Интересные факты о московских школах

Обновлено: 05.07.2024

В недавнем выпуске программы "Не могу молчать" на примере подмосковного посёлка Софьино мы показали, как появляются самые настоящие мигрантские гетто и что приходится терпеть местным жителями из-за непрошеных гостей. Программа не оставила зрителей равнодушными.

Цена, которую платят простые жители за мигрантов

А ведь это история не только посёлка в Подмосковье. Жители Путилково уже давно ведут борьбу против открытого буквально под их окнами Единого миграционного центра (ЕМЦ): толпы мигрантов, заполонивших район и создающих местным жителям массу проблем. О своих бедах они рассказали в паблике "Путилково – территория добра":

Огромный район вынужден жить среди тысяч мигрантов, которые заполонили дворы, площадки, заняли все парковки и общественный транспорт, который жители выбивали несколько лет. Грязь, мусор, криминал, общественный туалет под окнами – вот оборотная сторона миллиардных прибылей и та цена, которую платят простые жители.

В новом выпуске программы "Не могу молчать" основной темой снова стал вопрос мигрантов, но уже в другом разрезе: как "чужие" дети учатся в наших школах? В студии программы "Не могу молчать" об этой проблеме беседовали ведущая Елена Афонина, политолог Пётр Коломец и правозащитник Бахром Исмаилов.

После выхода программы, посвящённой ситуации в Софьино, на страницах телеканала Царьград в социальных сетях к редакции стали обращаться жители города Котельники, фактически сегодня это уже район Москвы. Они тоже столкнулись с беспределом мигрантов, и ситуация здесь явно не лучше, чем у соседей. И это говорит о том, что проблема существует, и замалчивать её уже нельзя.

Как отметила Елена Афонина, многие люди, рассказывая, как изменилась их жизнь из-за засилья мигрантов, просят не указывать фамилии и не показывать их лица. Они боятся мести со стороны непрошеных "гостей", и страх этот явно не на пустом месте: "по причине коррумпированности полиции", пишут люди. Тем не менее нашлась в Котельниках сильная духом женщина, Анна Костина, которая решилась выйти на связь со студией Царьграда по скайпу, чтобы рассказать о том, что происходит в городе с населением всего 50 тысяч человек:

Процентов 70 из тех, кто живёт в Котельниках, – мигранты из стран СНГ. Кто-то снимает здесь жильё, а кто-то уже и его покупает. И они не считаются с нашими устоями. Они открывают мечети прямо в жилых домах, школы переполнены, взрослые мужчины занимают детские спортивные площадки, играют там в футбол. А ведь так не должно быть: детей нельзя выгонять с площадки, чтобы там поиграть в футбол. От них везде грязь, в некоторых местах продают наркотики. В Томилинском лесу, примыкающем к городу, они режут баранов, потом бросают там шкуры.

Анна отметила, что ни она сама, ни её дети в безопасности себя не ощущают. Сына-школьника она боится отпускать на детскую площадку во дворе даже днём: как-то раз на него напали несколько детей, плохо говорящих на русском языке, и кидались камнями.

С первого по третий класс мальчик учился в школе №1 в Котельниках. За это время у них поменялось пять учителей. Из-за того что дети мигрантов собираются в стаи и ущемляют права других учеников, Анне пришлось забрать ребёнка из этой школы и перевести в столичное учебное заведение.

Несмотря на то что в Котельниках есть станция метро, в любом случае, это не школа в шаговой доступности, отметила Елена Афонина. И это тоже определённый минус в данной ситуации. Понятно, что маленькие мигранты сбиваются в стаи, а что дальше происходит в школе, поинтересовалась ведущая.

А дальше происходит вытеснение славян. И всё это можно наблюдать рядом со школой во время пересменки. Я считаю, что это просто геноцид русских.

А в чём выражается особенность поведения неславянских детей, попросила уточнить Елена Афонина. У них другой менталитет, отметила Анна Костина, они иначе воспитаны, это становится одной из причин конфликтов между местными детьми и приезжими. Кроме того, дети мигрантов отстают в знании языка, из-за чего отстают в освоении программы, а следом и местные дети тоже начинают отставать. Учителя у них не задерживаются, добавила Анна, уходят в школу в соседнее Жулебино – там и зарплаты выше, и условия работы лучше.

Мы по вопросам мигрантов обращались в полицию, в местную администрацию, но такое впечатление, что они делают нам назло. Мигрантам разрешают собираться большими группами на стадионах, чтобы провести религиозные мусульманские обряды, им позволяют заполнять все дворы автомобилями, так что местные жители не могут ни пройти, ни проехать. Все вокруг загажено,

– добавила женщина. По её словам, в ответ на замечания она нередко слышала угрозы. Тем не менее она считает, что надо как-то налаживать жизнь, взаимно уважая традиции друг друга, раз уж приходится жить вместе.

Пришлось столкнуться Анне и с другой серьёзной проблемой: в классе, куда был определён изначально её сын, большинство учеников оказались приезжими. Поэтому она просила директора перевести ребёнка в "русский" класс. А на предложение родителей разделить детей на мусульманские и славянские классы, директор ответил, что это "нетолерантно". Детей нельзя делить, напротив, те дети должны "учиться у нас, чтобы потом они не напали на нас с вилами".

Мы не нагнетаем. Но решения властей вызывают очень много вопросов

Жителям Котельников можно посочувствовать. Но в самой ситуации нет ничего удивительного, отметил Бахром Исмаилов:

Москва сегодня – это крупнейшая мировая агломерация. В этом смысле она ничем не отличается от Нью-Йорка, от больших европейских городов. Вокруг подобных агломераций всегда возникают поселения трудовых мигрантов. В данном случае понятно, что Котельники удобны для проживания тех мигрантов, кто работает на рынке "Садовод". Само размещение в жилой зоне объектов, подобных "Садоводу" или торговому центру "Москва", вызывает много вопросов.

А не нагнетаем ли мы ситуацию, ведь люди как-то уживаются рядом друг с другом, спросила Елена Афонина другого гостя в студии, Петра Коломца. Понятно, что местные жители не выходят поздно на улицы, но так уж сложились обстоятельства… Но тут возникает вопрос: а не это начало формирования гетто? Да, нас убеждают в том, что приезжие смогут ассимилироваться, что они растворятся, что они примут нашу культуру. Но мы видим иное?

Начнём с того, что "гостевые работники", а именно так переводится с немецкого слово "гастарбайтер", приезжая к нам из своих стран вместе с семьями, уже перестают напоминать гостей. Приехав, они пользуются всеми благами нашей цивилизации – и бесплатным образованием, и медицинским обслуживанием, что создаёт дополнительную нагрузку на инфраструктуру городов,

На этот упрёк Исмаилов возразил: да, мигранты здесь живут, работают, но не стоит забывать, что они и налоги платят немалые, их вклад в экономику России, считает эксперт, тоже довольно существенен. Трудовые мигранты на родину отправляют примерно 50–70% заработанного. А остальное они тратят в России. При этом ещё мигранты оставляют здесь плоды своего труда – дороги, ЖКХ, построенные здания. Конечно, есть и негативные социальные последствия, этого никто не отрицает, но и о вкладе забывать тоже нельзя.

А что по поводу обучения детей мигрантов, в том числе и нелегалов, в наших школах, задала вопрос ведущая, имеют ли они на это право, поинтересовалась ведущая.

В России одна из самых гуманных образовательных систем, – объяснил Бахром Исмаилов. – Она подразумевает не только возможность, но и обязанность иностранных граждан отправлять своих детей в возрасте от 6 до 8 лет в школы. За неисполнение этого требования им грозит административная ответственность. Поэтому в школы России принимают даже детей без документов.

И в этом есть свой смысл: путь лучше ребёнок-иностранец находится в школе и хоть как-то интегрируется в общество, чем он будет находиться непонятно где и государство о нём ничего знать не будет.

140 тысяч детей мигрантов учатся в школах. А где остальные?

Тогда как можно прокомментировать следующие цифры, спросила Елена Афонина: по оценке Министерства просвещения, в школах России учится 140 тысяч детей мигрантов, но в России их в общей сложности находится почти 800 тысяч. Где оставшиеся 660 тысяч, которые не учатся в школах? И это, скорее всего, не дети ясельного возраста. Так чем они занимаются? И что будет дальше с этими детьми?

По данным Бахрома Исмаилова, картина в реальности несколько иная: в основном трудовые мигранты стараются устроить своих детей в школу хотя бы потому, что за ними некому смотреть, пока родители работают.

В городах России нет такой проблемы, как детская беспризорность среди мигрантов, как это было в 90-е годы. Поэтому о массовости говорить не приходится. Но я соглашусь с тем, что, скорее всего, около 10% детей мигрантов не ходят в школу. И это проблема,

Так что же является большей проблемой, поинтересовалась Елена Афонина: когда дети мигрантов не ходят в школы или когда они ходят, и мы видим списки классов, в которых всего 3–4 славянские фамилии, из-за чего родители вынуждены забирать русских детей из этих классов или просто не отдавать в эту школу? Ведь эта проблема существует: в некоторых московских районах есть школы, куда родители не отдадут своего ребёнка. Эти школы так и называют – "мигрантские".

Неважно, где дети сбиваются в стаи – в школе или на улице. Всё равно улица, с её потенциальной преступностью, их перетянет. А завтра может случиться так, что в наших городах появятся гетто, в которые нам с вами ход будет закрыт, где будет свой дресс-код и без хиджаба туда женщина уже не войдёт,

– предположил Пётр Коломец.

И что же нам с этим делать, спросила ведущая. Что нам делать с тем, что в некоторых школах мамы детей мигрантов заявляют, что их сыновья не будут протирать доску или убирать класс, потому что "у них так не принято, в нашей семье мужчины этого не делают", или с теми же хиджабами? На этот вопрос ответила клинический психолог Елена Мухамедова.

Эти проблемы мне понятны, я сама работала в таких школах. Если говорить о детях, то ребята, приехавшие из Средней Азии, с Кавказа, испытывают большие сложности: дома соблюдаются одни культурные рамки, выдерживаются определённые границы, а в школах эти дети сталкиваются с тем, что они "другие" – "инаковые".

И здесь, конечно, очень важно доносить до семей приезжих, что в принявшей их стране существуют определённые рамки, правила, и дети должны вливаться в школьную среду, в которую они приходят. Это и называется адаптацией ребёнка, заключила эксперт.

Нас столкнул рынок. Теперь надо принимать какие-то решения

Ситуация сложилась непростая, соглашается Бахром Исмаилов. Действительно, есть серьёзные проблемы: перенаселение города, нехватка школ, детских садов, поликлиник и больниц. Получается, что рынок столкнул местных жителей с трудовыми мигрантами, у которых есть свои права. Они тоже хотят, чтобы их дети учились, были частью русского мира, чтобы они получили образование в России, которое намного лучше, чем то, которое они получили бы на родине. В то же время местное население не было готово принять такое количество людей.

Но вот рынок нас столкнул. С 2000-х годов сложилось так, что экономика России потребовала дешёвую рабочую силу. Местные жители не хотят работать на стройках, они работают в сегментах с более высокой зарплатой. И вот мы имеем то, что имеем – народы, которые столкнулись в очередях в клиниках, в школах и в детсадах. Эта проблема будет только усугубляться, если государство не примет чёткого решения: либо пусть жёстко квотируют проживание иностранцев, либо пусть создаёт равные условия для всех,

Кому-то может показаться, что проблемы нет, а мы всё нагнетаем, сказала Елена Афонина. Но тогда давайте вспомним, что говорил президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям, проходившем 30 марта:

В некоторых европейских странах, да и в Штатах тоже, повторяю, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определённого процента, местные жители своих детей из этих школ забирают. Сейчас не буду останавливаться на причинах, я думаю, что каждому взрослому человеку они понятны. И там образуются школы, которые чуть ли не на 100 процентов – не чуть ли, а фактически на 100 процентов – укомплектованы только детьми мигрантов, и это большая проблема. Нам нужно иметь в виду эту практику и ни в коем случае не допустить в России развития событий подобного рода. У меня сейчас нет готовых рецептов. Но совершенно очевидно, что количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой и культурной среде.

Проблема понятна. А что делать?

Президент означил проблему, но ответа не последовало, никто не может сказать, сколько в процентном соотношении детей мигрантов должно учиться в отдельно взятом классе, чтобы они могли бы быть интегрированы в общую русскую среду. Есть ли ответ на этот вопрос, спросила ведущая.

Да, есть: в классе должно быть не более 30% детей, отличающихся определённым образом от, скажем так, стандарта, – ответила Елена Мухамедова. – Это именно тот процент, который класс, как организм, может переварить. И на этот процесс должна работать вся образовательная структура. В настоящий момент воспитательный компонент вывели из школы, к сожалению. И школы у нас сейчас оказывают "услугу". Но, в любом случае, остались учителя, которые могут создавать определённую среду.

Для того чтобы интегрироваться, продолжила психолог, должны сработать несколько компонентов. И первый из них – когнитивный, когда ребёнок начинает думать на том языке, теми категориями, которые приняты в стране.

Также ребёнок должен научиться взаимодействовать с другими детьми и с самим собой. Когда ребёнок из своей домашней среды – языковой, культуральной – приходит в общую школьную среду, он должен там как-то себя вести. Это самый трудный период, считает Елена Мухамедова. Безусловно, надо создавать программы, которые будут ограничивать и квотировать число мигрантов, которые может принять и переварить страна, констатировала психолог.

Завершая программу, Елена Афонина озвучила результаты онлайн-опроса по поводу ситуации, сложившейся с детьми мигрантов в школах, проходившего в социальных сетях: 86% участников опроса согласились с тем, что происходящее – это катастрофа. А это значит, что к теме, о которой шла речь в программе "Не могу молчать", придётся ещё вернуться, и не раз.

Шесть фактов о московских школах: 2016 год в столичном образовании

Московские школьники выигрывают олимпиады и успешно сдают госэкзамены, осваивают профессии в кванториумах, инженерных и медицинских классах и даже подписывают отложенные контракты с компаниями — резидентами технопарков. Половина топ-25 России — столичные школы, а по уровню читательской и математической грамотности школьников Москва входит в шестёрку лучших в мире. К чему пришло столичное образование в 2016 году?

Записаться в первый класс можно за 15 минут

В прошлом году в первые классы зачислили больше 102 тысяч ребят, причём свыше 88 процентов выбрали учебное заведение в своём микрорайоне. А для более чем половины родителей процедура была совсем простой: их дети перешли в первый класс из дошкольной группы.

На уроках используют новые технологии

Дети автоматически присоединяются к сценарию, просто открыв приложение. Сделать это можно не только в классе, но и дома — например, если ребёнок болеет или чего-то не понял. Домашнее задание можно не записывать — оно отображается в электронном дневнике. Чтобы его подготовить или вспомнить материал урока, надо перейти по ссылке, которая ведёт в библиотеку. К последней подключены и интерактивные доски в классах.


В медицинских и инженерных классах осваивают профессии

Дошкольное, школьное и дополнительное образование в Москве уже объединили в рамках одного учебного комплекса. Теперь город старается наладить взаимодействие между школами, вузами и предприятиями столицы.

В медицинские классы для школьников привезли цифровые лаборатории, тренажёры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи и многое другое. Всё это помогает ребятам освоить основы микробиологии, биохимию, анатомию, нанотехнологии в медицине.

Ученики инженерных классов 148 школ изучают основы нанотехнологии, нанохимии, компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников и многое другое. Они используют современное технологическое оборудование и пробуют программировать. Для этого в классах тоже есть цифровые лаборатории, а ещё — модели роботов-погрузчиков, 3D-принтеры и сканеры, фрезерные станки, оборудование для изучения кинематики, статики и динамики, термодинамики и молекулярной физики.

Новое поколение профессионалов помогают растить и кванториумы — детские технопарки. Здесь изучают востребованные в современном мире направления: робототехнику, авиацию, космонавтику, геоинформатику, нанотехнологии, промышленный дизайн, энергетику. Пока в столице два таких кванториума, в 2017 году планируют запустить ещё 10 .

Школьники побеждают и в престижных чемпионатах профессионального мастерства. На IV национальном чемпионате сборная команда города Москвы заняла первое место (127 баллов), завоевав 15 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых медалей; шесть медалей за профессионализм. В 2016 году московские учащиеся подписывали отложенные контракты с будущими работодателями — резидентами технопарков. Ребята будут заниматься разработкой и изготовлением шумомеров, виброметров и виброакустического оборудования, инновационных ортопедических аппаратов, изделий из титанового сплава для операций.


Москвичи получают высокие баллы на ЕГЭ…

Результаты единого госэкзамена показывают, что качество московского образования с 2010 года выросло вдвое. Количество набравших 190 и больше баллов по трём предметам увеличилось с 34,7 процента в 2010/2011 учебном году до 53 процентов в 2015/2016 году. А доля тех, кто получил 220 и более баллов, — с 14,3 процента до 31 процента.

В 2016 году 46 процентов ребят решили сдавать экзамены по трём и более дополнительным предметам. Это расширяет выбор вузов и программ обучения. А число выпускников, ограничившихся двумя обязательными предметами, не превысило четыре процента.


…и выигрывают олимпиады

52 столичных выпускника, набравшие 100 баллов на ЕГЭ, — победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников. В ней москвичи тоже бьют рекорды. Например, в состязаниях по химии они стали абсолютными победителями во всех возрастах. Выиграли олимпиаду восемь представителей столицы — такого числа победителей от одного региона не было ещё ни разу. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады по искусству москвичи завоевали все первые места, а на состязаниях по астрономии показали лучший результат за 10 лет.

Всего победителями и призёрами олимпиады в 2016 году стали 699 учащихся столицы. Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников есть в 34 процентах школ города, а в 2010 году они были только в пяти процентах.

Москвичи успешно выступают и на международных соревнованиях. На олимпиаде мегаполисов они разделили первое место со школьниками из Санкт-Петербурга и Белграда, а блиц-тур — интеллектуальную разминку перед основными турами выиграли. С Международной олимпиады по астрономии и астрофизике два представителя столицы привезли серебро и бронзу.

Столичные школы — в шестёрке лучших в мире

Высокое качество московского образования подтверждают и международные рейтинги. Тестирование по стандартам PISA показало, что по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в шестёрку лучших, а по уровню естественно-научной грамотности — в топ-20.

Лучшие 100 школ столицы, в которых учатся 23 процента московских школьников, дают образование, соответствующее самым высоким мировым стандартам. Они занимают первое место по уровню читательской и математической грамотности. У 300 лучших образовательных учреждений города (где обучаются 63 процента школьников) по уровню читательской и математической грамотности первое — второе места.

PISA (The Programme for International Student Assessment) — это крупнейшая международная программа оценки образовательных достижений учащихся. В тестировании в Москве участвовали больше 42 тысяч ребят из 608 школ города. На нём присутствовали международные наблюдатели, а работы проверяли независимые эксперты в России и перепроверяли за рубежом.

Самые интересные школы Москвы

МАХЛ. Урок английского в компьютерном классе

Средняя школа-интернат №11 с углубленным изучением китайского языка

Государственный бесплатный интернат, обучение с 1-го по 11-й классы
История. В 1950-х годах в Москве и Ленинграде было открыто несколько школ-интернатов с углубленным изучением китайского языка. Столичный интернат открылся в 1956-м и быстро стал образцовым — сюда часто водили иностранные делегации. Школу опекает посольство Китая, регулярно навещают послы.
Как учат. С 1-го по 4-й классы дети проводят в школе пять дней в неделю, после — уже шесть. Изучается базовый курс китайского и английского языков. С пятого класса вводится курс современного разговорного китайского языка, с 10-го — основы перевода с китайского на русский. Вечерами в школе можно заниматься ушу, хореографией, страноведением, искусством перевода и — более углубленно — языками. Летом бесплатный отдых на Черном море. Через спутниковую антенну ученики смотрят восемь китайских телеканалов. Регулярно ездят на стажировку в Пекинский университет: ребята из начальных классов учатся месяц, а из средней школы — семь недель.
Традиции. Торжественно отмечаются государственные и традиционные китайские праздники. Дети встречают гостей хлебом-солью, устраивают экскурсию по школе на китайском языке, школьный хор поет им китайские песни. Вместе с родителями ученики путешествуют по Китаю.
Поступление. Экзаменов нет. На собеседовании проверяется общее развитие ребянка, память, внимание и, главное, музыкальный слух — для изучения китайского языка это очень важно.
Директор — Алла Павловна Яковлева
8 499 199 64 21
Карамышевская наб., 38

Родители детей-школьников, которые проживают в столице России, наверное, не раз сталкивались с просьбой ребенка рассказать какие-нибудь интересные факты о Москве. Чаще всего эти вопросы заставляют взрослых задуматься о том, что им известно о таком большом городе с богатой историей. Столица России впечатляет множеством красивейших архитектурных памятников и другими достопримечательностями. О любом историческом месте в Москве можно рассказывать практически целый день. Кроме того, в столице России на протяжении всего ее существования произошло немало знаменательных событий. В данной статье представлены интересные факты о Москве. Для школьников и маленьких детей эта информация будет очень полезной и увлекательной.

Когда была основана современная столица России?

До сих пор у ученых не сложилось единого мнения по поводу возраста Москвы. Впервые ее наименование фигурирует в Ипатьевской летописи (1147 год). По преданию, Москва была основана князем Юрием Долгоруким. Спустя несколько лет он укрепил город, воздвигнув деревянные стены.

Интересные факты о Москве

Средневековая история Москвы: интересные факты

Как уже было сказано ранее, столица России была заложена в начале XII века. С этих пор произошло множество событий, о которых будет интересно знать и взрослым, и детям. Однако родителям, рассказывая истории своему ребенку, следует быть уверенными, что интересные факты о Москве точные и научно подтвержденные.

Интересные факты о Москве для школьников

Говоря о Кремле, важно отметить, что изначально он был выстроен из белого камня. Сооружение Дмитрия Донского начали перестраивать при Иване III. Именно тогда были возведены стены из красного обожженного кирпича.

Дореволюционная Москва

Рассказывая интересные факты о Москве для школьников, важно упомянуть и дореволюционный период, когда город сильно отличался от современного мегаполиса.

  • До XVIII в. Чистые пруды носили совершенное другое название – Поганые. Связано это было с тем, что сюда сбрасывали мусор и отходы. После того как пруд стал частью имения Меньшикова, его почистили и дали новое название, сохранившееся до сих пор.
  • Во время наполеоновских войн в 1812 году Москва была сожжена. Пострадало большинство городских зданий. На их восстановление и реконструкцию потребовалось более 30 лет.

История Москвы интересные факты

  • Водопровод в Москве был построен только в первые годы XIX века.
  • В 1872 г. начал работу столичный телеграф.
  • В 1898 г. появилась канализационная система.
  • В 1901 г. в Москве заработал первый лифт.
  • Основателем МГУ является М. В. Ломоносов, который ни разу не посетил его.

Интересные факты о Москве в период Второй мировой войны

  • В 1941 г. Кремль, как и многие другие достопримечательности столицы, был замаскирован. Уже в день объявления войны над городом появился самолет вермахта. Немцам удалось сделать множество снимков и составить точную карту столицы СССР. Это привело к острой необходимости изменить Кремль до неузнаваемости. Сюда были отправлены целые отряды художников и архитекторов во главе с Б. Иофаном. В итоге в конце июня Кремль походил на обычный жилой квартал. Золотые купола были спрятаны, башни перекрашены, а на площади и спусках появились макеты домов.

Битва за Москву интересные факты

Интересное о советской Москве

Рассматривая советский период, можно узнать очень интересные факты про Москву:

Интересные факты про Москву

Интересно о современности

Какие интересные факты о Москве современной можно рассказать детям?

Интересные факты о природе и искусстве в Москве

Родителям, рассказывая интересные факты о Москве для детей, не стоит упускать информацию о природных ресурсах и развитии культуры в городе:

  • Самый крупный зоопарк России расположился в столице. Он был основан в XIX в.
  • В Москве можно найти огромное количество парков. Самым старым считается Александровский сад.
  • Российская государственная библиотека, находящаяся в Москве, по своей коллекции книг уступает только Вашингтонской национальной библиотеке Конгресса.
  • Самые старинные часы в городе – куранты Кремля.
  • В Москве около полутысячи музеев. Но, к сожалению, они чаще всего открывают свои двери для гостей столицы, а не для местных жителей.
  • Самое старинное городское здание, сохранившееся до наших дней, – Успенский собор.

Интересные факты о Москве для детей

Немного об интересных людях

Детям будет интересно узнать о знаменитых людях, родившихся или проживавших в Москве:

  • Александров А. В. – знаменитый композитор. Родился в Москве. Известен как автор гимна СССР.
  • Ахматова А. А. – знаменитая русская поэтесса. Проживала в Москве с 1918 года. С этим городом она была тесно связана, так как в одной из столичных тюрем находился ее сын.
  • Брюс Я. В. – самый образованный человек в стране во времена Петра I. Он первым составил точную карту территории Российской империи.
  • Репин И. Е. – знаменитый русский живописец. Переехал в столицу в 23-летнем возрасте.

Эти и многие другие люди (среди них - Паустовский К. Г., Раневская Ф. Г., Некрасов Н. А., Пастернак Б. Л., Маяковский В. В., Менделеев Д. И., Булгаков М. А.) творили историю современной столицы России.

Читайте также: