Инал кануков в осетинском ауле краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

И речь в данном случае не о том, чтобы наложить табу на какую-то тему, однако о расширении горизонтов творчества прозаикам стоило бы подумать. Тем более — о необходимости постоянно совершенствовать социально-психологический анализ материала, создавать образы и характеры, вызывающие живой отклик читателя. И уж не должен оставаться гласом вопиющего в пустыне голос современника, ждущего повествований о дне сегодняшнем.

Произведения эти еще раз подтвердили ту истину, что литература — человековедение и суть дела не в профессиональной специфике рабочей или иной сферы обитания, но в морально-этических, идейно-нравственных проблемах, которыми озабочены писатели и их герои. В бореньях они обнаруживают себя не столько как строители, геологи и шахтеры, сколько как люди с убеждениями или заблуждениями, исповедующие те или иные принципы.

Повесть — излюбленный жанр прозаиков. Путь его становления отмечен обогащением средств современной художественной интерпретации общественных явлений. И хотя повесть не избежала облегченной иллюстративности и схематизма, со времени своего появления в осетинской литературе в начале тридцатых годов она была и поныне остается стимулятором роста всей прозы.

От рассказа и короткой повести к роману — эту школу мастерства и глубинного постижения действительности прошел не один осетинский писатель. Минуют годы, наступает пора зрелости, жизненный и профессиональный опыт воплощается в более объемных, усложненных образных решениях.

Различного они рода-племени — герои повестей Урузмаг, Заур, Сардо, Гуйман, правда же на всех одна, и с интересом следишь за тем, как формирует их жизнь и как сами они преобразуют ее.

После войны в прозе малых форм раскрылось дарование Т. Епхиева и М. Цагараева, М. Габулова и А. Царукаева, М. Цирихова и В. Секинаева… Обращает на себя внимание жанровое и стилистическое многообразие их творчества. С историческим сказом соседствует очерк, написанный с журналистской оперативностью, с рассказом на военную тему — быль о герое труда, с психологической новеллой — легенда, с притчей — произведения для юных читателей.

Реалистическая картина быта и лирическая миниатюра, юмористический этюд и предание старины — своеобычны творческие пристрастия новеллистов, исследующих характер человека, его связи с окружающим миром.

Гротеск и ирония, графическая четкость и акварельная прозрачность психологического рисунка, раздумчивость повествования и сочная красочность описаний природы — щедра палитра прозаиков.

Современник в повестях и рассказах осетинских писателей социально активен, возвышенность гражданских идеалов обретается в динамике личных и общественных отношений. С наибольшей полнотой его причастность к духу времени выражена в новых Эпических произведениях.

Множество персонажей выписано Р. Тотровым психологически достоверно, и воочию видишь, каков этот мир, в котором обосновались и корневые земляне — Бесагур и его род, и ловкачи с приспособленцами, превратившие слово, дело, любовь в разменную монету. Живут среди них и бескорыстные творцы — Заурбек Васильевич, Алан, Эрнст…

Не так-то просто рассказать обо всем этом убедительно, если к тому же реализуешь свой замысел намеренно усложненными средствами. В композицию произведения вкраплены повторы, воспоминания, ретроспекция.

Мозаичность архитектоники романа соответствует характеру восприятия жизни, чувствований и мышления главного героя, одновременно выступающего в роли летописца событий, свидетеля и соучастника их, да еще и судьи над праведниками и грешниками. Таким образом, Алан цементирует повествование, придавая ему стройность и завершенность, устраняя кажущуюся фрагментарность.

Он ироничен всегда и во всем — в самоанализе, во взглядах и оценках, в контактах с людьми, в понимании причин и истоков человеческого поведения. При утрате чувства меры ирония могла бы обернуться немощным скепсисом, заурядным цинизмом обывателя. Для Алана же сарказм, усмешка, шутка, каламбур — средства самозащиты, утверждения отстаиваемых им принципов, оружие борьбы с инакомыслящими. И нет в его словах и поступках переигрыванья, точные жизненные ориентиры не лишаются притягательной силы.

Дзамболат и Бексолтан, их подручные и подпевалы своей всеядностью и опустошенностью создают реальную угрозу исконной народной нравственности, обогащенной трудом; душевной щедростью, принципиальностью тех, в ком есть заряд бойцовской энергии, неподкупной воли, незаемного жизнелюбия.

Отношения конфликтующих сторон напряжены до предела, но писатель все нагнетает их, памятуя и о том, к какому берегу плыть его героям, чтобы остаться на гребне современности.

Роман публицистичен. Обнаженность авторской позиции объяснима желанием открыто противопоставить идейность человека, правду его — лжи и корысти.

Достижения осетинской прозы изначально коренятся в плодотворности ее основных идейных тенденций и нравственных исканий, уже в творчестве зачинателей национальной литературы сложившихся в реалистические традиции. В русле этих традиций историческая правда материализовалась в правде художественной, укреплялись связи с современностью, новое в жизни и новаторское в литературе образовывали гармоничный сплав идей и образов. Разумеется, не все произведения осетинской прозы могут быть удостоены знака качества. Одно несомненно: она одухотворена жаждой глубины и совершенства. А это надежный залог ее успешного развития.

Инал Кануков

В ОСЕТИНСКОМ АУЛЕ[1]

Когда, две недели тому назад, я подъезжал к аулу, куда мы переселились только недавно, на меня нашло уныние. Это чувство было вызвано мрачным, непривлекательным видом аула. Смотря на него, я невольно вспомнил с удовольствием прежний наш аул, в котором провел столько отрадных дней. Вспомнил ближайший лес, куда уходил я за орехами, речку, где купался я часто, мельницы, под которыми мне неоднократно приходилось лазить за рыбою; вспомнил те вишневые и грушевые деревья, которые росли в маленьком нашем саду, прилегавшем к нашей сакле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кануков Инал Дударович
(1850—1899)

Писатель и просветитель, стоявший у истоков передовой общественной мысли Осетии. Внес значительный вклад в изучение этнографии истории, культуры осетинского народа, способствовал его сближению с русским народом.


Инал Дударович Кануков родился в 1851 г. в сел. Кануковых (ныне сел. Гизель) в семье состоятельного тагаурского алдара, представителя осетинской знати. Восьми лет, в 1859 г., он был определен в приготовительный класс Ставропольской гимназии. Но отец, поддавшись агитации генерал-майора М. Кундухова решил уехать в Турцию. Он забрал девятилетнего Инала из гимназии и весной 1860 г. с семьей и другими горцами отправился в далекий путь. Однако Дудар скоро понял, что в Турции хуже, чем на родине, и, прожив там всего две недели, вернулся с семьей в Осетию и поселился в селении Брут, а Инал продолжил учебу в Ставропольской гимназии. Не окончив ее в январе 1871 г. он приехал в Осетию. Позже, в августе 1872 г., экстерном сдал экзамен за гимназию и получил аттестат. В сентябре того же года Инал поступил в военно-артиллерийское училище в Москве и окончил его в 1874 г. в чине поручика. Служа в русской армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.


Последующиё 18 лет он провел в Сибири, на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае, до 1884 г. находился на военной службе. В том же году, выйдя в отставку, он переехал во Владивосток. Здесь он год работал учителем школы, секретарем городской управы, сотрудничал в местной периодической печати. Все эти годы Кануков не забывал о родине, мечтал вернуться на Кавказ.

Жил в селении Брут у племянника.

Многолетние скитания, тяжелая жизнь вдали от родины, всяческие лишения подорвали его силы и здоровье, и он скончался от туберкулеза весной 1899 г. в селении Брут, где и был похоронен.

Инал Кануков прекрасно владел осетинским языком, но произведения свои создавал на русском языке: осетинской прессы тогда еще не было.

В творчестве Канукова нашли отражение некоторые реальные явления в истории осетинского народа: изменения, связанные с крестьянской реформой, переселение горцев в Турцию и др.

Второй период творчества И. Канукова протекал вдали от родины, в Сибири и на Дальнем Востоке, где он провел 18 лет, с 1879 по 1897 г.

Инал Кануков - Антология осетинской прозы

Инал Кануков - Антология осетинской прозы краткое содержание

Инал Кануков - Антология осетинской прозы читать онлайн бесплатно

От рассказа и короткой повести к роману — эту школу мастерства и глубинного постижения действительности прошел не один осетинский писатель. Минуют годы, наступает пора зрелости, жизненный и профессиональный опыт воплощается в более объемных, усложненных образных решениях.

Различного они рода-племени — герои повестей Урузмаг, Заур, Сардо, Гуйман, правда же на всех одна, и с интересом следишь за тем, как формирует их жизнь и как сами они преобразуют ее.

После войны в прозе малых форм раскрылось дарование Т. Епхиева и М. Цагараева, М. Габулова и А. Царукаева, М. Цирихова и В. Секинаева… Обращает на себя внимание жанровое и стилистическое многообразие их творчества. С историческим сказом соседствует очерк, написанный с журналистской оперативностью, с рассказом на военную тему — быль о герое труда, с психологической новеллой — легенда, с притчей — произведения для юных читателей.

Реалистическая картина быта и лирическая миниатюра, юмористический этюд и предание старины — своеобычны творческие пристрастия новеллистов, исследующих характер человека, его связи с окружающим миром.

Гротеск и ирония, графическая четкость и акварельная прозрачность психологического рисунка, раздумчивость повествования и сочная красочность описаний природы — щедра палитра прозаиков.

Современник в повестях и рассказах осетинских писателей социально активен, возвышенность гражданских идеалов обретается в динамике личных и общественных отношений. С наибольшей полнотой его причастность к духу времени выражена в новых Эпических произведениях.

Множество персонажей выписано Р. Тотровым психологически достоверно, и воочию видишь, каков этот мир, в котором обосновались и корневые земляне — Бесагур и его род, и ловкачи с приспособленцами, превратившие слово, дело, любовь в разменную монету. Живут среди них и бескорыстные творцы — Заурбек Васильевич, Алан, Эрнст…

Не так-то просто рассказать обо всем этом убедительно, если к тому же реализуешь свой замысел намеренно усложненными средствами. В композицию произведения вкраплены повторы, воспоминания, ретроспекция.

Мозаичность архитектоники романа соответствует характеру восприятия жизни, чувствований и мышления главного героя, одновременно выступающего в роли летописца событий, свидетеля и соучастника их, да еще и судьи над праведниками и грешниками. Таким образом, Алан цементирует повествование, придавая ему стройность и завершенность, устраняя кажущуюся фрагментарность.

Он ироничен всегда и во всем — в самоанализе, во взглядах и оценках, в контактах с людьми, в понимании причин и истоков человеческого поведения. При утрате чувства меры ирония могла бы обернуться немощным скепсисом, заурядным цинизмом обывателя. Для Алана же сарказм, усмешка, шутка, каламбур — средства самозащиты, утверждения отстаиваемых им принципов, оружие борьбы с инакомыслящими. И нет в его словах и поступках переигрыванья, точные жизненные ориентиры не лишаются притягательной силы.

Дзамболат и Бексолтан, их подручные и подпевалы своей всеядностью и опустошенностью создают реальную угрозу исконной народной нравственности, обогащенной трудом; душевной щедростью, принципиальностью тех, в ком есть заряд бойцовской энергии, неподкупной воли, незаемного жизнелюбия.

Отношения конфликтующих сторон напряжены до предела, но писатель все нагнетает их, памятуя и о том, к какому берегу плыть его героям, чтобы остаться на гребне современности.

Роман публицистичен. Обнаженность авторской позиции объяснима желанием открыто противопоставить идейность человека, правду его — лжи и корысти.

Достижения осетинской прозы изначально коренятся в плодотворности ее основных идейных тенденций и нравственных исканий, уже в творчестве зачинателей национальной литературы сложившихся в реалистические традиции. В русле этих традиций историческая правда материализовалась в правде художественной, укреплялись связи с современностью, новое в жизни и новаторское в литературе образовывали гармоничный сплав идей и образов. Разумеется, не все произведения осетинской прозы могут быть удостоены знака качества. Одно несомненно: она одухотворена жаждой глубины и совершенства. А это надежный залог ее успешного развития.

В ОСЕТИНСКОМ АУЛЕ[1]

5 мая 1870, года, аул Брута[2].

Когда, две недели тому назад, я подъезжал к аулу, куда мы переселились только недавно, на меня нашло уныние. Это чувство было вызвано мрачным, непривлекательным видом аула. Смотря на него, я невольно вспомнил с удовольствием прежний наш аул, в котором провел столько отрадных дней. Вспомнил ближайший лес, куда уходил я за орехами, речку, где купался я часто, мельницы, под которыми мне неоднократно приходилось лазить за рыбою; вспомнил те вишневые и грушевые деревья, которые росли в маленьком нашем саду, прилегавшем к нашей сакле.

Ничего подобного не замечал я в новом нашем ауле. Я не видел в нем также и того довольства, которое заметно в аулах по дороге от Владикавказа. Проезжая через них, я видел большие гумна, наполненные огромными скирдами пшеницы; видел на речке множество мельниц, весьма порядочных; видел дома европейской постройки, покрытые черепицей, и маленькие, аккуратно содержимые садики перед этими домами. Словом, видно было по всему, что там жители стараются обставить свою жизнь по возможности лучше, удобнее.

А тут представились только жалкие сакли, мрачно глядевшие своими одиночными окнами из-под соломенных крыш. Сколько я ни старался, не мог увидеть ни одного деревца — и увы! — ни одного гумна со скирдами, как в соседних аулах.

Когда я въехал уже в аул, мне стало еще грустнее, потому что ближе присмотрелся к саклям, лепившимся по обеим сторонам улицы. Сакли почти все были плетневые, вымазанные или глиною, или же коровьим пометом. Мне казалось, смотря на них, что если подует порядочный ветер, то он разнесет их по полю со всем домашним скарбом.

Улица, по которой я ехал, была пуста, и, казалось, весь аул вымер. Только несколько дворняжек, растянувшись посреди улицы, грелись на солнце. Увидев мое приближение, они кинулись мне навстречу, причем одна из них вцепилась в хвост моей лошаденки и вырвала клок волос.

Два маленьких мальчика, а может быть, девочек — не могу утвердительно сказать, потому что костюм их был неопределенный — копались в лужице, образовавшейся от вчерашнего дождя. Они усердно лепили горки из грязи, но, увидев мое приближение, бросились бежать, оставив свое занятие, и очутились в ближайшем дворе. Куры с цыплятами в чем-то копались, да прошла с кувшином какая-то женщина, — вот и все встречи при въезде моем на новое местожительство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий путь Инала Канукова начался в 1870 году, еще в период учебы в гимназии. Он создает очерк "В осетинском ауле", который дает довольно ясное представление о литературных интересах молодого писателя.

Урочы нысантæ:

Равзарын уацмысы ирон адæмы царды ног социалон фæзындтæ.

Скъоладзауты дзургæ ныхасы рæзтыл кусын.

Ахуырдзаутæм гуырын кæнын уарзондзинад сæ райгуырæн бæстæмæ, адæммæ, æгъдæуттæм.

Скъоладзауты ахуыр кæнын сæ хъуыдытæ раст дзурыныл, сæ цæстæнгас фæарфдæр кæныныл, сæ зонындзинæдтæ фæуæрæхдæр кæныныл.

Ахуыргæнинæгты хиæмбарынады æууæлтæ раиртасын æмæ бафидар кæнын.

Урочы æрмæг:

Техникон фæрæзтæ: компьютер, интерактивон фæйнæг æмæ пультытæ.

Интерактивон фæйнæгыл æвдыст цæуы Цæгат Ирыстоны Рахизфарсы районы картæ. Районы иннæ хъæуты æхсæн картæйыл амонын, Бруты хъæу бæрæггонд кæм цæуы, уыцы бынат. (Бруты хъæуы истори цыбырæй дзурын).

1830 азы азы сæвзæрд Санаты хъæу. Хъæуæн йæ бындурæвæрджытæ уыдысты Санатæй 9 мыггаджы, кæцытæ раздæр цардысты хæххон хъæутæ Хъæни æмæ Тменыхъæуы. Инæлар Абхазовы æфхæрæн экспедици куы ныппырх кодта йæ ныхмæ хæцæг хохæгты, уæд сæ æрцæрын кодтой фæзы. Санаты хъæу ма ноджыдæр хуыдтой чысыл Брут. Хъæуæн йæ алыварс бырутæй (частоколом) æхгæд кæй уыдис, уымæ гæсгæ йæ схуыдтой Бруты хъæу.

Бруты хъæуæй цы зындгонд адæймæгтæ рацыди, уыдоны æхсæн уыдысты: Мамсыраты Темырболат, Санаты Уари, Хъаныхъуаты Инал. Цы мыггæгтæ уын ранымадтон, уыдон иууылдæр сты, ирон адæммæ уæздæттæ кæнæ Тæгиатæ кæй хуыдтой, уыдонæй.

Нæ урочы бындурон хаймæ цалынмæ нæ рахызтыстæм, уæдмæ уал бафæлварут дзуапп раттын рацыд æрмæгæй мæнæ ацы фæрстытæн:…(скъоладзаутæ архайынц пультытимæ).

Уацмыс æвзарыны размæ уал æркæсæм иуæй-иу дзырдты нысаниуæгмæ.

Этнос – историон æгъдауæй чи сæвзæрдис, адæймæгты ахæм фидар иугонд – адæмы хатт, наци;

Этнографи – историон зонады къабаз, ахуыр кæны дунейы адæмты равзæрд, се 'рцард алы рæтты, сæ культурæ, се 'хсæнадон цардуаджы хицæндзинæдтæ.

Инал очерк «Ирон хъæуы ныффыста хæрз æрыгонæй, гимназы ма куы ахуыр кодта, уæд (1870азы). Уацмысмæ лæмбынæг куы 'ркæсæм, уæд фендзыстæм: фыссæг сагъæс кæны йæ адæмы ивгъуыд æмæ фидæныл æмæ йын зæгъы: ивгъуыдмæ фæстæмæ здæхæн нал ис, цардыуаг аразын хъæуы ног уавæртæм гæсгæ.

Царды мидис фыссæг равдыста уацмысы дыууæ фæлгонцы – Мосе æмæ Хæтæхцыхъойы руаджы.

- Цæмæй тыхсы Мосе æмæ цы у йæ рагондæр бæллиц?

- Цавæр цæстæнгас ис Хæтæхцыхъомæ раздæры æмæ ног цардмæ? (скъоладзауты дзуæппытæ).

Инал цырддзаст фыссæг уыдис. Йæ адæмы царды æмæ психологийы цы ивддзинæдтæ 'рцыд фæсреформæ, уыдон лæмбынæг æвзæрста.

Уыдонæй иу уыд раздæры балцмондаг барæг, искæй хардзæй чи цард, йæ сæрмæ сау куыст чи нæ хаста, уыцы джигиты ног тип.

Фыссæг нын куыд амоны, афтæмæй Данел у уыцы заманы фæсивæды характерон ног тип.

- Цымæ Данелы хуызæттæ абон не 'хсæн ис?

- Æркæсæм-ма æмæ бæстон равзарæм Данелæн йе 'ддаг бакасты миниуджытæ дæр, йæ миддунейы æууæлтæ дæр. Уый фæстæ дзуапп ратдзыстут нæ фарстæн.

- Цы бакастыстут æмæ цы базыдтат Данелы тыххæй, уыдæттæ-ма ранымайут. (скъоладзауты дзуæппытæ: кусгæ ницы кæны; йæ худ хæдмæл карчы хуызæн; йæ цъæх цухъхъа- æмпъызтытæ; йæ бæрцагъудты æрмæст цалдæр бæрцы; йæ хæдзар у, аргъæутты цы халагъудтæ вæййы, ахæм; йæ зæронд мады ферох кодта; кæд гæвзыкк у, уæддæр мур ницæуыл хъуыды кæны: у хъæлдзæг, дзураг).

- Раздæры джигиттау Данел дæр кусын нæ фæцахуыр, цы зоны, уый у уæздандзинад, ома, уазæгæн æгъдау дæттын. Ноджы ма зоны кафын æмæ хъазтæн фæтк æвæрын. Ахæм цард адæймагæн худинаг кæй у, уый хъуыды дæр нæ кæны, йæхицæй ма буц цы у, уымæй дарддæр.

- Цавæр цард кæнын ахуыр сты ахæмтæ?

- Куыд схонæн ис ахæм адæймæгты?

- Куыд ис семæ тохгæнæн?

- Сымахæй искæй зæрдæмæ цæуы ахæм цардыуаг?

- Цавæр зæрдæйы ахаст уæм фæзынд Данелмæ? (у худæг, тæригъæддаг).

- Абоны скъоладзаутæ бирæ предметтæ ахуыр кæнынц. Ныртæккæ дын кæцыфæнды скъоладзау дæр зæгъдзæн, цавæр наукæ ахуыр кæны хур, зæхх, стъалыты тыххæй зонинæгтæ. Ссарут-ма, уацмысы кæцы ран æвдыст æрцыд адæмы талынгдзинад? Цæуыл уæ ахъуыды кæнын кодтой уыцы нывтæ? (хъæуы ахуыр кæнын, цæмæй дæм уа зонындзинæдтæ, æмæ талынг, æнæфенд адæймагыл нымад ма уай).

- Нæ фыдæлтæй нын цы 'гъдæуттæ баззад, уыдонæй бирæтæ æвдыст æрцыдысты уацмысы. Ранымайут-ма сæ.( лæппуйы райгуырд, куывд, зианы æгъдау, чындзæхсæв).

- Цы цæстæй кæсы Инал марды 'гъдæуттæм?(иуæй сæ равдыста сæ этнографион хуызы, иннæмæй та сын раргом кодта сæ социалон фæстиуджытæ: мæгуырмæ-иу æртардтой бинонты).

- Сымахмæ та куыд кæсынц ирон æгъдæуттæ? Исты дзы аппариккат?

- Раздæры хуызæн ма æххæст кæнынц ирон адæм сæ фыдæлты æгъдæуттæ?

- Æнцон æххæстгæнæн сты ирон æгъдæуттæ?

- Куыд уæм кæсы, æгъдауджын адæймаг хъуамæ цавæр уа? (уæздан, хиуылхæцгæ, хæдæфсарм).

- Цы æхсæнады цæрæм, уым иууылдæр æгъдауджын сты адæм?

- Æнцон цæрæн у æгъдауджын адæймагæн æнæуаг æхсæнады?

- Цавæр миниуджытæй хъуамæ уа хайджын адæймаг, цæмæй нырыккон царды æмæ æхсæнады йæхи æххæст адæймагæй æнкъара? (ахуыргонд, сæрæн, куыстуарзаг, ныфсджын, цæстуарзон).

- Сомбон сымах дæр бакъахдзæф кæндзыстут царды стыр фæндагмæ. Ахæм ныфс уæм ис, цæмæй нырыккон æхсæнады аккаг бынат æрцахсат?

- Цы уæ хъæуы бакæнын уый тыххæй? (ахуыр кæнын, кусын, спорты архайын, искæмæн æххуыс кæнын).

- Цавæр æвзæр миниуджытæй уæ фæнды уæлдай тынгдæр уæхи бахъахъхъæнын?

- Урочы райдайæны цы эпиграф бакастыстæм, уымæ ма иу хатт æркæсæм æмæ бамбарын кæнæм, цы зæгъынмæ хъавыди Виктор Гюго йæ ныхæстæй (скъоладзауты хъуыдытæ).

- Урочы кæрон мæн фæнды ныстуаны хуызы сымахæн бакæсын мæнæ ацы рæнхъытæ:

«Дæхиуыд ды æппынæдзухдæр кус,

Дæ удыл ма ауæрд, лæггад кæнын фæраз;

Цæстуарзонæй фæцæр, дæ мадмæ хъус,

- Зæгъут-ма, цы райстат уæхицæн æмæ цы ахæсдзыстут уемæ ацы урокæй?(скъол. хъуыдытæ).

Творческая разработка поэтики и стилистики очерковой литературы, стоящей на грани художественной прозы и публицистики, дает все основания считать И. Канукова одним из основателей в осетинской литературе проблемного очерка и прежде всего его разновидности – очерка художественно-публи­цистического.

В произведениях Канукова остро ставятся насущные проблемы горской жизни 70-х годов, основанные на убедительном жизненном материале, богато и широко представленном в его произведениях и осмысленном с прогрессивных позиций. Идейная значимость очерков и рассказов писателя определялась тем, что с их страниц заговорили факты живой действительности – настолько точно он изучил жизнь горца.

Для творчества И. Канукова характерна эмоциональная напряженность и высокая эстетика изложения повествования, динамичная композиционно-сти­листическая структура текста, публицистически напряженная речь автора, меткое, острое слово. Канукова отличает умение убедительно, в яркой и доступной форме выразить жизненно важные для горцев мысли. В его произведениях мы отмечаем острую наблюдательность, меткую, рельефную и точную характеристику действительности, социальных слоев, глубокое знание горской жизни, умение проникнуть в суть общественных явлений, правильно понять общие тенденции их развития.

Уже в детские годы у писателя накопился большой запас знаний из области народного быта, которые он впоследствии обнаружил в своих замечательных этнографических очерках.

Канукову свойственна не только правдивость и точность жизненных наблюдений, но и изображение действительности с позиций последовательного демократизма жизни народа, прежде всего крестьянства, понимание нужд и забот простого горца, личная заинтересованность в судьбе своего народа, отсюда стремление усилить эмоциональное воздействие текста.

Подобно русскому крестьянину, горец в изображении писателя находится в бедственном положении, усугубляемом вредными обычаями и адатами. С первых страниц своих очерков И. Кануков выступил как обличитель таких обычаев, несущих на себе печать выраженной антигуманности. И. Кану­ков правильно считал, что реалистическое, правдивое изображение горцев в художественной литературе будет способствовать сближению русского народа с народами Кавказа. Писатель в своих очерках раскрывает социальный, нравственный и духовный облик своего народа, отражает его национальный характер, призывает его к сближению с русским народом, а русскую администрацию – к изучению нравов и обычаев горцев, чтобы, управляя, не оскорблять их национального достоинства.

Другой причиной бедности аульчан были разорительные штрафы, взимаемые официальными властями за ничтожные проступки. Все оштрафованные пер­сонажи (Бимболат, Гути, Саге) представлены в очерке как бесправные жертвы царящего произвола, охарактеризованы они с большой теплотой, сочувствием, и вызывают у читателя своим безропотным поведением глубокое сострадание.

Текст очерка членится по дням записей. Каждая запись посвящена описанию какой-либо бытовой или социально-бытовой картины, что обуславливает членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Границы каждой композиционной единицы в тексте определены и заданы автором, что способствует организации восприятия читателя.

В особенностях архитектоники текста проявляется его связность. Дневниковые записи соотносятся друг с другом и связываются на основе общих элементов – описания своеобразия быта и общественной жизни аула Брут.

Чрезвычайно интересно и ярко описан в очерке свадебный обряд. Главным героем этой записи является юноша Данел – хорошо знающий горский этикет, прекрасный распорядитель танцами и сам отличный танцор. На примере образа Данела писатель показал жизнелюбие, богатый и светлый духовный мир простых людей, не теряющих присутствия духа, несмотря на свою ужасающую бедность. К своей тяжелой жизни Данел относится с юмором и старается найти в ней светлое и радующее душу. Своим жизнелюбием и веселым нравом он заражает окружающих, поэтому там, где Данел, всегда веселье, смех, радость. Именно такие люди, как Данел, пробуждают в бедных аульчанах светлые и радостные чувства.

При характеристике похоронного обряда автор описывает действия аульного крикуна, оплакивание покойника, выражение соболезнования, поведение мужчин и женщин во время похорон, плач, ритуал погребения.

Подробно описаны в очерке разорительные для осетина поминки с огромным изобилием пищи. При этом писатель показывает, насколько сильно общественное мнение горцев, вынуждающее человека делать такие поминки.

Положение женщины в осетинской семье И. Кануков демонстрирует на примере своей молочной матери Дойон. Частые унижения, побои мужа, по сути роль рабыни в семье, безотрадное существование, полное невзгод и страданий, – вот удел современной писателю осетинской женщины. Писатель-гу­манист, страстный поборник справедливости, И. Кануков не мог мириться с ужасным положением горянки и неистово протестовал против бесчеловечного к ней отношения.

Языковые средства в очерке служат не только способом отображения языковой действительности, но и формой художественных образов. Образные средства очерка напрямую зависят от предмета изображения. Само же изображаемое служит источником изобразительных средств. Взаимодействие образных средств создает осязаемую картину незатейливого осетинского быта. Нередко автор использует в своем повествовании иносказательную изобразительность и выразительность слов, выражающуюся в употреблении метафоры, метонимии, иронии, сравнения, аллегории. Активность повествователя в тексте проявляется в комментариях, отступлениях, важна в очерке и речь персонажей. С помощью повествования, описаний, авторских рассуждений и высказываний персонажей изображаемая жизнь осваивается широко и свободно. Поскольку очерк построен в форме дневника, зачастую писатель воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины (обычно в сакле), представляя сценические эпизоды. В других случаях сообщается о событиях, происходивших в разных местах аула или даже в другом ауле. Но в целом рассказывается о событиях, имевших место в одном ауле, на что указывает и заглавие очерка.

Время в очерке имеет системный характер и представлено в разных проявлениях (время бытовое и историческое, время личное и социальное, авторское время и субъективное время персонажей). Этнографическое и бытовое повествование в очерке подается путем сценического воспроизведения отдельных ситуаций; рассказ о быте осетин, их образе жизни, жилище, социальной организации прерывается фрагментами текста, в которых отражается непосредственная позиция повествователя в момент речи. В очерке взаимодействуют два временных плана: план прошедшего и план настоящего. При этом превалирует прошедшее время, поскольку автор повествует о жизни горцев в виде хотя и недавно, но уже произошедших событий. Формы настоящего времени используются в очерке обычно в значении неактуального презенса. Художественное время в очерке одномерно, поскольку действие развертывается в одной и той же плоскости прошедшего времени, хотя и дни осуществления действий, описанные в очерке, разные, вместе с тем время нелинейно, так как рассказ о событиях прошлого нарушается самоперебивами, рассуждениями, комментариями, оценками.

Портреты персонажей, приведенные в очерке, статичны и оценочны. Жизнь личности воспринимается в связи с определенной социально-бытовой обстановкой и мотивируется ею.

Читайте также: