Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду

Обновлено: 05.07.2024

Ученые отмечают, что адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит психологическом уровне и приводит либо к позитивному, либо к негативному результату (стрессу). Проблема адаптации человека всегда интересовала научную общественность и относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ является особо актуальной, так как все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов. В период адаптации взрослым необходимо поддержать эмоциональный тонус ребенка. Огромный вклад в облегчение адаптации вносит музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности. Так как в раннем возрасте ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная (детей привлекают предметы, игрушки), игра выступает средством, помогающим стимулировать малыша, снизить его психоэмоциональное напряжение, и т.о. облегчить период адаптации. Учитывая данные обстоятельства, мной была начата работа по данной теме.

В настоящее время высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Одной из базовых ценностей этого документа (ФГОС ДО) является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Но здесь возникает проблема - ребенок в адаптационный период находится в состоянии психического и эмоционального напряжения, что может привести к замедлению темпа психофизического развития.

И поэтому главное - создать в стенах детского сада для вновь пришедших детей особую атмосферу, основанную на создании эмоционально комфортных условий для каждого малыша. Ведь для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия. И здесь уникальным ресурсом решения проблемы выступает музыка и момент её появления в жизни и развитии ребенка. Использование этого ресурса, системного подхода в организации адаптации детей – позволит детям значительно легче перенести период адаптации.

Хотя игровая деятельность прослеживается во всех формах организации музыкальной деятельности, но с детьми раннего возраста моя роль, как музыкального руководителя, в период адаптации не только музыкальная. В течение месяца-полутора (в зависимости от контингента новичков, от времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу, где только наблюдаю за детьми. У воспитателей получаю сведения об особенностях каждого ребенка, помогаю им в режимных моментах, подбирая музыкальное сопровождение (например, музыка для режимных моментов).

Далее развиваю эмоциональную отзывчивость и активность через различные музыкальные упражнения, игры, игровые ситуации, сюрпризные моменты.

Некоторые дети, чаще из семей, связанных с музыкальным миром, начинают пытаться подпевать, реагировать на происходящее, участвовать в игровых моментах, но в основном дети только слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения или игры привлекая внимание на себя. Но моя задача в этот период – научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкотерапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

У большинства детей раннее детство проходит в семье, где происходит воспитание, забота, удовлетворение потребностей маленького человека близкими людьми – родителями. Все это способствует полноценному развитию психофизических качеств ребенка. Но, как правило, у таких детей не имеется постоянного опыта общения со сверстниками, что в будущем сказывается на адаптации детей к детскому саду и затрудняет общение с педагогами и ровесниками.

Большинство не подготовленных детей к дошкольному учреждению тяжело преодолевают отрыв от семьи, что может вызывать у них страхи и беспокойства.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание малыша к детскому саду. А привыкнуть к детскому саду не трак-то просто. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать отношения. Из привычного мира семьи он попадает в совершенно новые условия. Поэтому вполне понятно, почему малыш с первых дней посещения плачет, тяжело переживает разлуку с мамой. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния, и, возможно даже, в первые дни посещения детского сада он может заболеть. Поэтому в этой ситуации очень важно создать условия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта, развития у него навыков общения.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т.е. адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

1. нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

2. нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),

3. а также меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Сегодня в дошкольных учреждениях над данной проблемой работают психологи, педагоги и другие специалисты. Многие ищут инновационные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь я, как воспитатель детей раннего возраста, решила не остаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом терапии в 2003 году. Развитие и изучение отечественной музыкотерапии связано с такими учеными как В. Люстрицкий, И. Тарханов, В.М. Бехтерев считал, что среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Таким образом, музыкотерапия в процессе адаптации детей ранней возраста может являться способом эмоционального воздействия на ребенка, способом коммуникации, способом музыкального развития детей. Музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Некоторые рекомендации и предостережения специалистов по применению музыкотерапии

Цель музыкотерапии : стабилизация эмоционального состояния детей и взрослых, подготовка к режимным моментам, обеспечение позитивной адаптации

· громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

· использовать для прослушивания следует те произведения, которые рекомендует психолог (в том порядке, в каком рекомендовано, для каждого ребенка индивидуально)

• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов./

• Дети раннего возраста в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции.

• Для детей с синдромом угнетения полезны классические произведения в темпе allegro и allegro moderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники!

Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму.

Адаптационный период

Спокойствие, снятие нервного возбуждения, создание положительного настроения . Лирическая, мягкая, элегическая, нежная, задумчивая музыка.

Список рекомендуемой литературы

1. Ермакова С. Пальчиковые игры от года до трех лет. М., 2019.

2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

4. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2015.

Автор: Туманова Надежда Анатольевна

Населенный пункт: Краснодарский край, город Тихорецк

Придя в дошкольное учреждение, малыш испытывает стресс. Ему необходимо пережить расставание с мамой и папой, освоить непривычную обстановку, влиться в незнакомый коллектив детей и взрослых. У малыша начинается новая жизнь, с новыми правилами и отношениями.

Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. Ребенок должен понять, что в детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть.

И конечно использование воспитателями музыки, очень значимы для него в период адаптации. В раннем возрасте музыка вызывает много радости и открывает для малыша ее красоту и её волшебную силу. Общение с музыкой способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Многие дети раннего возраста не очень хорошо говорят, но эмоций они испытывают иногда больше, чем дети, более старшего возраста и тем белее взрослые. С какой радостью они встречают музыкального руководителя и по окончанию занятия просят еще петь. Сила музыки заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям нет необходимости рассказывать, что чувствует человек, когда ему грустно; как только он слышит грустную мелодию, то начинает понимать состояние грусти и печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде.

Воспитатель и музыкальные минутки

Игра на шумовых инструментах привлекает внимание детей, и позволяет организовать слуховое восприятие малышей, а так же дисциплинирует их. Что полезно в период адаптации.
Важным составляющим является танец, который помогает малышам раскрепоститься и снять зажатость, довериться педагогу. Ведь именно в танце ребенок имеет возможность для самовыражения, что так необходимо в данный период. И именно в данном виде музыкальной деятельности творчество воспитателя ничем не ограничивается. Но для начала необходимо познакомиться с несколькими простыми и понятными деткам танцевальными движениями. Веселые притопы, звонкие хлопки, фонарики, кружение и т.д.

Каждый воспитатель, работающий на группе раннего возраста, безусловно, обладает своими, индивидуальными качествами характера, а также имеет определенный уровень навыков. И хочется отметить, что работая над собой, отрабатывая свои лучшие стороны, как искренность, открытость и доброжелательность, он, тем самым, положительно влияет и на развитие детей, с которыми занимается. Формируя добро в себе, он передает его тем, кто полностью ему доверяет – малышам. Только постоянно развивая свои музыкальные способности, педагог добьётся хороших результатов от своих подопечных.

Дети вместе с педагогом выполняют следующие движения:

Вот летели птички,

Птички невелички (бегут за педагогом выполняя взмахи)

Все летали, все летали

Как я зернышки люблю

За ширмой находятся музыкальные инструменты. Воспитатель показывает детям гостя Мишку, который очень любит играть на музыкальных инструментах.

Мишка по дорожке шел, что же Мишенька нашел? (стучит за ширмой ложками)

Дети отгадали Мишке помогали,

Дети хлопали в ладошки, Мишка поиграй немножко (продолжает стучать на ложках)

Мишка к деткам пришел, что у деток он нашел (играет на погремушке)

Погремушки хороши, поиграем от души. (раздает детям погремушки играют вместе с Мишкой и одновременно с ним заканчивают игру)

Мишка весело гулял, Что же Мишка потерял? (игрушка остается перед ширмой, воспитатель второй рукой играет на колокольчике)

Дети отгадали и тоже заиграли. (играют на колокольчиках)

Игра с колокольчиком

Я звеню, звеню, звеню.

Я молчу, молчу, молчу.

Любопытная Варвара (поднимают, опускают плечики)

Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево, вправо)

Смотрит вверх, (голову вверх)

Смотрит вниз, (голову вниз)

Чуть присела карниз, (пружингка)

А с него свалилась вниз (резко присели)

Музыкальные игры как средство адаптации детей к условиям ДОУ.

Адаптация—в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным или к негативным результатам (стрессу).

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс.

Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации.

2. Подострая фаза или собственно адаптация.

3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка.

Главная задача педагога -- помочь детям преодолеть стресс поступления и удачно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Адаптационный период -- серьезное испытание для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Проблема адаптации детей к условиям ДОУ остается особо актуальной т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.

Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и

момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ мы в своей работе использовали музыку во всех видах детской деятельности. Особое внимание мы уделили музыкально-дидактическим играм. Для того, чтобы работа принесла положительные результаты, мы для себя определили цель:

--способствовать положительному эмоциональному отклику ребенка через погружение в музыку

И поставили следующие задачи:

-- воспитывать у детей умение внимательно слушать музыку и эмоционально откликаться на нее;

-- формировать устойчивую положительную динамику на пребывание детей в ДОУ;

-- развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыкально-дидактическим играм.

Поставленную цель и задачи мы реализовывали через традиционные и игровые методы (наглядные, словесные практические, музыкально-дидактические и творческие). Использовали такие приемы, как показ картинок, иллюстраций игрушек; беседовали с детьми, задавали различные вопросы, использовали поэтическое слово; привлекали детей вместе с нами петь понравившиеся песенки. Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм мы использовали различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавали для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

В своей работе мы придерживались таких принципов как: систематичности и последовательности;

--доступности, где учитывали возрастные особенности детей, их потребности, интересы;

--наглядности обучения, где мы тщательно продумывали количество наглядности и последовательность ее демонстрации, обращали особое внимание на ее оформление;

--интегрированного подхода, действовали совместно со специалистами ДОУ, родителями.

Дети с удовольствием откликнулись на данное предложение.

В ходе беседы с детьми, я выяснила, что многим из них нравится ездить в гости на автобусе. Предложила построить из стульчиков автобус и поехать на нем покататься, а чтобы нам было веселее послушать песенку. По ходу звучания песенки мы с детьми обыгрывали ее. Дети с радостью выполняли движения. Перестали плакать.

Для того, чтобы данная работа приносила плодотворные результаты, мы очень тесно сотрудничаем с музыкальным руководителем. Наталья Александровна помогает нам подбирать музыку, разучивать текст песенок и движения.

Основными функциями центра являются:

-- обеспечение потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;

-- облегчение адаптационного периода детей раннего возраста

-- обеспечение ребенку комфортных условий пребывания в ДОО;

-- сохранение и укрепление здоровья;

-- содействие личностному развитию детей разного возраста;

-- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

-- консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в условиях семьи;

-- взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.

Музыкальные игры объединяют детей и педагогов, способствуют созданию положительного фона, чувства общности, развитию коммуникативных навыков, и тем самым позволяют ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям.

Музыкальные игры помогают раскрыть внутренний потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и способности.

Главная Адаптация

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
Адаптация
Автор: Черепанова Екатерина Викторовна
16.03.2019 21:09

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

Оформление результатов исследовательской работы в формате научно-исследовательской статьи.

Черепанова Екатерина Викторовна

Научный руководитель: Трофимова Елена Давыдовна,

Нижнетагильский государственно педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия

Ключевые слова: адаптация, музыка, музыкальная деятельность, младший дошкольный возраст.

Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения[1].

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Связано это со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. По различным причинам мамам приходится выходить на работу, следовательно, ребенка младшего дошкольного возраста отдают в ДОУ.

Изучением адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации занимались как, отечественные так и зарубежные педагоги и психологи. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие.

В своих работах изучали влиянием музыки на организм человека такие ученые как В. М. Бехтерев, Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курта, С. В. Шушарджан и многие другие.

Рассмотрим основные теоретические понятия, используемые в нашем исследовании и кратко их охарактеризуем.

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации.
  2. Подострая фаза или собственно адаптация.
  3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Кроме того «различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Музыка – искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка – искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счёт специальных средств выразительности: лада метроритма, мелодии, гармонии, формы.

Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре.

Музыкальная деятельность играет огромную роль в жизни каждого ребенка и значительно облегчает адаптацию детей в детском саду.

Далее рассмотрим виды детской музыкальной деятельности, к ним относится:

  • слушание-восприятие музыки;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • музыкально-дидактические игры.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того на сколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольную образовательную организацию.

Способствовать процессу адаптации поможет музыка. Известно с древнейших времен, что музыка оказывает на человека огромное влияние. В работах В. М. Бехтерева и других ученых появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение [5 с. 132].

С помощью музыкального ритма, считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные) [5 с. 98].

Установлено, что музыка – воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический.

Музыка является источником особой детской радости. Раннее общение ребёнка с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Музыкальная деятельность может существенно повлиять на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, поскольку способствует установлению положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и способна улучшить психоэмоциональное состояние, снизить чувство тревожности.

Читайте также: