Информация для стенда логопеда в школе

Обновлено: 08.07.2024

Большинство родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя речи, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слов. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

* Консультации специалистов на форуме
* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.

* Возможность создания личных страниц
* Публикация материалов с получением электронного свидетельства


Гимназия с гордостью носит имя героя Советского Союза Кусимова Тагира Таиповича и чтит память героя


МБОУ Гимназия имени Т.Кусимова является победителем III республиканского форума "Электронная школа"


Одной из выдающихся сторон гимназии является дополнительное образование учащихся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕСНЫЙ КОНТАКТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРАВИЛЬНОГО И

СВОЕВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

В школе и структурном подразделении функционирует логопункт. Учитель-логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по следующим направлениям:

Общее недоразвитие речи

Нарушения фонематического слуха

К сожалению, в настоящее время довольно часто родители сохраняют иллюзию о возможности магического, волшебного разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий.

Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретают значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находит понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие, не видят истинного смысла этих изменений.

Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи школьников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета.

Успешность логопедической работы возможна, если родители будут выполнять ряд требований:

При общении с ребенком следует говорить грамматически правильно, выразительно. Помните, ваша речь является образцом для вашего ребенка.

На этапе автоматизации поставленного логопедом звука, в обязанность родителей входит внимательно прислушиваться к речи детей: как используются ребенком поставленные звуки в игре, в разговоре с другими детьми, в разговоре с вами. Не оставляйте без внимания ни одного неправильно произнесенного звука, слова, предложения.

Осуществляйте систематический контроль не только за поставленными звуками, но и за тем, чтобы речь детей была грамматически правильной.

Не прогуливать логопедические занятия. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую логопеду приходится начинать работу сначала.

Выполняйте домашние задания учителя-логопеда по автоматизации и дифференциации звуков, закреплению лексико-грамматических тем, развитию связной речи, подготовке руки к письму, обучению грамоте.

Приучите ребенка и себя к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 15-20 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом в много раз окупится!

Не следует в присутствии ребенка высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех. Поощряйте каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка.

Приучайте своего ребенка давать полные, развернутые ответы на поставленные ему вопросы. Помогайте ему оформлять собственные высказывания, задавайте точные вопросы, побуждая ребенка к речи.

http://skosh.ru/images/logoped013.jpg

Причин может быть несколько:

http://skosh.ru/images/logoped009.jpg

1 . Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.

http://skosh.ru/images/logoped005.jpg

2 . Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3 . Плохо развитый фонематический слух.

Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

4 . Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.

Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

ВНИМАНИЕ, родители!

Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

Выделяют и другие причины речевых нарушений:

http://skosh.ru/images/logoped008.jpg

1. Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:

алкоголизм и курение,

2. Неблагоприятные факторы, влияющие на будущую речь ребенка во время беременности:

острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.),

падения и ушибы матери во время беременности,

курение и алкоголизм непосредственно в период беременности,

стрессовые ситуации, связанные с распадом семьи, смертью близких родственников и др.,

осложнения при родах.

3. Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:

травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга,

воспалительные заболевания головного мозга (менингит),

недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха,

приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм),

наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.

http://skosh.ru/images/logoped006.jpg

ВНИМАНИЕ, родители!

Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

А что мы в свою очередь желаем своим детям?

Во-первых, чтобы они были здоровы.

Во-вторых, чтобы они были успешны в жизни, умели бороться с искушениями и преодолевать трудности.

В-третьих, чтобы наши дети выросли образованными, справедливыми и умными людьми.

Все эти задачи решаются во время общения и игры с детьми. И времени для этого необходимо не так уж много. Нужно только желание.

Наши дети нас понимают и терпеливо ждут минут совместного общения.

Давайте же и мы будем внимательно относиться к ним.

Вы можете играть во все игры по дороге из школы, в автобусе, в очереди в поликлинику. Если ваш ребенок не знает, чем бы ему заняться, а вы разрываетесь между желанием побыть с ним и необходимостью готовить ужин, предложите ему поиграть в игры на кухне. Старайтесь, чтобы ребенок не относился к играм как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл он в ваше отсутствие, чем занимался, и потом потихоньку переходите к упражнениям.

Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания, поверьте, всегда есть повод, за что похвалить вашего ребенка!

Развить речь ребенка помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.

Трудно переоценить значение работы с родителями в коррекционном процессе. К сожалению, многие родители считают, что исправление речи доступно только специалистам. Они не осознают, что могут сделать очень многое и тем самым значительно ускорить и облегчить процесс коррекции речевых нарушений. Родителям нужно давать больше информации о работе с детьми. В этом хорошо помогают информационные стенды, папки. Представляю некоторые материалы для логопедических стендов. Их можно разнообразить картинками, фотографиями. Они сделаны в виде небольших текстов для лучшего восприятия информации.

Говорите с детьми!

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: “Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать.”

Да и как же иначе: ведь это родители говорили — не ребенок. Дети все разные: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и “молчуны” разговорятся, если есть стимул для разговора.

Речь начинается с желания общаться!

Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте,что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

  • какими словами, красками можно описать время года;
  • расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)
  • играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?
  • играйте в слова с противоположным значением(антонимы)

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните,что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить. Будьте чуткими к своему малышу.

Расширяйте словарный запас малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают( игрушки, предметы быта), имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (умение слышать различные звуки речи), побуждая различать слова, отличающие одним звуком. (крыша- крыса, нос – нож).

Читайте своему ребенку.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые уже слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя сделать это малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, завязывает шнурки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку лучше не на своей одежде, а сначала “помогать” одеться кукле и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет более понятна окружающим. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки ( о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Артикуляционная гимнастика в развитии ребенка дошкольного возраста.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки (о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Верьте в свои силы!

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.

В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ установили: проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется так же и в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.

  • массаж и самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • изобразительная деятельность;
  • лепка;
  • рисование;
  • аппликация;
  • ручной труд;
  • манипуляции с различными предметами: собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; расстегивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков; шнурование.
  • штриховка, работа в прописях. [1]

Игры и упражнения для детей 2-4 лет.

Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать и достать его. Не вынимая предмет, ощупать его, назвать и описать.

Нужно подготовить комплект дощечек с различными структурными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.

Задания: с закрытыми глазами ощупать контур и назвать изображенный предмет; найти определенное изображение предмета с закрытыми глазами; найти две одинаковые дощечки.

Задания: опустить руки пальчиковый бассейн и потрогать фасолинки или горошинки; переложить в другую емкость по одной; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держа руки в бассейне; достать на ощупь заданный предмет.

(Задания с различными массажными мячиками, палочками, каштанами, орехами и т. д.)

Подбросить и поймать предмет одной рукой, двумя руками, раскрутить желудь или шишку. Перекатывать массажный шарик или палочку: ладонью, ребром ладони, пальцем одной ладони к другой, между ладонями, по тыльной стороне кисти, вращательными движениями в одну, в другую сторону, по вертикали. Силу нажима и темп вращения постепенно увеличивать.

Задания: завязывать и развязывать узелки; нанизывать- снимать бусины, покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, намотать веревочку на палочку или нитку на катушку, сплести косичку, оплести веревочкой пальчики, выложить шнурком узоры и фигуры.

Задания: зацепить прищепки за лист бумаги, край коробочки или стаканчика, веревочку; открыть и закрыть прищепку большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Попросить ребенка сосчитать количество прищепок на веревке, надеть на веревку прищепки только определенного цвета.

Упражнения с речевым сопровождением.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:

“Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает.”

Наклонить кисть руки к столу и захватить фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Проговаривать:

“Увидела бумагу и как ее ухватит. Думала конфета, а оказалось - фантик.”

В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста:

“Две собаки лают, друг друга не кусают. Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат, открывают рты грачата, очень есть они хотят.”

Для детей 5 – 7 лет.

Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. Пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением очень хорошо использовать в качестве физкультминуток. Есть множество стихотворений на каждую лексическую тему. Например:

Небо синее в России

Реки синие в России - загибают по одному пальчику.

Есть и клены, и дубы пальцы изображают “ветки”

А какие есть грибы! Кулачок одной ладони прикрывается другой открытой ладонью.

Дети любят разговаривать на секретном языке. Придумайте свой пальчиковый алфавит. Загадывайте с его помощью буквы, затем составляйте слова.[2]

Выкладывание фигур из счетных палочек, спичек.

Пальчиковый театр. Развивает внимание, мышление, память, стимулирует речевое развитие ребенка, помогает убрать напряжение с рук, губ, снимает умственную усталость, развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими. Следует порекомендовать родителям сводить детей в настоящий театр на различные детские представления.

Работа в прописях, различные виды штриховки, раскрашивание фигур, картин.

Сейчас большой выбор литературы на данную тему. Можно купить по своему вкусу, но обратить внимание, чтобы пособие подходило по возрасту и уровню сложности вашему ребенку.

1) Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. Книголюб, М 2008.

2) Пичугина Г.А., Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим. ТЦ "Сфера", М 2011.

Читайте также: