Игры сенсорные и дидактические детей в детском саду с осенними листьями

Обновлено: 05.07.2024

Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает внимание;
  • даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
  • влияет на развитие зрительной, моторной, образной видов памяти.

Универсальность самодельных развивающих игрушек позволяет использовать их в различных видах деятельности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, включать их в совместные игры со сверстниками.

Учитывая так же то, что большинство дидактических игр используются в индивидуальной или подгрупповой работе, становится актуальным создание такой игры, в которую могли бы одновременно играть все дети группы (15–20 человек).

Цель: закреплять знание детей основных цветов: жёлтый, зелёный, синий, красный.

Методика использования:

В зависимости от поставленной задачи варианты игры могут быть различными. Игры с гномиками можно включать в часть занятия или использовать как самостоятельную дидактическую игру.

На первом занятии можно познакомить детей с гномиками, дать им возможность рассмотреть их, потрогать, потанцевать с гномиками.

Педагог: «Посмотрите, какие к нам в гости пришли братцы-гномики, весёлые, добрые. Все гномики разных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий), и у каждого есть своё имя, как у вас.
В разноцветных домиках
Жили братцы-гномики:
Жёлтый – Лимончик, красный – Томатик,
Синий – Василёк, а зелёный – Салатик. (Проговаривая стихотворение, педагог показывает каждого гномика, про которого говорит, предлагает детям познакомиться с гномиками, назвать своё имя.)


Предлагаем несложные развивающие игры, которые помогут младшим дошкольникам познакомиться с осенью.

Яблочки и листочки

Таблица с двумя ячейками: яблочки и листочки

Яблоки и листики

Распредели листья по размеру

Для игры вырежьте изображения осенних листьев 3-х размеров: крупного, среднего и мелкого. Сделайте таблицу с 3-мя соответствующими ячейками. Попросите ребенка распределить изображения по ячейкам.

Таблица с 3-мя ячейками: крупные, средние, мелкие

Осень

Это пальчиковая игра. Вот сопровождающий текст для нее:

Холодный ветерок подул, – дети выдувают воздух через рот;

Листья с веток мигом сдул. – двигают пальцами в разные стороны, дуют на них;

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся. – плавно размахивают руками;

Дождик листья намочил, – пальцами левой руки стучат по ладони правой, затем наоборот;

Град в них дырочки пробил, – сжатыми в щепотку пальцами одной руки стучат по ладони другой;

И морозец прихватил, – стучат кулаком одной руки по ладони другой;

И снежок припорошил. – медленно и плавно двигают кистями вверх-вниз.

Пальчиковая гимнастика Осень

В средней группе игры должны расширять тематический словарь, закреплять представления об осенних процессах и явлениях, развивать концентрацию внимания и мыслительные способности.

Звери запасаются

Игра ознакомляет с окружающим миром, у дошкольников формируется представление о том, чем питаются животные в дикой природе. Для игры подготовьте изображения лесных зверей, а также их кормов: растений, орехов, грибов.

Игра парная или индивидуальная. Дети по очереди берут изображение пищи, говорят, что видят на картинке, какое животное этим питается. Затем кладут изображение на картинку подходящего зверя.


Кто что ест

Осень

Для игры подготовьте картинки, которые изображают сюжеты, происходящие в разные сезоны года: идущий снег, дождь и лужи, желтые деревья, яркое солнце, снеговики, распускающиеся цветы, дети на лыжах, скворцы в скворечниках и прочее. Разложите изображения перед воспитанником, попросите выбрать картинки, действия в которых могут происходить только осенью.

Времена года для детей


С какого дерева листок

Игра расширяет кругозор, учит узнавать разные виды деревьев по листьям. Дошкольники учатся формировать прилагательные, у них развиваются речевые навыки, память и концентрация внимания. Для игры вырежьте из плотной бумаги реалистичные изображения осенних листьев. Если во дворе детского сада много разных видов деревьев, можете собрать настоящие листья.

Осенние листья

В старшей группе игры нужны для совершенствования устной речи и навыка определения понятий, расширения тематических знаний, развития наблюдательности, усидчивости, умения выполнять коллективную и индивидуальную работу. Нельзя забывать о физическом развитии дошкольников.

Составь предложение

Игрок получает ряд существительных, по которым мысленно составляет и произносит тематическую фразу. Например: зонт, защита, дождь – зонт защищает от дождя. Или: галоши, резина, обувь – галоши – это резиновая обувь.

Золотой листок возьми

Это подвижная игра, цель которой – научить чередованию движений разной скорости и интенсивности. Игра совершенствует восприятие на слух, воспитывает умение работать в коллективе, улучшает общее физическое развитие дошкольника.

Осень в детском саду

Закончи фразу

Произносите начало тематического предложения, а дети должны его закончить:

  • осенью я надеваю на улицу – что? – пальто, куртку, сапоги, ботинки, шапку, шарф;
  • листва на деревьях стала – какой? – желтой, золотистой, красной, вялой;
  • фермеры убирают с полей и садов – что? – урожай, фрукты, овощи;
  • грибники собирают в лесу – что? – грибы, боровики, опята, лисички, рыжики, сыроежки;
  • я сделаю кормушку для – кого? – птиц, синиц, воробьев, белок;
  • на юг улетают – кто? – птицы, журавли, аисты, лебеди, скворцы, грачи, жаворонки.


В подготовительной группе дошкольники готовятся к поступлению в школу, получают начальные филологические, математические и природоведческие знания, учатся анализировать, грамотно строить предложения.

Любимая осень

Предложите воспитанникам рассказать, как они относятся к осени, за что ее любят, что им не нравится в этой поре года. Ответы должны быть развернутыми, начинаться со следующих фраз:

  • для меня осень – это…;
  • мне нравится осень, потому что…;
  • я не люблю осень за то, что…

Дети в осеннем парке

Один или несколько

Игра формирует навык образования слов во множественном числе. Ведущий произносит фразу, а игроки меняют ее. Вот примеры:

  • пришел дождливый день – пришли дождливые дни;
  • висит серая туча – висят серые тучи;
  • пошел мелкий дождь – пошли мелкие дожди;
  • подул холодный ветер – подули холодные ветры;
  • с дерева падает лист – с деревьев падают листья;
  • день стал коротким – дни стали короткими;
  • медведь ложится в берлогу – медведи ложатся в берлогу;
  • улетела журавлиная стая – улетели журавлиные стаи.

Опиши красиво

Ведущий называет слово, а игроки по очереди перечисляют подходящие эпитеты:

  • осень – дождливая, золотая, ясная, погожая, пасмурная, поздняя, теплая;
  • лес – пестрый, тихий, голый, печальный, пожелтевший, темный;
  • деревья – желтые, золотистые, красные, рыжие, оголенные, разноцветные, яркие, красивые;
  • листва – опавшая, пожелтевшая, увядшая, мокрая, золотая, бурая, усохшая.

Какая осень

Игра учит подбирать прилагательные к существительным, развивает воображение.




- 3 листика от берёзы зелёного цвета, 3 листика от берёзы красного цвета, 3 листика от берёзы жёлтого цвета.



- 3 листика от клёна зелёного цвета, 3 листика от клёна красного цвета, 3 листика от клёна жёлтого цвета.



- 3 листика от осины зелёного цвета, 3 листика от осины красного цвета, 3 листика от осины жёлтого цвета.



Ход игры:
1. Раскидываю листочки на ковре, вызываю трёх детей и прошу одного ребёнка собрать все листья жёлтого цвета,
другого – красного цвета, третьего ребёнка собрать все листья зелёного цвета.




Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.


Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.


Пример дидактических игр

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.


Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.


Соотносить можно и другие формы

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Читайте также: