Иск о защите прав ребенка в школе

Обновлено: 30.06.2024

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

Кроме того, каждый несовершеннолетний, являющийся гражданином РФ, защищается международным правом (например, 6 статьей Конвенции ООН о правах ребенка, под юрисдикцию которой подпадает Российская Федерация).

Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Права ребенка

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

  • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  • свободы совести и вероисповедания;
  • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
  • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

Права ребенка в семье

Ребенок имеет право:

в семье

  • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав - в госучреждениях;
  • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет - право на добровольную смену имени);
  • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  • открыто выражать свое мнение;
  • получать доход (стипендию, зарплату);
  • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  • физическое насилие и угрозы насилием;
  • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  • оставление без присмотра на длительный срок;
  • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  • нецелевое расходование средств из материнского капитала - лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Примеры нарушений и защиты прав детей в России

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

  • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
  • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

  • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Судебная практика

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

Как оспорить отцовство в суде

Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына - с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

Куда обращаться?

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет - в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  • сам ребенок;
  • родители или законные представители ;
  • родственники;
  • соседи и школьные учителя;
  • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по ссылке.

Ответственность

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения родительских прав, но и уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате алиментов.

Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
  • знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
  • на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
  • право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:

  • родители (один из них)
  • лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
  • органы опеки и попечительства
  • инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам человека
  • фактические воспитатели
  • лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
  • иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.

При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.

К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.

В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.

Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
  • в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
  • в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
  • в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).

Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.

В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:

  • на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
  • на изменение жилищных условий ребенка
  • на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
  • на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
  • на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
  • на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
  • на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
  • а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.

Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.

Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:

  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
  • об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
  • об установлении усыновления ребенка
  • об отмене усыновления ребенка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  • имущественные права.

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

С поступлением ребенка в школу многие родители понимают, что впереди долгие, насыщенные событиями годы. У большинства это время оставит в памяти приятный след, но некоторым учеба ребенка может запомниться негативными моментами и даже острыми конфликтами.

Замечу, что иногда образовательные учреждения допускают нарушения прав учащихся по незнанию, но такие случаи единичны.

- на выбор образовательной организации;

- на предоставление условий для обучения с учетом психофизического развития и состояния здоровья;

- выбор факультативных и элективных предметов, курсов, дисциплин;

- на уважение человеческого достоинства;

- на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбление личности, охрану жизни и здоровья;

- на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- на участие в управлении школой;

- на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность образовательной организации и обжалование в установленном порядке актов образовательной организации.

Согласно части 1 статьи 45 Закона, защищая свои права, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:

1) направлять в органы управления образовательной организации, в частности директору школы, общему собранию, педагогическому совету и другие, предусмотренные уставом образовательной организации, обращения о применении к работникам, нарушающим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемую из равного числа учащихся, родителей (законных представителей) учащихся и работников конкретного учреждения;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Очевидно, что применение первых двух пунктов затруднений и вопросов не вызывает, а третий требует уточнения.

Приведу один интересный пример. Последним способом, то есть, обратившись ко мне и одновременно в Управление образования
г. Хабаровска, воспользовались родители ученика одной из гимназий, узнав от классного руководителя о том, что к их ребенку и еще 16 ученикам 7-го класса приказом директора применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Символично, что случилось это в первый день летних каникул, по традиции совпавший с Днем защиты детей.

Из разговора с учителем родители узнали не только о выговоре, но и о том, что ознакомиться с приказом сын должен без них – так распорядился директор. Между тем, пункт 13 Порядка применения к учащимся общеобразовательных учреждений мер дисциплинарного взыскания (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185, возлагает на образовательную организацию обязанность довести изданный приказ о наказании под роспись не только до обучающегося, но и до их родителей (законных представителей).

Воспрепятствовав в ознакомлении с приказом, директор гимназии грубо нарушила требования Порядка. Фактически, родители были исключены из воспитательного процесса и не имели возможности получить полную информацию о причинах наказания и применения столь строгого взыскания. Что же еще было нарушено?

Согласно пункту 8 названного Порядка, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Однако, как сообщили ученики и не отрицали в гимназии, объяснения ни с одного из семнадцати учащихся затребованы не были. Налицо еще одно нарушение.

В этот момент, как мне представляется, конфликт между гимназией и родителями ученика перешел в иную, неюридическую плоскость. Возникает множество вопросов: насколько компетентен учитель и отвечает ли предъявляемым к нему требованиям, осознает ли он неэтичность своего предложения? Насколько допустимо игнорирование предыдущих успехов ребенка и их обесценивание? Возможно ли после подобного грубого высказывания сохранить репутацию и уважение в глазах учеников и их родителей? Вопросы риторические.

Возвращаясь к юридической стороне конфликтной ситуации, отмечу, что соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности также установлено Порядком, а именно пунктом 9. Однако, оценить правильность его применения в данном случае невозможно, так как внятно сформулировать претензии к ученикам ни директор, ни классный руководитель не смогли. Обвинение свелось к обобщенным фразам о нарушении классом дисциплины в течение года.

Важно отметить, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение совета учащихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей). Норма является своего рода сдерживающим фактором для администрации образовательной организации, обеспечивающим максимальную объективность при наказании несовершеннолетнего и соблюдение его прав. Будь она применена, незаконный локальный акт не появился бы, однако ни с одним из перечисленных органов гимназии перед вынесением приказа директор советоваться не стала. И в этом очередное грубое нарушение.

В результате проверки, все изложенное в обращении родителей семиклассника нашло свое подтверждение, а незаконный приказ директора гимназии был отменен. Руководителю учреждения было указано на недопустимость подобных нарушений законодательства. Подросток по инициативе родителей переведен в другое учебное заведение.

Хочется надеяться, что все участники образовательных отношений, к которым Закон относит учеников, педагогов и родителей (законных представителей), будут уважительно относиться к правам друг друга, добросовестно выполнять возложенные обязанности и соблюдать действующее законодательство.

Только при таком условии наши дети будут чувствовать себя защищенными и не утратят веру в справедливость, противоправные действия педагогов не останутся безнаказанными, а родители будут уверены в силе закона, зная, что смогут защитить права ребенка.

Я со своей стороны в рамках предоставленных полномочий оказываю содействие в разрешении конфликтных ситуаций, повлекших нарушение прав граждан.

Читайте также: