Икт компетенции учащихся начальной школы по фгос

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Сегодня перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ. Именно поэтому перед учителем начальных классов стоит важная задача – создание в школе развивающей образовательной среды, насыщение её, обогащение как информационное, так и интеллектуальное.
  • Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях.
  • Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

«Научить человека жить в информационном мире –

академик А.П. Семенов

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующийся новым пониманием целей и ценностей образования. В этот непростой период, когда осознается необходимость перехода к непрерывному образованию, использованию в обучении новых технологий обучения, методы и средства информатизации образования становятся все более актуальны. Проблема повышения мотивации обучающихся в условиях развития современной школы и стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования компьютерных технологий обучения приобретает огромное значение. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания. Но считаю, что использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе должно быть неразрывно связано с сохранением здоровья детей, только в этом случае преимущества применения ИКТ будут реализованы в полной мере. Актуальность темы ещё и в том, что, повышая мотивацию обучающихся посредством приёмов использования компьютерных технологий в обучении, учитель создаёт психолого-педагогические условия для самореализации, самосовершенствования личности учащегося; создаёт ситуацию успеха, обеспечивает комфортное самочувствие, взаимопомощь учащихся.

Умелое использовании ИКТ помогают мне, как учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке.

Непрерывная длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

ВложениеРазмер
doklad.docx 23.69 КБ

Предварительный просмотр:

обучающихся в условиях ФГОС

в начальной школе.

учитель начальных классов

В соответствии проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ, информатизация начального образования получила системное решения.

Формирование высокого уровня информационной активности детей, закладываемого в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся, как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий.

Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.

Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося.

ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Где наиболее важным является формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ.

Для того, что организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции.

Составными критериями профессиональной ИКТ-компетенции учителя будет являться его общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ.

Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что уроки с использованием мультимедийного ресурса имеют ряд методических преимуществ:

Во-первых , применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых , использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих , повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых , расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых , обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Но это частично способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, частично носит развивающий и образовательный характер, является украшением урока. Но использование иллюстративно-презентационного материала на уроках литературного чтения, ИЗО, музыки, где это не просто уместно, а необходимо. На урока математики, русского языка, окружающего мира, ценностью урока является активная познавательная деятельность на протяжении всего урока. Но очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучается на других предметах.

Следовательно, работа на уроке с использованием мультимедийного сопровождения должна и может обучать, развивать, формировать ИКТ-компетентность ученика. Но для этого учителю необходимо соблюдать несколько требований к подготовке урока с ИКТ.

1. Необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

2. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

3. Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

4. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

5. Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами которого становятся - управление познавательной деятельностью учащегося.

ИКТ- компетентность учителя в полной мере способствует созданию условий для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержке его здоровья и эмоционального благополучия. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества , в том числе:

• развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

• эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

• развитие коммуникативных способностей;

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Осуществления организацию учебной деятельности по формированию собственных информационно-коммуникативных умений обучающихся на разных предметах учитель способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.

Часть учеников имеют определённый навык работы на ПК, это важно для того, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернета . На научные чтения, проходящие в школе, готовят презентации по выбранной теме.

Большинство учащихся имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint . После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.

Таким образом, происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.

При освоении личностных действий ведётся формирование:

•критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

•уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

•основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

•оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

•использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

•создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

•фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

•структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

•построение простейших моделей объектов и процессов.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса. Расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО.docx

Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО

Диденкова Ирина Витальевна,

учитель информатики и ИКТ

МБОУ СОШ № 4, г. Радужный

ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Будем исходить из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ - компетентности, в том числе:

- способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ - компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяются следующие компоненты :

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ - компетентности.

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы :

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.

Модель ИКТ - компетентности включает:

Определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

Доступ к информации - умение собирать и /или извлекать информацию;

Управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации;

интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного Стандарта.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Личностные : готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметные: освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), метапредметные понятия.

Предметные: освоение деятельности для получения новых знаний, их преобразование и применение, системы основополагающих элементов научного знания.

Что изучается с использование ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдение, и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопов, фотоаппарата и видеокамеры.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового Стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа может, продолжена на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением природных зон РФ. Результатом такой деятельности становится, например, видеорепортаж, видео зарисовка, описывающая выбранную природную зону.

Использовать компьютерные модели можно на уроках различных видов:

Интегрированный урок - закрепления знаний.

Здесь возможны как индивидуальные, так и групповые задания: тесты с автоматической проверкой, теоретические вопросы, на которые можно найти ответ в интернете и т.п. Здесь важно продумать систему оценки работы обучающихся и довести ее до их сведения.

2. Урок-исследование.

1При этом необходимо сформулировать тему и цель исследований, теоретические вопросы, на которые необходимо ответить обучающимся в процессе работы.

Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

Эти задачи могут быть предложены как для работы в классе, так и дома.

Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерной программы усиливает познавательный интерес обучающихся, делает их работу творческой.

Преимущества компьютерного контроля:

- повышается объективность оценки

- детальная картина собственных недоработок

- минимум времени на оценку выполненной работы

5. Домашнее задание.

Применение новых информационных технологий в школьном образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения. Огромные возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. С помощью компьютера возможно в несколько раз повысить интенсивность урока, использовать вариативность материала и индивидуализацию обучения.

Компьютер — это, прежде всего

1. источник учебной информации

4. средство диагностики и контроля

Дидактические возможности компьютера разнообразны:

- усиливает мотивацию учения

- способствует моделированию реальных процессов

- помогает видеть причины, следствия и смысл изучаемого

- развивает познавательные способности обучающихся: не учит знаниям, а учить учиться.

- развивает метапредметные связи

- прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок

- расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся

- интегрирует обучение предмету

Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом ребенок выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, субъекта обучения, сотрудника коллектива.

Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера: если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (это компьютерное обучение). Если компьютер совсем не используется - это обыкновенный урок. При частичном использовании ПК — компьютерный урок.

Все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.

- общей дидактической структуры урока

- какие средства ИКТ используются: мультимедийный ПК, интерактивная доска, проектор и т.д.

- объем тех функций, которые должен выполнить компьютер

Варианты использования средств ИКТ:

1.полная замена деятельности учителя компьютерными программами, электронными учебными пособиями; (данный вариант практически не применим в начальной школе)

2. частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением частичного компьютерного обеспечения по предмету)

3. фрагментарное, выборочное использование компьютерного материала

4. использование тренинговых программ для закрепления материала

5. использование диагностических и контролирующих материалов, что улучшает контроль за деятельностью обучающихся, позволяет вести мониторинговый режим, сохранять ход и результаты решений и исследований.

6. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией на уроках

7. использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки

Таким образом, ИКТ с правильными технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного Стандарта.

Использование компьютера при формировании компетенции

самостоятельного поиска информации учащимися.

- урок использования компьютерных моделей в демонстрационном варианте;

-урок лекция (демонстрация серии мультимедийных опытов)

-найти информацию в Интернете по конкретной теме: биография ученого, другие его открытия, описание опытов, устройства приборов;

-составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации, поэтапное их объяснение,

-указать практическое применение модели,

-изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника,

-(работа в парах) по заданию на бумажных носителях исследовать явление, зависимость, используя материал лабораторий,

-сделать обобщение, вывод

комплексного применения ЗУН

-виртуальная лабораторная работа

-урок-практикум решения задач

-изучить конспект работы по электронному учебнику,

-попытаться самому наметить путь выполнения работы,

-выполнить работу согласно плана, предложенному учителем,

-проверить результата на реальность,

-самостоятельно решить задачу на бумажном носителе,

-ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах,

-решить задачу по анимации, изменяя указанную величину,

-сделать соответствующее обобщение

Урок обобщения и систематизации знаний

-урок - защита проектов

-подобрать материал на заданную тему в Интернете,

-составить монографию ученого,

-сделать подборку материала по изучаемой теме,

-создать мини проект,

-подобрать виртуальные опыты, продемонстрировать и объяснить их, возможно с помощью учителя,

Всю эту работу можно делать, индивидуально, парами или маленькими группами

Урок контроля ЗУН

-компьютерное тестирование (итоговое или промежуточное)

тестирование в компьютерном классе;

тестирование индивидуальное, выборочное;

индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере,

-/по желанию/, свой результат можно вывести на экран.

Многие традиционные виды игровой деятельности можно осуществлять, применяя компьютер

Урок закрепления знаний

-задачи с изменяющимися данными

-результаты эксперимента проверять, используя алгоритм,

-решать задачу, используя примеры решения задач мультимедийных программ

Комбинированный или синтетический урок

-фрагментарное использование компьютера

Использование ИКТ возможно на различных этапах обучения.

Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.

Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.

Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.

Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока.

- 1-5 минут сокращает подготовительный период и сдвигает усталость и потерю внимания на 5-10 минут позже обычного.

- 15-20 минут; 30-35 минут - позволяет поддержать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока.

Соблюдение санитарных норм .

В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:

– использование тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям);

– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР);

– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.

Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя мультимедийные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.

При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку. А также с помощью программы создания презентаций MS POWER POINT можно оформить альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.

Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2005.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М.: Просвещение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как показывает педагогическая практика без новых форм информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Неоспоримым фактом является утверждение, что роль персональных компьютеров в обучении будет возрастать и, в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютрной грмотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся нормой работы. Это один из важных результатов инновационной работы в школе.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения – ФГОС НОО (далее Стандарт). Дети, поступившие в первый класс в 2011 году, обучаются по образовательной программе, соответствующей новому Стандарту второго поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Деятельностный характер ставит главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Таким образом, в новом федеральном образовательном стандарте начальной образовательной школы второго поколения формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся отводится одна из первостепенных ролей. Это связано с тем, что при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: во-первых, системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; во-вторых, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; в-третьих, коммуникативных и информационных умений.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:

– развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

– овладевать практическими способами работы с информацией;

– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Как показывает педагогическая практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персо­нальных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.

Читайте также: