Инструктивно методическое письмо школьных библиотек

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические издания в библиотеке: общие правила составления

Приложение 2. 11

В основе составления методических изданий лежит упрощённая модель общей методики библиографирования (методики подготовки библиографических пособий).

Работа по составлению методических изданий состоит из 3 основных этапов: подготовительного, основного (аналитического и синтетического) и заключительного. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, а также выявление документов по теме издания.

Определяя тему будущего издания, необходимо исходить из её новизны, актуальности, соответствия профилю и возможностям библиотеки. В ходе изучения темы предполагается определить обеспеченность темы литературой, детально разобраться в терминологии, существом самой проблемы. В наиболее сложных случаях на данном этапе желательно привлечь специалистов в этой области знания к консультационной и методической помощи.

Выявление литературы по теме пособия является поиском и оценкой документов с целью их последующего использования. Здесь определяется круг источников: куда вы будете обращаться за литературой, к каким ресурсам и т.д.

На основном этапе производится просмотр, изучение и отбор выявленной литературы, соответствие её тематике издания, его целевому

назначению. Результатом должна стать тщательно продуманная структура

Заключительный этап подготовки методических изданий включает в себя подготовку справочного аппарата, редактирование и оформление пособия. В состав справочного аппарата входят: введение, оглавление приложения.

Работа над изданием завершается его редактированием и оформлением. Художественное оформление методических изданий предполагает использование различных иллюстративных материалов, например, яркая выразительная обложка, украшает пособие и привлекает к нему внимание. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия.

Есть несколько разновидностей методических изданий. Методические пособия содержат советы по организации и методике библиотечно-библиографической деятельности. Примерами методических пособий являются методические письма и методические разработки.

Методические письма — это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе, являются новыми или малоизвестными библиотечным работникам.

Тематика методических писем определяется кругом наиболее типичных вопросов, с которыми обращаются в методический центр библиотекари, типичными затруднениями и ошибками в работе библиотек, которые выявлены при анализе их работы.

Методическое письмо включает краткую характеристику темы, практические советы по выполнению конкретной работы в библиотеке. Во всех случаях обязательно указывается имеющаяся литература по данному вопросу, даются советы, как её использовать.

Методические письма составляются теми методическими центрами, которые разработали и экспериментально проверили на практике, тот или иной метод работы или более эффективную форму её организации.

Методические письма могут выпускаться в виде самостоятельных изданий, а также входить в состав сборников комплексного содержания.

Методические разработки — это издание, содержащее материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ (мероприятий) в библиотеке (организация выставок, оформление плакатов и стендов, и т. п.), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. Методические разработки — это комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Следующую группу составляют инструктивно-методические пособия, определяющие наиболее целесообразный порядок выполнения тех или иных библиотечных процессов и операций, регламентирующие различные участки и стороны деятельности библиотек. Инструктивно- методические пособия издаются в следующих видах:

1. Регламентирующая документация (уставы, положения, инструкции, стандарты, нормы, правила и т. д.). Определяют границы, рамки деятельности библиотек и их структурных подразделений, а также порядок выполнения тех или иных процессов и операций, и т.п.

2. Применение регламентирующей документации связано с разработкой инструктивно-методических материалов, призванных помочь внедрению регламентирующих документов в практику.

3. Важной формой методического обеспечения деятельности библиотек являются методические рекомендации, основанные на изучении передового библиотечного опыта, и определяющие наиболее целесообразный порядок выполнения конкретных библиотечных работ.

Это пособия, содержащие советы для оказания методической помощи во внедрении наиболее эффективных форм и методов работы. И, наконец, следует выделить группу изданий комплексного характера.

Среди них можно назвать:

1. Методико-библиографические пособия, которые представляют собой сочетание методических советов и рекомендаций, разработок практического их осуществления, библиографических списков литературы. Они призваны показать библиотекарю, какие задачи решает данная тема, какую следует привлекать литературу, какие методические приёмы в работе с этой литературой использовать.

2. Библиотечные сборники (бюллетени) включают разнообразные материалы: методические консультации, разработки, инструктивные и информационные материалы, описания библиотечных новшеств и т.п. Библиотечные сборники, как правило, продолжающиеся издания. Иногда они

имеют строгую периодичность выпуска. По своему характеру эти издания методических центров приближаются к библиотечным журналам.

Календарь знаменательных дат на март: 1 марта – Всемирный день гражданской обороны; 1 марта – 45 лет со дня создания Республиканской научно-технической библиотеки (1947, г. Минск); 3 марта – Всемирный день дикой природы; 3 марта – Всемирный день писателя; 8 марта – Международный женский день; 10 марта – 135 лет со дня рождения Алеся Гаруна (1887-1920), белорусского писателя; 14 марта – День православной книги; 15 марта – 85 лет со дня рождения Валентина Распутина (1937-2015), русского писателя; 15 марта – День Конституции Республики Беларусь; 20 марта – Международный день счастья; 20 марта – День Земли; 21 марта – Всемирный день поэзии; 21 марта – Международный день лесов; 22 марта – Всемирный день водных ресурсов; 26 марта – 80 лет со дня рождения Ивана Арабейки (1942), белорусского поэта; 27 марта – Международный день театра; 27 марта – 95 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича (1927-2007), российского пианиста, дирижера, композитора; 31 марта – 140 лет со дня рождения Корнея Чуковского (1882-1969).

"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ"

районное методическое объединение библиотекарей УОСО Ленинского района г. Гродно, 20.08.2021

Сегодня проводится первое августовское методическое объединение. Мы, его организаторы, надеемся, что те вопросы, которые сегодня будут рассмотрены, помогут организовать работу, написать планы и сориентироваться в основных направлениях, поставленных перед библиотеками УОСО в новом 2021/2022 учебном году, в соответствии с рекомендациями Министерства образования РБ и нормативными правовыми документами.


ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРССЫЛКАМИ:

Во избежании путаницы и потери информации при открытии ГИПЕРССЫЛКИ (подкрепленного материала), рекомендовано открывать его одним из следующих способов:

1 способ.- навести мышку на гиперссылку - появится курсор мышки в виде руки с указательным пальцем - нажать на правую кнопку мышки - в открывшемся окне выбрать пункт меню "Открыть в новой вкладке". Откроется Новая странице в окне браузера.

Таким образом, предыдущий, просмотренный материал сохранится в отдельной вкладке, а новую, после просмотра, можно закрыть.

2.способ. Пользоваться стрелками - вперед-назад- в окне браузера


1. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК УОСО В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ"

Белая Алёна Леонидовна, начальник отдела информационного обеспечения библиотечной работы и подготовки медиаресурсов Минского областного института развития образования,

Даю комментарии. Так как непосредственно участвовала в его разработке. Комментарии будут в 3 частях.

Ч.1 .

Концептуально ИМП -2021 практически сохранило свою ежегодную структуру. Однако, были включены (и исключены) некоторые позиции.

По п.1 (Общие положения) обновилась нормативная правовая база по регулированию деятельности ШБ (документы Министерства культуры и Министерства образования Республики Беларусь по оплате труда, в том числе библиотечных работников).

ИСКЛЮЧЕНЫ: права и обязанности библиотек (в подробном изложении), дается ссылка на Главу 18 Кодекса РБ о культуре. Для актуализации Положения о библиотеке и Правил пользования библиотекой рекомендую дополнительно обратиться к ИМП от 22.06.2020 г. (на нашем семинаре, который состоится 24.08, мы будем об этом говорить и предложим осовремененный вариант данных позиций для актуализации ваших документов).

ВКЛЮЧЕНО: Модернизация библиотек. В структуру библиотеки включена МЕДИАТЕКА (!) (фонд медиаресурсов и медиазона). Ранее вопрос о создании медиатеки имел ссылку на условия и возможности УО. Включение данного структурного подразделения в ШБ - это поэтапный процесс модернизации библиотек, а также основной компонент государственной ведомственной отчетности, которую мы ежегодно заполняем в октябре-ноябре.

. Поэтому, буду ссылаться на наши разработки и новации, которые были апробированы в последние годы. Тем более, что популяризацию данного направления мы реализовали как в рамках семинаров, так и в рамках повышения квалификации библиотечных работников.

ВКЛЮЧЕНО: Воспитательный аспект.

См. П.3 (Организация деятельности библиотеки учреждения образования). Включены и описаны функции библиотек в разрезе воспитательного компонента. Сделан акцент на знаменательные даты и события со ссылкой на Приложения (Календарь юбилейных дат и международных и государственных праздников и праздничных дней). Прописаны традиционные и инновационные формы информационно-просветительских и культурно-досуговых мероприятий, которые необходимо внести в план работы библиотек в новом учебном году.

В приоритетное направление включена поддержка детского и семейного чтения, а также рекомендовано проведение различных мероприятий, в том числе прописана наша АКЦИЯ "Книга, Я и МОЯ СЕМЬЯ" (!), которую мы инициировали совместно с издательством для детей "Элбипресс". Резонанс акции очень масштабный и мы ее будем делать в постоянном формате, подводя промежуточные итоги и награждая победителей.

Одними из важных направлений определены вопросы воспитания и формирования информационной и медиакультуры, читательской грамотности обучающихся, а также контроль "информационной гигиены" и формирование сетевого этикета!

Формы мероприятий, названия, сроки см. в ИМП-2021.

Для планирования роботы обратите внимание на тематику областных и районных (городских) семинаров, вебинаров библиотечных работников учреждений образования, а также на темы заседаний районных (городских) методических объединений библиотечных работников учреждений образования.

Это очень кратко и тезисно. Готова ответить на ваши вопросы.

С уважением, Алёна Белая,

ОСНОВНЫЕ КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Балуева И.В., руководитель МО библиотекарей УОСО Ленинского р-на г. Гродно

1. Нормативная правовая база осталась прежней, с 2020/2021 года. Устарело Положение о библиотеке, оно будет обновляться. Как только появится новый вариант, мы сможем им пользоваться. А пока руководствуемся ИМП от 22.06.2020 г., как сказано выше. Во 2 вопросе программы нашего методического объединения мы более подробно рассмотрим, какими нормативными правовыми документами мы будем руководствоваться в этом учебном году.

2. С этого учебного года в библиотеке (ИБЦ) обязательно наличие МЕДИАТЕКИ И МЕДИАЗОНЫ. Коллеги! Мы с вами об этом уже говорили, и в прошлом и позапрошлом учебном году при проверках библиотек (ИБЦ) УО. Если кому-то нужна помощь в создании МЕДИАТЕКИ (фонда медиаресурсов), его документация и оформление, я готова оказать консультацию, обращайтесь!

Что касается МЕДИАЗОНЫ, - это может быть ваш читальный зал (другое помещение), где с помощью технических средств можно использовать ФОНД МЕДИАРЕСУРСОВ.

"СХЕМА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ШБ, ВИРТУАЛЬНЫЙ (МОБИЛЬНЫЙ) ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ с элементами дополненной реальности и QR-кодами, электронная библиотека (электронный каталог, проблемно-ориентированные библиографические и полнотекстовые базы данных), WEB-навигационная система пользования удаленными информационными образовательными ресурсами, виртуальные библиотечные службы и сервисы ("Виртуальная справочная служба", "Электронная доставка документа" и проч." - думаю, что-то у нас есть, а по остальным позициям мы проведем методическое объединение, где коллеги, у которых лучшее положение, поделятся опытом своей работы, и подумаем над тем, чего у нас не хватает.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ при планировании нашей работы. Об этом мы будем говорить в 3 вопросе сегодняшнего методического объединения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

смотреть материалы


Как вовремя понять что такое буллинг? Куда обращаться и кто может помочь? Как с этим бороться ? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте.

Направление 2: Помощь наркозависимым

Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти имногие другие вопросы вы найдете ответ на сайте.

Инструктивно-методические письма на 2021/2022 учебный год

Английский язык, Астрономия, Беларуская літаратура, Беларуская мова, Биология, Введение в школьную жизнь, География, Допризывная подготовка, Дошкольное образование, Изобразительное искусство, Информатика, Искусство, Испанский язык, Китайский язык, Литературное чтение, Літаратурнае чытанне, Математика, Медицинская подготовка, Музыка, Навучанне грамаце, Немецкий язык, Обучение грамоте, Основы безопасности жизнедеятельности, Русская литература, Русский язык, Трудовое обучение, Физика, Физическая культура и здоровье, Французский язык, Химия, Человек и мир, Черчение, История, Обществоведение

1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

В инструктивно-методических письмах содержится полная информация об организации образовательного процесса в 2021/2022 учебном году, в том числе ссылки на типовые учебные планы, учебные программы и перечни учебных изданий, которые могут использоваться для проведения занятий в учреждениях общего среднего образования.

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта, в том числе материалов для скачивания и изображений обложек пособий, с целью извлечения прибыли (в коммерческих или рекламных целях) без разрешения правообладателей ЗАПРЕЩЕНО. Нарушение авторских прав преследуется по закону.

Описание

В инструктивно-методических письмах содержится полная информация об организации образовательного процесса в 2021/2022 учебном году, в том числе ссылки на типовые учебные планы, учебные программы и перечни учебных изданий, которые могут использоваться для проведения занятий в учреждениях общего среднего образования.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Политика конфиденциальности и Условия использования применяются

Мы в социальных сетях

https://vk.com/aversev
https://www.facebook.com/aversev


Сайт работает в тестовом режиме

Выбрано максимальное количество наименований в одном заказе (25шт). Для заказа дополнительных позиций необходимо создать новый заказ. ×

Превышено количество неоплаченных заказов (не более 5). Для оформления нового заказа, необходимо оплатить или отменить предыдущие заказы в личном кабинете. ×

Читайте также: