Интеллектуальный конкурс для начальной школы по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

Интеллектуально-лингвистическая игра “Да возвеличится слово русское” интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию эвристических способностей, сплочению коллективов. Правила игры. Для участия в игре формируются две команды из 5-6 человек, придумывают названия. Методом жеребьевки определяется первенство хода. Ведущий объясняет правила к каждому конкурсу. Количество баллов и максимальная сумма за каждый конкурс указаны возле каждого задания. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. В качестве жюри можно выбрать группу преподавателей. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Цель: популяризировать изучение русского языка; углубить и расширить кругозор знаний у учащихся о родном языке.

Задачи:

  • формировать у учащихся посредством игры коммуникативные умения и навыки;
  • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы.
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
  • прививать интерес к изучению родного слова и литературы;
  • воспитывать умение слаженно работать в команде;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой язык.

Форма проведения: интеллектуально-лингвистическая игра.

Приемы: разноуровневые задания, групповая работа, конструирование предложений, творческие проекты, логические задания.

Планируемые результаты:

  • любовь и уважение к родному языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию, как показателю общей культуры личности;
  • способность к критической самооценке лингвистических навыков.

Метапредметные: способность свободно и правильно формулировать свои мысли и излагать их в устной и письменной форме.

  • владение разными видами речевой деятельности;
  • владение орфографическими навыками и умениями;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Познавательные: выполнять универсальные логические действия (устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Оборудование: компьютер, медиапроектер, раздаточный материал.

Объяснительная записка. Форма проведения интеллектуально-лингвистической игры “Да возвеличится слово русское” интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию эвристических способностей, сплочению коллективов.

Правила игры. Для участия в игре формируются две команды из 5-6 человек, придумывают названия. Методом жеребьевки определяется первенство хода. Ведущий объясняет правила к каждому конкурсу. Количество баллов и максимальная сумма за каждый конкурс указаны возле каждого задания. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

В качестве жюри можно выбрать группу преподавателей. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Ход игры

Слайд 1

Родная речь – Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий Святорусский наш язык.

I. Вступление

Сегодня мы пригласили вас, знатоков русского языка, померятся на нашем поле боя своими знаниями, остроумием и интеллектом. Мы начинаем нашу игру. Удачи командам. И пусть победит сильнейший!

Слайд 2
Слайд 3

Задания поочередно выводятся на экран. Обе команды в течение 1 минуты выполняют каждое задание. Та команда, которая первой готова ответить, звонит в колокольчик. Если команда дает неправильный ответ, права ответа переходит к команде соперника.

1. Из перечисленных исконно русских слов найдите одно заимствованное.

За правильно названное слово, команда получает – 2 балла.

Макитра, жижа, артачить, хибара, оказия, малевать, рушник, кулебяка; брюзжать; укулеле.

Ответ: укулеле (гавайское).

Слайд 4
Слайд 5

2. Из перечисленных исконно русских слов найдите три заимствованных слова.

За каждое правильно названное слово, команда получает – 1 балла. Максимальная сумма – 3 балла.

Стяг, жупан, супостат, праздный, гурт, аккомпанемент, факел, аура, венец, говядина.

Ответ: аккомпанемент (франц), факел (нем), аура (греч.)

Слайд 6
Слайд 7

3. Из перечисленных заимствованных слов найдите 1 исконно русское слово.

За правильно названное слово, команда получает – 5 баллов.

Климат (греч.), каникулы (лат.), матрос (нидерл.), картофель (нем.), опера (итал.), диван (перс.), танк (англ.), бандура (польское), банан (франц.), вельможа (древнерусское).

Ответ: вельможа (древнерусское).

Слайд 8
Слайд 9

Участники команды получают раздаточный материал с вопросами. На выполнение задания дается 1 минута. В течение минуты члены команды отвечают на вопросы, по звонку представитель от команды дает ответы. При выступлении команды, вопросы выводятся на экран.

При объяснении правил, команда получает дополнительный 1 балл к каждому ответу. (Максимальное количество баллов – 20)

Слайд 10, 11, 12

1 команда

2 команда

Слайд 13

О каком слове идет речь?

На экране появляется определение, по которому участникам команд необходимо угадать тайное слово. Обе команды в течение 1 минуты выполняют задание. Та команда, которая первой готова ответить, звонит в колокольчик. Если команда дает неправильный ответ, права ответа переходит к команде соперника.

За каждое правильно угаданное слово – 5 баллов

Слайд 14

1. Это слово придумал Михаил Ломоносов. Оно обозначает явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу.

Притяжение. А ещё, Михаил Ломоносов придумал слова: маятник, насос, созвездие, рудник, чертёж.

Слайд 15

2. Это слово придумал Николай Васильевич Гоголь. Оно обозначает лениво-недобросовестное отношение человека к службе или работе.

Халатность. До него такого слова в русском языке вообще не было.

Слайд 16

3. Это слово придумал Фёдор Михайлович Достоевский. Его значение – незаметно исчезнуть, удалиться, оробеть.

Слайд 17

4. Это слово придумал Игорь Северянин. Антоним к этому слову – талант.

Слайд 18

5. Это слово придумал Владимир Владимирович Набоков. Оно обозначает безвкусную и безнравственную грубость.

Пошлость. Набоков придумал это слово для американцев.

Слайд 19

На выполнение данного задания отводится 5 минут.

Придумайте связный текст с использованием приведенных ниже известных цитат.

За каждую использованную цитату прибавляется 1 балл. За связность текста – 5 балла, за остроумие – 5 балла. Максимальное количество – 16 баллов.

Слайд 20

Однажды, в студеную зимнюю пору, вышли две мысли – Краткость – сестра таланта и та, которая Умом Россию не понять. Вышли на рассвете, и пошли они, солнцем палимы.

– Не хочу учиться, а хочу жениться! – сказала первая мысль.

– Ха! Много шума из ничего. – Ответила другая. – Зри в корень! Доколь в подлунном мире будет жить мой дядя, самых честных правил, будет нам и скучно, и грустно, и некому руку подать. Поэтому бери свои мысли в кулак и пошли сражаться с ветряными мельницами.

Слайд 21,22,23, 24

Слова для игры:

  • крокодил – лрокоидко
  • здание – идеанз
  • топор – порот
  • ухабы – быхау
  • мельница – ацьнемли
  • гаджет – жедтаг
  • пиджак – каждип
  • ножницы – жыноцин
  • одеяло – ялодео
  • скрипка – рапкиск
  • мороженое – ноеможеро
  • йогурт – утгрой
  • бутылка – алкубты
  • глагол – голалг
  • словарь – раьвосл
  • журнал – рнужал
  • бумага – багаму
  • чайник – йкнича
  • телефон – лефонте
  • наушники – киушнина
Слайд 25
Слайд 26

На выполнение данного задания отводится 3 минуты. Каждая команда получает свой вариант текста и в течение указанного времени переводит его согласно заданию.

Переведите данный текст на современный литературный язык и на язык пушкинской эпохи.

За каждый перевод текста максимальная оценка – 3 баллов.

Максимальная оценка за все задание – 6 баллов.

Текст 1

Слайд 27

(Часть текста услышана в маршрутном такси)

– Здорово, братан! Че, опять в компе зависаешь. Ты приморил! Харе тебе глаза сушить. Пошли, расслабимся. Пацаны ждут на хате у Витька, там музон суперовский, можно зависнуть надолго. Только хавчик надо прихватить. Ок. Жду.

Примерный ответ

Привет, друг. Ты что, опять за компьютером сидишь? Ну, ты даешь! Хватит, а то глаза испортишь. Пошли, отдохнем. Нас уже ребята ждут у Виктора дома. Будет отличная музыка, можно хорошо там отдохнуть. Только еду надо с собой захватить. Отлично. Буду ждать.

Примерный ответ

Приветствую вас, милый друг. Вы что, опять проводите время за этим диковинным и загадочным предметом? Ну, вы, сударь, поступаете опрометчиво. Так ведь и ослепнуть можно. А как вы смотрите на предложение, немного отдохнуть? Более, мы сегодня приглашены к ужину. Нас ждут в доме Виктора. Там будет играть прелестная музыка, и мы хорошо проведем время. Только необходимо захватить вкусные десерты. Прекрасно, мой друг. Буду вас ждать.

Текст 2

Слайд 28

– Алле! Ты че спишь еще? Ну, ты красава! Через пять сек тачка будет, а ты еще в труселямбах. Подрывай свою тушку и цыгель ай лю-лю. Если ты запаришься, шеф будет копытцем бить, и тогда, сто пудово, накроется наша халява.

Примерный ответ

– Алло! Ты что еще спишь? Какой ты молодец! Через пять минут машина подъедет к тебе, а ты еще в пижаме. Давай поднимайся и быстро одевайся. Если ты опоздаешь, начальник будет сильно недоволен, и тогда, на все сто процентов, нам не видать нашего отпуска.

Примерный ответ

– Здравствуйте, сударь! Вы, простите, еще нежитесь в постели? Это, конечно, прекрасно, но через пять минуть прибудет экипаж, а вы еще неглиже. Пора уж вставать и собираться. Если вы прибудете не в срок, то барин будет сильно серчать на вас и тогда, что непременно, ваш отдых отложится.

6 раунд. Творческий домашний проект

Слайд 29

Оцениваются творческий подход – 6 баллов, раскрытие темы – 6 баллов, артистизм – 6 баллов.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой?

Фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. Они возникли благодаря народной мудрости. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, и многие другие известные писатели. Фразеологизмы, являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Фразеология изучает изречения, которые образно описывают окружающую нас действительность, наши эмоции и чувства. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение; в них образно описываются правила жизни в обществе.

Работая в начальной школе более 20 лет, я поняла, что целью работы учителя заключается не в преподнесении ему знаний, а научении его самостоятельно добывать необходимые знания и использовать их в последующей учебной и не учебной деятельности. Большую роль здесь играет общение детей, их словарный запас, пословицы, поговорки, фразеологизмы, умение правильно строить речевые обороты и правильно их использовать. Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний. Ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Именно в этот период идёт интенсивное освоение богатством родного языка. Словарь учащихся, которые поступают в первый класс, и так очень беден, и говорить о том, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, не приходится.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Компьютерные технологии помогут привлечь внимание детей к изучению фразеологизмов, поэтому я стараюсь построить свои уроки так, чтобы без уныния и лени ребята выполняли и серьёзные, и шутливые задания.

Работу над изучением фразеологизмов я провожу систематически, начиная с 1-го класса на протяжении всех четырёх лет обучения:

  • при изучении новых словарных слов;
  • на уроках литературного чтения ребята регулярно учатся работать с фразеологическим словарём;
  • на уроках русского языка словарные диктанты и тексты на отработку орфограмм, составляю с использованием фразеологизмов;
  • проводятся внеклассные мероприятия, викторины, брейн-ринги, в которые включаю задания на знание значений и правильное использование фразеологических оборотов в речи;
  • ребята регулярно пишут сочинения, придумывают свои истории с предложенными фразеологизмами;
  • на уроках изо учащиеся иллюстрируют предложенные фразеологизмы.

В качестве примера своей педагогической деятельности по данному направлению, я предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку, проведённый мною во 2 классе.

Во внеклассном мероприятии используются различные виды заданий:

  • логически-поисковые;
  • на развитие концентрации внимания;
  • ребусы;
  • шифрограммы;
  • задания, связанные с математическими действиями.

Данная работа позволяет решить три аспекта:

  • познавательный (умение искать и находить правильный ответ);
  • развивающий (развитие мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать);
  • воспитывающий (воспитание нравственных межличностных отношений).

Внеклассное мероприятие построено таким образом, что один вид задания сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления, заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить трудный материал, поможет ребятам достичь значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и эти умения смогут применить в учебной деятельности.

Систематическая работа, проводимая в представленной форме, формирует позитивное отношение учащихся к учению, помогают лучше представить и изучить сложный учебный материал, познавательная мотивация увеличивается, оживляется сам учебный процесс, возрастает эмоциональный фон урока.

Цели:

Оборудование:

Ход занятия

I. Вступительное слово.

– Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

(слайд 3)

– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Турнир знатоков русского языка

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.

Задачи. Предметные: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. Метапредметные задачи: (регулятивные) содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. (познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. (коммуникативные) принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.

Ведущий. Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре в клубе любителей русского языка. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

9.Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)

10.Что стоит в середине земли? (М)

11.Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение)

13.Что означает имя существительное? (предмет)

14.Бывает устная, бывает письменная? (речь)

15.Член предложения, служит для обозначения действия (сказуемое)

16.Сколько звуков в имени девочки Юлька? (5)

Пословицы для первой команды:

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

Пословицы для второй команды:

- Друзья … (познаются в беде).

- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

Пословицы для третьей команды:

- Семеро … (одного не ждут).

- Красна птица пером, а … (человек умом).

- Цыплят по … (осени считают).

Пословицы для 4-й команды:

- Слово не воробей …(вылетит не поймаешь)

- Делу время – (потехе час)

- Человек без друзей …(что дерево без корней)

2 слова из 3 букв

2 слова из 4 букв всего 8 слов

2 слова из 5 букв

2 слова из 6 букв

Ответы: /ель, рак, рот, кот, кат …

пора, крот, факт, торф, кафе …

кофта, катер, трель …

кафель, форель, лекарь, токарь …)


спички


утюг


кипяток

hello_html_m25bc1891.jpg


нож

hello_html_28bdf9af.jpg


розетка

hello_html_75f32522.jpg


корова

hello_html_m31f10fe0.jpg


иголка

hello_html_747cc144.jpg

hello_html_mef15cd0.jpg


подвал

hello_html_61756c94.jpg


вектор

5 конкурс. Загадки в пословицах и поговорках.

(чем меньше понадобится подсказок, тем лучше:

с 1 раза – 3 балла, со 2 -2б., с 3р -1балл.)

1) –Лапки ее мягки, да когти остры.-3б.

-Чует она, чье мясо съела.-2б.

-Доброе слово и ей приятно. -1б. (кошка)

2) -Не гони его кнутом, гони овсом.

- Он копытом даст сдачи.

-Дареному ему в зубы не смотрят.(конь)

3) -Хлеб-соль ешь, а ее режь.

. -Она в огне не горит, и в воде не тонет.

-В ногах ее нет. (правда)

4) - Оно пуще стрелы разит.

-Оно-серебро, молчание – золото.

-Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (слово)

6 конкурс. Конкурс капитанов.

Поставьте ударение в подчёркнутых словах.

1. Нет ничего красивее персидского ковра.

2. На столе стояли вкусные торты.

3. Не следует баловать своих детей.

4. Они позвонят мне завтра.

7 конкурс АНАГРАММЫ (по 1 слову каждой команде – 1 балл)

Вы должны переставить буквы слов так, чтобы получились новые слова, например кот- ток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конкурсы для команд по русскому языку.

Подготовила Березина С. И.

Интеллектуальная игра по русскому языку для 4 класса

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Описание Класс разделен на 3 команды. Каждая сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами ученики.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, которая ответила второй-10 очков, третья команда-5 очков. Результаты фиксируются на табло.

Ход мероприятия

Освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня я предлагаю вам провести игру брейн-ринг.

Итак, проведем разминку. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Мы размялись, а теперь можно и начинать. Помните о правилах работы в команде.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему- то поучают

И от беды нас берегут.

Век живи – . (век учись).

Делу время – . (потехе час).

Ветер рушит горы, а слово – . (дружбу).

Слово не воробей, … (вылетишь, не поймаешь).

Красна птица пером, а …..( человек умом)

- Найди ошибки в пословицах.

Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)

Кашу соляркой не испортишь. (маслом)

Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)

У мышки глаза велики. (у страха)

На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)

Друг познаётся за завтраком. (в беде)

Болельщики могут принести команде дополнительные баллы. В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательней, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова.

Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.

ель, мак, рот, кот, …

пора, крот, факт, торф, кафе …

кофта, катер, трель …

кафель, форель, лекарь, токарь …

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми .

-путаться под ногами;

Пока жюри подводит итоги, предлагаю задание для болельщиков

– Найти все слова, спрятанные среди букв в строчках и назови их.

1)Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

2) Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

3) Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

Храбрый человек (храбрец)

Болтливый человек (болтун)

Ленивый человек (лентяй)

Мудрый человек (мудрец)

Грубый человек (грубиян)

Богатый человек (богач)

Сильный человек (силач)

Веселый человек (весельчак)

Бедный человек (бедняк)

Умный человек ( умник)

Хвастливый человек ( хвастун)

Смелый человек ( смельчак)

Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три- четыре попытки. И так начнем.

.Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС

Не цветы, а вянут.

Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные УШИ

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека

Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ВЕТЕР

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

Она в голове у путаников. КАША

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается

Её набирают в рот, когда молчат.

Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из

неё сухими. ВОДА

Его проглатывают, упорно не желая говорить.

Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко

За него тянут или дергают, заставляя высказаться.

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ЯЗЫК

У болельщиков есть последняя возможность помочь командам пока жюри подводит итог игры.

Читайте также: