Информационно образовательная среда в школе в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Новый государственный образовательный стандарт задаёт новую планку развития нашего образования. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей. В современных условиях реализация стандарта второго поколения невозможна без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, и всё это определяет новые требования к подготовке учителя.

Расширяются требования, которые предъявляются к содержанию образования. Если мы раньше останавливались на предметном содержании образования, то сейчас содержание должно охватывать все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету о природе, обществе, человеке и систему универсальных учебных действий.

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного стандарта рассматривается создание в школе информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.

Требования к развитию ИОС предъявлены во многих нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной ДО, НОО и ООО.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и затратную задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.

Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть максимально задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования.

. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.

При этом и нформационно-образовательная среда школы понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и современного человека.

На данном слайде показана обеспеченность школьных кабинетов компьютерной техникой.

С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда, в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

стремительный рост информационно-ресурсной базы,

свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,

возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,

возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования.

Сайт используется для публикации официальной информации, обязательность публикации которой предусмотрена законодательством РФ. Обновление сайта происходит еженедельно. В информационном наполнении сайта участвует педагогический коллектив школы, администрация. В дальнейшем планируем привлекать обучающихся к наполнению сайта.

Учителями созданы собственные сайты – коммуникационные центры, позволяющие преобразовывать, хранить, транслировать информацию для обучающихся, коллег. Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

В условиях развивающейся информационной образовательной среды школы осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой.

Используя неограниченные ресурсы сети Интернет учащиеся и педагоги могут участвовать не только в очных олимпиадах и конкурсах, но расширяется спектр дистанционных олимпиад и онлайн-конкурсов.

необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры – формирование и развитие УУД, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

В школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин., а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

20 . Сегодня самый эффективный путь презентации педагогического опыта – публичные выступления на различных уровнях, создание собственных образовательных ресурсов и демонстрация их через различные сайты.

21. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- планирование образовательного процесса;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;

Поэтому мы выделяем следующие проблемы:

Недостаточно эффективное использование имеющихся материальных ресурсов

Низкое качество услуг провайдера

Проблемы, связанные с использованием контентной фильтрации

22. в дальнейшем планируем для решения технологических и организационных аспектов :

Оснащение рабочих мест педагогов интерактивным оборудованием

Организация локальной сети

Организация электронной приемной

Высокоскоростной доступ к сети Интернет

С этой целью ставим следующие задачи:

- освоение педагогами новой техники,

- создание банка программно-методических средств,

- создание единой информационной среды школы,

- внедрение дистанционного обучения,

- организация эффективного управления учебно-воспитательным процессом,

- развитие творческих способностей учащихся - проектная деятельность в самых различных областях, интернет-клубы и лаборатории и др.

24. Перспективы деятельности по развитию ИОС отражены в разделе Программы развития школы до 2020 года « Организация работы по информатизации

25. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что развитая ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.

26 . /data/files/g1604984790.ppt (Информационно-образовательная среда)

Все наши старания направлены для воспитания нового, творчески активного поколения, подготовленного для жизни и деятельности в информационном обществе будущего.

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

  • эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
  • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;
  • компоненты на бумажных носителях;
  • компоненты на CD и DVD.

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

  1. Организационный этап:
  • Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
  • Планирование пополнения материально-технической базы.
  • Планирование обучения коллектива школы.
  • Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
  • Разработка локальных актов.
  • Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
  1. Этап формирования ЦОС:
  • Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.
  • Формирование материально-технической базы.
  • Обучение персонала.
  • Формирование единого информационного пространства в школе.
  • Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы
  • Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.
  1. Аналитический этап:
  • Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС
  • Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:

Таблица 1. Основные компоненты ЦОС образовательной организации

в соответствии с требованиями ФГОС

Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проектировании и построении информационно-образовательной среды образовательной организации (далее – ИОС ОО) необходимо исходить, прежде всего, из ее содержательных характеристик. В первую очередь, ставя не развитие инфраструктуры и технологической базы, а ее наполнение содержанием, требуемым для достижения принципиально новых результатов обучения, предусматриваемых федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Инструменты, средства учебно-информационной и коммуникационной деятельности, соответствующие информационно-компьютерные технологии (далее – ИКТ) являются вторичными. Они важны настолько, насколько они необходимы для формирования, передачи и восприятия субъектами образования требуемого содержания.

Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, необходимо разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, при формировании у субъектов этого обучения проектных умений и исследовательских способностей. Только в этом случае электронные и цифровые образовательные ресурсы ИОС смогут существенным образом изменить образовательную деятельность образовательной организации.

ИОС должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности в управлении учебным заведением.

Необходимо объединение в одну унифицированную систему всех информационных ресурсов и технологий, используемых в деятельности образовательной организации. Эта система должна быть дополнена унифицированными методологическими требованиями и рекомендациями.

ИОС должна быть максимально вариативной, обеспечивая необходимую дифференциацию всех возможных пользователей ее ресурсов и технологий (учителей, учеников, администрации, родителей и пр.).

Основным свойством ИОС ОО, по которому оценивается ее состояние и функционирование, считается ее качество.

На современном этапе ИОС ООО считается качественной в том случае, если она соответствует целям и нормам информационного общества с его индустрией познания и качественно новой информационной культурой, в том числе, культурой потребления и производства информационных ресурсов. Это соответствует стратегии образования и основной цели ИОС. В соответствии с этим требованием, ИОС должна обеспечивать:

  • доступность открытой информации среды, ЭОР и прочих ее ресурсов; разнообразие форм, тематики и качества информационных ресурсов среды; полноту, оперативность и достоверность получаемой ее средствами информации; удобство и оперативность получения информации;
  • восприятие знаний ИОС, воспроизведение их в личных знаниях обучающихся и создание на их основе производных знаний;
  • формирование культуры социально-информационного взаимодействия.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы проектирования ИОС ОО, выражающие требования к нему:

Принцип личностного ориентирования. ИОС должна быть направлена на ученика с его культурно-познавательными потребностями, на развитие его личности с учетом ее индивидуальных особенностей и познавательной активности во взаимодействии с ИОС.

Принцип направленности на личностное развитие ученика. ИОС должна стимулировать познавательную активность ученика, и опосредованно воздействовать на него в направлении более глубокого изучения предмета, самообучения ему и саморазвития.

Принципы системности, вариативности и качества ИОС. Качественный уровень поддерживается функциональными системами, аккумулирующими ресурсное, технологическое, коммуникационное и прочее обеспечение среды для выражения ее качественного содержания. Эти системы объединяются, в свою очередь, по определенным признакам однородности в выделенные структуры ИОС, действующие на правах ее системных компонент. Ниже приводятся примерный перечень и состав этих компонент ИОС, которые, в принципе, могут быть и другими.

2. Базовые компоненты ИОС

Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности образовательной организации. Проектирование, построение и функционирование учебной компоненты должны осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического, дидактического, методического и технологического характера.

Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС, поскольку эта компонента должна представлять собой программно-информационный, коммуникационный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс.

Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов - ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированные в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но, возможно, из соображений конкретной целесообразности выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения, ИОР и ЭОР.

Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Номинально она включается в учебную компоненту ИОС. Однако имеются аргументы в пользу ее выделения в качестве самостоятельной компоненты ИОС.

Одной из существенных сфер деятельности современной школы являются научно-методические исследования педагогов и, возможно, обучающихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей продукты творческого труда педагогов. Возможно ее выделение в качестве подсистемы методической компоненты ИОС.

В современной сфере образования учитель является не только потребителем педагогических знаний (научных, методических), постоянно повышающим свой профессиональный, социокультурный и информационный уровень (это является обязательным требованием). Он может и должен участвовать и в творческой научно-методической работе. Ему есть что сказать, имеется опыт, которым можно поделиться, что многие учителя и делают - помещая свои статьи и заметки в журналах, WEB-сайтах, порталах Глобальной сети Интернет. Их мысли не только интересны коллегам, но и могут быть использованы в методических выводах и обоснованиях. Тем более что среда Глобальной сети Интернет предполагает демократичность во всем, в том числе, свободу учебно-методических высказываний.

Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Очевидна целесообразность использования компьютерных телекоммуникаций в межличностном внеучебном общении. В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих средств ИКТ существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Основными информационными ресурсами, составляющими внеучебную компоненту ИОС должны являться:

  • средства информирования обучающихся и педагогов о проводимых или планируемых внеучебных мероприятиях;
  • информационные средства поддержки деятельности классных руководителей, средства информационного обеспечения внеучебного общения обучающихся;
  • информационные средства, необходимые для проведения различных мероприятий;
  • средства управления внеучебной деятельностью в образовательной организации.

Административная компонента ИОС. В автоматизации организационно- управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.

В административной компоненте ИОС ОО должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в школе. Это, в частности, регламентирующие нормативные и правовые документы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

В качестве подсистемы административной компоненты ИОС может быть система здоровьесберегающего обеспечения, содержащая в качестве элементов следующие технологии:

  • контроля здоровьесбережения в рамках предметного обучения;
  • планирования здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности;
  • медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего обучения.

В административную компоненту можно включить также систему диагностики психологических факторов. Это, в частности: эмоционально-психологический климат в ИОС;

  • удовлетворенность состоянием ИОС;
  • демократичность ИОС;
  • содействие формированию учебно-познавательной мотивации, развитию познавательных интересов;
  • удовлетворенность качеством предоставляемых школой образовательных услуг.

Организационно-управленческая компонента ИОС - это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями - субъектами образования. В ее функции входит также необходимый информационно-коммуникативный сервис, в том числе, выдача справочного материала.

3. Технологическое обеспечение ИОС образовательной организации

Естественным состоянием современной образовательной среды является не только информационное, но и электронное представление ее в виде многоуровневой структуры ЭОР и информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих:

  • создание, модернизацию и адаптацию ресурсов к конкретным условиям и запросам пользователя (субъекта образования);
  • формирование ресурсной базы, поиск ресурсов по различным запросам и требованиям пользователя, передачу их с точки удаленного доступа;
  • продуктивную работу пользователя с предоставленными ему ресурсами, личное восприятие и воспроизведение содержание ресурсов, получение производной информации;
  • организацию конструктивного диалога со средой и с элементами среды, выражающегося не только в реализации различных отношений с ее объектами (технологиями, ресурсами), но и в реализации всевозможных субъектных отношений, плодотворного информационного взаимодействия, информационного обмена.

То есть естественным состоянием современной ИОС является представление в форме многомерного систематизированного информационного пространства − пространственное представление ИОС. Как уже отмечалось, именно оно позволяет эффективно, рационально, оперативно устанавливать и реализовывать всевозможные отношения, связи, пути, переходы.

Таким образом, при проектировании ИОС ОО необходимо придерживаться следующих принципов:

Принцип многосредности ИОС. Функционирование в любой стандартной операционной среде.

Принцип доступности ИОС и ее ресурсов. Возможность определения адреса, получение доступа к ее учебным компонентам ИОС из любой точки удаленного доступа и передачи их по другим адресам удаленного доступа.

Принцип широкой и открытой сферы применения ресурсов ИОС. Способность к массовому использованию информационных ресурсов среды. Это соответствует понятию ИОР и, соответственно, ЭОР как системных информационных продуктов, предназначенных для массового использования в сфере образования и обладающих открытой (неограниченной) сферой применения.

Принцип адаптируемости ИОС. Способность любой учебной технологии ИОС к адаптации в соответствии с конкретной спецификой предметного обучения.

Принцип эффективности ИОС. Способность к увеличению эффективности и производительности за счет сокращения времени на поиск и передачу объектов среды.

Принцип инвариантности технологий ИОС. Соответствие уровню современной информационной продукции, готовность к работе без дополнительной доработки.

Принципы проектирования ИОС, действующей на правах интегрированного информационного ресурса, стандартны. Здесь дается их адаптированное представление в применении к ИОС.

С другой стороны, поскольку проект ИОС ОО всегда уникален, вследствие уникальности школы и ее субъектов, то и его технологическая реализация уникальна, имеет свои нюансы, особенности, специфику. Поэтому требуется своя структуризация инфраструктуры, свой выбор стандартных технологий, состава, структуры и содержания компонент ИОС. Здесь требуется труд специалистов, так же, как требуются специалисты для технологического сопровождения функционирования и развития ИОС, администрирования ее ресурсных баз.

Информационная инфраструктура образовательной организации должна включать в себя:

  • качественные коммуникационные каналы для доступа к интерсетевым ресурсам, а также локальной сети образовательной организации;
  • качественное информационно-методическое содержание Интернет-серверов; организационные структуры обеспечения доступа к информационным ресурсам.

ИОС может быть оформлена как портал в Глобальной сети Интернет с входом в него по определенному адресу, с логином и регистрационным кодом для каждого пользователя.

Требованием современной сферы образования является интеграция информационных ресурсов и технологий, составляющих базу ИОС ОО, в одну унифицированную систему − ресурсную базу общеобразовательную ИОС. Эта ресурсная база должна включать в себя унифицированные методологические и методические ресурсы.

Проектирование ИОС ОО должно заранее предусматривать возможность ее последующей системной интеграции с другими ИОС в единое информационно-образовательное пространство в качестве систематизированного представления общеобразовательной ИОС.

Понятно, что на сегодня единственной реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС ОО является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном WEB-пространстве Глобальной сети Интернет. Необходимо лишь следующее:

  • построение ИОС ОО в качестве специализированных WEB-порталов и локальных сетей сферы Глобальной сети Интернет;
  • осуществление необходимой унификации и стандартизации и логическое объединение ИОС ОУ в единую межрегиональную сеть в сфере Глобальной сети Интернет.

Таким образом, создаваемое территориально распределенное информационно- образовательное пространство, представляющее общеобразовательную ИОС, будет обладать унифицированными средствами навигации, обеспечивающими возможность всем категориям субъектов образования и другим пользователям этого пространства в оперативном режиме получать:

  • сведения о любой образовательной организации независимо от его места расположения, направлений и специфики обучения;
  • полную информацию о структуре и особенностях функционирования интересующего
  • любой ресурс, независимо от места его физического местонахождения и принадлежности к ИОС конкретной образовательной организации.

В перспективе это даст реальную возможность установления и реализации множества международных связей в межнациональном информационно-образовательном пространстве. Тенденции информатизации, глобализации и коммуникации не только способствуют этому, но и обязывают к стремлению к укреплению образовательных связей и отношений.

Литература

2. Конопатова Н.К. Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования

3. Коротенков Ю.Г. Информационно-образовательная среда современной школы. – М.: Академия АйТи. – 152с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

МБОУ

Информационная среда ФГОС

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ООП НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

БОГДАНОВА С.А.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено универсальным учебным действиям (УУД), обеспечивающим умение учиться, то есть способность к самоорганизации для постановки и решения учебных задач.

Важное условие развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе — создание развивающей информационно-образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог. Что же такое информационно-образовательная среда? Существует много различных определений. В целом можно говорить о том, что информационно-образовательная среда – система информационной, техничес-кой и учебно-методической составляющих, обеспечивающих учебный процесс, это педагогическая система нового уровня. Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной способности младших школьников. Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов стало то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.
Создание комфортной, развивающей образовательной среды должно стать интегрированным результатом реализации требований ФГОС. При этом решаются следующие задачи:

  • обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;
  • гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности.

Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности, особенности восприятия мира:

  • одним важно услышать, другим – увидеть, а третьим – сделать что-либо самим;
  • кому-то нужна частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени;
  • есть дети, нуждающиеся в одиночестве, другим важно общение.

Именно поэтому образовательная среда в школе должна быть максимально насыщена и разнообразна.

Основной составляющей образовательного пространства, которая расширяет информационное поле образовательной среды, является кабинет. Качество и количество усваиваемой учеником информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам и от выполнения требований, предъявляемых к нему. От того, насколько чётко учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, во многом зависит эффективность его преподавательской деятельности. В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемыми к современному уроку. Мой учебный кабинет как ресурс образовательного пространства содержит:

Создание оптимального школьного кабинета, оснащенного персональным компьютером, новейшими техническими средствами обучения, другим современным оборудованием, где рационально размещены стенды и плакаты, учебно-наглядные пособия, – одна из задач, которую я ставила перед собой, создавая образовательную среду в классе.

При разработке Концепции развития моего кабинета учитывались возрастные, психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, а также все возрастающие учебные нагрузки современного школьника.

Исходя из данных предпосылок и требований ФГОС, в организации пространства кабинета учитывалась мобильность и полифункциональность.

Реалии современного учебного процесса потребовали создать в кабинете здоровьесберегающую среду, как средство, позволяющее снизить вред от воздействия на младших школьников негативных факторов и обеспечить максимально благоприятные условия для организации обучения, развития и творчества ребенка. В организации пространства кабинета условно создано зонирование – учебная зона класса, методическая зона класса, информационная зона класса и зона отдыха, которые создают единую информационно — образовательную среду.

Методическая зона полностью укомплектована дидактическими материалами, учебными пособиями, лабораторным оборудованием для преподавания каждого из предметов курса начальных классов по программе.

Среди дидактических пособий особое место занимают мультимедийные ресурсы и материалы на современных DVD и CD-носителях. Здесь также находится учебно-методическая литература для учителя и учащихся: словари, энциклопедии, справочники, дополнительная литература по предметам и классная библиотека. Информационная насыщенность кабинета с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет проектировать содержание на интерактивной доске, уйти от бумажных носителей, обеспечить положительный образовательный эффект по учебным предметам.

Все средства и объекты материально-технического обеспечения кабинета, его учебно-методический комплекс нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и общеучебных навыков учащихся, на организацию труда учеников, для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы, для проверки знаний, умений.

Информационная зона представлена сменными и постоянными стендами. Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, своим содержанием и задачами создаёт познавательный интерес, возбуждает активную мыслительную деятельность. Благодаря наглядности создаётся определённая конкретность и образность в абстрактном мышлении учащихся, вырабатывается умение искать и находить общее в самых различных явлениях и процессах. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор.

В кабинете есть все необходимое и для отдыха: развивающие игры, библиотека, также телевизор, DVD, музыкальный центр. Комфортная обстановка зоны отдыха способствует восстановлению душевного равновесия ребенка, снятию стресса, формированию позитивного отношения к школе и учебной деятельности. Эта зона активно задействована во время перемен и организации досуга. Здесь дети могут поиграть в настольные игры, посмотреть мультфильмы, послушать музыку, поухаживать за комнатными растениями, просто посидеть.

Учебная зона класса представлена рабочим местом учителя и индивидуальным рабочим местом учащегося.

Моя гордость – это рабочее место учителя, где нет ничего лишнего, а все находится под рукой. Здесь находится самое современное оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, принтер+сканер+копир. Это раскрывает перед учителем большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Технические возможности оборудования, потенциал локальной сети и Интернет дают большие возможности для формирования у школьников информационной компетенции. Почему из перечня ключевых компетенций я выделила именно ее? При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленной информации в виде знания, но и их системность и умение применять эти знания.

Современный человек с детства погружен в информационную среду – он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше информацию ребенок получал в школе, на уроках, то сегодня Интернет и телевидение оказываются существенным фактором формирования картины мира младшего школьника, причем не всегда положительной. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер вовсе не игровой автомат и попутчик по виртуальным мирам, а инструмент для общения, обучения, самовыражения, творчества. Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования, так или иначе, будет связано со всё более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности младших школьников. Значит, задача учителя адаптировать детей к образовательной среде, показать особенности обучения и самообразования в современном информационном обществе, реализовать развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.

Для себя я определила несколько разнообразных направлений деятельности по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Организация работы с учащимися

Организация работа с родителями

  • Информирование родителей (реализуется через электронную почту педагога и родителей. Для этого были собраны электронные адреса родителей учеников, создана специальная рассылка, которая помогает родителям быть в курсе всех мероприятий, происходящих в классе и школе).
  • Просвещение родителей через Интернет (консультирование, электронная рассылка статей и памяток психолого-педагогического и юридического характера, подборка сайтов).
  • Работа родительского комитета (оперативное общение и обсуждение разнообразных вопросов путем переписки по электронной почте без привлечения специалистов школы).

Организация внеурочной деятельности

  • Организация конкурсов и олимпиад.
  • Работа по подготовке общешкольных (межпредметных) и предметных проектов (в традиционном и в электронном виде).
  • Оформление и проведение праздников, классных часов, интеллектуальных игр и др.)

Применение ИКТ позволило мне эффективно организовать учебный процесс: представить обучающие материалы в текстовой (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы) и мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; индивидуализировать обучение; увеличить объем полученной информации; организовать внеклассную учебную работу, формировать информационную культуру, в том числе обучать учащихся находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире.

Все вышесказанное подтверждает, что правильно созданная образовательная среда дает возможность и учителю, и учащимся активно использовать современные информационные технологии как на уроке, так и во внеурочное время.

В заключение необходимо отметить, что развитие ИКТ-компетенций в начальной школе не является самоцелью, а необходимо для того, чтобы максимально полно использовать возможности современных технологий для всестороннего образования и самообразования младших школьников, заложить базу для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Читайте также: