Игры на дисциплину в школе

Обновлено: 15.05.2024

Очень часто на задних партах класса во время урока имеется постоянный источник шума, что-то нечто галёрки. Это постоянно требует повышенного внимания, отрывает время от урока. Предлагаем несколько неординарных способов обыграть эту ситуацию и нормализовать дисциплину на уроке. Игровая неотложка в восьми подсказках.

ПОДСКАЗКА №1 Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.

ПОДСКАЗКА №2 Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шёпот или на басы . Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте, как ни в чём небывало, и ученики постепенно, один за другим реагируя на привычное, начнут-таки к вам прислушиваться. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом всё медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением). В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.

ПОДСКАЗКА №3 Когда ситуация урока уже вышла из-под контроля и класс, как говорится, стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное : например, внезапно сесть на корточки (или, наоборот, влезть на стул, написать что-то на доске) и как ни в чём не бывало продолжать урок оттуда.

ПОДСКАЗКА №4 Галерка – это, прежде всего, нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость . Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!

А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру – какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.

Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике) Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.

ПОДСКАЗКА №5 Предложите ребятам объединиться в несколько команд . Кто-то всё равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые.

Действуйте не столько громким голосом, сколько мобилизацией собственного тела. Треть класса поднимется – уже хорошо. За ними, глядишь, подтянутся и остальные.

Но помните, что эти варианты – какими бы элегантными они ни казались – в конечном счёте работают на запугивание. Выделить кого-то одного – чтоб ему стало неловко – значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

Тихая галерка кочует по всему классу: тог на первой парте, то на четвёртой, то на последней кто-то да выключен из урока. Почему? Да потому, что на уроке не занят делом (точнее, учителю не удалось занять его делом).

Громкая галерка самозарождается по этой же причине – когда дети не заняты делом. Получается, что тихая партизанская жизнь и шумная галерка – это две стороны одной медали, симптомы одной и той же болезни.

Однако дырку в зубе анальгином не лечат! Можно, конечно, на какое-то время утихомирить боль, но она обязательно вернётся, и с новой силой.

Так что экзотические меры (например, №3 или №6) – это, конечно, здорово. Но давайте же и профилактику делать.

Чуть повысив голос (но по-прежнему не напрягая его), учитель продолжает вести урок.

Режиссёрский комментарий. Как уже отмечалось, этот игровой приём был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.

На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Совместная работа педагога с социальной и психологической службой по поддержанию дисциплины

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога? Классный руководитель является связующим звен.


Проблемно-ориентированный анализ учебных дисциплин. 4 класс

Проблемно-ориентированный анализ учебных дисциплин. 4 класс.

Как наладить дисциплину в классе.

В помощь учителю начальных классов. О дисциплине.


Как наладить дисциплину в классе

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно .

Как улучшить дисциплину в классе?

Несколько советов, которые могут быть полезны не только молодым педагогам в том, как улучшить дисциплину в классе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному соблюдению требований дисциплины во время урока.

Оборудование: мяч, призы.

Начать классный час желательно с отрицательной реакции на какое-то нарушение дисциплины: долго собирались, кто-то опоздал на занятие, кто-то все-еще копается в сумке и т.п.

Слово педагога. Ребята! Посмотрите, как долго мы с вами начинали наш классный час, как много потратили времени! Мне пришлось каждому сделать замечание, пришлось несколько раз просить и требовать, чтобы вы успокоились после перемены! Вот так каждый учитель просит, требует, даже грозит, обращается по имени, подходит к вам во время урока, повышает голос и т.д. Очевидно, что учителя очень важно: соблюдаете ли вы на уроке правила поведения, требования к ученику. Зачем? Как вы думаете?

Возможные ответы учеников. Чтобы легче было работать, чтобы не было шума, чтобы создать условия для успешного выполнения заданий, чтобы не кричать, чтобы не уставать, чтобы не отвлекаться от учебного материала на замечания и т.п.

Слово педагога. Получается, что порядок на уроке, тишина и ваше внимание нужны учителю не самы по себе, а для организации работы. Чьей? Для кого старается учитель?

Слово педагога. Кто догадался: о чем мы сегодня будем с вам говорить?

Слово педагога. Значит, когда учитель требует соблюдения дисциплины в классе, то он старается и для вас тоже. Вспомните, пожалуйста, сейчас ситуации, когда плохая дисциплина в классе мешала вам самим? Слушаем ответ каждого (использовать мяч).

Возможные ответы учеников. Когда отвечаешь у доски, а никто не слушает. Когда не знаешь, как выполнять задание, потому что класс шумел во время объяснений.

Слово педагога. Значит, бывали такие ситуации, когда ваши одноклассники мешали вам. А теперь вспомните, как вы нарушали дисциплину. Расскажите, какие действия, нарушающие дисциплину в классе, вы совершали сами. Слушаем ответ каждого (использовать мяч).

Возможные ответы учеников. Кричали, шуршали страницами учебника, бросали бумажки, разговаривали с соседом по парте.

Слово педагога. Ребята, вы сейчас вспоминали ситуации, где вы сами нарушали дисциплину и где нарушения дисциплины одноклассниками мешали вам. Сделайте, пожалуйста, вывод: от кого или от чего зависит дисциплина в классе. Получится ли поддерживать дисциплину и создавать рабочую атмосферу во время урока, если об этом будет заботиться только учитель? (Провести эксперимент для тех, кто упорно настаивает на единоличной ответственности учителя, или для самых активных нарушителей дисциплины).

Эксперимент.

Рефлексия чувств, мыслей, выводов ученика, который побывал в роли учителя.

Задание на рефлексию для всех учащихся: заполнить таблицу

Слово педагога. Смотрите, что получается! Оказывается, что дисциплину в классе поддерживает не учитель, а вы сами! Но для этого нужно уметь контролировать себя самому, без подсказок и напоминаний учителя. Нужно быть готовым приложить силу воли, чтобы вести себя достойно. Хотите проверим, кто у нас в классе лучше всех умеет управлять своим поведением, контролировать себя?

Игры на развитие самоконтроля

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть вам разные слова, а вы будете хлопать в ладоши один раз на каждое услышанное слово. Но помните об одном условии: если я называю съедобные вещи, то хлопать нельзя, а вместо этого должна наступить тишина (Играем группой).

Примерный список слов:

окно, стул, мороженое, шоколад, учитель, плечо, шкаф, конфета, книга, парта, штора, сумка, сок, банан, компот, туфли, пирог, чипсы, лодка, ручка, собака, пицца, йогурт, лампа.

Текст для педагога:

«Был хороший солнечный денек. Мальчишки носились сломя голову на велосипедах по двору. Один, два… в общем много! Дети копались в свое удовольствие в песочнице. Бабушки вязали носочки и шапочки для внучат и тихо сплетничали между собой. Девочки прыгали на скакалке и сами считали друг другу: раз, два… прыг!

Слово педагога. Наша встреча подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Возможные ответы учеников. О дисциплине, о правилах поведения на уроке.

Слово педагога. Скажите, пожалуйста, а зачем каждому из вас лично нужно соблюдать дисциплину? Какую пользу принесет соблюдение дисциплины именно вам? Почему лично вы можете захотеть соблюдать дисциплину на уроке?

Возможные ответы учеников. Помогает избежать наказания, учитель лучше относится к тебе, учитель не кричит, ребята благодарны тебе, что ты облегчаешь им высказывание у доски, легче сосредоточиться на задании, легче запоминать, не приходится нервничать из-за того, что ты что-то не услышал и т.п.

Слово педагога. Кто же должен позаботиться о том, чтобы вам было удобно работать на уроке, о том, чтобы была хорошая атмосфера?

Приемы поддержания дисциплины на уроках в начальной школе

Прием - прерывание

- Выключите свет и помолчите – прием работает, когда в классе темно.

Прием - отвлечение

Прием - поощрение хорошего поведения

Не обращайте внимание на плохое поведение ученика, а поощряйте того, кто сидит рядом и ведет себя хорошо.

Хвалите разных учеников.

Пишите имена лучших учеников за урок на доске.

Прием - пересаживание

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев.

Приемы актерского мастерства

Уйти в конец класса, продолжать урок оттуда.

Неожиданно перейти на шепот или басы. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.

Провести эстафету на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город и т.п.

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

Неожиданное начало урока (дети не могут успокоиться, включиться в урок, шум)

«Встаньте, потянитесь, улыбнитесь соседу справа, слева, мне. Сегодня будет очень интересный урок. Тема зашифрована на доске…

Радуга внимания

Педагог готовит 7 белых альбомных листков с цветным кругом размером 7 см в центре. Цвет каждого круга соответствует одному дню недели: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый.

Лист укрепляется на доске, включается спокойная классическая музыка. 30 секунд ученики молча смотрят на круг, затем 30 секунд с закрытыми глазами удерживают образ круга перед собой. Если урок начинается после урока физкультуры или после большой перемены, то лучше начинать урок с этого упражнения. Также упражнение может применяться для снятия напряжения в середине урока.

Кто меня слышит

Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.

Дружное ЭХО

На хлопок учителя (или ритмический узор из нескольких хлопков) класс должен ответить дружным хлопком. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием.

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя. Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняем последовательность и темп хлопков.

Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам организации дисциплины в детском коллективе.

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Правила игры: педагоги достают из вазы конфеты разных цветов и делятся на соответствующие 3 команды. Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.

Упражнение разминка “Мой стиль в профессии”

Каждому участнику нужно высказать приветствие группе, представляя, что перед ними не педагоги, а школьники. Приветствие выражается словами:

При этом нужно подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица.

Вводное слово:

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.

Что такое дисциплина?

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Упражнение “Решение психолого-педагогических ситуаций”.

Каждой группе предлагается ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся ситуации. От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.

1. Самоуверенный ученик 4 класса, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, бывает агрессивным, школьных друзей нет. На уроках часто отказывается от выполнения заданий. Во внеурочной деятельности трудовые поручения не выполняет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями и воспитателями (громко кричат на него, занижают ему оценки). Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше вызывает негатив к учителям.

Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?

2. Ученица 5 класса на протяжении всего учебного года пытается срывать уроки учителям. В этом классе она выполняет роль отрицательного лидера и многие одноклассники не могут ей противостоять. Она нахальна и груба. Делается это следующим образом. Ученица не слушает объяснения учителей, высказывается не по теме разговора, кричит, перебивает учителя и своих одноклассников. Многие учителя выгоняют её с урока, после чего она уходит из школы, либо бесцельно бродит по школе. Некоторые делают замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневник, но такие меры воздействия не результативны.

Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?

3. Этот конфликт произошел в 5 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят менее успешных в обучении и слабее физически. Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, мальчик подвергался избиению, было моральное унижение.

Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?

Упражнение «5 причин нарушения дисциплины.

Каждой группе необходимо определить 5 основных причин нарушения дисциплины и 5 правил предотвращения дисциплинарных проблем.

От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.

Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь. ”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно. ”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать. ”, “У меня есть полное право. ”, “Я знаю что делать. ”, “Я старше и умнее. ”. Модальность нравоучения (ты должен. ) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму.

Мы предлагаем типичные фразы в модальности нравоучений вам необходимо перевести в модальность совета при сохранении общего смысла высказывания.

Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”

“Ты должен хорошо учиться!”

“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”

“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”

“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”

“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”

“Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”

“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”

Дисциплина на уроке

Класс ревёт, как дикий зверь,
Что же делать с ним теперь?
Дети бесятся, кричат,
И учиться не хотят.
От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые представляют свой вариант, затем ведущий зачитывает авторский вариант.

Класс ревёт, как дикий зверь,
Что же делать с ним теперь?
Дети бесятся, кричат,
И учиться не хотят.

В замечании был толк,
Класс немедленно умолк,
Дисциплина быть должна,
В классе снова тишина!

Читайте также: