Интересные факты про римские цифры для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

В ходе презентиации ученики знакомятся с историей возникновения римской нумерации, правилами записи чисел с помощью римских цифр, выполняют интересные задания . Презентация анимирована.

ВложениеРазмер
rimskaya_numeratsiya.pptx 1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

О происхождении римских цифр достоверных сведений нет. В римской нумерации явственно сказываются следы пятеричной системы счисления. В языке же римлян ни каких следов пятеричной системы нет. Значит, эти цифры были заимствованы римлянами у другого народа (скорее всего этрусков). Такая нумерация преобладала в Италии до XIII века , а в других странах Западной Европы - до XVI века. Происхождение

Цифры Рима В римской нумерации 7 цифр. Какие числа они обозначают, показывает следующая таблица: Римская цифра I V X L C D M Число, которое она обозначает 1 5 10 50 100 500 1000 M ы D арим C очные L имоны , X ватит V сем I х

Правило римской нумерации Если меньшее число стоит слева от большего, то вычитаем . Если меньшее число стоит справа от большего, то прибавляем .

Пример четыре записывается как IV , т. е. пять минус один, восемь — VIII ( пять плюс три ), сорок — XL ( пятьдесят минус десять ), девяносто шесть — XCVI ( сто минус десять плюс пять и плюс еще один ) и т. д.

Рим­ские цифры ис­поль­зу­ют­ся до­воль­но часто . В часах озна­ча­ют ци­фер­блат . В кни­гах озна­ча­ют номер тома или главы. Ис­то­ри­че­ские даты за­пи­сы­ва­ют­ся араб­ски­ми сим­во­ла­ми, а век – рим­ски­ми . Даже при со­став­ле­нии крат­кой за­пи­си за­да­чи можно вос­поль­зо­вать­ся рим­ски­ми циф­ра­ми Использование

Одесский Оперный театр

Памятник Петру I

Задания 39 28 397 1. Запишите арабскими цифрами числа: XXVIII = XXXIX = CCCXCVII = MDCCCXVIII = 1818 2.Про­верь­те , пра­виль­но ли ре­ше­ны при­ме­ры. а) VI + I = V в) X + III = XI б) IX – I = X г) VI – IV = IX

Задания 3. Какие числа записаны римскими цифрами: MCMXCIX; CMLXXXVIII; MCXLVII ? 4. Как можно получить верные равенства, если разрешается переложить с одного места на другое только одну спичку (палочку)? VII — V = XI; IX — V = VI; VI — IX = III; VIII — III = X. 1999 988 1147 VI+V=XI XI-V=VI VI-III=III VIII-III=V

Задания 5. Запишите ответ римскими цифрами : (22+42):8= 40-6х6= (100-54) : 23= (100-55) х 2= 18 х 5 +10= VIII IV II XC C 6. Чему равна разность чисел: С XX Х III - CХХVI = L XXVI - Х XV = VII LI

Спасибо ! До новых встреч !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 54. Римские цифры - Презентация


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 3 КЛАССЕ "РИМСКИЕ ЦИФРЫ"

Данное занятие использовалось на занятии кружка"Занимательная математика" во внеурочной деятельности.Учебный материал интересный, разнообразный, познавательный , рассчитан на два занятия.


Римские цифры (презентация к уроку математики 3 класс)

Презентация к уроку математики.


Презентация "Римские цифры"

Данный материал предназначен для использования на уроке информатики во 2 классе (авторы Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов). Также он может быть использован на уроке математики.


"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс.


Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи"

Презентация "Арабские цифры. Игры и задачи" предназначена для занятия на кружке "Занимательная математика".


Презентация "С Бибигоном на Луну" к занятию по математике

Римские цифры использовались в Римской империи. Сегодня они используются для обозначения веков, месяцев, их можно увидеть на циферблатах часов. Представляем интересные факты о римских цифрах.

Обозначения

Обозначение

Основных символов не так много:

  • I — единица;
  • V — пять;
  • X — десять;
  • L — пятьдесят;
  • C — сто;
  • D — пятьсот;
  • M — тысяча.

Запись чисел от 1 до 3 заполняется сложением единиц. 4 раза повторять любой символ категорически запрещено. Для образования других чисел используются правила прибавления и вычитания старшей и младшей цифер. Так в первом случае младшая цифра записывается справа от таршей, а во втором наоборот. Расположение порядков такое же, как и в арабском исчислении.

Ноль кстати появился лишь в средневековых записях. Обозначали ее N.

Большие числа записываются стандартными цифрами с подчеркиванием. Дроби отмечались точкой, причем за единицу брали унцию (1/12). Половину отмечали буквой S, а все остальные прибавлением или вычитанием точек.

История

Альфред Купер предложил версию происхождения римских цифр. Он считал, что первые четыре числа соответствуют пальцам (без большого) правой руки. Большой визуально с остальными составляет латинскую букву V. Аналогично образуются числа 6, 7, 8, 9 с добавлением другой руки, а 10 показывали перекрещиванием кистей. Позже эти обозначения перенесли на бумагу.

Использование

Сейчас в основном римские цифры используются для обозначения века. Также римские цифры встречаются на часах.

Помню, что когда-то читала историю о том, как первоклассникам задали прочитать рассказ о Петре I. Оказалось, что многие дети не были знакомы с римскими цифрами и не понимали, что это за загадочные палочки и крестики. И поэтому “Петр Первый” превратился в “Петр палочка”.

У нас знакомство с римскими числами началось с того, что в некоторых энциклопедиях века пишут римскими числами. А так как Глеб очень любит полистать книги о поездах XIX века, то, встретив загадочные крестики, он, почти как в истории выше, говорил “крестик-крестик”.

Сначала, мне кажется, хорошо бы рассказать ребенку об истории римских цифр и арабских цифр.
Те цифры, что мы используем, называются арабскими. Но существуют другие системы — одна из них римская.

Давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, им уже надо было считать. Например, пересчитать, сколько людей пойдет на охоту, сколько яблок надо собрать, чтобы хватило каждому взрослому и ребенку, сколько стрел взять с собой на охоту.

Первыми помощниками при счёте много веков назад являлись пальцы, камешки и, конечно, палочки. Но число надо было как-то записать. Сначала числа записывали простым перечислением палочек. То есть 1 — одна палочка, 2 — две палочки… 10 — десять палочек.

Получается, для записи такого просто числа как 10 было необходимо 10 палочек. Представь, легко ли было записать 100 или 1000?

Позже люди придумали обозначать пятерки, десятки, сотни специальными значками. Так возникли римские числа.

Давай выложим римские цифры от 1 до 10 из спичек.

римские цифры из спичек


1 — одна спичка

2 — две спички

3 — три спички

тут перескочите и скажите, что сначала вы покажете, как выглядит цифра 5:

4 — четыре получается, если у 5 отнять одну палочку. Если палочку отнимаем, то пишем слева. Если прибавляем, то справа.

6 — если к 5 прибавить одну палочку — будет 6.

7 — это пять и две палочки

8 — пять и три палочки

тут опять перескочите 9-ку и расскажите о числе десять — X. Кто-то считает, что это символ двух перекрещенных ладоней. (А на двух ладонях, действительно, 10 пальцев). Кто-то считает, что это две римские пятерки — прямая и перевернутая.

9 — это 10 минус один. И так же, как и с четверкой, она записывается вот так:


Пожалуй, на этом рассказ можно закончить. Его можно закончить еще раньше, если ребенку не интересно. Ведь это достаточно сложный материал. Можно просто перейти к играм, сказав, что римские цифры — это древние необычные цифры, которые изобрели много лет назад. И предложить поразгадывать древний шифр.

Напишите на карточках римские цифры или используйте карточки из игры мемори. Теперь такое задание: надо найти столько красных (синих/круглых) предметов, сколько написано на карточке.


Глеб очень любит играть в мемори, поэтому я не могла упустить такой возможности и не сделать арабско-римское мемори.


Теперь постараемся найти римские цифры в ветках этого дерева. Обязательно, поищите цифры и на улице во время прогулки. А у вас дома есть часы с римскими цифрами?


Попробуйте с малышом показать римские цифры руками или туловищем.

Показываем римские цифры


Если ваш ребенок знаком со сложением и вычитанием, можно попробовать порешать простые примеры из римских чисел. Выкладывать их можно тоже спичками.

Задачки на римские цифры из спичек

комплект игр с римскими цифрами

Чтобы скачать этот комплект, введите свой email в форму ниже и подтвердите желание получить материалы:

Так, например, знакомство с римскими цифрами можно превратить в веселую и занимательную игру!

Оборудование: таблица с римскими цифрами, дощечки из линолиума для выполнения практических заданий, магнитная доска, спички.

Ход занятия

1. Римские цифры.

Никто не знает, когда впервые появились счет и числа. Но люди, занимаясь охотой, рыбной ловлей, сбором плодов, грибов, сталкивались с вопросами, которые сейчас решаются с помощью числа и счета. Жизнь требовала от людей не только умения считать предметы, но запоминать и записывать их число.

Нумерация – это способ записывать числа. За долгую историю человечества таких способов набралось много. Многие древние народы считали, как и мы, – десятками. Десятками считали египтяне, китайцы. Десятичную систему записи чисел, которой мы пользуемся сейчас, изобрели индусы 2000 лет назад. Но кое-где пользовались и другими системами счисления. Те же китайцы в более отдаленные времена считали пятками, а индейцы племени майя – считали двадцатками. В основе системы счисления, принятой в Вавилоне, лежало число 60, а не 10, как у нас. Числа вавилоняне обозначали клинышками. Возникновение 60-ричной системы связано с расчетами. У шумеров, населявших ранее территорию Вавилонского царства, были разные денежные единицы: мина и шекель. Мина – крупная единица, а делилась на две, три, а иногда и шесть частей. По стоимости шестая часть мины была приравнена 10 шеккелям. Но все-таки запись больших чисел в древних нумерациях была не слишком-то удобной. Если взять билетик с египетской нумерацией, то число 1754 у них состоит из 17 знаков, а нам с вами достаточно четырех. Мы пользуемся арабской системой счисления и обозначаем числа с помощью цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Изобрели эту систему индийцы, а арабы познакомили европейцев с этим изобретением в начале XIII в. Сегодня мы подробно познакомимся с римскими цифрами и их использованием на практике. Дело в том, что римские цифры, несмотря на неудобство их использования, не выходят из употребления, и культурному человеку необходимо в известной степени уметь ими пользоваться. Эти цифры употребляются для записи номеров месяцев года, номеров томов и глав книг, на циферблате часов, записи дат событий и т.п. Поэтому вы должны уметь записывать римские цифры и правильно их понимать.

. Широкое распространение получила система записи чисел, которая применялась более 2,5 тыс лет назад в Древнем Риме. Рассмотрим таблицу, в которой указаны римские цифры (их всего 7).

Римские цифры I V X L C D M
Их значение 1 5 10 50 100 500 1000

Происхождение римских цифр связано с соответствующими латинскими словами, которые играли роль цифр.

I – и, V – вэ, X – икс, L – эль, C – це, D – де, M – эм. С помощью этих букв, которые выполняли роль цифр, записывали любое число до миллиона.

Римскими цифрами пользовались очень долго. Еще в XVIII в. в деловых бумагах разрешалось обозначать числа лишь римскими цифрами. До сих пор мы пользуемся этими цифрами для обозначения веков, например XXI век.

Римская система записи чисел была неудобная – над числами трудно было выполнять арифметические действия. Ее вытеснила знакомая система записи чисел, появившаяся в Индии примерно 1400 лет назад. В этой системе все числа обозначались с помощью 10 цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. При этом значение цифры зависело от занимаемого ею места, от ее позиции. Поэтому такую систему записи чисел называют позиционной.

2. Система записи и чтения римских цифр.

При записи чисел римские цифры располагаются, как правило, в порядке старшинства, но иногда этот порядок меняется, так как правило предусматривает, что одна и та же цифра не должна повторяться в записи числа более трех ряд подряд.

1 2 3
I II III

4 – записывается так IV (единица, поставленная слева, вычитается от 5).

Единицы, же, поставленные справа, прибавляются, поэтому 6,7,8 записываются так:

9 записывается как IX, 11, 12, 13 ,14, 15 как XI, XII, XIII,XIV, XV и т.д.

Чтобы узнать, какое число записано римскими цифрами, достаточно сложить значения всех его цифр; при этом, если младшая цифра окажется перед старшей, то значение этой младшей цифры вычитается из значения старшей.

  1. XXXVI = 10 + 10 + 10 + 5 + 1 = 36
  2. CLXII = 100 + 50 + 10 + 2 = 162
  3. X V = 50 -10 = 40. Так как младшая цифра оказалась перед старшей цифрой, то значение этой цифры вычитается из значения старшей.
  4. CXL = 100 + (50 -10) = 140.
  5. 102 = 100 + 1 + 1 = CI I.
  6. 374 = 100 + 100 + 100 + 50 + 10 +10 + (5 - 4)= CCCL XX I V,

Большое число, например, 29635 записывается следующим образом:

m – “тысяча” от латинского слова “миле” – тысяча.

3. Тренировочные упражнения.

Ребята пишут ответы на дощечках из линолиума мелом.

1. Запишите арабскими цифрами числа:

XXII, XXXIV, DXIV, MDCLXVI DmIX Ответы: 22, 34, 514, 1666, 500009.

2. Запишите римскими цифрами числа:

24, 48, 1937, 444, 3527 Ответы: XXIV, XLVIII, MCMXXXVII, CDXLIV, MMMDXXVII..

3. В одной книге указан такой год издания MDCCXLIX. Когда издана книга? 1749г.

4. Тройка лошадей пробежала XXX км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

5. Оцените на глаз расстояние от одной стены комнаты до другой в сантиметрах. Ответ запишите с помощью римских цифр.

6. Названия каких литературных произведений начинаются с чисел III, XII, XX, LXXXm?

3. Работа со спичками.

1. Из спичек составлено равенство (неверное). Переложите одну спичку, чтобы получилось верное равенство.

Читайте также: