Ипатьевская летопись краткое содержание
Обновлено: 04.07.2024
Летопись Ипатьевская – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным, содержит второй по древности (после списка Летописи Лаврентьевской 1377 г.) список начальной русской летописи – Повести временных лет. Л. охватывает хронологический период до 1292 г. и включает в себя три основных памятника – ПВЛ, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись.
Происхождение, состав и формирование текста Л. определяются специалистами по-разному. Л. имеет мало аналогий с другими летописными памятниками. Текст ее включает три основных компонента: ПВЛ – от начала летописи до статьи 1118 г. (л. 1–106 об.); Киевская летопись – от 1119 до 1200 г. (л. 106 об.–245); Галицко-Волынская летопись – от 1201 до 1292 г. (л. 245–307 об.). Однако, поскольку Л. представляет собой свод, т. е. она формировалась путем последовательного включения одного в другой разных сводов, состав ее представляется значительно сложнее. А. А. Шахматов выделил четыре источника Л.: 1) Общерусский летописный свод, составленный в Суздальской области в начале XIV в. и бывший одним из источников Л., Летописи Лаврентьевской и летописного свода Московского великокняжеского 1479 г. Однако существование этого общего источника в настоящее время в науке отвергнуто; связь между Л. и Лаврентьевской летописью достаточно убедительно объясняется влиянием южнорусского свода XII–XIII вв. на владимирское летописание XII–XIII вв. Едва ли есть необходимость предполагать протограф начала XIV в. у Л., доведенной до конца XIII в. 2) Киевский летописный свод, составленный в киевском Михайловском Выдубицком монастыре в 1199 г.; 3) Черниговский свод; 4) Галицко-Волынский свод (который используется составителем Л. уже с 40-х г. XII в.).
Третий компонент Л. – Галицко-Волынская летопись, резко отличается от предшествующего текста по стилю и по содержанию; можно считать, что это самостоятельный, почти независимый от общерусского летописания памятник. В частности, повествование в Галицко-Волынской летописи составлялось не по годам: в Хлебниковском списке вообще нет годовой сетки (как ее, по-видимому, не было в протографе), а в Ипатьевском списке годы проставлены при составлении списка, притом с механической ошибкой – при присоединении к Киевской летописи, оканчивающейся 1200 г., составитель Л. первым годом Галицкого летописца поставил 1201, хотя на самом деле события, о которых повествуется под 1201 г., произошли, как свидетельствуют другие источники, в 1205 г., так что хронологическую сетку следует сдвинуть лет на пять. Пашуто, опираясь на мнение Приселкова, считал, что первоначально летопись писалась в форме свободного рассказа, потом (в конце XIII в.) материалы были перегруппированы в соответствии с хронологией событий, но без годовой сетки, которую внес в летопись лишь редактор Ипатьевского списка.
Изд.: ПСРЛ, 1843, т. 2 (2-е изд. под ред. А. А. Шахматова: СПб., 1908; фотомехан. переизд.: М., 1962; 3-е изд.: Пг., 1923, т. 2, вып. 1); Волынско-Галицкая летопись, составленная с концом XIII в. / Издал и объяснил А. С. Петрушевич. Львов, 1871; Летописный рассказ событий Киевской, Волынской и Галицкой Руси от ее начала до половины XIV в. / Изд. Александр Клеванов. М., 1871; Летопись по Ипатскому спискому / Изд. Археогр. ком. СПб., 1871; Древнерусские летописи / Пер. и ком. В. Панова, статьи В. Лебедева и В. Панова. М.; Л., 1936, с. 246–313; Галицъко-Волинський лiтопис, ч. 1 / Переклав i пояснив Т. Коструб. Львiв, 1936 (пер. на укр. яз.); The Galician-Volynian Chronicle / Transl. by G. A. Perfecky. München, 1973 (пер. на англ. яз.); Галицко-Волынская летопись / Подгот. текста, пер. и ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 236–425.
Доп.: Мельничук А. С. О языке Киевской летописи XII в. – Слов’янське мовознавство. Киïв, 1983, с. 116–142; Франчук В. Ю. Киевская летопись: Состав и источники в лингвистическом освещении. Киев, 1986.
О. П. Лихачева
Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.
1-я часть Ипатьевской летописи - второй по древности список ПВЛ (после списка Лаврентьевской летописи), текст которого доведён до 1117 года. Составлен предположительно в Киево-Печерском монастыре в 1118 году. Позднее ПВЛ была включена в Киевский летописный свод и уже в его составе вошла в Ипатьевскую летопись.
2-я часть Ипатьевской летописи - Киевский летописный свод 1198 года. А.А. Шахматов и М.Д. Присёлков считали, что он был составлен игуменом киевского Выдубецкого монастыря Моисеем и заканчивался сообщением о возведении вокруг Выдубецкого монастырской каменной стены и похвалой игумена Моисея киевскому князю Рюрику Ростиславичу, помещёнными в Ипатьевском списке Ипатьевской летописи под 1200 годом (согласно исследованию Н.Г. Бережкова, их следует относить к 1198 году). Присёлков предлагал считать Киевский свод сводом Рюрика Ростиславича, так как известия о нём и его семье содержатся в этом своде регулярно начиная с 1173 года (также отмечал, что составитель свода иногда добавлял имя Рюрика к описанию некоторых деяний киевского князя Святослава Всеволодовича). Присёлков выделял три источника Киевского свода. 1-й - семейная хроника Ростиславичей, с их некрологами, написанная игуменом Моисеем. 2-й - летописец переяславского князя Владимира Глебовича, заканчивающийся описанием его смерти в 1187 году и включающий повествование о его военных действиях против половцев. 3-й источник - черниговский летописец князя Игоря Святославича, оканчивающийся сообщением о смерти в 1198 году черниговского князя Ярослава Всеволодовича и вступлении на черниговский стол самого Игоря. Этот летописец, по мнению Присёлкова, был начат при князе Святославе Ольговиче в 1140-е годы, продолжен при новгород-северском князе Олеге Святославиче (умер в 1180 году), а затем при Игоре Святославиче. Шахматов отмечал наличие в тексте Киевского свода вкраплений из Галицко-Волынского свода (начиная с 1140-х годов) и из ростово-суздальского летописания.
3-я часть Ипатьевской летописи - Галицко-Волынская летопись, резко отличается от предшествующего текста по стилю и содержанию; можно считать, что это самостоятельный, почти независимый от общерусского летописания памятник, являющийся уникальным источником сведений о Галицком и Владимиро-Волынском княжествах, а также о международных связях русских княжеств в XIII веке. Повествование в ней велось не по годам: в Хлебниковском списке отсутствует годовая сетка (вероятно, её не было и в протографе), а в Ипатьевском списке годы проставлены при составлении списка, притом с механичtcrjq ошибкой - при присоединении к Киевскому своду (последняя, при этом неверная, дата - 1200 год), составитель Ипатьевской летописи датировал следующие события 1201 годом, хотя на самом деле они относятся к 1205 году. В.Т. Пашуто, опираясь на мнение М.Д. Присёлкова, считал, что первоначально Галицко-Волынская летопись писалась в форме свободного рассказа, а в конце XIII века материалы были сгруппированы в соответствии с хронологией событий, но без годовой сетки, которую внёс лишь составитель Ипатьевского списка Ипатьевской летописи.
Галицко-Волынская летопись в основном состоит из ряда княжеских биографий. Л.В. Черепнин выделил из общего текста летописи собственно Галицкую летопись, а И.П. Ерёмин - Волынскую летопись (при этом он весьма упростил историю составления этого памятника). Согласно гипотезе В.Т. Пашуто, Начальная Галицкая летопись (составленная в 1211 году галицким книжником Тимофеем) вошла в состав свода, составленного в 1246 году киевским митрополитом Кириллом II (III) и продолженного до 1261 года холмским епископом Иоанном. После смерти Даниила Романовича (1264 год) летописание перешло во Владимир-Волынский. Летописец владимиро-волынского князя Василька Романовича довёл повествование до 1269 года или 1271 года, пополнив текст сведениями из летописца Шварна Даниловича. Продолжил повествование свод владимиро-волынского князя Владимира Васильковича (умер в 1288 году); его автором Пашуто считал владимиро-волынского епископа Евсигния (по мнению И.П. Ерёмина, не меньше оснований атрибутировать его туровскому епископу Марку), а А.И. Генсьорский - писца Федорца, писавшего завещание Владимира Васильковича. Последний свод, охватывающий 1289 год и зиму 1289/1290 годов, - Свод владимиро-волынского князя Мстислава Даниловича, включил в себя отрывки местного летописания Пинска, Степани и др.
Все составные части Ипатьевской летописи рассматриваются как уникальные памятники древнерусской литературы. В целом Ипатьевская летопись (или сходная южнорусская летопись) оказала влияние на ряд последующих летописных памятников, в том числе на протограф Софийской первой и Новгородской четвёртой летописей, а также на протограф Московского летописного свода конца XV века и Ермолинской летописи.
Издания:
Полн. собр. русских летописей. СПб., 1843. Т. 2; 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2. М., 1998;
3-е изд. П., 1923. Т. 2. Вып. 1;
Волынско-Галицкая летопись, составленная с концом XIII в. Львов, 1871;
Клеванов А. С. Летописный рассказ событий Киевской, Волынской и Галицкой Руси от ее начала до половины XIV в. М., 1871;
Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871;
Галицько-Волинський літопис. Львів, 1936. Ч. 1;
Древнерусские летописи. М.; Л., 1936; The Galician-Volynian chronicle. Münch., [1973];
Галицко-Волынская летопись // Памятники литературы Древней Руси, XIII в. М., 1981;
Літопис Руський. За Іпатським списком. Київ, 1989;
The Old Rus’ Kievan and Galician-Volhynian chronicles. L., 1990; Галицько-Волинський літопис. Львів, 1994;
Муравьева Л. Л., Кузьмина Л. Ф. Именной и географический указатели к Ипатьевской летописи // Полн. собр. русских летописей. М., 1998. Т. 2;
Галицко-Волынская летопись: Текст. Комментарий. Исследование. СПб., 2005.
Дополнительная литература:
Фирсов Н. Н. Содержание и характеристика Галицко-Волынской летописи по Ипатьевскому списку. Казань, 1891;
Грушевський М. С. Хронольогія подїй Галицько-Волинської лїтописи // Записки Наукового товариства імени Шевченка. Львів, 1901. Т. 41;
Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи // Известия Отделения русского языка и словесности АН. Л., 1926. Т. 31. Кн. 1; он же. О Галицко-Волынском летописании // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1947. Т. 5;
Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.; Л., 1938;
Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940;
Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого // Исторические записки. М., 1941. Т. 12;
Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947;
Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950;
Генсьорский А. И. Галицько-Волинській літопис (Процес складання, редакції і редактори). Київ, 1958; он же. Галицько-Волинській літопис (Лексичні, фразеологічни та стилістичні особливості). Київ, 1961;
Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963;
Еремин И. П. Литература Древней Руси. М.; Л., 1968;
Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII в., М., 1969;
Ипатьевская летопись, является документом древнейшей русской истории, а кроме того, уникальным памятником русской литературы. Обнаружена в Ипатьевской обители Костромы, откуда и произошло ее название.
Из каких рукописей состоит летопись.
Возраст летописания датируется XII , началом XIV столетия, приблизительно от 1111 года до 1305 года. Все описание состоит из трех списков, или частей:
- Второй по древности свод, составленный в Киево-Печерской обители иноком Нестором до 1117 года, приблизительно в 1118 году, и уже в составе летописи, звучит как повесть временных лет, периода до 1292 года.
- Свод Киевской и юго-западной Руси, написан игуменом Михайловской Выдубицкой обители, Моисеем, в 1200 году и включает 1119 год и описывает жизнь семьи Рюрика Ростиславовича, в конце содержит благодарственную речь князю. Хронология использована из трех источников – семейный архив Рюриковичей, летописные книги князя Владимира Глебовича, заканчивающиеся военными столкновениями с половецкими ордами и смертью князя в 1187 году. Третий источник, летописные работы черниговского писца князя Игоря Святославовича, завершившиеся рассказом о вступлении на Киевский престол князя Игоря в 1198 году.
- Галицко-волынское летописание, от 1201 года своим описанием отличается от двух первых частей, его можно представить, как самостоятельные летописи, описывающие становление Галицких областей и Владимиро-Волынского княжества, их политических решениях. В хронологии отсутствует временная ссылка, нет упоминания года проходящих событий и рассказ идет в свободной форме. Источниками являются рассказы очевидцев, регистрационные документы, грамоты, военные донесения.
Перед началом описания событий, древние летописцы составили поименно списки всех правивших князей, начиная князьями Аскольдом и Диром, перед нашествием орды хана Батыя.
Повесть является самым древним описанием появления и развития государства русичей, историческим очерком об образовании правящей княжеской династии, ведении государственных дел и развитии христианства, формировании политики Русской державы. Здесь соединились два повествования в одну летопись при князе Владимире Васильковиче
Летописи, дошедшие до наших дней, делятся на семь частей-списков: ипатьевского, первой четверти XV столетия, заканчивается описанием пинских и степанских князей до 1292 года, рукопись плохо сохранилась, поэтому есть пропуски, листы, сложенные не по порядку. Рукопись на 307 листах. Второй – хлебниковский, написан на юго-западе России приблизительно в 1560 году, для написания авторы использовали оригинал, с которого написан Ипатьевский список, но содержит наиболее точное и без пропусков описание и дополнения. Создан в Киево-Печерском монастыре, составляет 386 листов. Следующие пять списков относятся к Хлебниковскому, и не могут существенно помочь в восстановлении прототипа.
- Погодинский – это копия Хлебниковского списка, написана в 1620 году, была собственностью Михаила Погодина, поэтому и носит такое название. Коллекция вместе со списком приобретена Николаем I , рукопись отдана в фонды Публичной библиотеки. Составляет 323 листа.
- Свод Яроцкого, официально известен с 1651 года, подаренный в библиотеку Академии наук в 1910 году. Содержит 243 листа. Имеет много описаний из истории Венгрии, Литвы, Польши. В своде не достает множества листов в летописаниях и описании Мамаева сражения.
- Ермолаевский свод датируется XVIII столетием. Насчитывает 319 листов. Выполнен одним летописцем, отмечен один почерк. Источником является Хлебниковский свод, имеются различные мелкие ошибки, которые относятся к ошибкам в написании. Изготовлена для личного пользования князю Дмитрию Голицыну в Киево-Могилянской академии.
- Краковский свод, находится в библиотеке Чарторыйских, в городе Краков. Полностью скопирован с Погодинского списка в 1796 году, для личного пользования Адамом Нарушевичем. Выполнен на латинском языке.
Ипатьевский свод, ценнейший источник исторических сведений по истории Руси XIII столетия. Многие описания ведутся образно, переводя летопись в художественное произведение.
Большинство сведений об истории Древней Руси нами почерпнуты из летописей. Этот жанр древнерусской литературы был и остается до сих пор основным источником исторических данных для современной науки наряду с археологическими изысканиями. Особый интерес для исследователей представляет Ипатьевская летопись. Почему? Разберемся вместе.
Летописание
Само название "летопись" говорит за себя - писание событий по летам, годам. Авторами выступали чаще всего монахи монастырей, которые кратко излагали суть происходивших основных событий. В период феодальной раздробленности каждый княжеский дом составлял свой собственный свод, в котором также давалась некая интерпретация происходящего, исходя из интересов правящей династии. Первые летописцы на Руси появились в одиннадцатом веке. Самое древнее, дошедшее до нас произведение в этом жанре, - "Летопись временных лет", написанная примерно около 1113 года монахом Киево-Печерской лавры Нестором.
Историками обнаружено несколько десятков подобных сводов событий. Самыми известными и древними из них являются Лаврентьевская летопись и Ипатьевская летопись. Сводом считается произведение, включившее в себя перепись более ранних источников, которые были дополнены событиями последнего времени. Так, "Летопись временных лет" входит в большинство сводов позднего периода в качестве начала повествования.
Находка Карамзина
В 19-м веке русский историк Н. Карамзин обнаружил в архивах Ипатьевского монастыря под Костромой летописный свод. Он был датирован 14-м веком. Свое название - Ипатьевская летопись - получил по месту обнаружения. Наряду с Лаврентьевским сводом этот является одним из древнейших. Его особенность в том, что, кроме обычного включения повествования Нестора, он имеет подробное изложение событий истории Киевского княжества времен правления Рюрика Ростиславовича, а также Галицко-Волынских земель до конца 13-го века. Это уникальный материал для изучения истории древнерусских юго-западных земель после начала феодальной раздробленности и установления татаро-монгольского владычества.
Как ознакомиться с текстом?
Ознакомление с древними летописными сводами возможно для широкого круга читателей. Во-первых, более 150 лет назад издано Полное собрание русских летописей. Во-вторых, на данный момент большинство из них доступны в Интернете. Конечно, они переработаны в соответствии с современным русским языком. Ипатьевская летопись, перевод которой осуществлен также и на украинский язык, тоже доступна любому желающему. Отдельные ее части существуют на английском языке. Но если все же есть желание читать летописи в оригинале, то нужно выучить, по крайней мере, старославянский. Материалы отсканированы и выложены в сети.
Содержание Ипатьевского свода
Общепринятым считается выделение трех частей рассматриваемого свода. Первая летопись по Ипатьевскому списку традиционна для всех других - это "Повесть временных лет". Хотя и в ней существуют некоторые различия, уточнение данных, которых нет в других сводах. Это доказывает, что местом создания были южные русские земли, где автор свода имел доступ к документам и архивам и мог уточнить необходимую информацию.
Вторая часть называется Киевской. Много внимания в ней уделено правлению князя Рюрюка из дома Ростислава. Предположительно, игумен Выдубицкого монастыря был автором этой части свода "Ипатьевская летопись".
Украина, точнее, Галицко-Волынская Русь, в тринадцатом веке представлена в третьей части свода. Эта часть отличается от предыдущих. В оригинале она даже не имела традиционного перечисления дат, которые, видимо, были проставлены при списывании позже. Остановимся подробнее на последних двух частях.
Киевская летопись
Как это ни парадоксально звучит, но Киевская летопись также является сводом летописцев нескольких князей, правивших в Киеве. Двенадцатый век был довольно сложен для этой земли. Беспрерывно шла борьба за престол между Мономаховичами и Ольговичами. Эта тенденция была видна не только в стольном граде, но и в других землях. Потомки Мономаха переселялись на северо-восток, завоевывая там беспредельную власть, а Ольговичи оставались на юге, под угрозой половецких набегов.
В 1185 году произошел печальный поход Игоря Святославовича в степь, описанный в "Слове о полку Игореве". Отношение к нему совершенно противоположное в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Последняя проявляет больше симпатии и снисхождения к неудавшейся попытке Игоря избавить русскую землю от врагов. В своде северо-восточных земель Игорь осуждается за самонадеянность, за то, что не подождал помощи от братьев. Некоторые исследователи полагают, что начало Киевской летописи положили в Чернигове и Переяславле при князе Ростиславе. Именно оттуда подробности из жизни южных княжеств.
О Галицко-Волынской Руси
Галич и Волынь, как западные рубежи Киевской Руси, имели существенные особенности в развитии. О нюансах политической борьбы, международных связях с 1205 по 1292 год читаем мы в Ипатьевской летописи. Необходимо отметить, что составители последней части были образованнейшими людьми своего времени, так как использовали греческие и более ранние древнерусские источники. Информацию они черпали из докладов послов, княжеских грамот, военных повестей. Благодаря этому своду мы имеем подробное описание битвы на Калке и последствий Батыева нашествия на Юго-Западную Русь. Надеемся, теперь понятно, что описывает Ипатьевская летопись и почему она интересна как обывателям, так и профессиональным историкам.
Читайте также: