Интересные шифровки для детей начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Дидактические упражнения "Шифровальщик" - это набор карточек с зашифрованными словами и текстами, которые можно предложить учащимся 2-3 классов для выпонения на уроке или в качестве домашнего задания. На примере этого материала учитель-логопед может создать собственные "шифровки" и успешно использовать их в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии.

ВложениеРазмер
didakticheskie_uprazhneniya.docx 22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Серии А, Б, В, Г, Д (1-9), Е, Ж, З.

Составила: логопед Горемыкина И.Н.

По опыту можно отметить, что ученики с интересом выполняют такого рода упражнения как единолично, так и в группах, особенно если под них подвести увлекательную игровую основу.

В данной работе приведены примеры дидактических упражнений и задачи, решаемые в процессе выполнения задания. На основании этого материала учитель-логопед может создать целую картотеку подобных упражнений, систематическое выполнение которых поможет разнообразить коррекционную работу и благотворно скажется на успеваемости учащихся.

Серия А (Расшифруй слово).

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие словарного запаса;
  4. Развитие навыка письма.

Материал: карточки со словами.

Ход занятия: логопед раздает карточки с пропущенными согласными, ученикам надо догадаться какие буквы пропущены, вставить их и переписать в тетрадь.

Примерный вариант: __апочка - __абочка; и__ра – и__ра; __ачка - __ачка; бо__т – бо__т; __ить - __ить; __ожки - __ожки; пло__ы – пло__ы; __олит - __олит; __от - __од; со__а – со__а; __инт - __инт; бу__ки – бу__ки; __уп - __уп; __ар - __ар; __айка - __айка; __ёлка - __ёлка; __ью - __ью.

Серия Б (Расшифруй ритм)

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие слуховой памяти.

Материал: карточки со слогами.

Ход занятия: на доске начерчены чередующиеся палочки, сгруппированные по одной, по две, по три или по четыре. Ученику надо произнести любой слог в указанном ритме.

ка какака какака какакака ка кака кака

Серия В (Расшифруй текст).

  1. Развитие фонематического восприятия и представления;
  2. Развитие предложно-падежных конструкций;
  3. Развитие зрительного восприятия;
  4. Развитие связной речи;
  5. Развитие навыка письма и чтения;
  6. Развитие логического мышления.

Материал: карточки с предложениями.

Щегла Юра поймал. В клетку щегла он посадил. В клетке сидит щегол. Не поёт он. Щегла выпустил и клетку открыл Юра. Улетел в лес щегол. Свою песню запел и сел на ветку он.

Серия Г (Расшифруй слово).

  1. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  2. Развитие фонематического восприятия и представления;
  3. Развитие зрительного восприятия и представления;
  4. Развитие навыка письма.

Материал: карточки с буквами.

Ход занятия: на карточке записаны ряды букв. Ученикам предлагается расшифровать слова из указанных букв и записать в тетрадь.

Примерный вариант: влок, уктс, сьло, исла, еньт, лсео, диху, оонк, язем, агор, ттор, огмр, ецвт, лоет, еопд, атрм, изам, аваз, оолт, тиас, итнб, цаяз, азяр.

Серия Д1 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

гуш – ка – ля (лягушка), мот – бе – ге (бегемот), ко – кро – дил (крокодил), те – пан –ра (пантера), ца – ли – си (лисица), со - но – рог (носорог), зе – шим – пан (шимпанзе), я – о – безь – на (обезьяна), ва – ко – ро (корова).

Серия Д2 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Примерный вариант: ка- со – ро (сорока), ро – на – во (ворона), во – бей –ро (воробей), бат – аль – рос (альбатрос), пе – канн – ли (пеликан), го – фла – мин (фламинго), па – клюв – ло - то (лопатоклюв), ни – ца – си (синица), ко – бри – ли (колибри), вин – пинг (пингвин).

Серия Д3 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Чик – куз – не (кузнечик), ча – ран – са (саранча), та – кан – ра (таракан), боч – ка – ба (бабочка), чок – свер (сверчок), ла – пче (пчела), шень – шер (шершень), гу – ца – ни – се (гусеница), мар – ко.

Серия Д4 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Шай – ли – ник (лишайник), за – ре – бе (береза), па – ли (липа), сень – я (ясень), фи – ка – ал (фиалка), за – ро (роза), я – ли – ли (лилия), шин – ка – кув (кувшинка), он – пи (пион), рис – и (ирис), ко – чик – ло – коль (колокольчик).

Серия Д5 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

ка – лож (ложка), ка – вил (вилка), рел – ка – та (тарелка), шлаг – дур (дуршлаг), то – си (сито), рю – каст – ля (кастрюля), ско – ка – род – во (сковородка), лён – ка – мас (маслёнка), за – ва (ваза), шин – кув (кувшин).

Серия Д6 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Лен – ва – ки (валенки), ру – ка – баш (рубашка), то – паль (пальто), би – зон – ком – не (комбинезон), ка – курт (куртка), па – шля (шляпа), ка – шап (шапка), са-ги-по (сапоги), со-нож-ки-бо (босоножки), е-плать (платье).

Серия Д7 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Радь – тет (тетрадь), ран – ка – даш (карандаш), ка – ли – ней (линейка), нал – пе (пенал), ка – ав – руч – то (авторучка), нот – блок (блокнот), ник – учеб (учебник), куль – цир (циркуль), ки – крас (краски), тик – лас (ластик).

Серия Д8 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Пы – сос – ле (пылесос), ви – те – зор – ле (телевизор), вы – со – ка – мал – ко – жи (соковыжималка), со – ка – мя – руб (мясорубка), кар – чист – фе – ка – то – ле (картофелечистка), ник – хо – диль – ло (холодильник).

Серия Д9 (Расшифруй слово).

Материал: кружочки со слогами.

Тель – чи – у (учитель), у – ца – бор – щи (уборщица), сарь – сле (слесарь), чи – ха – тка (ткачиха), ка – щик – мен (каменщик), тарь – сек – ре (секретарь), а – нист – пи (пианист), до – са – вод (садовод), о – лог – зо (зоолог).

Серия Е (Расшифруй слово).

  1. Развитие суффиксального способа образования слов;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие словарного запаса;
  4. Развитие навыка письма и чтения;
  5. Развитие логического мышления.

Материал: карточки с суффиксами, карточки со словами.

Ход занятия: учитель раздаёт детям карточки с суффиксами и карточки со словами. Ученикам надо выбрать из карточек со словами именно те слова и записать их в той последовательности, как зашифрованы слова в виде указанных суффиксов, затем записать в тетрадь.

Суффиксы: иц, ушк, чик, ник, онок, ист, ёнок, очк, ышк, ек, ка, ов, як, ец, инк.

Слова: беглец, избушка, гнездышко, фокусник, рощица, летчик, горнист, волчонок, теленок, кофточка, орешек, печка, горошинка, зимовщик, сосняк.

Серия Ж (Расшифруй слово).

  1. Развитие префиксального способа образования слов;
  2. Развитие зрительного восприятия;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Развитие навыка письма и чтения.

Материал: карточки с приставками, карточки со словами.

Ход занятия: учитель раздаёт детям карточки с приставками и карточки со словами. Ученикам надо выбрать из карточек со словами именно те слова и записать их в той последовательности, как зашифрованы слова в виде указанных приставок, затем записать в тетрадь.

Приставки: об, у, при, пере, по, за, с, вы, про, на, до, пре.

Слова: уходит, прибавка, прекрасный, пригород, промок, поговорка, забила, перебой, сбежал, надела, объяснил, вымыл.

Серия З (Расшифруй предложение).

  1. Развитие предложено-падежных конструкций;
  2. Развитие фонематического восприятия;
  3. Развитие зрительного восприятия;
  4. Развитие логического мышления;
  5. Развитие навыка письма и чтения.

Материал: карточки с предложениями.

Молоко лакали плошки из большой зеленой кошки.

Я лопатой подметаю, по гвоздям стучу пилой, утюгом бельё стираю и копаю я метлой.

Для многих игр с детьми — и настольных, и онлайновых, и ролевых — можно использовать шифры. Это не только вызывает у детей интерес, но и развивает внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки устного счета и осмысленного чтения.


Конечно, этим же можно заниматься с детьми и в семье. Но сразу хочу предупредить родителей: если дети втянутся, то поначалу вам придется то и дело разгадывать их зашифрованные записки и отвечать им тем же. Иначе говоря — поддерживать формат развивающей интеллектуальной игры.

История, которую предварительно нужно рассказать детям

Шифрование — то есть сокрытие информации — появилось еще в древние времена. А уж когда возникли государства, армии, войны, разведка — то возникла необходимость тайно передавать какие-то сведения, чтобы, если вдруг они попадутся в руки врагу, тот ничего бы не понял. Нужны были тайные знаки, чтобы узнавать своих. Например, разрезали на части монету. Люди могли никогда друг друга не видеть, но если посланец предъявлял свою половинку, и при наложении обе части совпадали, значит, это свой.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

И оба понимали, что они — единоверцы. А со стороны никто бы ничего не понял.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Еще в старину часто использовали шифр, когда буквы в слове писались в зеркальном отражении. Прочитать такой текст можно было, только поднеся его к зеркалу:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Но это всё довольно простые шифры, которые очень легко разгадать. А были и посложнее, о них-то пойдет речь.

Криптография и стеганография

Например, используем так называемые стеганографические решетки. Это прямоугольные рамки, в которых хаотично прорезаны квадратики. Вот так:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Полезное упражнение: сделать вместе с детьми такие решетки (две одинаковых) и обмениваться тайными посланиями. Чтобы решетки получились полностью одинаковыми, нужно сперва сделать одну, потом наложить на кусок картона такого же размера, обвести карандашом все прорези и вырезать их ножницами. Если дети совсем маленькие, процесс, конечно, следует контролировать.

Какие бывают шифры

Конечно, здесь речь идет не о современных способах шифровки, которые основаны на очень серьезных математических методах и реализуются с помощью специальных компьютерных программ. С детьми мы занимаемся старинными шифрами, где для расшифровки достаточно лишь бумаги, ручки и мозгов.

Такие шифры делятся на две группы — перестановочные и подстановочные.

Идея перестановочных шифров — мы по какому-то правилу переставляем местами буквы в шифруемой строке. Если заранее знать, какое это правило (или догадаться), то можно переставить буквы так, чтобы получить исходную строку.

Полезное упражнение: придумать вместе с детьми такие алфавиты, где каждой русской букве соответствует какой-то значок. Например, так:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Или, например, так:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Важное замечание

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Простейшие перестановочные шифры

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Пробел, обозначаемый знаком нижнего подчёркивания, тоже считается знаком — таким же, как и буквы.

Расшифровка делается точно так же, как и зашифровка: выделяем группы по два знака и внутри групп меняем их местами:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Обратите внимание: у нас встретилось в шифровке два пробела подряд. Надо замечать такие вещи и понимать, что это ДВА пробела.

Расшифровка происходит точно так же, как и зашифровка: с начала строки, т.е. слева направо, выделяем группы по три знака, и записываем в каждой группе их справа налево:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Обратите внимание: на конце строки может остаться один знак, не попавший в группу по три, и тогда мы его не трогаем, или два знака, и тогда мы просто меняем их местами.

Разумеется, ничто не мешает делать перестановки по четыре знака, по пять, и так далее. Очень хорошо, если дети самостоятельно додумаются до этой идеи. Но практика показывает, что такое бывает нечасто, перестановок по два и по три обычно вполне достаточно и для занятий, и для игр.

Простейшие подстановочные шифры

Можно, конечно, применять придуманные алфавиты, а можно по определенному правилу подставлять вместо шифруемой буквы другую букву русского алфавита.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Обратите внимание — здесь пробел можно не обозначать нижним подчеркиванием, потому что при подстановочных шифрах пробел остается пробелом.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

И, конечно, для работы с подстановочными шифрами нужно хорошо помнить алфавит. Если наизусть его не помнят, не грех пользоваться бумажкой:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Буквы алфавита тут пронумерованы, и это не случайно. В некоторых шифрах, более сложных, нужно использовать порядковый номер буквы.

Есть и более сложные шифры — и подстановочные, и перестановочные — которые тоже можно освоить с детьми и применять для игр. Но об этом в другой раз.

Как применять шифры для игр

Причем изучать не за один раз. Сперва можно поговорить про старинные шифры, в другой раз — про стегагографические решетки (и обязательно своими руками сделать пару таких решеток). Потом — посочинять свои алфавиты и обязательно писать друг другу письма с их помощью. И только потом можно осваивать перестановочные шифры, затем — подстановочные.

С какого возраста можно обучать детей шифрам? Это зависит от их развития. Мне и с шестилетками приходилось этим заниматься. Но общий принцип — начинать надо тогда, когда ребенок уже вполне бегло читает и пишет, то есть обычно это со второго класса.

И, конечно, все эти навыки тут же надо применять к играм. Например, освоили перестановочный шифр — тут же рисуем (вместе с ребенком!) карту какой-нибудь волшебной страны и подписываем перестановочным шифром название городов, стран, рек, морей.

Или придумываем каких-то героев (можно взять просто традиционных героев русских сказок) и придумываем их зашифрованную переписку. Например, Лиса пишет зайцу:

РПХИДО_ИОКМ_ЕНЯ_Д_МАТ_БЕ_ЕТС_ОКВСУЫН_ХОМКРВОКО

(Приходи ко мне, я дам тебе сто вкусных морковок)

Ребенок расшифровывает это письмо Лисы и пишет ответ Зайца:

ЕНВ_РЕ_Ю_ЯЕТЕБЛ_СИ_АЫТМ_НЕ_ЯЪССЕЬТХ_ЧОШЕЬ

(Не верю я тебе, ты меня съесть хочешь)

И дальше продолжается эта переписка.

Можно еще сочетать творческие игры, где ребенок сочиняет какие-то истории, с заданиями на шифровку. Допустим, он сочиняет сказку про детектива Кролика, который расследует похищение Медведя и обнаруживает в его опустевшей берлоге зашифрованную записку. Какую? А это ребенок придумает сам. И зашифрует.

Очень хорошо придумывать вместе с ребенком какие-нибудь настольные игры-бродилки, где что-то надо расшифровывать. Например, это может быть игра, которую мы делаем в подарок каким-то другим детям. Младшим братьям или сестрам, друзьям, одноклассникам.

В общем, навыки шифрования — это полезный инструмент, который можно применять для самых разных игр и развивающих активностей. Это как соль — она ценна не сама по себе, а как приправа для пищи.

Сегодня мы с вами поиграем. Мы будем выступать в роли шифровальщиков. Нам предстоит долгий путь выполнения заданий. Но мы их будем выполнять последовательно, чтобы не нарушить алгоритм, потому что они связаны друг с другом. Если мы пропустим какое-либо задание, то не сможем пойти дальше и закончить игру.

Хорошие названия. А начнем мы с вами с разминки. Вспомним, какие задания мы выполняли ранее.

III. Актуализация полученных знаний

Ребята, давайте вспомним, что такое кодирование информации?

Ответы детей: (Кодирование – это процесс преобразования одной формы информации в другую с сохранением её смысла).

Каким способом можно закодировать информацию?

Ответы детей: (Графическим, азбукой Морзе, ребусами, иероглифами, нотами, перестановкой слов, числами и т.д.)

1. Проведите линию на 1 клеточку низ

3. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки вправо

6. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

7. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

8. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

9. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вправо

10. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

11. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки влево

12._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек вниз

13._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо

14._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вниз

15._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек влево

16._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вверх

17._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 10 клеточек вверх

18._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

19._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вверх

20._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо

Учитель. Ребята, остановитесь и скажите, что у вас получилось?

Да, это старинный ключ, который нам пригодится, чтобы мы открыли сундук с заданиями. А еще мне нужен один помощник, который будет следить за правильностью выполнения заданий. Тот, кто первым расшифрует предложение на слайде, тот и будет моим помощником. Итак, мы открываем задания.

IV. Основная часть

Объяснение учителя

Кодирование информации цифрами. Посмотрите внимательно на таблицу. Что означает надпись в таблице? (Что буквы закодированы цифрами). Правильно. Мы умеем решать такие задания. Если вы решите задание в таблице на карточке 1, вы получите ответ, что вас ожидает в следующем конкурсе. Возьмите карточки с алфавитом, смотрите на доску, где таблица с заданием, расшифруйте и ответ запишите в карточке, что у вас на столах. А теперь выпишите во вторую таблицу те буквы, что зашифрованы под числами в первой таблице, которые у вас получились. Что у вас получилось?

Буквенные головоломки для младших школьников с ответами

Участники конкурса получают задание прочитать пословицу:

а Д п Е о Л т У е В х Р е Е ч М а Я с

Подсказка: сначала надо прочитать большие буквы, а затем маленькие.

Варианты заданий:

Г т Д а Е м С и М п Е о Л б О е С д Т а Ь

Д у Р з У н Г а В е Б т Е с Д я Е

д Г а О с Р л Ь а К д А о Р к А х Б л О е Т б А

Участникам конкурса предлагается прочитать известную пословицу:


Подсказка: сначала надо прочитать буквы в темных клетках, а затем — в светлых клетках.

Варианты заданий:




Кубики-головоломки

Участники конкурса получают задание: сложить разбросанные кубики так, чтобы можно было прочесть русскую пословицу.


Варианты заданий:




Верёвочка

В клетках квадрата написана пословица, которую участники конкурса должны прочитать. Начало пословицы выделено темным цветом.


Подсказка: прочесть пословицу можно по беспрерывной ломанной линии, причем эта линия не пересекается и не заходит в какой-нибудь квадрат дважды.

Варианты заданий:




Участники конкурса придумывают и вписывают слова в данный кроссворд.

Ответ: мак, май, мел, мяч, меч, мул, маг и др.

Варианты заданий:

Ответ: Сон, сын, сыр, сок, сук и др.

Ответ: Лак, лук, лев, лес, луч и др.

Ответ: Кот, кит, кок, кол, кон и др.

Участникам конкурса предлагается отгадать названия деревьев и из букв в выделенных клетках составить ключевое слово: название места, где эти деревья можно встретить.


Ответы. Ель, сосна, липа, береза, клен.

Ключевое слово: лесопарк.


Ответы: георгин, астра, мак, незабудка, василек, роза, ромашка.

Ключевое слово: ноготки.

Участники конкурса получают задание: написать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. Побеждает тот, у кого получится самая длинная цепочка.

Например: лев — волк — кабан — носорог — гепард — дикобраз — зебра — антилопа и т. д.

Например: пол, мост, ток, рот, соль, торт, кот, кол, сон, сом, сор, сорт и т. д.

Например: мороз, король, огонь, волос, голос, остров, молот и т. д.; толокно, осколок, молоко, золото, молоток и т. д.; молоковоз, водоворот, водопровод и т. д.

Ведущий предлагает каждому участнику слово, состоящее из трех букв. Слово записано в строку, буквы стоят далеко друг от друга. Участники конкурса должны как можно быстрее записать по пять слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

Участники конкурса придумывают и записывают новые слова, используя приставки или новую первую часть слова. Побеждает тот, кто доставит больше слов.

• НЕ . приставка, которая придает слову новое противоположное значение. Например: неаккуратный, недобрый, неглупый, незваный и т. д.

• АНТИ . приставка, которая придает слову значение противоположности, направленности против чего-нибудь. Например: антивоенный, антигерой, антинаучный, антинародный и т. д.

• НЕДО . сложная приставка, которая придает слову значение неполноты, неточности, по сравнению с какой-нибудь нормой. Например: недослышать, недосмотреть, недобор, недозрелый и т. д.

• МИНИ . первая часть сложных слов, со значением маленький. Например: мини-платье, мини-размер, мини-юбка и т. д.

• ПОЛУ . (ПОЛ . ) первая часть сложных слов, обозначающая превышение меры, крайнюю степень чего-либо. Например: полушерстяной, полутень, полночь, полдник и т. д.

Ответ: як, яр, ар, яма, мак, рак, арка, маяк, марка, рамка и т. д.

Ответ: ор, лев, вор, ров, рот, тир, воз, взор, лето, ветер и др.

Ответ: ар, лак, рак, ара, акр, тара, река, кара, катер, карта, карета и др.

Ответ: ас, ил, лес, мел, лиса, цена, сани, лама, самец, смена и др.

Ответ: ар, ор, рак, акр, ров, вор, кон, рок, ива, кара, кров, нива, вино, рана, кора, нора и др.

Ответ: ар, ил, жир, тис, аул, урна, лист, аист, сила, стул, луна, тина, журнал и др.

Ответ: оса, ток, кот, ком, сок, сон, сом, акт, окно, нота, коса, мост, стон, совок, носок, откос, моток, восток и др.

Ответ: лук, лак, лик, луна, клык, кукла, кулик, лунка, улика, кулак и др.

Ответ: ус, лес, рак, ель, лук, сук, руль, река, рука, леска, рельс и др.

Ответ: век, сон, сок, нос, вес, ген, иго, сев, снег, веко, кино, сено, венок, носки и др.

Ответ: ад, сон, год, сад, еда, ода, дно, снег, пена, сода, сено, десна и др.

Ответ: ар, ил, век, лак, лес, лик, пар, пир, рак, ров, рок, сок, вена, вера, вина, волк, кино, клин, клон, лиса, пари, перо, рана, репа, сало, вилка, волан, класс, лепка, леска, насос, соска, парик, парник и др.

Шарада — буквенная загадка, в которой зашифрованное слово делится на части (самостоятельные слова) и разгадывается по этим частям.

Мое начало — буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

Бывает много странного на свете:

Вот вам предлог, союз и вновь предлог,

А целое в лесу я как-то встретил —

Со страху еле ноги уволок. У-да-в; удав.

Первое можно засеять вторым,

А в целом мы часто на даче лежим. Га-мак; гамак.

Мой первый слог — предлог.

Второй всегда спасет тебя от зноя,

А в целом — время золотое. О-сень; осень.

В начале слова мы разыщем пищу.

Закончим измерителем глубин,

А целое узнаем — хищник,

Морей полярных исполин. Каша-лот; кашалот.

Ищи у швеи слог мой первый

К нему прибавь спортивный термин.

Теперь меня всего прочти. Гла-гол; глагол.

Три буквы — термин при игре.

Другие три — победный крик.

А в целом — встретишь во дворе,

Услышав вдруг собачий рык. Кон-ура; конура.

Первое слово над чайником тает,

Второе — у папы растет над губой.

А целое — ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой. Пар-ус; парус.

Только два предлога,

А волос в них много. У-с; ус.

Предлог стоит в моем начале,

В конце же — загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. За-дача; задача.

Метаграмма — вид буквенной загадки. В зашифрованном метаграммой слове нужно поочередно одну букву заменять указанными в тексте. Значение слова каждый раз будет меняться.

Меня ты не напрасно ценишь —

Тебя насытить я могу,

Я по деревьям побегу. Булка-белка.

Чтоб отгадать, имей терпенье:

Мелкой рыбой я питаюсь.

На себя меня наденешь. Чайка-майка.

На мне качаясь, птичка весела

И чувствует она себя прекрасно.

Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке,

Во мне утонешь, как в реке. Долото-болото.

С глухим шипящим — кругл, как мяч,

Со звонким — как огонь, горячий. Шар-жар.

Я цвет одинаковый часто имею:

Могу и до слез довести и убить. Луг-лук.

Анаграмма — перестановка букв в слове для образования другого слова.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

В ярком пламене рождалась,

Я невзрачна и сера.

Если буквы переставить,

Стеблем стану я тогда. Зола-лоза.

Задачу ты решишь свободно:

Я небольшая часть лица.

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можешь что угодно. Нос-сон.

Я лежу на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь, —

В кастрюли я полезу. Шпала-лапша.

Случайно, может быть, катались

Когда-нибудь во мне и вы:

Мои колеса быстро мчались

По улицам былой Москвы.

Но если бы двум буквам место

Переменили вы во мне,

То я взлетела б с треском

В ночной небесной тишине. Карета-ракета.

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу. Насос-сосна.

Как зонт, могу прикрыть я многих

И в летний зной, и в непогоду.

Но поменяй местами слоги —

Я превращусь в период года. Навес-весна.

Варианты заданий: лето-тело, карп-парк, ямка- маяк, атлас-салат, каприз-приказ, кукла-кулак, комар- корма, терка-актер, масло-смола, водопад-подвода.

Логогрифы — вид загадки, в которой к зашифрованному слову нужно прибавлять (или отнимать) буквы.

Я похож на быка

И известен я всем,

И сам себя съем.

Древесному стволу защиту я даю.

На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

И я уже река. Ил-Нил.

Мы всех, и взрослых, и детей,

В часы досуга развлекаем,

Мы их ужасно напугаем. Игры-тигры.

Без нее — мышей любитель. Крот-кот.

Его откроешь — и вода

Из него польется.

В кинотеатре он найдется. Кран-экран.

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь —

По ней сумеем мы пойти. Рога-дорога.

В июле в рожь войдите,

Вспорхнет пред вами птица.

Вы ноту только отнимите,

И птица в золу превратится. Перепел-пепел.

Варианты заданий: лев-хлев, точка-уточка, кол- укол, зуб-зубр, стол-столб, ель-щель, пол-полк, оса-коса, дочка-удочка, рак-мрак.

Читайте также: