рода “тягачом”, вовлекающего и “тянущего” за собой своих учащихся.

При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин “смешанное дистанционное обучение” подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.

Выделяют основные формы дистанционного обучения:

Видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype технологии);

Видеоконференции (of-line, on-line), форумы, дискуссии;

Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Вебинары (on-line семинары, тренинги, практические занятия) – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Для реализации обучения с использованием элементов в ДОТ, необходимы следующие средства:

  • Управление: сайт школы: электронный журнал, дневник; Net школа.
  • Обучающий контент: сайт учителя, ФЦИОР, ЕК ЦОР, КМ школа, ресурсы Интернета.
  • Сервисы Интернета : E-mail, сервисы коллективной работы:
  • хранение, совместное редактирование документов;
  • блог, сайт учителя – методические ресурсы учителя;
  • ресурсы создания карт знаний, работы с геокартами, сетевые интерактивные доски.

Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:

– Участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-мероприятиях : интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
– Подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя интернет-ресурсы
– Участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях.
– Дополнительное обучение “по интересам”: сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– Исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты .

При системном обучении с использованием ДО к организации процесса обучения предъявляются определённые требования:

  • – специально разработанный мультимедийный интерактивный учебный контент курса, система курсов обучения,
  • аппаратурно-программное обеспечение управления учебным процессом,
  • организационная структура (диспетчер, сетевые методисты, учителя, тьюторы),
  • служба технической поддержки (сетевой администратор, программисты, инженеры и лаборанты для обслуживания техники, программной среды, учебного процесса),
  • комплекс нормативных документов.

Таким образом, организовать общение с обучающимися по электронной почте, создать блог и разместить там задания для детей, создать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставить доступ к ней всем обучающимся, организовать в блоге обсуждение какой-либо темы – это должны уметь все учителя.

Кроме того, каждый учитель, работающий с использованием элементов в ДОТ, должен уметь создавать и использовать дистанционные учебные курсы.

Современный курс дистанционного обучения должен строиться на следующих концептуальных педагогических положениях:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:

  • тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
  • максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
  • наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;
  • постоянное поддержание мотивации учащегося;
  • необходимость учитывать особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс при определении содержания и структурировании всего учебного материала.

Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:

– Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов.
– Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.
– В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны.
– Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу.
– Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя.
– Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения.
– Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

Система дистанционного обучения

E-learning

Система Дистанционного Обучения (СДО) – это система из информационных компонентов и процессов, которая помогает качественно обучать и обучаться на расстоянии и без очных занятий. Проще говоря, СДО – это школа, в которой рутинные и сложные процессы выполняет машина.

Существуют СДО, в которых информация передается через радио, почту или физические носители. Но в этой статье мы рассмотрим самые перспективные и часто используемые СДО – работающие с помощью электронных гаджетов и Интернета.

Что такое система дистанционного обучения?

Электронные СДО – это набор информационных и технических компонентов, который создан для простой передачи знаний преподавателя ученику без необходимости очных встреч.

В нее входят и физические носители, такие как серверы, компьютеры и гаджеты, программные решения, например, LMS – системы управления обучением, сформированные заранее курсы и базы знаний, записанные на электронный носитель.

Дистанционному обучению исполнилось уже больше 300 лет, оно прошло путь от курсов, где материал и задания шли по почте в течении месяцев, до интернет-платформ, где передача информации происходит в течении считанных секунд.

Конечно, такой скачок в скорости был бы невозможен без оптимизации и систематизации процессов. Именно для этого были созданы СДО – готовые решения для повышения эффективности и простоты образования на расстоянии.

Какими бывают СДО?

Чаще всего электронные системы дистанционного обучения разделяют по двум характеристикам: по расположению системы и по цене.

По расположению системы делятся на коробочные и облачные

Коробочные СДО устанавливаются на сервер компании или учебного заведения. Доступ к ним осуществляется через Интернет или внутреннюю сеть. Такие системы обладают максимальным уровнем информационной безопасности, но при этом требуют специалиста, который будет обслуживать их, что выходит дороже для владельца.

Облачные СДО хранятся на сервере платформы, которая их предоставляет, на него же загружаются учебные материалы. Как правило, облачные СДО проще в настройке и управлении, имеют техническую поддержку, при этом создатели чаще их обновляют и вносят полезные функции и инструменты. Доступ к обучению через облачную систему может получить любой человек с гаджетом, подключенным к Интернету. Если вам важна безопасность информации, выбирайте облачную СДО с повышенным уровнем защиты.

По цене системы делятся на бесплатные и коммерческие

Бесплатные свободно распространяются в Интернете. Одной из самых знаменитых бесплатных СДО является Moodle. Но нужно учитывать, что за бесплатной оболочкой программы могут скрываться затраты на ее запуск и настройку. Например, для настройки того же самого Moodle требуются специальные технические знания, домен в Интернете, подключение базы данных и постоянное обслуживание. Эти затраты могут превысить даже стоимость среднего тарифа платной платформы.

Тем временем коммерческие СДО распространяются за деньги и чаще всего дают доступ владельцу в режиме подписки или помесячной оплаты. У них есть ряд плюсов: постоянные обновления и введение новых функций, техническая поддержка, простота в настройке и управлении, удобный доступ через компьютеры или приложения на гаджетах, хранение учебных материалов на облачном сервере.

Выбирать СДО следует с учетом целей и задач, которые она будет решать. К примеру, для запуска онлайн-школы подойдет только облачная система, если она еще качественная коммерческая, то не придется разбираться в ее настройке или тратить деньги на специалиста. А для корпоративного обучения может подойти и бесплатная коробочная, которую при должной компетенции может настроить штатный IT-специалист.

Кому будет полезно использовать СДО?

Самую большую пользу от СДО получают:

Преподаватели, которые обучают людей каким-то дисциплинам, навыкам и знаниям

Обучение через Интернет позволяет им сэкономить на аренде классов, систематизировать учебные процессы, сэкономить время и деньги на рутинной работе, повысить качество и скорость обучения. В конечном итоге любой специалист может превратить свои знания в бизнес, который будет стабильно приносить доход и поток благодарных учеников, с минимальными вложениями средств и ресурсов.

Владельцы компаний и ответственные HR-менеджеры

Использование СДО в корпоративном обучении помогает сократить расходы на него. Кроме этого система позволяет быстро и качественно обучать большие группы сотрудников по общему стандарту, автоматически проводить регулярную переаттестацию, контролировать процесс и успехи каждого отдельно взятого ученика. Современные СДО можно настроить в течении 1-3 дней без привлечения сторонних специалистов, при этом они дадут возможность вашим сотрудникам обучаться в удобное время из удобного места.

Учебные заведения

Уже многие крупные вузы перенесли часть процесса обучения в Интернет с помощью систем дистанционного обучения. Возможность пройти часть курса из дома, получить дополнительные учебные материалы или полностью изучить дисциплину повышает качество и скорость обучения студентов. А это напрямую влияет на престиж учебного заведения.

Таким образом, СДО повышают эффективность любой деятельности, в которой требуется обучать, передавать знания от одного человека другому.

Какую пользу приносит СДО в процесс обучения читайте далее.

6 задач, которые должна решать современная СДО

Качественная СДО решает минимум 5 задач в организации дистанционного обучения:

1. Организация учебного процесса

К ней относится систематизация процессов, формирование уроков, открытие к ним доступа для обучающегося в удобное для него время, планирование разных видов занятий, возможность вносить изменения и улучшения в учебные модули и другие.

2. Контакт преподавателя и студента

3. Автоматический контроль знаний

Проще говоря, проверка домашних заданий. Самый простой и быстрый способ, который предоставляют СДО – это тестирование с автоматической проверкой. Если же нужен более глубокий контроль, хорошие системы дают возможность вручную проверять задание, давать подробную обратную связь или проводить экзамен в режиме реального времени.

4. Анализ усвоения материала

Сбор статистики и ее анализ помогают понять, какой модуль курса самый сложный, где нужно переработать материал для его упрощения, отслеживать промежуточные результаты обучения отдельных учеников и групп.

5. Удобный доступ к базе знаний – архиву учебных материалов

Систематизация и редактирование уже существующих уроков, добавление новых учебных материалов в разных форматах, простая работа с информацией на сервере или облаке.

6. Автоматизация доступа к курсу

СДО помогают решить трудоемкую и важную задачу – открытие доступа к курсу. Они допускают студента к занятиям в зависимости от выполнения им каких-то условий в автоматическом режиме: оплата, прохождение предыдущего урока, его должности, если это корпоративное обучение.

Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является удобство графика и низкая стоимость. А использование специализированных систем делает такое обучение более удобным для студентов и менее затратным для владельца курса или компании, что в конечном итоге выливается в качественное обучение с одной стороны и повышение дохода с другой стороны.

Без использования систем дистанционного обучения все эти задачи администратору курса приходится решать вручную. На это тратится много времени и сил, что уменьшает эффективность работы и для преподавателя, и для студента.

Какие еще плюсы дают продвинутые СДО

Описанные выше задачи решает любая современная система дистанционного обучения. Если ее функционал не включает их, пользоваться ей невыгодно.

Но продвинутые СДО чаще всего дают своему владельцу еще больше удобных функций, которые делают обучение еще проще:

  • Удобный доступ для преподавателя и студента

Например, через сайт или приложение, которые помогают управлять обучением и проходить курс в любом удобном месте.

  • Индивидуальная направленность обучения

Владелец СДО может создать несколько различных курсов и давать доступ студенту в зависимости от его целей.

Анализ сдачи домашних заданий и времени, проведенного в обучении, может помочь преподавателю вовремя уделить дополнительное внимание отстающему студенту.

Игрофикация и система баллов помогают поддерживать интерес к продолжению обучения и повышают количество учеников, завершивших курс.

  • Возможность переносить курсы с других платформ

Хорошая СДО соответствует стандарту интерактивного обучения SCORM, благодаря чему курс можно перенести с другой или на другую платформу.

СДО дают простор и удобство для обучения большого количества людей одновременно. Будут ли это учебные потоки, отдельные студенческие группы или асинхронное прохождение курса множеством людей, зависит от владельца СДО.

  • Быстрый запуск и техническая поддержка

Коммерческие СДО могут предоставлять технических специалистов, которые помогут запустить курс обучения в течении 1-3 дней. Но это работает только с облачными СДО, потому что на запуск коробочной понадобится в разы больше времени.

  • Подключение различных способов оплаты для студентов
  • Интеграция со сторонними сервисами

Возможность использовать функционал других крупных сервисов на платформе обучения привлекает студентов и упрощает работу владельца СДО.

Хорошие платформы дают владельцу возможность оформить их в стиле, которого придерживается его компания. Для частных онлайн-школ это тоже важно – собственный дизайн делает школу более запоминаемой.

Предприниматели, которые продают свои уроки, особенно ценят СДО, которые интегрируются с их системами управления продажами или даже предоставляют собственную.

Многие современные СДО позволяют создавать рассылки по базе учеников через емейл, мессенджеры, СМС или прозвоны. Это повышает вовлеченность студентов в обучение и помогает им не забывать о занятиях.

Этот инструмент позволяет автоматизировать продажи курсов с помощью создания лендинга, привлечения и прогрева аудитории и упрощенного способа оплаты доступа к курсу.

Некоторые СДО позволяют отслеживать статистику рекламы курса в Интернете и анализируют ее, давая владельцу понимание, какой вид продвижения и как эффективно работает для его онлайн-школы.

В зависимости от выбранной СДО и от тарифа, если она коммерческая, объем дополнительных функций варьируется. Но современные системы способны решать практически все задачи, связанные с обучением почти во всех сферах знаний.

Какие минусы есть у дистанционного обучения?

Самый большой минус дистанционного обучения – это отсутствие непосредственного контакта и контроля студента преподавателем. Тем не менее, СДО помогают если не решить эти недостатки, то сгладить их негативное воздействие.

Снижение мотивации к обучению

При отсутствии необходимости очно присутствовать на занятиях, желание закончить курс постепенно угасает у любого человека. СДО дают возможность выдавать информацию небольшими порциями, чтобы студент чувствовал постепенное движение к цели и промежуточные результаты. Кроме этого, многие современные СДО обладают системами игрофикации, поощрения и состязаний, что дополнительно мотивирует ученика.

Отсутствие эмоционального контакта

Когда обучение представляет собой только передачу информации, его качество падает из-за отсутствия эмоциональной составляющей. Качественные СДО позволяют создавать текстовые уроки, иллюстрации, видеолекции и семинары, креативные домашние задания. Кроме этого, давать личную обратную связь в удобной форме. Это не заменяет полноценных эмоций от обучения, но повышает его качество.

Низкий уровень практического обучения

Невозможность передать дистанционно практические навыки ограничивает дистанционное обучение в количестве дисциплин, которым можно обучиться с помощью него. Тем не менее, разнообразие форматов уроков, особый акцент на методическую составляющую обучения, включение очных занятий и вебинаров, использование современной техники, например, шлемов виртуальной реальности, частично решают эту проблему. Конечно, дистанционно обучать хирургов практике не сможет никто, но передать им теорию в удобном виде – запросто.

Последний минус невозможно решить с помощью СДО, ведь она и является его причиной:

Широкое использование информационных технологий требует от студента и преподавателя особые условия для обучения

К ним относятся устойчивый доступ в Интернет, технические средства для записи и просмотра уроков, определенный уровень знаний для управления процессом обучения. Проще говоря, человек без современного гаджета, умения им пользоваться и доступа в Интернет будет испытывать большие проблемы в обучении с помощью СДО.

В качестве заключения

Теперь вы в первую очередь имеете представление о современных СДО, о том, как они устроены, где применяются и как помогают улучшить процесс дистанционного обучения. Если вам этого достаточно – прекрасно, но если вам нужно больше, рекомендуем прочитать еще три абзаца.

Вы можете разобраться в СДО на конкретном примере. В статье по ссылке далее, подробно рассказано про одну из самых популярных бесплатных СДО – Moodle.

Разобравшись в СДО, вам будет полезно узнать о LMS-платформах. Они являются частью системы и отвечают за оптимизацию процессов обучения. Вы можете прочитать о них в этой статье.

Читайте также: