Использование интернет ресурсов в школе

Обновлено: 02.07.2024

Задача школы, существующей в современном обществе, – подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в школьном процессе и важен переход на качественно новый уровень технологий во всех областях деятельности школы.

Интернет-технологии (ИТ) – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы.

Применительно к обучению можно выделить следующие ИТ:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
  • обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и так далее;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

  • с избирательной интерактивностью;
  • с полной интерактивностью.

(Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).

К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.

Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь и т.д.

Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности.

Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию.

Использование такой технологии Интернет, как Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Рассмотрим возможности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения:

  1. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и активным привлечением Интернет-ресурсов (ИР) (проведение уроков с использованием ИКТ; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов; использование тестовых оболочек и ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов), в большом количестве имеющихся в Интернете).
  2. Внеурочная деятельность включает в себя организацию досуга школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность, конкурсы с использованием ИР; участие в сетевых образовательных проектах. Появление дистанционных школ дало возможность дополнительного образования по ИКТ. Широко используются ИР при создании и поддержке школьного сайта.
  3. Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (посещение курсов по основам ИКТ для начинающих, ИКТ в деятельности учителя-предметника; разработка УМК; наполнения содержания элективных курсов и средствами сети Интернет; знакомство с полезными ссылками, адресами и сайтами содержащими различные ИР, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. В них можно найти богатейшие методические материалы: разработки уроков, тесты, программы, календарно-тематические планы, виртуальные лаборатории, контрольные работы, электронные учебники).

Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины. Использование ИР переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков.

Рассмотрим вопрос применения ИТ с позиции организации познавательной деятельности обучающихся.

Например, можно выделить некоторые педагогические условия использования электронной почты в обучении:

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.

Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования.

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ - компетенции всех педагогических работников.

Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_internet-resursov_v_sovremennom_obrazovatelnom_protsesse.docx 46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интернет - ресурсов

в современном образовательном процессе

Методист ОГОБУ СПО

Гиль Анна Сергеевна

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.

Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования.

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ - компетенции всех педагогических работников.

Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.

  1. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы жизни и становятся его неотъемлемой частью. В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

Основными принципами социальной сети являются :

1) идентификация – возможность указать информацию о себе

2) присутствие на сайте

3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями

4) общение – возможность общаться с другими участниками сети

6) репутация – возможность узнать статус другого участника

7) обмен – возможность поделиться материалами (фотографиями, документами)

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки.

1. Привычная среда для учащихся.

2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.

3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4. Возможность совместной работы.

5. Наличие форума, стены, чата.

6. Каждый студент – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.

8. Удобно использовать для проведения проекта.

9. Подойдет в качестве портфолио как для студента, так и для преподавателя.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.

Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.

  1. Новые тренды в образовательном процессе: блоги и вебинары.

В образовательный процесс начинают внедряться новые способы взаимодействия и обмена информацией между пользователями.

Например, такие как:

  • Социальные сети;
  • Подкасты, видеокасты;
  • Скринкасты;
  • Запись и распространение лекций и уроков;
  • Мультимедийные интерактивные презентации;
  • Вебинары;
  • Образовательные компьютерные игры;
  • 3D принтеры;
  • Блоги и др.

Использование блога в образовательном процессе.

Блог — это web сайт, главное содержимое которого — регулярно публикуемые записи (посты). Записи могут содержать: текст, видео, аудио, изображения и др. Блоги бывают разные, как и их содержание, предназначение. Особенностью блога является то, что посетители могут оставлять комментарии к постам и участвовать в обсуждениях.

Важно отметить, что блоги начинают активно использоваться для образовательных целей. Преподаватель и Блоггер в одном лице может эффективно применять свой блог для того, чтобы донести до посетителей полезную информации и поделиться своей точкой зрения, а в ответ получать чужие мнения в виде комментариев и электронных писем.

Преимущества использования блога в учебном процессе:

  • При использовании блога обучение не зависит от времени и места.
  • Учащиеся могут принимать активное участие в обсуждении записей, формировать на их основе задачи и совместно их решать.
  • Блог способствует вовлечению студентов в активное взаимодействие друг с другом и преподавателем на протяжении всего курса и, возможно, даже после его завершения.
  • Студенты учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме в виде комментариев.
  • Есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, блоггера). При использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным.
  • К обсуждениям могут присоединяться совершенно разные люди, которые также интересуются этой темой.
  • Блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др).
  • Создание и ведение блога не требует от преподавателя каких-то серьезных денежных затрат. В Интернете есть много сервисов, которые позволяют быстро создать и далее вести блог бесплатно.
  • Всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.

Таким образом, процесс обучения движется в сторону получения доступа к образовательным ресурсам через онлайн сервисы и системы. Преподаватели и учителя начинают создавать и вести свои образовательные блоги, которые зачастую более эффективны, чем стандартные способы взаимодействия со студентами, например, такие, как бумажные методички и лекции у доски.

3. Использование вебинаров в процессе образовательной деятельности

За последние несколько лет вебинары вошли в число средств дистанционного обучения, пользующихся наибольшей популярностью. Вебинары используются и для проведения повышения квалификации, и для маркетинговых целей, и для обучения в рамках среднего и высшего образования. Сегодня трудно найти организацию, широко применяющую технологии дистанционного обучения, и не использующую вебинары .

Вебинар – это проведение онлайн занятий, конференций или презентаций с использованием сети Интернет в режиме реального времени. Во время занятия каждый из участников находится у своего компьютера , а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

- облегчает задачу получения новых знаний в процессе образования,

-способствует получению нового опыта и освоению новых методов обучения,

- активно может использоваться людьми с ограниченными возможностями.

Преимуществом может являться возможность расширения сотрудничества как с национальными, так и зарубежными высшими учебными заведениями, организация онлайн конференций и как следствие повышение рейтинга ВУЗа и в профессиональной среде, и среди потенциальных студентов, а также привлечение новой аудитории абитуриентов.

Однако необходимо отметить, что целесообразно использовать вебинары совместно с другими средствами дистанционного обучения. В первую очередь с дистанционными курсами. Совместное использование вебинаров с другими средствами дистанционного обучения позволит значительно повысить эффективность дистанционного обучения.

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества для поддержки и развития социальных контактов, совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными, творческой деятельности сетевого характера, выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи).

Web 1.0 и первое поколение сетевых сервисов - он не мог быть ориентирован на каждого уникального пользователя, как печатное издание, каждый сайт имел ограниченную целевую аудиторию.

Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. В современном киберпространстве преобладает концепция освоения паутины с помощью социальных сетевых сервисов.

Виды социальных сетевых сервисов

Социальные поисковые системы позволяют осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или группы. В настоящее время в Рунете существует несколько систем пользовательского поиска:

создает облака тегов и подстраивается под предпочтения пользователя, который по каждому ключевому слову указывает по его мнению наиболее авторитетные сайты в данной категории

Система пользовательского поиска позволяет использовать широту возможностей поиска крупнейшая социальная сеть для создания поисковой системы, соответствующей вашим задачам и желаниям

использует сужение области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток

Крупнейшие социальные сети:

Возможность публикации видео и аудиозаписей (минус: нет возможности комментирования аудио.) Неограниченное количество фотографий и фотоальбомов,

Организация встреч и групп по интересам

проект компании Яндекс, создан для профессионального общения. Позволяет пользователям предлагать услуги

богатые возможности по взаимодействию с другими людьми,

высокий технический арсенал

использует собственный сервис сокращения ссылок

Популярные сервисы блогов России (по мнению сервиса Яндекс. Блоги):

Предоставляет возможности ведения блога любому пользователю, получившему почтовый ящик

Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия .

Вики характеризуется такими признаками:

Стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги.

YouTube стал настолько значимым явлением в медиамире, что c ним вынуждено считаться и телевидение.

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Основные географические сервисы Рунета:

программа позволяет в разных масштабах изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков

социальный сервис Интернета, который позволяет помечать свои фотографии геотегами и привязывать их к картам Гугла

описание географических объектов всей планеты Земля

Таким образом, географические сервисы позволяют не только получать текстовую и медиаинформацию, но и задавать ее положение на географических картах планеты, что расширяет возможности социальных сетевых сервисов не только по типу данных, используемых в них, но и в пространственном отношении.

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений: совместное мышление, толерантность, освоение моделей, критичность мышления.

Список современных информационных технологий для учебного процесса:

система электронного обучения при помощи информационных технологий

Единая образовательная система

Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Особое влияние на развитие открытого образовательного пространства оказывают веб-технологии .

Сетевые сообщества становятся новой формой профессионального взаимодействия. Рекомендуем создавать профессиональные и учебные сообщества.

Веб-портфолио могут вести ученики и учителя. Веб-портфолио педагога обеспечивает не только представление его успехов и достижений, создание собственного сайта с неограниченным количеством страниц, но и дистанционное взаимодействие с учениками и родителями. Средства информатизации и коммуникации являются катализатором совершенствования форм и методов обучения.

В заключение отметим, что социальные интернет-сервисы можно и нужно использовать в учебном процессе. Их роль и место еще нужно осмыслить и понять. В настоящий момент можно констатировать, что развитие технологии веб 2.0, появление новых инструментов для сбора и систематизации информации для дистанционного взаимодействия позволяет приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом. Разработка удобных и легко настраиваемых инструментов сети обеспечивает формирование личного виртуального пространства для каждого пользователя, возможность самопредставления своих успехов и достижений, вступления в различные сетевые сообщества для обмена информацией. И если дальше развивать эту мысль, то следует отметить, что постепенное наполнение каждым пользователем персонального интернет-пространства будет способствовать формированию единого информационного пространства общества для информационного взаимодействия, демонстрации достижений, расширения возможности обмена мнениями и идеями, профессионального и личностного роста и развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый уровень развития цивилизации ставит пред школой новые задачи. В первую очередь это применение различных форм информационных и коммуникативных технологий, для развития познавательной активности обучающихся.

Применение интернет- ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний учащихся

В основе развивающего обучения лежит деятельностный способ обучения. Применение методик развивающего характера позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.

Новый уровень развития цивилизации ставит пред школой новые задачи. В первую очередь это применение различных форм информационных и коммуникативных технологий, для развития познавательной активности обучающихся.

ИКТ позволяют решать различные педагогические задачи, создают качественно новые направления творчества, делают возможным применение иных форм и методов обучения, способствуют профессиональному росту учителя и развитию личности обучаемого, подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе:

при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа;

закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

самостоятельная работа учащихся

тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Важнейшие задачи информатизации образования

1) повышение качества знаний на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки.

Одним из направлений применения ИКТ на уроке являются Интерактивные технологии.

Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.

Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой:

 Выполнение тестовых заданий на доске.

 Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.

 Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты и тд.

Одним из вариантов применения интерактивной доски на уроке является использование так называемых Интернет-сервисов веб 2.0.

Они являются универсальными инструментами, включение которых в образовательный процесс позволяет быстро и с минимальными затратами решать различные педагогические задачи.

Цели использования сервисов Веб2.0 на уроках можно разделить на следующие категории:

1. Подготовка к уроку: планирование урока; поиск и работа с источниками учебных материалов; подготовка дидактических материалов; хранение учебных материалов; распространение опыта работы. В данной работе будет целесообразно использование различных таблиц, диаграмм, карт знаний, списков. Поэтому возможно использование таких групп сервисов как: документ-сервисы (DocMe, Google), дидактические игры и занятия (LearningApps, ProProfs, Фабрика кроссвордов и т.д.).

2. Обучение: проведение классных занятий; организация совместной работы; информационное обеспечение урока. На данном этапе помогут такие сервисы как: виртуальные доски; дидактические игры и занятия; визуализация данных (Word It Out, Wordle) и прочие.

При подготовке плана урока очень важно правильно выбрать именно тот ресурс, который поможет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и в полной мере выполнить поставленные цели, задачи. При этом следует учитывать, отвечает ли выбранный ресурс основным требованиям методики преподавания предметам и на каком этапе урока его использовать.

Чтобы выбрать наиболее подходящий ресурс, необходимо провести анализ Интернет-сервисов, выделить их основные направления, методы их использования на уроке, выбрать наиболее понятные и доступные.

Сталкиваясь с рядом таких трудностей, педагог, не компетентный в данном вопросе, склонен вовсе отказаться от использования интернет-сервисов на уроке, вернуться к старым методам и формам обучения. Наиболее популярным инструментом учителя на уроке является презентация, но именно из-за такой популярности интерес учащихся к ней угасает. Отсутствие новизны в обучении снижает уровень их интереса к изучаемому предмету.

Именно поэтому, изучение форм и методов использования интернет-сервисов в образовании является актуальной. От компетентности педагога в данном вопросе зависит качество и эффективность организации современного процесса обучения.

. В качестве базовых – можно выделить следующие критерии отбора:

программный продукт должен соответствовать возрастным особенностям детей;

содержание должно иметь высокий научно-теоретический уровень и быть методически грамотно структурированым;

материал должен предусматривать возможность выбора объема, темпа и последовательности изучения материала;

ресурс должен иметь удобный, дружественный интерфейс, обучаемый не должен испытывать затруднений в процессе управления программой, не терять интереса и уверенности в своих силах, что особенно важно для младшего школьника.

1. Виртуальные доски: Popplet, WikiWall, Writeboard, RealtimeBoard

2. Графические редакторы (+анимация, коллажи): artPad, FotoTricks, Glogster, ImageChef, Photoshop, Picadilio, Smore

3. Презентации, публикации, видеоролики (mix): Animoto, Calameo, Magnoto, Prezi, PhotoPeach, Slideshare

4. Офисные технологии, документ-сервисы: DocMe, Google Документы, SkyDrive

5. Органайзеры, информеры: Dreams Board, Google календарь, Lino It

6. Работа с группами, планировщики, закладки: BobrDobr, Google группы, Symbaloo, Stixy

7. Визуализация данных: Сacoo, Mind42, Mindomo, WordCloud, Word It Out

8. Вебинары, конференции, встречи: AnyMeeting, Joint.me, Onwebinar, Tinychat

9. Карты: Googleкарты, Quickmaps, Wikimapia

10. Сайты, блоги, визитки: Blogger, OnePage, Tumblr, Wix

11. Тесты, опросники: Google форма, Pollservice, Simpoll, Webanketa

12. Мультимедиа сервисы: Mp3Cut, Playcast, Widgetbox, ZooBurst, Loopster

13. Ленты времени: Dipity, Timerime, Timetoast

14. Дидактические игры и занятия: BrainFlips, Flashcard Machine, JeopardyLabs, JigsawPlanet, LearningApps, ProProfs, PuzzleCreation, Wixie, Zondle, Фабрика кроссвордов и т.д.

Одним из самых популярных и доступных является сервис LearningApps. LearningApps – сервис позволяет по имеющимся шаблонам создавать интерактивные учебно-методические пособия по темам [25]. Шаблоны включают в себя работу с мультимедиа файлами. Инструменты сервиса разнообразны – от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Для начала полноценной работы с сервисом необходима регистрация. Полученные материалы могут использоваться на разных этапах урока в зависимости от поставленных задач.


О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире происходит широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни - в науку, в образование, производство, быт. Но, что касается, образование, то компьютеризация - это не только обеспечение компьютерной грамотности, но и средство для увеличения производительности труда преподавателей, способ повышения эффективности обучения и самообучения.

Использование интернет — ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности для творчества. Вопрос интеграции Интернета в образовании очень актуален в наши дни. Интернет-ресурсы стали неотъемлемой частью современной системы образования. Преподаватели уже не сомневаются в пользе публикаций учебных материалов в Глобальной сети. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации, Благодаря её использованию, процесс обучения возможно сделать более эффективным и интересным для школьника. Что касается, организации самостоятельной работы учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта.

Применение Интернет-ресурсов на уроках необходимо, учитывая с какой скоростью, развиваются информационные технологии. Мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся.[6]

Интерне́т – это всемирная система объеденных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Упоминается как Глобальная сеть, Всемирная сеть или просто Сеть. Сейчас Интернет набирает обороты с огромной скоростью Почти в каждом доме, у каждой семьи есть Интернет и не только на компьютере, но и на телефоне. Интернет стал частью жизни современного человека. Он не может существовать без Интернет-ресурсов или сайтов.

Было проведено исследование. С целью выявления трудностей при использовании Интернета в процессе образовательном процессе.

Объем выборки составил 10 педагогов. Учителям бы предоставлен опросник:

Опросник включал в себя 5 вопросов (автор, Завьялова Полина Андреевна).

Цель: выявить использование Интернет-ресурсов среди педагогов.

Используете ли Вы использование Интернет-ресурсов для подготовки к урокам?

Бывают ли у Вас проблемы при использовании Интернет-ресурсов? Если да, то какие?

Как часто Вы пользуетесь Интернет-ресурсами?

Используете ли Вы фото и видео файлы, презентации на своих уроках?

Если Вы используете презентации, то обычно Вы создаете их сами или используете уже готовые?

60% педагогов используют Интернет в образовательном процессе;

30% имеют трудности в использовании Интернета;

35% учителей используют Интернет-ресурсы на каждом занятии;

20% используют видео и фотоматериалы в образовательном процессе;

40% учителей используют чужие презентации на своих уроках.

Проанализировав результаты можно сделать вывод, что учителя довольно часто используют Интернет в учебном процессе. Но есть и трудности, которые возникают у педагогов в использовании сети Интернет.

Проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при использовании Интернета:

Не заинтересованность в использовании Интернет-ресурсов;

Не заинтересованность в изучении использования Интернета в процессе образования.

Для учителей, которые никогда в своей работе не использовали Интернет-ресурсы, рекомендовано пройти курсы повышения квалификации. [1, 2, 3]

В практике педагога могут быть использованы Интернет- ресурсы разного типа.

1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:

интерактивные учебники и учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок);

справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки;

2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию той или иной практической деятельности учащихся задачники:

включают только набор задач с ответами;

включают набор задач с решениями;

включают набор задач с подсказками и решениями, (что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;

включают набор задач с подсказками и решениями, предполагают;

3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя:

разработки уроков (с методической обработкой);

библиографические ресурсы, в том числе Интернет - магазины;

4. Комбинированные Интернет-ресурсы, включающие элементы перечисленных выше групп;

5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).

Работа с Интернет-ресурсами каждой группы имеет свои особенности. Остановимся более подробно на некоторых из выделенных групп. Материалы информационных Интернет-ресурсов группы могут использоваться:

при подготовке учителя к уроку;

для организации самостоятельного изучения учащимися

на уроке для организации самостоятельной работы учащихся;

для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах);

для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

При подготовке учителя к уроку Интернет-ресурсы этой группы могут являться основой для подготовки учителем:

подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ;

подготовки индивидуализированных раздаточных материалов

самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).

При объяснении учителем нового материала целесообразно использовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации. Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При проведении урока учитель может использовать Интернет-ресурс

основу проблемного рассказа;

основу организации деятельности учащихся:

основа индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке;

основа беседы, в том числе эвристической;

При самостоятельном изучении нового материала на уроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работы с Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться от работы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем.

Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.

При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.

Материалы подобных Интернет-ресурсов могут быть использованы для подготовки учащимися рефератов и докладов. Для того чтобы деятельности учащихся в этом направлении была продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы. Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.

Интернет – ресурсы практической направленности могут являться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и дома.

Виртуальная лабораторная работа и виртуальная экскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуально в классе; в режиме самостоятельной работы дома. Можно выделить такие преимущества виртуальной лабораторной работы:

отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании;

возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия…);

самостоятельное получение выводов и самопроверка.

Виртуальная экскурсия, в свою очередь обладает следующими преимуществами:

временные затраты минимальны;

доступ к экспонатам любого музея мира;

быстрое получение необходимой информации об экспонате;

большое количество экспонатов.

Подробные рекомендации:

Преподаватель может использовать видео прямо из Интернета, например, с сайта YouTube, а еще лучше с национальных телевизионных вещателей, таких как BBC или Canal. Использование видео такого рода является хорошим способом, чтобы заинтересовать нерасположенных студентов познакомиться с культурой других стран.

Можно создавать свои собственные интерактивные упражнения, ведь Вы как никто знаете все сильные и слабые стороны своих учеников.

Создание предметного блог или блог класса( такой блог можно создавать вместе с учениками). Это поможет демонстрировать работу и достижения ваших учеников, фокусируясь на их усилия.

Зачем нужно использование Интернет-ресурсов учителю?

экономия времени на уроке;

глубина погружения в материал;

повышенная мотивация обучения;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает использование Интернета ученику?

ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;

ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию;

ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Так же в ходе работы были выделены плюсы и минусы использование Интернет технологий. Положительные стороны:

Повышает эффективность обучения у учеников;

Вызывает повышенный интерес к предмету;

Улучшает отношения между учителем и учеником;

Дает разнообразие в проведение урока.

При подготовке к занятию учитель сталкивается с лишнем и не нужной ему информацией;

Некоторые интернет-ресурсы платные;

Отсутствие Интернет-соединения в школе.

Несмотря на отрицательные стороны использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе растет.

Таким образом, считаем целесообразным для педагогов, которые не используют и те которые используют Интернет-ресурсы в своей деятельности, усовершенствовать себя, находить новые Интернет-ресурсы, повышать свою квалификацию - это поможет повысить совершенствованию и повышению качества образования в системе общего образования.

Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе // Народное образование. -2008. -№1. С. 176-182

Андреев Л.А. Общедоступные программные и образовательные ресурсы Интернета // Образовательные технологии. -2010. -№1. С. 83-89

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. -2003. С. 272

Панкова Е.В Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе // Научные и технические библиотеки. -2014. -№1. С. 46-46

Читайте также: