Мастер класс функциональная грамотность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Демидко Татьяна Николаевна

Организация: МКОУ Черчетская СОШ

Населенный пункт: Иркутская область, с. Черчет

1 слайд.

Мастер-класс

2 слайд.

Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

3 слайд.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса : диалоговое обучение (работа в группах), оценивание для обучения, метод рефлексии.

Ход мастер – класса:

1.Организационный момент.

- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

4 слайд.

5 слайд.

2 .Мотивация к мастер-классу.

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

3.Основная часть.

-Сегодня мы поговорим о приёмах, используемых нами на уроках литературного чтения, которые являются помощниками в формировании навыка чтения у младших школьников.

-На начало урока желательно использовать дыхательные гимнастики, что сейчас мы с вами и сделаем.

6 слайд.

Цель: формирование навыка владения голосом и подготовка к чтению.

-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

7, 8 слайды

Работа над текстом.

- Сейчас вам предлагается поработать в группах.

Правила работы в группе:

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

Цель: знакомство с текстом, провести его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

9 слайд

Мальчик-Огонёк

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.

Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

10 слайд

Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

__ Появление героя

__ Спасение, помощь

11 слайд

(Представление работ)

12 слайд

- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;

- Большой палец в сторону, если вы чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;

- Большой палец вниз, если вы думаете, что никак или мало продвинулись к достижению цели.

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

13 слайд

Вывод: план сказки (её порядок) помогает правильно построить сказку, подготовиться к её пересказу и полному анализу.

14 слайд

Приём работы с пословицами . Логически – поисковое задание.

Работа в группах.

Цель: развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

-Пословицы и поговорки - это краткие изречения, в которых помещается суть опыта и мудрости народа.
Пословицы обязательно подскажут, как найти правильный путь для решения проблемы.

15 слайд

Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.

Задание для 1 группы

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Свет не без добрых людей.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.

Родная земля – золотая колыбель.

Задание для 2 группы

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Добрый пример лучше ста слов.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Ум дает силу, сила дает храбрость.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

16 слайд

Критерии оценивания:

-карточка с зеленым кружком, если уверены в ответе;

-карточка с желтым кружком, если ответ был частичный или если слегка не уверены в точности своего ответа;

-карточка с красным кружком, если не знали, и не было ответа.

17 слайд

Вывод: и сказки, и пословицы разных стран дают людям одинаковые уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым. Практически к каждой русской пословице можно подобрать аналог в фольклоре других народов, значит, в культурах всех народов есть что-то общее, и это общее ярко проявляется в таком жанре устного народного творчества, как пословица.

18, 19, 20 слайды

Упражнения для развития навыка быстрого чтения.

21 слайд

Сейчас на некоторых цифровых платформах появились карточки с заданиями на формирование читательской грамотности. Например, эти задания я взяла в Яндекс.Учебнике.

22, 23, 24, 25 слайды

1.Упражнения для развития смыслового чтения. Работа с информацией

Прочитай текст о том, как писали в Древнем Египте.

⁠1. В Древнем Египте люди придумали для письма особые значки — иеро́глифы. 2. Иероглифы — это значки, похожие на птиц, зверей, предметы. 3. Египтяне высекали иероглифы на камнях. 4. А ещё они писали на папи́русе — особом материале, склеенном из стеблей тростника.

В каком предложении объясняется, как выглядели египетские иероглифы? Выбери нужный номер.

O 1 O 2 O 3 O 4

2.Работа с информацией. Смысловое чтение.

Прочитай текст и ответь на вопрос.

В Древней Руси люди писали так: они процарапывали или продавливали буквы специальными острыми палочками на коре берёзы — берёсте. Такие письма и записки на берёсте называются берестяны́ми гра́мотами. Учёные нашли очень много берестяных грамот в городе Но́вгороде. Они пролежали в земле много веков и хорошо сохранились. Среди них есть несколько записок и рисунков мальчика по имени Онфи́м. Он жил в Новгороде семьсот лет назад и ходил в школу, где учился писать. А когда ему становилось скучно, он рисовал на берёсте рисунки.

Как называются записки на берёсте, которые нашли учёные в Новгороде? Выбери верный ответ.

O берёзовые письма

O грамотные письма

O берестяные грамоты

O берёзовые грамоты

3.Работа с информацией. Смысловое чтение.

Прочитайте текст

Еще труднее, чем выучиться читать, было овладеть письмом. Неумелые пальчики выводили сначала совершенно непонятные, уродливые письмена. Немало слёз пролил он, пока научился более или менее сносно писать.

Можно ли определить, каким способом учился писать этот мальчик? Прочитай ответы ребят и выбери тот, который ты считаешь верным.

O Вова: Это же легко: мальчик учился писать ручкой в тетради! У многих сначала каракули получаются.

O Ира: Этот мальчик вряд ли ходил в современную школу, он наверняка учился писать клинышки.

O Кирилл: Из этого отрывка нельзя понять, как писал мальчик. Он мог писать и на берёсте, и в тетради, и на папирусе.

O Костя: Это было давно, мальчик писал на берёсте. Это очень трудно.

4.Работа с текстом. Общая грамотность.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату (2) 45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (4) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (5) в школе.

Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные.

А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер

Запиши соответствующие буквы

O 1

O 2

O 3

O 4

O 5

26 слайд

Итог мастер-класса .

-Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности. Вернёмся к задачам мастер-класса. Смогли ли мы помочь вам в вашей работе?

28 слайд

Рефлексия.

-А теперь давайте обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

-На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Работа в группах.

29 слайд

  1. Чтение! 2. Детское, радостное 3. Увлекает, занимает, окрыляет 4. Дарит прекрасный мир общения.

5. Счастье!

Список литературы:

1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс на тему:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

И.Г.Песталоцци

Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Посетив уроки наших учителей, вы уже можете иметь понятие о функциональной грамотности. Поэтому, прежде мы начнем с вами работу, хотелось бы, чтобы вы взяли листочки с человечками и деревом и отметили свое нахождение на нем. Отложите их. Спасибо!

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

с гордостью сказал первый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. ( несколько предположений озвучить)

- Таким образом, мы пришли к выводу: ф ункциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.

Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии. (Приложение 1)

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта. (Приложение 2)

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией ( читать , прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе .

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение 3)

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка " рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.

III . Заключительный этап.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  2. Что растет не березе - яблоки или груши?
  3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  4. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  5. Столица России - Париж или Минск?
  6. Какие звери живут в африке - мамонты или динозавры?

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попоробуем по теме Существительное.

Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.

Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.


- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций


Проблема. - Какие бывают растения?

  • 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
  • 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
  • 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель

Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Приём "Займись синтезом"

Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

Пример.

  • Чем пахнет слово "учитель"?
  • Каково на ощупь число 7?
  • Какой вкус у сиреневого цвета?
  • Какая форма у среды (как она выглядит)?
  • Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?

Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.

Заключение

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи мастер-класса:

показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;

способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;

содействовать профессиональному общению;

вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

1. Организационный этап.

- Когда вы заходили в класс, то каждый из вас избрал карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; желтый – познание истины; синей - душевный подъем. С таким настроением вы сегодня пришли в гости к нам. Но карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)

1. Вступление

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 1.
Логические приемы. Примеры заданий
1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить
4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(перессказа)
6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

2. Основная часть мастер-класса

И сегодня мы бы хотели более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках естественно – математического цикла , которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у детей начальной школы.

Учебный предмет “Познание мира” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Вот некоторые задания: это открытые и закрытые вопросы, вопросы с заданием объясни, докажи, распредели, найди ошибки.

1.Твой друг убегал от собаки и несильно поранил коленку .Твои действия?

А) ты наложишь ему жгут?

Б) бинтовую повязку?

В) обработаешь йодом и наложишь бинтовую повязку?

2.Айдар и Саша купались на озере. Саша сказал , что он сможет пробыть под водой 10 минут. Сможет ли Саша выдержать спор?

3.Туристы пошли в поход в лес и заблудились . Был полдень. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

4.Наступила зима. Айнура одела теплую шубу, а земля покрылась снегом? Что общего между шубой и снегом? Объясни.

5. Распредели растения по природным зонам, соединив стрелкой растение и зоны обитания:

колосняк луга ирис

одуванчик тундра тюльпан

гусиный лук пустыня клевер

маргаритка верблюжья колючка

инжир степи василек

лютик леса и тугаи мак

ковыль горы саксаул

берёза водоемы астрагал

6.Найди и подчеркни ошибки в экологическом очерке.

7.Учитель дал задание ученикам, с помощью компаса определить стороны горизонта. Учащиеся с заданием не справились . В чем причина неудачи ребят?

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Ниже представлен ряд работ используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников.

1. Работа над задачей.

Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач разными способами.

Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.

Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа.

Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

6. Самостоятельное составление задач учениками.

1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;

2) по данному плану ее решения,

3) действиям и ответу;

4) по выражению и т. д.

7. Объяснение готового решения задачи.

8. Изменение вопроса задачи.

У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

9. Составление разных выражений к данным задачам

10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.

11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

12. Использование приема сравнения задач и их решений..

13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

15. Закончить решение задачи.

16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

17. Составление и решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Проведение практических занятий

ЗАДАНИЕ для 1 группы

Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?

Задача. Группа № 1

Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.

В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша(200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)

Задача. Группа № 2

(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).

Задание.Группа № 3

(Участники обсуждают, предлагают, высказывать как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)

Учитель : Действительно, предложенная Вами задача, является компетентностно- ориентированным заданием. Задания, такого характера вызывают у ребят большой интерес, поэтому с большим желанием составляют такие задания. Предлагаю задачные формулировки, которые составили ребята

(задачи, составленные учащимися).

Мама купила собрания сочинений Ч.Айтматова, состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

В связи с переездом на новую квартиру необходимо упаковать книги с книжной полки в коробку. Какого размера нужно взять коробку, чтобы перевезти эти книги?

3. Подведение итогов мастер-класса

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

1. Какие задания тебе интересно делать на уроке?

А) работать с учебником – 2%

Б) решать задачи – 45%

В) самому придумывать задания или вопрос – 85%

г) составлять схемы, графики, таблицы – 30%

2. Что для тебя важно при выполнении заданий?

А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100%

Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33%

В) консультация учителя – 75%

Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80%

Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50%

3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках?

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха,которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Читайте также: