Исландские саги ирландский эпос краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Как и другие эпические памятники, ирландские образцы жанра имеют народное происхождение, о чем свидетельствует их стиль, близкий к фольклорному. Саги изобилуют формульными стихами, постоянными эпитетами, в них использован характерный для эпоса прием ретардации. О народной основе говорит и содержание саг, изобилующее сказочной фантастикой, воспевающее героев-защитников народа, исполненное патриотического пафоса. Однако до нас они дошли в книжной форме. Основными источниками, где содержатся саги, являются так называемая Книга Бурой Коровы (ок. 1100 г.), названная так но переплету рукописи, и Лейнстерская книга (вторая половина XII в.).

Остановимся на сагах уладского цикла. Их название связано с делением древней Ирландии на пять областей или королевств, которые назывались: Улад (Ульстер), занимавший север и северо-запад современной Ирландии, Коннахт, располагавшийся на западе, юго-восточный Лаген (Лейнстер), Мунстер (юг и юго-запад), центральное королевство Миде. Основой этого цикла является вражда между Уладом, где царствует Конхобар, и Коннахтом, где правят королева Медб и ее муж Айлиль. Согласно преданию Медб была сначала супругой Конхобара, однако против его воли оставила этого короля и стала женой Айлиля.

Уладский цикл считают самым древним, описанные в нем события принято относить к первым векам нашей эры. В пользу такого предположения говорит ряд фактов. Во-первых, один из героев этого цикла, король Конхобар, согласно другим древним ирландским источникам жил в период между 30 г. до н.э. и 33 г. н.э. Во-вторых, упомянутое выше деление страны на 5 областей было уничтожено в 130 г. н.э. В-третьих, известно, что эпическая столица уладов Эмайн-Маха была разрушена в 332 г. [1]

Ирландские саги поражают удивительным сочетанием фантастики и точности бытовых описаний. Подробно даны картины пиров, где по сто раз наполнялись чаши, воины демонстрировали ловкость на веревке, натянутой между двумя дверями, раздавались звуки арф и пение филидов [3] . Детально и красочно описан облик колесницы Кухулина, когда он отправляется свататься к Эмер. Одна из девушек, окружающих героиню, сообщает, что прибывает колесница, сделанная из лучшего дерева и ивовых прутьев, с бортами из меди и колесами из белой бронзы. Возничий колесницы изображен тоже весьма подробно, его портрет включает в себя даже веснушки на лице и сетку для волос. Конкретно-бытовые черты вполне органично соседствуют с картинами битв.

Примерный план занятия

Материалы к занятию

  • 1. Когда сложились сюжеты ирландских саг, когда они были записаны, в какой рукописи дошли до наших дней?
  • 2. Кто такие друиды, филиды, барды?
  • 3. Что делает Кухулина самым архаичным из героев средневекового эпоса?

Прочитайте отрывок из статьи А. А. Смирнова и ответьте на следующие вопросы.

  • 1. Каковы были история и структура общества кельтов, населявших древнюю Ирландию?
  • 2. Какими, по мнению А. А. Смирнова, были нравы древних кельтов?
  • 3. Кого и что исследователь относит к религиозно-мифологическому элементу в ирландских сагах?

СТАТЬЯ Исландские саги и ирландский эпос как отражение Истории

Исландские саги


Пляж с чёрным песком, Исландия

По мнению Фёдора Успенского, среди основных столпов древнескандинавской культуры едва ли не самое значительное место занимают право и поэзия. И одно, и другое в каком-то смысле нашли своё выражение в родовых сагах.

Понятие истории у древних скандинавов было очень персонифицировано и связывалось с понятием человеческой судьбы. Судьба, в свою очередь, зависела от везения или невезения, однако степень удачливости могла меняться с течением времени и не считалась категорией постоянной, данной раз и навсегда. Везение можно было приумножить, получив, например, от удачливого правителя подарок – перстень, меч и т.д.

Везением или отсутствием обладал не только каждый человек, но и весь его в род в целом.

Помимо богатейшей и, как правило, точнейшей генеалогической информации, которую содержат эти саги, по ним можно проследить и эволюцию образа эпического исландского героя: от неистового и взрывного Эгиля, который постоянно конфликтует с норвежскими конунгами, до мудрого и спокойного Ньяля, готового сражаться только во имя высшей справедливости.

Конечно, от судьбы было невозможно скрыться, но в скандинавских сагах нет и намёка на её пассивное принятие. Наоборот, чаще всего эпический герой, предчувствуя или зная свою судьбу, готовиться встретиться с ней максимально достойно.

Кельтский эпос

Говоря о кельтской культуре, мы обычно географически имеем в виду территорию Британских островов (Ирландию, Уэльс и горную Шотландию), а также область Бретани. Несмотря на вторжения скандинавских викингов, англо-норманское завоевание и последующую романизацию, кельтская культура сумела сохранить свою самобытность. Самым крупным очагом этой культуры стала Ирландия.

Впоследствии истории о богах и героях сохранили умеющие писать христианские монахи.

В то время, как барды разрабатывали поэзию, связанную с музыкой, филиды рассказывали эпические предания, развлекая ими князей и их приближённых. Естественно, что дословно выучивать одну и ту же историю поколения филидов не могли, поэтому исследователи предполагают, что при передаче прозаической повести – скелы (потом их стали называть сагами по аналогии с древнескандинавскими повестями) – от учителя к ученику, последний заучивал лишь самые существенные части скелы, её схему, в остальном же каждый рассказчик имел определённую свободу для импровизации. Но и для импровизации существовали свои особые стилистические формулы: не было нужды изобретать велосипед, описывая грандиозный пир или поединок героев, каждый знал, как до него живописали выразительные подробности. Настоящий простор для творчества содержался в стихотворных вставках: в стихах передавались речи героев, чаще использовались эпитеты и параллелизмы, стихи выражали момент наивысшего напряжения повествования. В этом чередовании прозы и поэзии - уникальность кельтского эпоса.

Вторая, характерная только для кельтов, особенность эпоса заключалась в том, что христианизация Ирландии была не особенно глубокой. Ирландская церковь сумела сохранить независимость от Рима, который из-за этого не присылал своих священников: всё духовенство было местного происхождения, а потому было чрезвычайно терпимо к народному двоеверию и сохранению языческих элементов.

Дж. К. Лейендекер. Королева Медб, 1911

Именно поэтому кельтский эпос весь пронизан ощущением волшебного, которое спокойно сосуществует с человеком: из ирландских скел монахи-переписчики не вычёркивали сказания о духах, феях, заклятиях, приворотных зельях.

Третья особенность кельтского эпоса связана как раз с образом Кухулина, который одновременно архаически демоничен и трагичен. Трагичность его образа особенно ярко проявляется в саге, описывающей его смерть. Там герой, не в силах нарушить правило ни в чём не отказывать женщинам, вынужден съесть собачье мясо, которое предлагают ему ведьмы, а затем, снова не в силах допустить, чтобы друиды вражеского племени произнесли заклинание, способное уничтожить весь его род, трижды бросает древком вперёд копьё, зная, что от этого погибнет.

Как человек, живущий по законам и обычаям племени, он должен следовать всевозможным, зачастую непонятным запретам, но как герой он в силах сделать выбор между запретами, следование которым навредит его роду, и собственной смертью.

Вообще кельтская литература оказала огромное влияние на развитие западноевропейского рыцарского романа.

Э. Уолказнс. Кухулин несёт через реку Фердиада, 1905

Итак, именно исландский и ирландский эпос, благодаря географической удалённости своих стран от метрополий, сохранили подлинно архаичные черты, позволяющие сегодняшнему читателю ощутить историю так, как ощущали её наши предки: в виде непрерывного потока, где всё ушедшее было неразрывно связано с приходящим, где каждый человек ощущал себя частью чего-то большего, чем он сам, где одна генеалогия давала право почувствовать себя полноценным членом общества, а невозможность проследить свои корни - отрезала от людей. Фантастический, волшебный мир кельтов - и строгий, исторически достоверный мир исландского эпоса учат нас, по сути, одной и той же вещи: без предков человек ничто, а история неумолима. Но и ей есть что противопоставить: хаос энтропии преодолевается информацией и памятью. ■

книга Исландские саги. Ирландский эпос 04.01.13

Исландский народ называют самым литературным народом мира. Его называют также народом поэтов. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении — исландская национальная черта. Древнеисландская саговая литература очень многообразна. Из огромного количества сохранившихся до нас старых ирландских сказаний нами были выбраны для перевода образцы из двух групп саг. Первая содержит древнейшие из героических саг, а именно — относящиеся к циклу Кухулина. В таком виде, особняком, они стоят обычно и в древних ирландских рукописных сборниках. Нами подобраны те из них, которые изображают наиболее яркие моменты из жизни этого героя. Вторая группа составлена из саг довольно различных эпох и циклов. Общим для всех этих повестей является преобладание в них вместо героического элемента фантастики и трагических коллизий чувства. В комментариях к отдельным сагам или прядям даются сведения об их особенностях, исторической основе, переводах на русский язык, библиографии, а также объясняются отдельные слова и выражения, встречающиеся в них.* * *Исландские саги. Составление, вступительная статья и примечания М. И. Стеблин-КаменскогоИрландский эпос. Вступительная статья и примечания А. А. СмирноваИллюстрации к исландским сагам Рокуэлла Кента (воспроизводятся по изданию: The Saga of Gisli, Son of Sour. N. Y., 1936)

Произведение Исландские саги. Ирландский эпос полностью

Читать онлайн Исландские саги. Ирландский эпос

Исландские саги
Вступление 16.04.13
Сага о Гисли 16.04.13
Об Аудуне с Западных Фьордов 16.04.13
Сага о гренландцах 16.04.13
Сага об Эйрике Рыжем 16.04.13
О Торстейне Морозе 16.04.13
Сага о Торстейне Битом 16.04.13
Сага о Хранкеле, Годи Фрейра 16.04.13
Сага о Ньяле 16.04.13
Сага о Хёрде и островитянях 16.04.13
Сага о Гуннлауге Змеином Языке 16.04.13
Об исландце-сказителе 16.04.13
О Халльдоре, сыне Снорри 16.04.13
Древнеирландский эпос
2 - 1 16.04.13
Саги героические 16.04.13
Саги фантастические 16.04.13
Примечания
Исландские саги 16.04.13
Древнеирландский эпос 16.04.13

Еще ничего не добавлено. Добавить похожее

Перед читателем самый известный памятник средневековой арабской и персидской литературы. Это собрание рассказов обрамленно историей о царе Шахрияре и его жене Шехерезаде.

Персидский царь Шахрияр казнил свою первую жену за неверность. С тех пор уверившись в распутстве всех женщин, он проводит с невинной девушкой одну ночь и на рассвете велит ее казнить. Но однажды царь провел ночь с умной и прекрасной Шахерезадой. В эту ночь она рассказывала ему увлекательную историю, но на самом захватывающем месте настало утро. Отложив казнь до следующего утра Шахрияр провел с Шахерезадой еще одну ночь, а заней еще тысячу таких же ночей, в каждую из которых девушка рассказывала историю. Так родилась эта книга, а вместе с ней за это время и три сына Шахрияра и Шахерезады. Царь так и не казнил девушку, ведь еще с самой их встречи он уверился в ее чистоте и целомудренности.

Поучение – церковный жанр устной речи. Оно произносилось на обычном, живом языке сразу после литургии. Князь, благословленный церковью, имел право, как писать, так и произносить Поучение.

На рубеже 11 – 12 веков, киевский князь Владимир Мономах был самой видной политической фигурой Руси. Только одних походов, в основном на половцев, ему довелось совершить 83, не считая мелких стычек и столкновений с соседними княжествами. Главное заботой Владимира Мономаха было объединение разрозненных славянских племен в одно государство.

Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем (др.-англ. Grendel) и его матерью, и над опустошавшим страну драконом, к чему прибавлено несколько побочных эпизодов.

Действие происходит в Скандинавии (Дания и юг нынешней Швеции). В блистательном чертоге славного конунга Хродгара под названием Хеорот пировали дружинные воины из племени данов (датчан). Однако вот уже 12 зим на Хеорот нападает страшное чудовище по имени Грендель, истребляя лучших и знатнейших воинов. Знатный гётский военачальник Беовульф, известный своей силой и воинскими умениями, отправляется морем с дружиной на помощь Хродгару, помня о гостеприимстве, оказанном его отцу конунгом, когда он вынужден был уйти из своих земель как изгнанник. В одиночку он побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове. Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается ещё более жуткий враг — мать Гренделя. Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.

Во второй части поэмы Беовульф — к тому времени уже конунг гётов — вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад. Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану. Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни. Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.

Как и в других произведениях древнегерманского эпоса, наряду с действиями героев большое внимание уделяется их речам, в которых раскрываются характеры, ум и ценности героев, служащие идеалами своей эпохи и авторов, а также использующиеся для изложения дополнительных сюжетных линий, предыстории и других сведений.

Ирландский героический эпос сформировался в период между III и VII вв. Для этого периода характерны все те учреждения и обычаи родового строя, которые видны в эпосе: это власть вождей-королей, парный брак с пережитками матриархата, кровная месть, тотемизм и широкая практика магии. Христианизация Ирландии в V в. не оказала влияния на устройство и нравы общества.

На этой основе развился героический эпос. Певцы-рассказчики разделялись на бардов (лирическая поэзия в широком смысле слова, связанная с музыкой) и филидов (прорицатели, рассказчики). Главной специальностью последних было рассказывание эпических преданий, которые были подвергнуты сложной литературной обработке. С самого начала эти предания (скелы) имели прозаическую форму, вследствие чего их часто называют сагами (по аналогии с прозаическими повестями скандинавов). Но филиды стали вставлять в них стихотворные отрывки, передавая стихами речи действующих лиц в тех местах, где рассказ достигает значительного драматического напряжения.

Число таких поэтических вставок со временем изменялось, обычно возрастая. Оставались неизменными только наиболее существенные части саги.

Общим фоном событий цикла служит борьба между Уладом и Коннахтом, двумя королевствами. Эта борьба действительно имела место до II века н.э.

Первоначальным стержнем цикла был Конхобар, но вскоре его постигла участь всех эпических королей – его вытеснили воины. Ничего не говорится о подвигах Конхобара. Кухулин вскоре занял первенствующее положение.

Если цикл о Кухулине еще претендует на какую-то историческую достоверность, то ее совершенно лишен второй героический цикл. Он сложился на юге Ирландии и имеет своим главным героем Финна, вождя фенниев. Так называлась особая организация воинов, необыкновенно искусных в ведении боя и в физических упражнениях, занимавшихся только войной и охотой и не подчинявшихся никакой власти в Ирландии, кроме власти своего вождя. Есть серьезные основания полагать, что предания о Финне носят вполне легендарный характер. Скорее всего, Финн – древний мифический образ, поздно и своеобразно оживший в фольклорном творчестве. Наряду с Финном в этих сагах упоминается его сын Ойсин, или Оссиан, искусный в сложении песен, и внук Осгар.

Прежде чем окончательно сформироваться, саги развивались в течение семи веков и были записаны лишь в XII веке. Они отражают состояние Ирландии в эпоху примерно с III по VII век н.э.

Сюжеты и персонажи

Саги о Кухулине составляют своеобразную легендарную биографию героя. Кухулин – сын Дехтире, сестры Конхобара, и бога света Луга. По другой версии предания, его прижил сам Конхобар с Дехтире.

По сравнению с Кухулином другие персонажи цикла значительно бледнее. Но все-таки: Фергус – добродушный простак, Брикрен – язвительный, злокозненный, грубый, свирепый (в монографии о Локи написано, что Брикрен – его ирландский двойник), Найси – нежный и смелый.

Сила враждебного Уладскому королевству Коннахта воплощается в королеве Медб, могучей и жестокой, и ее мужа Айлиля. Они окружены верными бойцами – Фергусом, Фердиадом и другими. На ее стороне также выступает мудрец Муман и Лугайд. Этой коалиции противостоит Конхобар, Кухулин, Конал Победоносный, Лойгайре Сокрушитель, которые все живут в столице уладов – Эмайн-Махе.

Краткое содержание

Читайте также: