Интерес к рисованию и тематика рисунков в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Козулина Ирина Тагировна

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Холмск

Глава1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Развитие творчества – одна из важнейших задач воспитания. Многие педагогические исследования Н.А. Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.А.Сухомлинского посвящены воспитанию у детей стремлению участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, непосредствен- ностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, мыльной пеной. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами. Фломастерами и ладошкой, пальцами, кулачком. Получать изображение с помощью подручных средств. Это нитки, трубочки,, листья деревьев.

Я работаю в детском саду и меня заинтересовала именно эта тема об использовании в рисовании техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.

Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Глава1.1 ЦЕЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА.

Каждый кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает и особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики современности.

Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Уникальность его состоит в том, что дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, развитием искусства и жизни.

Художественное образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Творческая деятельность поможет маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. К творчеству способен каждый из детей и поскольку правильно построенная художественно- изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляет возможность широкого выбора форм для самовыражения.

Учитывая все задачи и цели для достижения результата, я стала внимательно изучать литературу по художественному творчеству, находить и разрабатывать занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Составила примерное календарно-тематическое планирование.

1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОПЫТА.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Использование новых способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.

Опираясь на ФГОС можно увидеть, что художественно – эстетическое развитие является важнейшим направлением в работе у дошкольников. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Выбор нетрадиционных технологий рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство разных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня этническое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного отношение к деятельности.

Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности воспитанников, коррекции психических процессов.

Объект : Развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста с учетом ФГОС

Предмет: особенности развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста с учетом ФГОС

Цель : Выявить особенности развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста с учетом ФГОС

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности разных техник рисования для детей среднего дошкольного возраста
  2. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с разными техниками рисования
  3. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  4. Побуждать воспитанников самостоятельно применять новые техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  5. Содействовать знакомству родителей с разнообразными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
  6. Знакомить педагогов с некоторыми техниками рисования (консультации, мастер-класс).

Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования.

Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Знакомство ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изо материалов опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип природосообразности: задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа.

В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности.

Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен.

Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 6- 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.

В основу опыта использования нетрадиционных технологий положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных технологий.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Рисование новыми способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, условия для занятий нетрадиционной техникой рисования. Наполнение материальной базой уголок по изо. Внедрения разных техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень форсированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностический - развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.

Уровни усвоения программы:

Ребенок по собственной инициативе в соответствии

с замыслом использует нетрадиционные техники рисования.

Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными

материалами для создания художественного образа.

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует

фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога.

Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует

только под руководством педагога. Не умеет и не желает

экспериментировать с изо материалами для создания художественного образа.

Важнейшей
характеристикой личности, показателем ее сформированности является система
интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости
интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития
личности.

Актуальность проблемы и темы
исследования связана
с тем, что на современном этапе
расширение круга интересов детей дошкольного возраста является социальным
заказом общества системе дошкольного образования.

Развитие
интереса к изобразительной деятельности способствует развитию творческой
активности, обеспечивает успешную социальную адаптацию и социализацию в
современном социокультурном пространстве.

Интерес
– это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий
действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию.

Интерес
служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к
различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию).

Художественно-эстетическое
развитие детей дошкольного возраста нацелена на общее развитие ребенка как в
эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и
интеллектуальном. Эта цель успешно решается в изобразительной деятельности , которая как вид продуктивной
деятельности, наряду с игровой, является ведущей в дошкольном возрасте.

Овладение изобразительной деятельностью невозможно без
развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.

Одним из средств развития интереса к изобразительной
деятельности являются нетрадиционные техники рисования.

Важно,
чтобы педагог сам хорошо владел различными техниками нетрадиционного рисования.
При этом изобразительный материал может быть одним и тем же – например,
гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску
с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в
технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой
технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.

Развитие
интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста необходимо
проводить на диагностической основе.

На основе рекомендаций Э.А.Барановой [ 1 ] нами были определены критерии и показатели развития интереса к изобразительной
деятельности у детей
старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Критерии и показатели развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1. Устойчивость интереса

Выбор изобразительной деятель ности из всех видов деятельности;
положительное к ней отношение.

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Программа предусматривает интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фольклорного искусства русского народа.

Целью является формирование у детей умений и навыков в рисовании, аппликации, лепки. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

3. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

4. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

5. Обучать приемам модульного рисования.

6. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

7. Формировать умение оценивать созданные изображения.

8. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

9. Развивать творческие способности детей.

10. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

11. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

12. Развивать мелкую и общую моторику, ручную умелость посредством использования разнообразных техник и материалов.

13. Развивать внимание, память, мышление, воображение средствами изодеятельности.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам

Виды интеграции образовательной области

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

Классификация методов обучения.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения :

• метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

Словесный метод включает в себя:

• рассказ, искусствоведческий рассказ;

• использование образцов педагога;

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

• работа на черновиках;

• выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые.

На современном этапе одна из важных задач педагогической практики – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; при этом уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали; учится осознано использовать изобразительные навыки и умения. Ещё Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, гармонизируют чувства ребенка, а значит, помогают восстанавливать здоровье. Вот почему так важно научить ребёнка восхищаться красотой раннего утра, пейзажа, портрета, исполненных своими руками рисунков, вечные ценности не уходят, мы нуждаемся в них всегда. Таким образом, без творчества нет человека мыслителя, экспериментатора, творца двадцать первого века.

Исходя из следующих результатов входной диагностики уровня развития ребёнка:

  • 45% детей имели низкий уровень развития, а 55% средний уровень;
  • дети плохо владели разнообразными техническими навыками, не могли самостоятельно выбрать нужный материал для рисования;
  • дети были робкими, боялись того, что рисунок не получится;
  • большинство детей не испытывали интерес к своему рисунку;
  • родители не обращали внимания на композицию детского рисунка, не развивали различение цвета и назначение цветовых оттенков;
  • в ходе бесед с родителями выяснилось, что у многих нет дома даже простых изобразительных материалов.

В результате проблемного анализа своей педагогической деятельности я выделила наиболее актуальные противоречия:

  • между ограниченными возможностями традиционного рисования и развитием творческого потенциала детей дошкольного возраста,
  • недостаточным художественным видением детей в связи несовершенством имеющихся программ и технологий.

Концептуальная идея опыта – это пробуждение потребности освоения средств изобразительной деятельности и творческое саморазвитие.

Новизна в моём опыте - развитие творчества у дошкольников в изодеятельности, сочетая разнообразные техники и художественный материал в одном рисунке.

В основу моей работы положена технология дифференцированного обучения по интересам детей Л.А. Венгера, Б. Неменского, которые обеспечивают системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса к рисованию.

На поиск новых путей в развитии творческого потенциала в рисовании посредством нетрадиционных способов рисования и художественных материалов, меня вдохновили новые программы:

Главной отличительной чертой всех программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей творческих способностей и интереса к рисованию. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Знакомство с этими программами, привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для успешного решения поставленной цели моей работы – развитие творческой активности, желание рисовать, через свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в разнообразных техниках рисования.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • создание условий для реализации ребенком своих чувств и образов в разных художественных материалах по законам искусства;
  • развитие творческого потенциала у детей в рисовании, расширение их эмоционального опыта.
  • формирование отношения к цвету, линии, форме, звуку как к игровому материалу;

Опираясь на вышеуказанные программы, свою работу строю на следующих принципах:

Принцип целенаправленности.

Я создаю все необходимые условия для развития художественно- творческих способностей детей.

Принцип систематичности и последовательности.

Постепенная подача материала от простого к сложному.

Принцип индивидуализации.

Создание благоприятной среды для развития каждого ребёнка.

Связь обучения с жизнью.

Изображение опирается на впечатления, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее и насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Наряду с этими принципами выделяю принципы изодеятельности:

  • принцип гармонии и красоты (проявляется в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека)
  • принцип сотрудничества и свободы действий (отношение к ребёнку строится на доверительной основе), сотрудничество разворачивается на следующих уровнях: педагог – педагог, когда речь идёт о совместном продумывании и организации занятий; педагог - дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; педагог- дети- родители, когда родители принимают активное участие в решении задач.

Знание теории помогло мне увереннее делать практические шаги.

Моя педагогическая деятельность рассчитана на 4 года.

Участники – дети от 3 до 7 лет, педагоги и родители.

Характер деятельности – поисковый.

Мой опыт рассчитан на 2 этапа: младший и старший дошкольный возраст, они связаны единой идеей, целью и задачами.

1 этап- младший дошкольный возраст. Задача первого этапа - начать формировать навыки художественных действий с различным художественным материалом по нетрадиционным техникам рисования.

Занятия по нетрадиционным способам рисования провожу 2 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей: в младшей группе 12 - 15 минут; в средней группе 15 - 17 минут.

Данные способы рисования помогают детям младшего возраста органично почувствовать художественный материал, его свойства (вязкость, бархатистость, яркость и другие), проявить собственное видение, индивидуальность, творчество.

Переходя ко 2 этапу – старшего дошкольного возраста, по мере овладения навыками усложняю и творческое решение. В рисунках детей появляются фантастические образы, сказочные герои, волшебная природа. Я отмечаю и поощряю творческие находки детей, развиваю эмоциональную сферу, умение сопереживать, выражать своё состояние, отношение к миру в творческой деятельности.

При планировании учитываю склонности, интересы, подготовленность детей. Длительность занятий в старшей группе составляет 20-25 минут; в подготовительной – 25-30 минут.

На данном этапе используются способы рисования:

Дети в старшем возрасте по желанию комбинируют несколько способов рисования, что позволяет улучшить композицию, сюжет, творческое воображение. Например, кляксография, набрызг, размытый рисунок в осенних и зимних композициях.

Данные способы рисования помогают переводить непосредственные детские впечатления в успешную изобразительную деятельность.

Комбинируя элементы известных методик, провожу разные виды занятий:

Чтобы привить любовь и развить творческий потенциал в рисовании, начиная с младшего возраста, я учила детей видеть окружающий мир, его красоту, и переносить свои впечатления на лист бумаги, через наблюдения, беседы, рассматривание картин разных жанров, слушание музыкальных произведений. Использовала изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить рисование и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Я давала детям возможность выбрать технологию, близкую и по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Я не навязывала ребенку процесс рисования, а старалась увлечь его этим видом деятельности. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.

Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл, обладает завораживающей и притягательной силой. Этими материалами служат: губки, нитки, ткань, бумага, парафин, песок, манка, соль, стекло, краски и другие средства.

Детей притягивает яркость красок и разнообразие материалов. Я стала использовать в работе флуоресцентные и перламутровые краски, гели с блестками. Флуоресцентные и масленые мелки, оставляли яркий след, рисовать такими мелками – просто удовольствие. Мы рисовали с детьми на бумаге, на ткани, на дереве. Акриловыми красками пробовали рисовать на стекле, на зеркале, на пластмассе. Создавали витражную композицию на стекле.

Для ребенка художественный материал обладал завораживающей и притягательной силой. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащали свой сенсорный опыт. К тому же я создавала ситуацию свободного выбора художественных материалов так необходимых в творческой деятельности, выбора в тематике (что-то у детей получится).

Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждому ребенку. Непременным условием для успешного обучения и воспитания детей является предметно-развивающая среда. При её организации я стремилась к тому, чтобы повысить значимость и роль самих детей. Выполненные детские работы используются многофункционально:

В работе использую разнообразные методы и приемы, помогающие активизировать детей в процессе изобразительного творчества:

Эмоциональный настрой.

Музыкальное произведение активизирует внимание. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно передавать своё эмоциональное состояние, затем отображать в художественно-практической деятельности.

Художественное слово.

Дети эмоционально откликаются на красоту поэтических строк. Художественное слово помогает формировать умение сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведения и настроение живой природы.

Занимательный сюжет сказки, сказочные образы, нетрадиционные способы рисования – помогают развитию у детей эмоций и воображения.

Для старших дошкольников использую метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрыв глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Игра. Я провожу разные дидактические и сюжетные игры.

По желанию детские работы вывешиваю на выставочной доске. Часть детей уносят рисунки домой, дарят родным. Дети имеют возможность дорисовать рисунок, снова вывесить и унести домой.

Наш уголок изобразительной деятельности широко представлен, в нём имеется наглядный материал, атрибуты (цветная бумага, разнообразные виды красок, ножницы, нитки, губки и т. д.). Все это дает возможность детям свободно осваивать разнообразный художественный материал, творчески проявлять себя.

Работу по развитию творческого потенциала у дошкольников в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущения радости и с нетерпением ждали новых встреч.

  • научившись выражать свои чувства на бумаге, все дети стали лучше понимать чувства других, научились преодолевать робость, страх перед рисованием;
  • 82 % детей комбинируют знакомые элементы в новом сочетании;
  • 90% детей научились самостоятельно более полно раскрывать свой замысел, форму, строение, пропорции предметов;
  • 87% детей научились самостоятельно использовать в рисовании разнообразные художественные материалы и нетрадиционные способы изображения;
  • 85% дети стали видеть и понимать красоту окружающего мира;
  • 91% детей творчески выполняют работы и проявляют интерес к рисованию различной тематики;
  • заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять больше внимания друг к другу.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, диагностика позволяют мне сделать выводы о том, что моя деятельность повлияла на общий результат работы: по результатам диагностики 100 % детей имеют уровень развития средний и выше среднего.

Творчество активизирует процесс обучения: инициатива, самостоятельность, активность формируют у детей способность к самообучению и саморазвитию.

Жостовская роспись

Группа является копилкой идей по рисованию с дошкольниками.

Постепенно в группе будут открываться альбомы по декоративному рисованию, в которых Вы найдете шаблоны и образцы их росписи.

Можно создать тематические альбомы по той или иной теме рисования.

С уважением, администратор группы

  • Как Рисовать - рисуем дома (видео)
  • Рисование по схемам
  • Акватипия
  • Граттаж
  • Диатипия
  • Каплеграфия
  • Монотипия
  • Набрызг
  • Ниткография
  • Тычкование
  • Тычок жесткой полусухой кистью +статья
  • Гжель
  • Матрешка
  • Полхов-майданская роспись

  • Соленое тесто
  • Пухлые краски

Подписаться

Добавить в беседу

Рисование в детском саду

Рисование в детском саду запись закреплена
Дом культуры Ленинского округа города Мурманска

Рубрика "Путеводитель по русским ремеслам"
Тема №8: Глиняное чудо - вятская игрушка - Дымка

🔔

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Показать полностью.
Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только
сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

🔔

Дымковская игрушка – подлинное произведение народного искусства, визитная карточка Вятского края. Дымка самобытна и неповторима, её очарование способно оживить любой интерьер, придать ярких красок и оптимизма.
Позднее сюжеты её становятся всё более разнообразными: появляются фигурки животных и птиц, реальных и одновременно – сказочных, повсюду известные теперь нарядные барыни, роскошные индюки, а также, всевозможные композиции, группы.

👉🏻

А для хореографов тема вятских сувениров неисчерпаема для творчества!

Читайте также: