Использование икт в музыкальной школе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение (актуальность, цели, задачи, преимущества ИКТ).

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование:

- характеристика компьютерных программ

- синтезаторы, MIDI-клавиатуры, цифровые фортепиано

Работа в сети Интернет:

- цифровые фотоаппарат и видеокамера

- интернет - конкурсы, фестивали

- другие возможности ИКТ

Список используемой литературы

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Актуальность (слайд 1)

Сегодня информатизация – это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация учащихся,

активизация их познавательной и творческой деятельности. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, способствует:

-повышению качества музыкального образования,

-развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям,

-вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность,

-расширению художественного кругозора учащихся;

- формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации .

Цель: (слайд3)

-внедрение новых форм работы и нового подхода к образовательному процессу в классе специального фортепиано;

-выявление личностных интересов учащихся для мотивации к творчеству путем использования инновационных педагогических технологий.

- профессиональная подготовка исполнителей;

- использование ИКТ, как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал; модернизировать и искать более эффективные формы и методы работы в воспитании учащихся

- расширить кругозор учащихся.

Преимущества ИКТ (слайд 4)

-Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

-Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем способствует формированию у детей рефлексии.

-ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей .

-Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий .

- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Ресурсное обеспечение проекта: (слайд 5)

В работе продуктивно используются, и внедряются в образовательный процесс интернет - технологии, цифровые и электронные ресурсы : аудио и видеоматериалы, графические, текстовые и другие документы, телевизор, мультимедийное устройство, компьютер, проигрыватель, музыкальный центр, флеш – карты.

Музыкальное воспитание в ДШИ. (слайд 6)

Р азвитие способностей к восприятию музыки осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся активно, с увлечением и интересом посещали и занимались на уроках. Помощью преподавателям музыкального отделения в решении этой непростой задачи может стать сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Мультимедийные программы :

На сегодняшний день существует много различных электронных изданий, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. Условно их можно разделить на следующие группы:

Информативные: (слайд 7)

– энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета

- каталоги обучающих музыкальных программ,

Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации, так “Энциклопедия классической музыки” включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний;

Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Тематические, обучающе-развивающие: (слайд 8)

- Образовательно-игровые – (слайд 9)

Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке. Курс “Теория музыки” поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. Игра “Крестики-нолики” самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. “Музыкальные кубики” позволят собрать мелодию, а “Музыкальный диктант” поможет проверить свой музыкальный слух и память. Приложение “История музыкальных инструментов” поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры

" Cartoon Classics "- программа с игровыми элементами (Классическая музыка из мультфильмов), которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки;

- Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.
- Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой , даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы. Информация через компьютер подается в понятной для детей форме, наглядно и образно; компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Использование презентаций открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Они позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении

(например, Менуэт – кто его придумал, как его танцевали, что носили, представление об эпохе и вставки музыкальных фрагментов), о музыкальном стиле или направлении. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях , демонстрируя доклады с тематическими лекциями, фотографии с мероприятиями, достижениями учащихся класса и ДШИ.

Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно.

Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Фонотека (слайд 12)– записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам. Использовании, CD, DVD, MP3 – дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок – опер. С помощью этих средств массовой информации каждый преподаватель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и во все мире. Пополняя свою фонотеку и развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Фонограмма (слайд13) Готовое оркестровое сопровождение к музыкальным фортепианным произведениям способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей и их исполнительских способностей. Учащиеся имеют возможность показать себя с лучшей стороны, чувствуют себя настоящими артистами.

Синтезаторы, MIDI-клавиатуры, цифровые фортепиано (слайд 14)

Цифровые фотоаппарат и видеокамера используются для эстетического оформления мероприятий,

- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

- использование видеокамеры (записи выступлений учащихся класса и использование данного материала для участия в конкурсах и для работы с родителями).

- коллективный просмотр аудиозаписи и видеозаписи: Повышает интерес, к изучаемым пьесам, просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. Потом обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально - творческое мышление.

Работа в сети Интернет (слайд 15)

В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных интернет - конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах для учащихся и преподавателей:

Конкурсы дают возможность нашим ученикам и преподавателям открыть свои способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои творческие замыслы и таланты.

ИКТ – технологии дают большие возможности :

- Для качественной обработки и хранения большого объёма музыкального материала и ценной информации в домашнем компьютере или на дисках.

- для поиска разнообразной информации о той музыке, которая предлагается ученикам: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.

- Специальные сайты Интернет - магазинов позволяют получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах.

- При помощи принтера распечатываются нужные нотные тексты, а если необходимо, то в нескольких экземплярах.

Проектное решение ( слайд 16)

Применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как преподавателя, так и учащихся, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, современным.

Проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов (ФГОС).

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника

В своей практике я использую следующие виды проектов: (слайд 17)

Сценарные проекты (слайд20)

Ролевая игра имеет большое значение для развития личности учащегося: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Участники проекта (слайд22)- учащиеся, преподаватели, родители.

Заключение (слайд23)

Применение компьютера и других технических средств на уроках фортепиано и мероприятиях (классных часах, лекциях – концертах, школьных фестивалях) – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.

Новые информационные технологии :

-повышают мотивацию учащихся к занятиям фортепиано,

-оказывают воздействие на развитие личности ребенка,

-раскрывают творческий потенциал детей,

- делают урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Интернет-источники:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для учащихся.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Использование современныхИформационно-коммуникативных технологий в работе ДШИ.

Подготовила: Косогорова Лариса Григорьевна -

преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.

Понятие информационных технологий.

Классификация программных средств.

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование.

Характеристика компьютерных программ.

Данная разработка может быть полезна преподавателям ДШИ, ДМШ и другим учреждениям образования и культуры.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для учащихся.

Как этого можно достичь?

Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в музыкальной школе. Практическим результатом работы стал анализ личного опыта в этой сфере.

Понятие технологий

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся технологиям создания, управления иобработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать разные цели, например получение информации или общение с другими людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно человек может взаимодействовать в интернет ресурсами либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий в образование.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

Классификация программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

Педагогическими программными средствами могут выступать:

- компьютерные учебники (уроки);

- контролирующие (тестовые и пр.);

- демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

- учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:

-развитие личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.

- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Использование мультимедиа технологий в музыкальной школе

Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.

В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?

- в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;

- в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;

- в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.

Цели использования информационных технологий на уроке:

- для профессиональной подготовки исполнителей;

- для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

- расширить кругозор ученика.

Основные направления использования технологий на уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:

- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;

- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;

- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

На уроках фортепиано активно применяются такие информационные технологии:

1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.).

2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.

3. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).

Характеристика компьютерных программ

Далее представляю краткую характеристику наиболее используемых мною компьютерных программ с описанием методики их применения.

Программа - Microsoft Office Word используется для создания мной и учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.

Программа Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.

Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.

Энциклопедия на CD "Класическая музыка" иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира.

Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. Потом обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально-творческое мышление.

Предварительно ученице было предложено найти иллюстрации к сказкам, нарисовать свой рисунок, изображающий Бабу-Ягу, продумать, как можно словесно охарактеризовать её, описать внешний вид, представить силой своего воображения этот яркий персонаж русских сказок. Девочка настолько увлеклась заданием, что кроме вышеперечисленного, нашла в Интернете картины и рисунки Бабы-Яги, а также кадры из мультфильмов и кино.

Ученики со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на фортепиано так, как учитель. Этот метод очень эффективный.

Для одаренных детей на последнем этапе работы над пьесой я применяю такой способ: записываю их игру на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше.

Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению.

Ученики понимают значимость обучения игре на фортепиано, выступления на сцене приносит им радость, не смотря на трудности, возникающие в процессе работы над пьесами.

Информационно-коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать её в виде рефератов, тестовых заданий, вопросов по теме, кроссвордов и т.п.

Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концерту нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:

тренинга (репетиции в разных вариантах);

изготовление печатной продукции (оформление

рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),

рассылки по сайтам (поиск стихотворений);

здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта для учеников и зрителей).

Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует сегодняшнему дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.

Список используемой литературы

Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.

Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А. Каменский и В.А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных детей, педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности; активизация творческого потенциала учащихся;
  • повышение интереса учащихся к музыкальной культуре;
  • обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей современного уровня.

Использование в процессе музыкального образования и воспитания информационно-коммуникационных технологий стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными. Итак, рассмотрим эти формы дидактических материалов подробнее.

Мультимедийная презентация

Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

  • Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
  • Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
  • Виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, по музеям-квартирам композиторов.
  • Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма.
  • При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и раздать учащимся в качестве раздаточного наглядного материала.
  • Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с учащимися эта запись просматривается и обсуждается.
  • При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте можно использовать презентации-концерты, для знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.
  • Возможно также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В заключение хотелось бы отметить важность и нужность использования педагогом-музыкантом информационных технологий. Это способствует повышению интереса учащихся к обучению, повышению эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая разработка

Разработал: Найденова Т.В.

г. Югорск, 2020

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Понятие технологий

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать разные цели, например получение информации или общение с другими людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно человек может взаимодействовать в интернет ресурсами либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий в образование.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

Классификация программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

Педагогическими программными средствами могут выступать:

- компьютерные учебники (уроки);

- контролирующие (тестовые и пр.);

- демонстрационные (слайд - или видеофильмы);

- учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Обоснование использования информационных технологий в образовании

Методическими возможностями информационных технологий принято считать:

- индивидуализацию, дифференциацию обучения;

- разработку и применение информационных баз данных;

- доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;

- возможность тренировки и самоподготовки;

- повышение мотивации обучения;

- формирование культуры учебной деятельности;

- экономию учебного времени.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:

-развитие личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.

- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Использование мультимедиа технологий в ДШИ

Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.

В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?

-в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;

-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;

-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.

Цели использования информационных технологий на уроке:

- для профессиональной подготовки исполнителей;

- для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

- расширить кругозор ученика.

Основные направления использования технологий на уроках:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

- демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).

- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:

- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;

- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;

- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

На уроках в ДШИ активно применяются такие информационные технологии:

1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.).

2. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).

Программа - Microsoft Office Word используется для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.

Программа Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.

С учениками можно использовать программы с музыкальными играми, тренажерами. Различные программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует сегодняшнему дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.

Список используемой литературы

Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.

Читайте также: