Интересная суббота в школе

Обновлено: 08.07.2024

На пленарном заседании третьего Родительского форума Башкортостана обсуждались вопросы дополнительного развития для детей по тематической субботе, которая освободилась у школьников с переходом на пятидневную неделю.


Цель данного мероприятия – создать целостную образовательную систему, обеспечивающую полезную занятость учащихся в субботние дни, направленную на формирование социальной, морально устойчивой, творческой личности школьника и его оздоровление; создание условий для оптимального развития детей, подготовка обучающихся к творческому интеллектуальному труду, выявление одаренных детей, обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия обучающихся.


Тематическая суббота является логичным завершением внеурочной предметной деятельности, для работы учителей с учащимися в одну из суббот месяца по следующим направлениям: творческая суббота; здоровая суббота; спортивная суббота; этносуббота; профориентационная суббота; безопасная суббота; экологическая суббота; патриотическая суббота; культурная суббота; цифровая суббота; бережливая суббота; благотво­рительная суббота; толерантная суббота; волонтерская суббота.


Алгоритм проведения тематической субботы должен быть универсальным, иметь собственное содержание, свою специфику, так же в силах преподавателей сделать ее запоминающейся для школьников.


Целью участия обучающихся в тематической субботе должно быть не столько достижение максимально высокого рейтингового результата и даже не развитие одаренных детей, сколько их позитивная социализация, приобретение нового творческого опыта взаимодействия с миром. Поставленная цель направлена на удовлетворение не только познавательных, но и социальных потребностей обучающихся.


Для дальнейшей разработки учителями данного мероприятия, предлагаем методические рекомендации проведения вариантов тематических суббот в начальной школе.


– создание условий для деятельности детско-юношеских объединений, совершенствование школьного самоуправления;


– обеспечение эффективной профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних за счёт максимальной занятости учащихся;


 В мире интересного. Литературно-экологическая гостиная с элементами инсценировки. Заготовка ребусов для мероприятия.


 Загадочный мир куклы-оберега. Изучение литературных источников о куклах-оберегах. Выполнение куклы- оберега.


 Час творчества. Проведение коллективного творческого дела задумано в виде аукциона. Приготовление материала для проведения аукциона.


Искусство – восприятие красоты мира. Групповая игра, которая лучше всего подходит для восприятия учащихся данной возрастной категории. Детям предлагается самим объединиться в группы и изготовить панно из природного материала.


 Графический дизайн. По-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.


 Великая музыка прошлого и современности. Создание альбома композиторов (Бетховен, Моцарт, Чайковский).


Мероприятие должно вызвать большой интерес у обучающихся, позволять развивать эстетический вкус обучающихся; способствовать более полному раскрытию их творческого потенциала, артистических способностей.


Для этого его необходимо методически грамотно спроектировать, учитывая занимательный, в то же время содержательный характер, возможно с привлечением преподавателей других дисцип­лин. Преподаватели должны выбрать разнообразные формы проведения занятий: конкурс, игра, литературный вечер, викторина, круглый стол и др.


Организация и проведение творческой субботы посредством интеллектуальных игр, конкурсов и др. позволит успешно решить задачи становления социальной компетентности детей, в частности, обеспечивать потребность в независимой объективной оценке по показателям интеллектуального и духовного развития, трудно поддающимся формальному измерению.


Через игру, через организацию деятельности обучающиеся смогут найти возможность пройти через новый жизненный контекст изученного в школе, получить новые социальные знания и умения.


– создание целостной образовательной среды, обеспечивающей полезную занятость учащихся в субботние дни, направленной на формирование социальной, морально устойчивой личности школьника и его оздоровление;


Перед организаторами данных мероприятий поставлена задача использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое утомление и способствующих улучшению физической и умственной работоспособности учащихся.


Выбор и использование упражнений, подвижных и народных игр должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении действующих правил безопасности занятий в учреждениях образования.


Использование многообразных форм организации и проведения дней здоровья, спорта и туризма в практике работы учреждений образования активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом среди учащихся, приобщает их к систематическим занятиям в физкультурных кружках и спортивных секциях.

YouTube
Instagram

В недавнем прошлом шестидневка в школах была обязательной. Уроки, пускай и сокращенные, посещали все. Сейчас же есть выбор: хочешь – иди, не хочешь – не иди. А в школе по-прежнему полно детей. Что же они тут делают в субботу? Ответ на этот вопрос мы искали в гимназии № 5 Минска.



Скрипка, ракетки и можно покричать

Погонять мяч, разучить музыкальный этюд, подтянуть английский язык… Кто за чем, а десятиклассник Владислав Сморочевский пришел поиграть в настольный теннис. Счет 10:10 позволяет парню отвлечься от поединка на пару минут:

– Родители отдыхают, дома скучно. Встал пораньше, позавтракал, встретился с друзьями и сразу сюда. Когда нет планов на выходные, не едешь, например, в деревню или в гости, можно весело провести время и в школе. Особенно зимой, если на улице очень холодно.



По субботам Влад в гимназии частый гость. Неужели так тянет в школу или все-таки заставляют?

– Никто не принуждает. Сегодня захотели поиграть – взяли ракетки и мячик. В прошлый раз, например, были дополнительные занятия по физике и математике. Если есть пробелы в знаниях или нужно, к примеру, для поступления в университет изучать предмет на углубленном уровне, почему не воспользоваться возможностью? Среди недели после уроков устаешь. А в субботу вставать рано не нужно, высыпаешься и на свежую голову лучше запоминаешь материал.



Для Ивана Воробьева творчество ближе спорта. Одиннадцатиклассник зачехляет скрипку, торопится уходить:

– Отрепетировал, бегу на курсы по русскому языку.

Выпускник собирается поступать в академию искусств, чтобы стать звукорежиссером. Экзамен по музыке сдавать не придется:

– Но на творческом испытании можно и сыграть, будет только плюсом. Поэтому музыку не бросаю. По субботам на занятия по скрипке и выступления нахожу время.



Лишних знаний не бывает

В кабинете биологии только что завершилось занятие по подготовке к гимназической олимпиаде, которая запланирована на весну. Восьмиклассница Злата Крисенкова хочет в ней поучаствовать, поэтому с другими желающими приходит по субботам дополнительно заниматься к учителю Ольге Стрижич:

– В шестой школьный день готовимся к конференциям, олимпиадам, конкурсам. Посещаем с ребятами театр, музей или здесь организуем досуг. Например, сегодня у нас лекция о вреде курения.


Восьмиклассница Злата готовится к олимпиаде с учителем биологии

Удается ли учителю отдохнуть за один выходной?

– Вполне. Если бы не успевала отдохнуть, обязательно что-то поменяла бы. Но педагог – это стиль жизни. Либо ты живешь этим, либо уходишь из профессии. Конечно, работы у нас много, но есть и результаты. Например, наш кабинет биологии признан лучшим в районе, а с конференций ученики обязательно возвращаются с дипломами. Когда видишь их радость от побед, понимаешь, что все не зря.



И родители тоже тут

Посетить гимназию в субботу не прочь мамы и папы. Чтобы узнать, как преодолеть трудности переходного возраста, Ольга Ярото пришла на консультацию к социальному педагогу:

– Сын Андрей учится в восьмом классе. В этом возрасте детям важно самоутвердиться, доказать свое право на личное мнение, пространство и свободу. Чтобы не доводить до конфликтов, лучше узнать у специалистов заранее, как сгладить острые моменты и избежать ссор. Поэтому я здесь. В школе по субботам бываю часто. В основном встречаюсь с учителями, чтобы знать, возникают ли проблемы в общении с моим ребенком.



Директор гимназии Лада Захарова рассказывает, что субботние консультации для родителей стали одним из последних нововведений:

– Такие встречи проводились и раньше, но сейчас мы их усовершенствовали. Пока ребята занимаются дополнительно или играют в спортзале, мамы и папы могут заглянуть в классный журнал, обсудить с учителями успеваемость сына или дочери, поговорить с психологом и социальным педагогом на волнующие темы, встретиться с классным руководителем или администрацией.



На скамейке в холле ждет дочку с занятий по скрипке Михаил Третьяков. Вынужденно или по желанию проводит папа выходной в учебном заведении?



СКАЗАНО

Пресс-секретарь Министерства образования Юлия Бородун:

– Руководители, учителя и родители самостоятельно решают, как проводить шестой школьный день. Переносы дополнительных занятий с буднего дня на субботу делаются только исходя из интересов учащихся и их семьи. Если детям тяжело среди недели ходить, например, на факультатив седьмым или восьмым уроком, то директор и педагоги сделают все возможное, чтобы поменять расписание.

Главная цель шестого дня (субботы) создать целостную образовательную систему, обеспечивающую полезную занятость учащихся в субботние дни, направленную на формирование социальной, морально устойчивой, творческой личности школьника и его оздоровление.

Основными задачами шестого дня (субботы) являются:

– максимальное удовлетворение потребностей и интересов школьников в дополнительном образовании;

– создание условий для деятельности детско-юношеских объединений, совершенствование школьного самоуправления;

– обеспечение эффективной профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних за счёт максимальной занятости учащихся;

Основными направлениямишестого дня (субботы) могут быть:

– патриотическое и гражданско-правовое;

– поликультурное (творческое, художественно-эстетическое и культурно-познавательное);

– профессиональная ориентация школьников (вторая, четвертая суббота каждого месяца);

В условиях пятидневной учебной недели шестой день (суббота) должен быть ориентирован на сохранение здоровья школьников, увеличение времени для самообразования и развития как обучающихся, так и учителей, направлен на обеспечение занятости учащихся с учетом их интересов, а также на развитие творческого потенциала детей посредством участия их в реализации коллективных и индивидуальных тематических научно-исследовательских и творческих проектов.

Этот день характеризуется многообразием видов, форм и направлений на основе общекультурных, художественных, социальных, бытовых, профессиональных и прочих интересов детей, максимальной включенностью педагогов и родителей.

В субботний день в школе могут проводиться мероприятия для школьников: факультативы, подготовительные курсы, предметные олимпиады, познавательные, конкурсно-развлекательные программы, экскурсии, посещение учреждений культуры и центров внешкольной работы, тематические дискотеки, спортивные соревнования, мероприятия по профориентации, работа школьных студий, клубов по интересам, спортивных секций, кружков:

журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;

историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах;

технического творчества, компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой, IT-технологиями, робототехникой;

иностранных языков в условиях трехъязычия;

шахматные для развития логического мышления, концентрации внимания, самостоятельности и др.

Это, в свою очередь, обеспечит не только смену вида деятельности, но и смену стиля, круга общения, обстановки. К проведению шестого дня (субботы) могут привлекаться освобожденные учителя трудового обучения, изобразительного искусства и физкультуры.

Мероприятия для родителей: родительский правовой всеобуч, консультации школьной психологической службы, спортивные соревнования, профориентационные мероприятия с психологом и учителями-предметниками, встречи с врачами, представителями духовенства, НПО и др.

При организации шестого дня (субботы) педагоги школ могут активно использовать социокультурные возможности города, района в досуговой и развивающей деятельности с учащимися.

Методическому объединению классных руководителей совместно с учителями-предметниками и органами школьного самоуправления рекомендуетсяежеквартально разрабатывать план воспитательной работы шестого школьного дня. Все мероприятия этого дня должны фиксироваться в журнале учета посещения, который заполняется педагогом-организатором или классным руководителем. Контроль учета посещений возлагается на администрацию школы – заместителя директора по воспитательной работе. Итоги шестого дня (субботы) должны подводиться еженедельно на совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе.

Таким образом, использование ресурса дополнительного образования детей в общеобразовательной школе позволит в рамках единого образовательного пространства сформировать у учащихся целостное восприятие мира, создать условия для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Приложение 1

Шкала перевода баллов в оценки

Приложение 2

Информация для родителей по итогам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (рубрики)

Кем стать, когда вырастешь, порассуждали школьники БГИ № 3


На минувшей неделе в школах района прошли тематические субботы. В этот раз они были посвящены профориентации учащихся.

К этому дню ребятам предлагалось подготовить специальные костюмы. Онипредстали в роли учителей, врачей, ветеринаров, военных, спортсменов и рассказали, что, по их мнению, значит быть представителем той или иной профессии. Кроме того, младшие школьники отвечали на тематические вопросы, вспоминали пословицы и поговорки о труде.

Читайте также: