Ирландские саги краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Наряду с бретонцами во Франции, валийцами в Уэльсе и горными шотландцами, ирландцы являются сейчас одним из четырех осколков некогда великого кельтского племени, занимавшего в V-IV вв. до Р.Х. большую часть Европы. Причем самым крупным очагом кельтской культуры в средние века была именно Ирландия. Красноречивое свидетельство тому – знаменитый ирландский эпос. Сложившиеся в раннем средневековье, в эпоху независимости, ирландские саги по сей день поражают глубоким своеобразием. Ни в одном другом европейском эпосе мы не найдем столь богатой и причудливой фантастики, и нигде любовь не играет такой видной роли, как в ирландских сагах. Поражает так же странное соединение контрастов: первобытной жестокости и душевной утонченности, упоения фантазией и крепкого чувства конкретности, пышной величавости и задушевной интимности. Язык саг удивительно совершенен. Манера повествования гибка и разнообразна: в драматических местах - стиль напряженный и сжатый, в описательных – замедленный и пространный.

Поводом к войне стало похищение по повелению Медб прекрасного коричневого быка божественного происхождения, принадлежащего одному из уладов. Для своего вторжения Медб специально избрала время, когда все улады были поражены магической болезнью, раз в год повергавшей в полное бессилие всех их мужчин, кроме Кухулина. Преграждая путь врагам, Кухулин занял позицию у брода, через который должно было пройти неприятельское войско, и выставил таблички с заклинаниями, обязывающими врага переходить брод по одному, поочередно вступая с Кухином в единоборство. Без отдыха он победоносно выдерживал эти поединки в течение трех зимних месяцев, пока, наконец, улады не исцелились и не пришли к нему на выручку. Единственный, с кем делит он этот непосильный труд – его возница Лаэг, сын Риангбара.

Сражаться с Кухулином приходится и его любимому другу, побратиму Фер Диаду (они когда-то вместе проходили обучение у колдуньи Скатах). Во время ночного отдыха после сражения богатыри дружески обмениваются едой и целебными зельями. Их возниц лежат рядом, их кони пасутся вместе. Но на третий день Кухулин все же убивает Фер Диада. Это – кульминационный пункт повествования.

СМЕРТЬ ФЕР ДИАДА В ПОЕДИНКЕ С КУХУЛИНОМ
…Тогда облачился Кухулин в одежды для боя, сражения и схватки и проделал высоко в воздухе немало чудесных, блистательных боевых приемов…
Увидел Фер Диад те боевые приемы и понял, что в должный час обратятся они против него.
- Какое оружие мы выбираем, о Фер Диад, - спросил Кухулин.
- Сегодня до ночи тебе выбирать, - отвечал Фер Дипд.
- Тогда испытаем игру в брод, - молвил Кухулин.
- Согласен, - ответил Фер Диад.
Хоть и ответил так Фер Диад, знал он, что труднее всего ему уберечься от этого приема, ибо любого героя и воина побеждал Кухулин при игре в брод.
Великое дело совершилось у брода в тот день – два героя, два первых воина…, два пламенеющих факела доблести среди ирландцев… пришли издалека, чтобы сразиться друг с другом из-за распри, затеянных Медб и Айлилем.
С самого рассвета до полудня каждый из них старался поразить другого, а когда настал полдень, распалилась ярость бойцов, и сошлись они близко друг с другом…
Тогда в первый раз исказился Кухулин. Стал он расти и шириться, словно надутый пузырь и сделался подобен ужасному, грозному, многоцветному, чудному луку. Ростом с фомора или морского разбойника, словно башня возвышался могучий герой над Фер Диадом.
Так тесно сошлись бойцы в схватке, что поверху сшиблись их головы, внизу ноги, а за шишками и кромками щитов руки. Так тесно сошлись они, что от бортов к середине треснули и лопнули их щиты. Так тесно сошлись они, что копья бойцов искривились, согнулись и выщербились от острия до заклепок. Так тесно сошлись они, что демоны и оборотни, духи земли и воздуха испустили клич с их щитов, рукоятей мечей и наконечников копий. Так тесно сошлись они, что вытеснили реку из ее ложа и русла, а там, где был брод, смогли бы устроить постель королю с королевой, ибо здесь не было больше ни капли воды, не считая той, что давя и топча выжимали бойцы из земли. Так тесно сошлись они, что в ужасе обезумили кони ирландцев и разорвали путы, ремни и веревки, а женщины, юноши и дети, негодные к бою и слабоумные устремились через лагерь на юго-запад.
Между тем заиграли бойцы лезвиями мечей. И случилось Фер Диаду застать врасплох Кухулина, и тогда своим мечом с костяной рукояткой нанес он ему удар прямо в грудь. Хлынула кровь на пояс Кухулина и густо окрасила воду у брода. Не стерпел Кухулин той раны… и попросил копье га булга у Лаэга, сына Риангбара. Вот что это было за копье: оно опускалось под воду и металось пальцем ноги; одну рану оставляло оно, впиваясь в тело, но скрывало тридцать зазубрин, и нельзя было его выдернуть, не обрезав мясо кругом.
Услыхал Фер Диад эту просьбу и опустил свой щит, прикрывая низ тела. Тогда рукой метнул Кухулин тонкое копье, направив его выше кромки щита Фер Диада и его рогового панциря, и оно пронзило сердце в груди воина, до половины выйдя наружу. Поднял свой щит Фер Диад, прикрывая верх тела, но было поздно. Уже опустил возница га булга в воду, а Кухулин, поймав его пальцами, метнул в Фер Диада. Пробило га булга прочный и крепкий передник литого железа, натрое раскололо камень, огромный, как мельничный жернов, проникло в тело, впившись в каждый член и сустав своими зазубринами.
- Довольно, - сказал Фер Диад, - теперь ты сразил меня насмерть. Воистину грозен удар твоей правой ноги, но и не подобало мне пасть от твоей руки…

Одна из саг о Кухулине – рассказ о его смерти. Кухулин делается жертвой собственного благородства и коварства своих врагов. Не смея нарушить зарок ни в чем не отказывать женщинам, Кухулин съедает предложенное ему ведьмой (она была дочерью одного из сраженных Кухулином воинов) отравленное собачье мясо. От этого его тело лишается прежней крепости.

Он воспитывается при Дехтире, пока не подрастает. В юношеском возрасте он тяжело заболевает и умирает. Очень сильно печалится Дехтире о смерти своего приёмного сына. Три дня она ничего не ест и не пьёт, а затем ею овладевает сильнейшая жажда. Дехтире подают чашку с питьём, и, когда она подносит ее к губам, ей кажется, что какой-то крошечный зверёк хочет из чашки прыгнуть ей в рот. Остальные же никакого зверька не замечают. Снова подают ей чашку, и в то время, когда она пьёт, зверёк проскальзывает ей в рот и пробирается внутрь ее. Тот час же Дехтире впадает в сон, длящийся до следующего дня. Во сне ей видится некий муж и возвещает, что ныне она зачала от него. Он также говорит, что именно он создал птиц, создал дом, где ночевали улады, и создал мучившуюся родами женщину. Сам же он принял облик мальчика, который там родился и которого воспитала и недавно оплакивала Дехтире. Теперь же он вернулся в виде маленького зверька, проникшего в ее тело. Затем он назвал своё имя — Луг Длинной Руки, сын Этлена, — и сказал, что от него у Дехтире родится сын по имени Сетанта. После этого Дехтире забеременела. Никто среди уладов не может понять, от кого зачала она, и начинают говорить даже, что виновник — ее брат Конхобар. После этого к Дехтире сватается Суалтам, сын Ройга. И Конхобар отдаёт ему сестру в жены. Она очень стыдится взойти на его ложе, будучи уже беременной, и начинает бить себя по спине и бёдрам, пока — как ей показалось — не освобождается от плода. В этот момент она вновь обретает свою девственность. После этого она поднимается на ложе Суалтама и рожает ему сына величиной с трёхлетнего ребёнка. Его называют Сетантой, а приёмным отцом его становится Кулан-кузнец. Имя Сетанта мальчик носит до тех пор, пока не убивает собаку Кулана и не отслуживает ему за это. С той поры его начинают звать Кухулином.

Болезнь Кухулина

Раз в год все улады собирались на праздник Самайн, и, пока длился этот праздник (целых семь дней), не бывало там ничего, кроме игр, гуляний, пиров и угощений. Любимым же делом собравшихся воинов было похваляться своими победами и подвигами. Раз на такой праздник собрались все улады, кроме Конала Победоносного и Фергуса, сына Ройга. Кухулин решает не начинать без них, так как Фергус — его приёмный отец, а Конал — молочный брат. Пока собравшиеся играют в шахматы и слушают песни, на озеро, находящееся неподалёку, слетается стая птиц, прекрасней которых никто не видел во всей Ирландии. Женщин охватывает желание получить их, и они спорят, чей муж окажется ловчее в ловле этих птиц.

Одна из женщин от имени всех просит Кухулина добыть птиц, а когда он начинает ругаться, упрекает его в том, что он является виновником косоглазия многих влюблённых в него уладских женщин, ибо сам он кривеет на один глаз от ярости во время боя, а женщины делают это для того, чтобы быть похожими на него. Тогда Кухулин совершает такой налёт на птиц, что все их лапы и крылья падают в воду. Кухулин с помощью своего возницы Лойга захватывает всех птиц и делит их между женщинами. Каждая получает по две птицы, и только Ингуба, возлюбленная Кухулина, остаётся без подарка. Ей он обещает в следующий раз поймать самых прекрасных птиц.

Вскоре над озером появляются две птицы, соединённые золотой цепочкой. Они поют так сладко, что все впадают в сон, а Кухулин устремляется на них. Лойг и Ингуба предупреждают его, что в птицах скрывается тайная сила и лучше их не трогать, но Кухулин не может не сдержать своего слова. Он дважды мечет камни в птиц, но дважды промахивается, а затем пронзает крыло одной из них своим копьём. Птицы сразу исчезают, а Кухулин отходит к высокому камню и засыпает. Во сне ему являются две женщины в зелёном и пурпурном плащах и избивают его плетьми почти до смерти. Когда Кухулин пробуждается, он в силах только попросить перенести его на постель в дом. Там он, не вымолвив ни слова, лежит целый год.

Вдвоём они идут взглянуть на вражеское войско, и оно кажется им несметным. Кухулин просит Лабрайда уйти, а рано поутру убивает предводителя их врагов — Эохайда Иула — когда тот идёт к ручью умываться. Завязывается битва, и вскоре враги обращаются в бегство. Но Кухулин не может усмирить свою ярость. По совету Лойга Лабрайд готовит три чана холодной воды, чтобы остудить пыл богатыря. После этого Кухулин разделяет ложе с Фанд и проводит возле неё целый месяц, а затем возвращается домой.

Вскоре после возвращения он вновь призывает Фанд на любовное свидание. Но об этом узнает Эмер, берет нож и в сопровождении пятидесяти женщин отправляется в назначенное место, чтобы убить девушку. Кухулин же, увидев Эмер, останавливает ее и запрещает приближаться к Фанд. От этого Эмер впадает в великую скорбь, и поражённый Кухулин обещает никогда не расставаться с ней. Теперь время печалиться Фанд — она покинута и должна вернуться к себе. Однако муж Фанд — Мананнан, покинувший ее, когда она полюбила Кухулина, узнает о происходящем и спешит к Фанд. Встретив мужа, она решает вернуться к нему. Но когда Кухулин видит, что Фанд удаляется с Мананнаном, он впадает в великую скорбь и отправляется в горы, где живёт, не принимая пищи и питья. Только посланным Конхобаром ведунам, друидам и певцам удаётся связать Кухулина, опоить его напитком забвения и привести домой. Такой же напиток дают и Эмер, а Мананнан трясёт своим плащом между фанд и Кухулином, чтобы они никогда не встречались.

Смерть Кухулина

Кухулин собирается на битву, но пятьдесят женщин королевского рода преграждают ему путь, чтобы не пустить на новые подвиги. С помощью трёх чанов холодной воды им удаётся охладить его пыл и удержать в этот день от выезда на бой. Но другие женщины укоряют Кухулина в бездействии и призывают защитить их страну. Кухулин снаряжается и подходит к своему коню, но тот трижды поворачивается к нему левым боком, что предвещает большое несчастье. В ночь накануне похода богиня войны Морриган разбивает колесницу Кухулина, ибо знает, что он уже не вернётся домой. Тем не менее Кухулин отправляется в путь. По дороге он навещает свою кормилицу, а затем встречает трёх кривых на левый глаз старух, жарящих собачье мясо. На Кухулине лежал зарок — не отказываться от пищи с любого очага, но не есть мяса собаки. Он пытается объехать старух, но они замечают его и приглашают попробовать их пищу, Кухулин ест собачье мясо левой рукой и кладёт кости под левую ляжку, от чего они теряют прежнюю крепость. Затем Кухулин вместе со своим возницей Лойгом прибывает к месту битвы.

Тем временем предводитель его врагов Эрк придумывает такую хитрость: все их войска сдвигаются в единую стену и на каждом углу выставляют пару сильнейших воинов и заклинателя, который должен будет попросить Кухулина одолжить ему копье, могущее поразить короля. Приблизившись к вражескому войску, Кухулин сразу ввязывается в битву и так работает копьём и мечом, что равнина становится серой от мозгов им убитых. Вдруг Кухулин видит на краю войска двух борющихся друг с другом воинов и заклинателя, который призывает его разнять дерущихся. Кухулин наносит каждому такой удар, что мозг выступает у них через нос и уши и они падают замертво. Тогда заклинатель просит у него копье, Кухулин отказывается отдать его, но под угрозой быть обесславленным за скупость, соглашается. Один из вражеских воинов — Лугайд — мечет копье в Кухулина и убивает его возницу Лойга. Кухулин отправляется на другой фланг войска и вновь видит двух борющихся. Он разнимает их, отбрасывая в разные стороны с такой силой, что они падают замертво у подножия соседней скалы. Стоящий рядом с ними заклинатель опять просит у него копье, Кухулин вновь отказывается, но под угрозой опозорить всех уладов отдаёт его. Тогда Эрк мечет копье в Кухулина, но попадает в его коня по имени Серый из Махи. Смертельно раненный конь убегает в Серое озеро, откуда добыл его некогда Кухулин, унося на своей шее половину дышла. Кухулин же упирается ногой в оставшуюся половину дышла и ещё раз проезжает через вражеское войско из конца в конец. Опять замечает он двух бойцов, бьющихся друг с другом, разнимает их так же, как и предыдущих, и вновь встречает заклинателя, который просит у него копье. На этот раз Кухулину пришлось отдать его под угрозой опозорить скупостью свой род. Тогда Лугайд берет это копье, мечет его и попадает прямо в Кухулина, да ещё так, что внутренности его выпадают на подушку колесницы. Смертельно раненный Кухулин просит у окруживших его врагов дозволения искупаться в Чёрном озере, и они разрешают ему. Он с трудом доходит до озера, купается, а затем возвращается к врагам и привязывает себя к высокому камню, не желая умирать лёжа или сидя. В этот момент появляется Серый из Махи, чтобы защитить его, пока ещё в нем есть душа и исходит луч света от его лба. Зубами он убивает пятьдесят, а каждым из копыт — по тридцать воинов. Долго воины не решаются подойти к Кухулину, думая, что он жив, и только когда птицы садятся на плечи его, Лугайд отсекает ему голову.

Затем войско его отправляется на юг, а он остаётся искупаться и поесть наловленной им рыбы.

В это время о смерти Кухулина узнает Конал Победоносный. Некогда они заключили договор: тот из них, кто умрёт первым, будет отомщён другим. Конал отправляется по следам вражеского войска и вскоре замечает Лугайда. Они договариваются о поединке и разными дорогами прибывают на условленное место. Там Конал сразу ранит Лугайда копьём. Тем не менее их бой продолжается сутки, и только когда конь Конала — Красная Роса — вырывает кусок мяса из тела Лугайда, Коналу удаётся отрубить ему голову. По возвращении домой улады не устраивают никакого торжества, считая, что все почести принадлежат Кухулину. Он же явился тем женщинам, что удерживали его от выезда на битву: колесница его пронеслась по воздуху, а сам Кухулин, стоя на ней, поёт.

Пересказал А. Р. Курилкин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Как и другие эпические памятники, ирландские образцы жанра имеют народное происхождение, о чем свидетельствует их стиль, близкий к фольклорному. Саги изобилуют формульными стихами, постоянными эпитетами, в них использован характерный для эпоса прием ретардации. О народной основе говорит и содержание саг, изобилующее сказочной фантастикой, воспевающее героев-защитников народа, исполненное патриотического пафоса. Однако до нас они дошли в книжной форме. Основными источниками, где содержатся саги, являются так называемая Книга Бурой Коровы (ок. 1100 г.), названная так но переплету рукописи, и Лейнстерская книга (вторая половина XII в.).

Остановимся на сагах уладского цикла. Их название связано с делением древней Ирландии на пять областей или королевств, которые назывались: Улад (Ульстер), занимавший север и северо-запад современной Ирландии, Коннахт, располагавшийся на западе, юго-восточный Лаген (Лейнстер), Мунстер (юг и юго-запад), центральное королевство Миде. Основой этого цикла является вражда между Уладом, где царствует Конхобар, и Коннахтом, где правят королева Медб и ее муж Айлиль. Согласно преданию Медб была сначала супругой Конхобара, однако против его воли оставила этого короля и стала женой Айлиля.

Уладский цикл считают самым древним, описанные в нем события принято относить к первым векам нашей эры. В пользу такого предположения говорит ряд фактов. Во-первых, один из героев этого цикла, король Конхобар, согласно другим древним ирландским источникам жил в период между 30 г. до н.э. и 33 г. н.э. Во-вторых, упомянутое выше деление страны на 5 областей было уничтожено в 130 г. н.э. В-третьих, известно, что эпическая столица уладов Эмайн-Маха была разрушена в 332 г. [1]

Ирландские саги поражают удивительным сочетанием фантастики и точности бытовых описаний. Подробно даны картины пиров, где по сто раз наполнялись чаши, воины демонстрировали ловкость на веревке, натянутой между двумя дверями, раздавались звуки арф и пение филидов [3] . Детально и красочно описан облик колесницы Кухулина, когда он отправляется свататься к Эмер. Одна из девушек, окружающих героиню, сообщает, что прибывает колесница, сделанная из лучшего дерева и ивовых прутьев, с бортами из меди и колесами из белой бронзы. Возничий колесницы изображен тоже весьма подробно, его портрет включает в себя даже веснушки на лице и сетку для волос. Конкретно-бытовые черты вполне органично соседствуют с картинами битв.

Примерный план занятия

Материалы к занятию

  • 1. Когда сложились сюжеты ирландских саг, когда они были записаны, в какой рукописи дошли до наших дней?
  • 2. Кто такие друиды, филиды, барды?
  • 3. Что делает Кухулина самым архаичным из героев средневекового эпоса?

Прочитайте отрывок из статьи А. А. Смирнова и ответьте на следующие вопросы.

  • 1. Каковы были история и структура общества кельтов, населявших древнюю Ирландию?
  • 2. Какими, по мнению А. А. Смирнова, были нравы древних кельтов?
  • 3. Кого и что исследователь относит к религиозно-мифологическому элементу в ирландских сагах?

Ист.: Ирландские саги / Пер. А. А. Смирнова. Л., 1961; Саги об уладах / Пер. с ирл. Т. А. Михайловой, С. В. Шкунаева, Н. Ю. Чехонадской, Н. А. Николаевой. М., 2004.

Лит.: Бондаренко Г. В. Мифы и общество древней Ирландии. М., 2016. Caerwyn Williams J. E., Ford P. K. The Irish Literary Tradition. Cardiff, 1992. Dillon M. Irish Sagas. Dublin, 1985. Mac Cana P. The Learned Tales of Medieval Ireland. Dublin, 1980. McCone K. Pagan Past and Christian Present in Early Irish Literature. Maynooth, 1990. Murphy G. Saga and Myth in Ancient Ireland. Dublin, 1955. Thurneysen R. Die irische Helden- und Königsage bis zum siebzehnten Jahrhundert. Halle, 1921.

Читайте также: