Индивидуальный подход к каждому ребенку в школе

Обновлено: 03.07.2024

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение усвоения знаний всеми учащимися.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на группы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация на хорошо, средне и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями, продвигаться в усвоении учебного материала.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

Прежде чем реализовывать принцип индивидуального похода, необходимо тщательное изучение учащихся: их индивидуальных особенностей, уровень знаний и умений.

Расскажу о том, как я осуществляю индивидуальный подход в обучении. Сразу должна сказать, что у меня 1 класс ССД. Годовое планирование для работы я составляла на основе Программы VIII под редакцией Воронковой. Но в процессе работы я столкнулась с тем, что детям очень тяжело усваивать любой учебный материал. Несмотря на то, что учащиеся обучались в 0 классе (5 учеников) – трое из них оказываются совершенно не готовы к школьному обучению. У них преобладает игровая деятельность (на уровне простых манипуляций с предметами), отсутствует всяческий интерес к учёбе. Двое из детей не могут усидеть на месте, не понимают правил поведения в школе и на уроке в частности. К примеру, один из мальчиков совсем не может сидеть на уроке и воспринимать хоть какую-то информацию, не контактен, поэтому на уроках с ним находится мама.

Самая большая трудность, с которой я столкнулась – это не говорящие дети. Такой метод обучения как беседа у нас невозможен в принципе. Многие понятия мы заменяем знаками- символами (пиктограммами), что очень помогает нам в работе на уроках живого мира и устной речи. Структура урока строится на показе и повторении. Весь материал мне постоянно приходится перерабатывать, адаптируя его под детей. Очень сложными для восприятия нам оказались и учебники. По ним зато дети научились определять урок. В ходе урока мы учебниками не пользуемся, всё заменено карточками, картинками.

Как же мы работаем? Например, на уроках чтения у нас на каждого ученика набор букв, они достаточно большого размера, удобны как для фронтальной работы, так и индивидуальной. Так, одни дети читают слоги с доски, а другим эти же буквы предлагаются на партах. В процессе урока задания даются всем разные – кто-то только повторяет за учителем, другие способны уже сами назвать некоторые буквы, а третьи только показывают. Так Ксюша сам по себе образ буквы не в состоянии запомнить, но она запомнила артикуляцию и жест. Для уроков живого мира мы ведём специальные альбомы. В них каждое понятие – это картинка с надписью, которая добавляется карточкой – словом. Это уже элементы глобального чтения. Мои ученики очень любят такие уроки, с нетерпением ждут, когда будут альбомы.

Так же детям пока недоступны самостоятельные графические задания. Мы мало работаем в тетрадях. Но на каждом уроке я использую задания по раскрашиванию. Это и моторику развивает и цветовосприятие. Буквы и цифры мы раскрашиваем, обводим по точкам, выделяем среди остальных. Рисуем на разных поверхностях, выкладываем из палочек.

Скажу, что на уроках у нас невозможна фронтальная работа, так как в любом случае дети “выпадают”, отвлекаются. Поэтому я абсолютно с каждым проделываю то или иное упражнение, проговариваю все слова, постоянно меняю вид деятельности, зная темперамент каждого ребёнка, определяю на каком этапе необходимо вовлекать его в процесс, а когда ему нужен отдых, или индивидуальное задание. Например, Фёдор лишь первые 10-15 минут способен работать, потом я даю ему раскраску, которую мы можем использовать на уроке.

Хорошо себя показывает работа с компьютером. Мы используем различные презентации, музыку. Выводим в графическом редакторе на экран буквы и цифры огромного шрифта – это очень нравится детям.

Таким образом, я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

Каждый человек индивидуален, так как это личность с ярко выраженным, особенным характером и внутреннем миром. В современном мире доступной информации, и часто нежелательной детям, во много раз увеличилось число психически нездоровых детей. Перед педагогами встает необходимость знания об элементарных особенностях детской психики и индивидуальному подходу к каждому ребенку.

ВложениеРазмер
individualnyy_podhod_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx 16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход на уроках в начальной школе

В современном мире доступной информации, и часто нежелательной детям, во много раз увеличилось число психически нездоровых детей. Значительно, по сравнению с 90-ми годами, возросло количество психозов у детей. Поэтому перед педагогами встала необходимость знания об элементарных особенностях детской психики и индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Задачами индивидуального подхода являются сокращение неуспевающих и запущенных детей, наиболее комфортное получение знаний. Для современных, сложных детей организовать обучение на всех уровнях: начальном, достаточном, среднем, высшем.

Каждый человек индивидуален, так как это личность с ярко выраженным, особенным характером и внутренним миром. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. К индивидуальным особенностям человека можно отнести: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти и воображения.

Именно поэтому важен индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы он открылся нам, чтобы мы могли понять, как ему помочь. Помочь в освоении новых знаний, в освоении нормального общения со сверстниками, помочь в понимании им мира. Настолько понять каждого ученика, что видеть происходящие в нём изменения и быстро реагировать на них, особенно если эти изменения негативны.

Образование в современном мире должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать все условия для его творческой самореализации. Основная задача современного педагога — воспитывать учеников, учить эффективно применять в своей работе полученные знания, обучаться на протяжении всей своей жизни.

Наше государство ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень преподавания каждого предмета. Качество обучения в основном зависит от учителя и от его умения найти подход к каждому ученику, заинтересовать его своим предметом и развить в нем творческие способности.

Индивидуальный подход - это один из современных методов повышения качества обучения, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.

Изложение учебной программы должно быть таким, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе.

Метод индивидуального подхода предполагает:

  • доверие и взаимопонимание между учителем и учеником;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • обогащение собственного опыта детей;
  • поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;
  • высказывание учащимися собственного мнения.

Необходимо пользоваться такими методами, как дифференциация, индивидуализация; индивидуальная, групповая и коллективная формы работы, особенно важна наглядность. Детям интересна игровая форма урока.

Эффективность подхода можно оценить по следующим параметрам:

  • успеваемость;
  • желание учащихся усваивать новый материал;
  • умение думать самостоятельно;
  • повышение интереса учащихся к предмету.

Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся можно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач.

Чтобы учесть это, вам нужно знать, как дифференцировать обучение и организовать учебный процесс так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности всех детей.

В этой статье мы дадим несколько советов о том, как найти индивидуальный подход к ребенку, сделать уроки эффективнее и повысить успеваемость учеников.

Совет 2. Делайте уроки наглядными. Включайте больше визуальных ресурсов, чтобы объяснять материал. Подойдет все: фотографии, рисунки, видео, карты, объекты, которые можно рассмотреть и потрогать. Учитывайте здесь принцип индивидуального подхода к детям – готовьте для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, увеличенным шрифтом.

Совет 3. Используйте графические организаторы при объяснении материала. Здесь опять же работает визуальная составляющая. В графическом организаторе информация делится на понятные пункты и представляется в удобном для чтения и понимания формате. Это может быть диаграмма, сетка или график. Например, с помощью графика будет удобно показать последовательность действий или причинно-следственную связь так, чтобы ребенок все усвоил. С помощью диаграммы можно легко показать разницу в количестве и соотношение.

Совет 4. Обеспечивайте дополнительные демонстрационные объекты для детей, испытывающих трудности в обучении. Если ребенок плохо усваивает пространственные темы и ему сложно представить себе объемную геометрическую фигуру, например, куб или пирамиду – принесите с собой модели этих фигур и показывайте наглядно, где у них высота, ширина и длина.

Совет 5. Используйте в обучении разную технику. Если в классе есть интерактивная доска – рисуйте на ней и привлекайте к этому детей. Записывайте ваши уроки на видео, чтобы у детей всегда был к ним доступ.

Совет 6. Давайте разный объем заданий и уровень сложности. Не все могут решать задачи одинаково быстро. Учителю необходимо научиться создавать атмосферу, где каждый чувствует, что может добиться успеха, и использовать принцип индивидуального подхода к детям. Кому-то для решения математической задачи потребуется пять минут, а кому-то 25, при этом оба ученика в результате решат ее верно. При поиске индивидуального подхода к ребёнку важно это учитывать. Можно давать дополнительное время на контрольной работе: более быстрые дети в это время сделают дополнительное задание на лишнюю оценку, другие используют это время для доделывания основной работы. По уровню сложности заданий тоже ориентируйтесь на способности учеников, учитывая их индивидуальный образовательный маршрут.

Неравномерное развитие навыков у детей подтверждает теория американского психолога Говарда Гарднера, который выделил девять типов интеллекта. По его мнению, у каждого человека преобладает один тип интеллекта, поэтому принцип индивидуального подхода к детям очень важен. Например, вербально-лингвистический тип подразумевает выраженные способности к изучению иностранных языков, хорошо поставленную речь, способность писать захватывающие тексты. Логико-математический тип подразумевает развитое логическое мышление, способность мыслить нестандартно и склонность к решению задач.

При этом у человека могут быть развиты и другие типы интеллекта при наличии одного доминирующего. Поэтому задача учителя при поиске индивидуального подхода к ребёнку — опираться на более развитые стороны интеллекта учеников и по возможности стараться развивать остальные.

Совет 7. Как можно чаще проверяйте, насколько дети усвоили материал. Используйте тесты и опросы. Это поможет выяснить, нужно ли что-то объяснить еще раз, может, используя более наглядные материалы.

1. аудиалы, воспринимающие информацию на слух,

2. визуалы, лучше воспринимающие информацию с помощью зрения,

3. кинестетики, познающие мир через тактильные ощущения.

Учителю необходимо научиться создавать комфортную среду обучения. Чтобы выяснить, по каким каналам ваши ученики лучше всего воспринимают информацию и найти индивидуальный подход к каждому ученику, предложите им пройти тест.

Он адаптирован для диагностики младших школьников и показывает, какой канал восприятия лучше развит у ребенка: аудиальный, кинестетический или визуальный, и как ребенок усваивает информацию лучше. Распечатайте его и раздайте его детям. И не забывайте наблюдать за поведением и реакциями учеников.


Новый ФГОС вводит стандарт индивидуального обучения и необходимость тьюторов. Возможно ли это в обычной общеобразовательной школе? Наш новый блогер Полина Гавриленко рассуждает о том, почему индивидуализм в школе — не лучшая идея.

Часто реформа как лекарство: здесь лечит, а там калечит. О кризисе системы образования говорят и пишут все. Тема больная и актуальная. Одним из направлений реформирования образования в России является изменение подходов к обучению. Среди нововведений во ФГОС второго поколения — системно-деятельностный подход, индивидуализация обучения, профилизация старшей школы, компьютеризация и интеграция с мировыми образовательными стандартами. Всё красиво, по идее, правильно и нужно. Только вот индивидуальный подход недостижим в массовой школе, поговорим об этом и о том, почему нам не стоит грустить по этому поводу.

Что такое индивидуальный подход в школе?

Курсы повышения квалификации, учительские форумы и интернет-ресурсы предлагают множество способов реализации заявленного во ФГОС индивидуального подхода. В теории разработчики ФГОС ссылаются на необходимость учёта потребностей ребёнка, развитие его индивидуальности, раскрытие потенциала личности. Здесь есть и научная база, и ссылки на исследования серьёзных ученых. Корни глубоко уходят в гуманистическую психологию, основным ядром которой является развитие личности без активного вмешательства.

Самые распространённые практики в школах — это создание индивидуального образовательного маршрута, профильное обучение, проектная деятельность, создание портфолио. И всё! А теперь загибаем пальцы, почему это невозможно осуществить:

1. Классический урок длится 45 минут, в классе — 25 человек. Это как было, так и осталось. По-прежнему формы и методы урока — зона ответственности учителя, поэтому загруженный педагог вряд ли будет менять форматы обучения. Пару раз в год, возможно, учитель продемонстрирует педагогическую новинку, но ежедневная рутинная работа от этого не меняется.

2. Индивидуальный подход учитывает особенности ребёнка. Холерики шустро решили все задачки и принялись отвлекать соседа, а флегматики копошатся с первым номером. Аудиалы рады лекциям, а визуалы жаждут презентации. Стеснительные дети молятся, чтобы их не вызвали к доске, а общительные и активные пол-урока в деталях описывают осаду Орлеана. Получается, что реализация идеи индивидуального подхода в рамках урока обречена на неудачу. Учесть всё невозможно.

3. Индивидуальный подход предполагает тьюторское сопровождение. Отдельная штатная единица или дополнительная нагрузка учителя? Богатые школы ввели этот институт. Массовая школа вновь осталась без дотаций. Система не налажена.

4. Проектная деятельность — тема для отдельных размышлений. Проект не приводит к тому результату, который планировали разработчики концепции. Он превратился в инструмент продвижения школ. Правила выживания здесь похлеще, чем в бизнесе: и промышленный шпионаж, и эффектная упаковка продукта всей семьёй, и борьба за патент. В общем, с индивидуальным подходом тоже не сложилось: за проектом не стало видно ребёнка.


Как ещё внедрить индивидуальный подход в массовую школу? Да никак. Это всё танцы с бубнами и привороты-заговоры. Школа — массовое учреждение. Хотите индивидуального подхода — нанимайте репетитора, тьютора, переходите на семейную форму.

Смирились и поехали дальше:

Как бы грустно для психологов это ни звучало, но социальным человек становится, знакомясь с универсальными правилами общежития

Класс и школа — это модели мира со своими канонами, к которым нужно привыкнуть. Универсальность общепринятых норм — гарантия стабильности общества, предсказуемости поведения отдельных его членов. В школе подростки начинают осваивать социальные роли. Чем их больше, тем успешнее развивается личность. Индивидуальный подход приводит к тому, что ребёнку не нужно никуда встраиваться, примерять эти роли, чему-то или кому-то соответствовать.

Читайте также: