Иррационалистические школы 19 века таблица

Обновлено: 05.07.2024

Всего было 3 волны позитивизма:

Для всех неопозитивистов характерен мировоззренческий скептицизм и обоснование независимости науки от философии. Они утверждают, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Задача же философии заключается не в том, чтобы говорить о мире, а в логическом анализе и прояснении положений науки и в логическом анализе языка.

Одни неопозитивисты (Л. Витгенштейн) выдвинули принцип верификации, т.е. логической проверки предложений в сравнении с опытом – принцип подтверждения фактами. На основании него приложения делятся ими на бессмысленные и осмысленные (те, который мы можем проверить). При этом, под фактами неопозитивисты понимают ощущения и переживания, т.е. состояния сознания.

Другие неопозитивисты (К. Поппер) предложили принцип фальсификации, на основании которого истинным считается то высказывание, которое не опровергнуто опытом.

Постпозитивизм - общее название для нескольких школ философии науки. Объединенных критически отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители – К. Поппер, Томас кун, Имре Лакатос, пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Экзистенциализм – философия существования – философская школа в философии иррационализма, возникшая в начале 20 века, которая утверждает приоритет индивидуального бытия над социальным.

Идейным источником экзистенциализма является герменевтика, философия жизни, феноменология.

Экзистенциализм включает в себя:

· Экзистенциальную онтологию М. Хайдеггера с ее основным вопросом о смысле бытия

· Экзистенциализм Ж.-Б. Сартра. Ставящего в центр внимания свободу и ответственность человека;

· Экзистенциализм А. Камю, который обосновал бунт, как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность;

· Экзистенциализм Н. Бердяева и Л. Шестова.

Феноменология (Э. Гуссерль (1859-1938)) – учение, суть которого можно свести к 3 главным идеям:

1) Философия не имеет никакого отношения ни к окружающему миру, ни к изучающим его наукам, ее предмет – это исключительно лишь явления (феномены) сознания, рассматриваемые как единство и непосредственно данное

2) Эти феномены понимаются не как психологические явления, но как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение. Независимые от индивидуального сознания, но в то же время находящиеся только в нем и не обладающие существование вне его.

3) Указанные сущности познаются не рассудком, но непосредственно переживаются, а затем описываются так, как они созерцаются в акте интуиции.

Неотомизм возник официальной доктриной католической церкви в 20 веке, разработанный в трудах Э. Жильсона, Ж. Маритена и других теологов-философов. Неотомизм – это обоснованное и приспособленное к современным условиям учение крупнейшего систематизатора средневековой схоластики Фомы Аквинского. Неотомисты развивают идею гармонии разума и веры при примате последней и следующие из этого идеи подчинения философии богословию и теоцентризма. Неотомисты также разрабатывают теорию многомерной, развитой во всех отношениях души, которая только и делает человека настоящим человеком. В лоне неотомизма родилось и теологическое учение о вечных и временных ценностях, направленное на выработку религиозной ценностной альтернативы миру буржуазных утилитарных ценностей.

Преодолением неотомизма в рамках религиозной философии явилось учение Тейяра де Шардена (1881-1955), который обосновывал тезисы эволюционного пантеизма, психоэнергетизма, сверхжизни и сверхчеловека, как итога человеческой эволюции.

Как искусство толкования текстов герменевтика зародилась в Средние века.

Франкфрутская школа возникла в первой трети 20 века. Свое название она получила в связи с тем, что ее основатели (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин и др.) начали свою деятельность в Институте социальных исследований при Университете им. И.В. Гете во Франкфурте – на Майне. В теоретических воззрениях представителей этой школы произошло сплетение 2 философских подходов:

В философско-идеологическом плане структурализм отвергает исторический подход и саму историю как не подчиненную строгим структурным закономерностям. Отсюда получается, что главные философские противоположности – это структура – человек и структура-история. Тот, кто в этой дилемме выбирает человека и историю, тот против структура и следовательно, науке. Тот же, кто выбирает структуру и науку, должен пожертвовать человеком и историей.

Теория постиндустриального общества. В трудах Д. Белла, А. Тоффлера и др. авторов постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим направлениям:

• основному производственному ресурсу (сырье — энергия — информация);

• характеру производственной деятельности (добыча — изготовление — обработка);

• технологии (трудоемкая — капиталоемкая — наукоемкая).

Персонализм(от лат. Persona — личность) — экзистенциально- теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Персонализм сформировался в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, отчасти Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Основоположниками американского персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс.

Средоточие интереса персоналистов — личность в ее отношении к Богу и к другим личностям; ресурсы свободы и творчества; проблемы коммуникации. Личность отождествляется с сознанием и самосознанием. Назначение философии в нахождении смысла существующего с точки зрения свободы человека, его волеизъявления в соотнесенности с высшим началом, Богом. Наука с её понятийным аппаратом и дискурсивным мышлением не могут с точки зрения персонализма претендовать на постижение всего богатства мира

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Основным понятием фрейдизма является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека благодаря сублимации. Сублимация — это трансформация биологического начала в социальное. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А.Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г Юнг. Юнг выступал против преувеличения влияния сексуального влечения на человеческое поведение, не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей.

Философская антропология - в широком смысле — филос. учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения; в узком смысле — течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.

Общефилос. принципы понимания сущности человека, выработанные марксистсколенинской философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для конкретного филос.антропологич. исследования, для выработки спец. филос. учения о человеке, конкретизирующего общефилос. положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии общества, истории, познания. Философы-марксисты отвергают имевшие место попытки эклектич. сочетания марксизма с антропологич. подходом (Сартр идр.), а также ревизионистские искажения марксизма в духе абстрактного антропологизма.

Русская философия.

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Особенности:

Прежде всего следует отметить, что в отличие от философии западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира.

Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.

В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Ее представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам.

В-четвертых, в отличие от представителей немецкой классической философии русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В центр своих размышлений они ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать антропоцентричность, пристальное внимание к проблемам человека.

В-пятых, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:

1) 11-17 вв. – становление русской философии (предфилософия);

2) философия в России 18 в.;

3) становление русской философии как науки (конец 18 – первая половина 19 в.);

4) философия второй половины 19 – начала 20 в.;

5) современная отечественная философия (с 20-х гг. 20 в.).

Культурно-исторической предпосылкой русской философии является православие. Православная религия определила важнейшие содержательные установки:

2) панморализм (греч.) – мораль – это универсальная составляющая любых философских проблем;

3) историософичность – нацеленность на изучение истории;

4) идея целостности (в учении об устройстве мира – идея космизма, в учении об обществе – идея соборности, в учении о человеке – идея триединства духа, души и тела); поскольку в акте познания участвует целостный человеческий дух, философия становится иррациональной.

Внешние формы существования философского знания обусловлены специфическим положением философии в обществе. Чтобы избежать контроля со стороны государства, быть понятной, доступной и оперативной, философия сотрудничает с художественной литературой и периодической печатью.

Основные темы и проблемы:

1) тема человека, его судьбы и смысла жизни;

2) проблема добра и зла;

его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, к его предназначению.

При жизни идеи иррационалистических философов (А Шопенгауэра,.

С.Кьеркегора, C. Ницше) не нашли отклика, были встречены враждебно, с ненавистью; однако после их смерти они стали чрезвычайно актуальны, получили широкое распространение. Актуальность иррациональной философии определяется, прежде всего, развитием гуманистического воззрения на мир и роль человека в современной цивилизации; осознанием кризиса европейской культуры;такими факторами, как (демократизация общественной жизни; существенное влияние науки на общество, не способное использовать свои достижения на благо человечества; динамичность и агрессивность в мире, поглощение и уничтожение традиционных культур. Актуальность идей иррациональной философии объясняется тем, что она обращена к проблемам повседневной жизни человека, исследует присущие всем состояния отчаяния и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы, несвободы и свободы, ответственности, выбора

и творчества. Кроме того, иррациональная философия находит живой отклик в

сердцах и умах людей в силу того, что отказалась от специфически- академического, категориального языка философии, вышла "из берегов философии на широкое поле культуры и ценностей". Категориальная система разнообразна,выходит за пределы чисто философского содержания, затрагивает этику, эстетику, этнографию, психологию, педагогику, литературу и искусство. Иррациональная философия внесла существенный вклад в формирование новой философской картины мира и стиля мышления, обратив свое внимание на ограниченность классической философии, науки и практики. Она создала новый образец философствования, дала импульс для развития культурологии, психологии,

психоаналитики, сделала возможным возникновение нового литературного

жанра под названием "Философская проза".

Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западноевропейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в пространстве культуры. Для выяснения сущности и задач иррациональной философии, следует обратить внимание на смысловые значения понятий "иррациональное" и "иррационализм", неоднозначно используемые в философии.

Под иррациональным принято понимать все то, что выходит за пределы

Рассудка и разума; алогичное, неинтеллектуальное, противоположное и проти-

Воречащее разуму. Иррациональное – это такие явления реальности, которые

Принципиально недоступны рациональному познанию, несовместимые и несо-

измеримые с возможностями разума.

Иррационализм трактуется в двух смыслах: в широком смысле, как фило-

Софское идеалистическое течение (направление), ограничивающее возможности

рационального познания. Разумному созерцанию мира иррационализм противо-

поставляет чувственное созерцание, интуицию, инстинкт, веру…, т. е. другие

познавательные способности, позволяющие получить знание недоступное разу-

му. В узком смысле, под иррационализм подводят различные философские кон-

Цепции, школы, возникшие в результате развития буржуазной идеологии в кон-

Что такое иррациональное?

Сделайте вывод

Иррационалистические школы 19 века

Иррационалистическая философия возникает в период господства идей

классической философии в Западной Европе. Она восстает, бросает вызов клас-

сической философской традиции, критикуя узость и односторонность рациона-

лизма, его неспособность дать ответы на вопросы, которые ставит жизнь в про-

цессе человеческой деятельности. С появлением иррационалистической фило-

софии происходит радикальное изменение философской проблематики, пере-

смотр проблемы смысла человеческого существования, места человека в мире,

его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, к его предназначению.

При жизни идеи иррационалистических философов (А Шопенгауэра,.

С.Кьеркегора, C. Ницше) не нашли отклика, были встречены враждебно, с ненавистью; однако после их смерти они стали чрезвычайно актуальны, получили широкое распространение. Актуальность иррациональной философии определяется, прежде всего, развитием гуманистического воззрения на мир и роль человека в современной цивилизации; осознанием кризиса европейской культуры;такими факторами, как (демократизация общественной жизни; существенное влияние науки на общество, не способное использовать свои достижения на благо человечества; динамичность и агрессивность в мире, поглощение и уничтожение традиционных культур. Актуальность идей иррациональной философии объясняется тем, что она обращена к проблемам повседневной жизни человека, исследует присущие всем состояния отчаяния и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы, несвободы и свободы, ответственности, выбора

и творчества. Кроме того, иррациональная философия находит живой отклик в

сердцах и умах людей в силу того, что отказалась от специфически- академического, категориального языка философии, вышла "из берегов философии на широкое поле культуры и ценностей". Категориальная система разнообразна,выходит за пределы чисто философского содержания, затрагивает этику, эстетику, этнографию, психологию, педагогику, литературу и искусство. Иррациональная философия внесла существенный вклад в формирование новой философской картины мира и стиля мышления, обратив свое внимание на ограниченность классической философии, науки и практики. Она создала новый образец философствования, дала импульс для развития культурологии, психологии,

психоаналитики, сделала возможным возникновение нового литературного

жанра под названием "Философская проза".

Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западноевропейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в пространстве культуры. Для выяснения сущности и задач иррациональной философии, следует обратить внимание на смысловые значения понятий "иррациональное" и "иррационализм", неоднозначно используемые в философии.

Под иррациональным принято понимать все то, что выходит за пределы

· Как oт oбезьяны прoизoшёл челoвек, так в результате этoй бoрьбы челoвек дoлжен эвoлюциoнирoвать в Сверхчелoвека (Übermensch). Разум и все так называемые духoвные ценнoсти — этo всегo тoлькo oрудие для дoстижения гoспoдства. Пoэтoму сверхчелoвек oтличается oт прoстых людей прежде всегo несoкрушимoй вoлей. Этo скoрее гений или бунтарь, чем правитель или герoй. Пoдлинный сверхчелoвек — этo разрушитель старых ценнoстей и твoрец нoвых. Oн гoспoдствует не над стадoм, а над целыми пoкoлениями. Oднакo вoля не имеет пoступательнoгo движения вперёд. Её oснoвными врагами являются сoбственные прoявления, тo, чтo Маркс называл силoй oтчуждения духа. Единственные oкoвы вoлевoгo челoвека — этo егo сoбственные oбещания. Сoздавая нoвые ценнoсти, сверхчелoвек пoрoждает культуру —Дракона или Духа тяжести, пoдoбнo льду, скoвывающему реку вoли. Пoэтoму дoлжен прийти нoвый сверхчелoвек — Антихрист. Oн не разрушает старые ценнoсти. Oни исчерпали себя сами, ибo, утверждает Ницше, Бoг мертв. Наступила эпoха еврoпейскoгo нигилизма, для преoдoления кoтoрoгo Антихрист дoлжен сoздать нoвые ценнoсти. Смиреннoй и завистливoй мoрали рабoв oн прoтивoпoставит мoраль гoспoд. Oднакo пoтoм будет рoждён нoвый Дракoн и придет нoвый сверхчелoвек. Так будет дo бескoнечнoсти, ибo в этoм прoявляется вечнoе вoзвращение. Oдним из oснoвных критикуемых пoнятий в филoсoфии Ницше являлся decadence (декаданс).

· Гoсударствo, как считает филoсoф, является тoлькo стабилизатoрoм частных вoль людей, эгoистические пoбуждения людей преoдoлеваются в oбласти искусства и мoрали.

· Следуя идеям Лейбница o тoм, чтo существует мнoжества мирoв и наш мир oдин из них, Шoпенгауэр, тем не менее, считал наш мир

· Филoсoф пoлагал, чтo счастье иллюзoрнo, так как, даже дoстигнув желаемoгo, челoвек испытывает лишь пресыщение и скуку. Мир не сoздан для счастья челoвека, а oптимизм — насмешка над страданиями людей. Таким oбразoм, учение Шoпенгауэра былo, пo сути, глубoкo пессимистичнo.

Экзистенциали́зм ( фр. existentialisme oт лат. existentia — существoвание), также филoсoфия существoвания — направление в филoсoфии XX века, акцентирующее свoё внимание на уникальнoсти бытия челoвека, прoвoзглашающее егo иррациoнальным. Экзистенциализм развивался параллельнo рoдственным направлениям персoнализма и филoсoфскoй антрoпoлoгии, oт кoтoрых oн oтличается, прежде всегo, идеей преoдoления (а не раскрытия) челoвекoм сoбственнoй сущнoсти и бoльшим акцентoм на глубине эмoциoнальнoй прирoды.

Для Серена Кьеркегора (1813-1855), которого часто называют идейным предтечей философии экзистенциализма, проблема человеческой личности, ее неповторимости и уникальности, ее трагической судьбы становится важнейшей темой всей философии.

На эстетической стадии (символ - Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувств. Ценности этой стадии — молодость, здоровье, красота. Человек стремится узнать и испытать все виды наслаждения: от самого низменного, физического до самого высшего интеллектуального. Это позиция гедонизма (жизнь - это наслаждение). Но чем больше человек предается наслаждениям, тем сильнее становятся его неудовлетворенность и разочарования. Человеком овладевает скука, которая приводит его на грань отчаяния. Человек осознает неистинность своего образа жизни и необходимость выбрать более высокую стадию.

На этической стадии (символ - Сократ) господствует чувство долга. Человек добровольно подчиняется нравственному закону. Недостатком этой позиции, считает Кьеркегор, является подчинение человека всеобщему закону, то есть чему-то внешнему по отношению к собственной экзистенции. Получается, что человек и на этой стадии не может быть в подлинном смысле самим собой.

Критика рационализма предшествующей классической философии наблюдается и в философии Фридриха Ницше (1844- 1900), в творчестве которого выделяют три этапа:

- Ребенок - подлинный сверхчеловек. Дитя творит мир легко, играючи. Ребенок наивен и невинен, он свободен от груза рабских ценностей и от разрушительной злобы льва. Он творец новых жизнеутверждающих ценностей.

Законы и принципы диалектики

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод

Ø принцип развития,( движение основной атрибут материи)

Ø принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)

Ø принцип тождества логики и теории познания(единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)

Ø принцип восхождения от абстрактного к конкретному,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)

Ø принцип единства исторического и логического.( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. )

Закон - объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики) своей все-общностью и универсальностью, т.к. они:

- охватывают все сферы окружающей действительности;

- раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

3 базовых закона диалектики:

· - единства и борьбы противоположностей;

· - переход количества в качество;

Ø Закон единства и борьбы противоположностей.

Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Ø Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):

Ø Закон отрицания

Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

- сущность и явление;

- форма и содержание;

- причина и следствие;

- единичное, особенное, всеобщее;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Читайте также: