Инновационная образовательная среда школы

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Но, в то же время учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, их нежеланием учиться и работать самостоятельно. Среди причин того, что ученики теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Тогда возникает вопрос - каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы дети захотели хорошо учиться? Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока. Для этого учителю нужно постоянно искать эффективные методы и формы обучения, создавать инновационную среду на уроках. А что из себя представляет инновационная среда?

Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качествo.

Инновационная образовательная среда - это открытая система, которая объединяет целенаправленно создаваемые педагогические, технологические, информационные ресурсы. Инновационная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности учителей и учащихся.

Инновационная среда – это не только деятельность учителя и учащегося на уроке, но и эффективные педагогические технологии. Например,

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Но, требует от учителя тщательной подготовки к уроку. Например, при определении и формулировке планируемых результатов урока, учитель должен ч етко и конкретно определить, чего достигнет тот или иной учащийся (например, один научится выполнить прямой шов взаутюжку или вразутюжку, другой научится на примере этого шва выполнить другой, например, настрочной, а третий – осознав свой успех, намерен сшить изделие, используя эти швы). Образовательные результаты могут быть сформулированы от простейших до сложных:

А1. Я могу выполнить стачной шов взаутюжку с помощью технологической карты.

А2. Я могу самостоятельно выполнить стачной шов взаутюжку.

А3. Я могу самостоятельно выполнить стачной шов взаутюжку, объяснить друзьям технологию выполнения шва и использовать при шитье швейных изделий.

В разделе Планируемые результаты примерной программы по ФГОС предусматриваются два уровня результатов – выпускник научится (базовый уровень) и выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень).

Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления, формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, повышает интенсивность процесса обучения, также повышает степень активности школьников и привлекает их внимание, усиливает мотивацию к обучению.

Технология проектной деятельности.

Таким образом, создавая инновационную среду на уроках, учитель ориентирует свою деятельность на развитие и качественное обновление педагогической деятельности и на повышение качества образования, на воспитание ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге.

Гост

ГОСТ

Формирование инновационной образовательной среды – это внедрение информационных технологий и инновационных методов организации образовательного пространства в учебно-воспитательный процесс образовательных заведений разного уровня.

Формирование такой среды необходимо для того, чтобы создать условия для роста и развития ребенка, его саморазвития и самоутверждения в образовательной деятельности. это особенно актуально на этапе начального школьного обучения. В этот период учащийся попадает в новую сферу деятельности, сталкивается с выполнением новой социальной роли. Все это требует приспособления, адаптации к новым условиям и обстоятельствам. Инновационная образовательная среда наиболее лучший вариант для адаптации учащегося к школьной жизнедеятельности.

Организация инновационной образовательной среды

Образовательная среды учебного заведения организуется таким образом, что, по сути, составляет с учащимися единое целое, т.е. она полноценно охватывает все направления деятельности учащегося, реализуемые в учебном заведении.

Создание инновационной образовательной среды связано с включением интерактивных средств в учебный процесс, обеспечением его информационными технологиями и ресурсами.

Построение инновационной образовательной среды обеспечивает реализацию индивидуального подхода в обучении. Данная среда строится так, чтобы каждый учащийся могу воспринимать информацию всеми органами чувств на доступном ему уровне и в оптимальном темпе.

Построение инновационного образовательного пространства основывается на проектировании следующих компонентов учебного процесса:

Готовые работы на аналогичную тему

Инновационная образовательная среда базируется на включении в ее состав информационных образовательных ресурсов. К ним относятся:

  1. Бумажные носители информации. Сюда входит учебная литература, методические пособия.
  2. Информация на дисковых носителях. Это данные, записанные на CD и DVD диски, дискеты, флешнакопители.
  3. Интернет ресурсы. Сюда входит информационное пространство Интернет-сети, включающее разнообразные электронные учебные пособия, научные статьи, видео и аудиоматериалы.

Современные школы располагают богатым арсеналом информационных ресурсов. Библиотеки школ оснащаются не только учебной литературой в бумажном виде, но и ПК с доступом в сеть Интернет.

В современных условиях информатизации общества внедрение информационных ресурсов в образование становится достаточно доступным и несложным процессом. В настоящее время в системе образования доступно использование большого количества Интернет-сервисов, которые способствуют построению эффективной образовательной среды в начальной школе. К ним относятся:

  • Виртуальные доски.
  • Графические редакторы.
  • Интерактивные доски.
  • Сервисы для создания портфолио учащихся.
  • Сервисы и программы для создания презентаций.
  • Тесты и опросники.

Их использование является доступным для каждого учащегося, поскольку классы начальной школы, как правило, оснащаются персональным компьютером, а также ими можно пользоваться на иных устройствах: смартфонах, планшетах, ноут-буках.

Проблемы построения инновационной образовательной среды в начальной школе

Несмотря на доступность организации инновационного образовательного пространства и его преимущества использования, существует ряд проблем, возникающих при его организации. Все они делятся на три группы:

Читайте также: