Игры беседы в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Для учеников начальных классов игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности, поэтому именно через игру мы обучаем детей навыкам общения, понимания другого человека.

Классическая игра на знакомство. Участники садятся (становятся) в круг.

Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий – имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!). Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня.

Со временем задание можно изменить: называть свое любимое животное, цвет, еду, фильм. Так дети смогут постепенно узнавать друг о друге что-то новое.

Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают, какое же сегодня у всего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

  • походить по помещению,
  • присесть,
  • лечь, встать,
  • что-нибудь нарисовать.

Для того чтобы игра смогла решить задачу сплочения, в завершение учителю следует обсудить с детьми игровой процесс и сфокусировать внимание участников на достигнутых результатах и способах их достижения.

Вопросы могут быть такими:

  • Что в игре понравилось? Что помогло достичь результата?
  • Что не понравилось? Почему? Что помешало? Как это изменить?
  • С кем тебе было легко выполнять задание? С кем сложно? Почему? Какие рекомендации вы дадите друг другу?
  • Какой момент ты унесешь с собой? Чем он тебе запомнился?
  • Чему ты научился? Чему хочешь научиться в следующий раз?

Игры можно проводить во время урока, тем самым решая не только задачи сплочения, но и мотивационные, а также разумно пользоваться ресурсом классных часов.

6. Игра по станциям, или квест.

Участникам выдается маршрутный лист, по которому они приходят на станцию с заданием. Ведущий станции знакомит с заданием, дает время на выполнение, принимает и оценивает задание. В результате участники получают Ключ или какую-то подсказку и переходят на следующую станцию. Предметным итогом игры может являться обретение Сокровищ.

Играть можно как одной командой, так и несколькими, если задачей было создать условия для взаимодействия в условиях соревновательности. Несомненным плюсом такой игры является появление межпредметного пространства, в котором каждый участник игры может проявить свои способности. Каждый элемент организации такой игры решает свою задачу.

Так, например, формирование команд может происходить случайным образом (тянем жребий/ведущий раздает жетоны/решаем пример и согласно табличке включаемся в команду), что воспитывает навык общения и выполнения творческих задач в случайно созданной группе, либо отбор в группу основывается на определенных условиях (играем с параллельными классами/мальчики против девочек).

Для реализации цели сплочения коллектива важно задания станций продумывать так, чтобы результат деятельности достигался при коллективном взаимодействии игроков. При этом некоторые задания участники могут выполнять индивидуально, но затем ребятам необходимо обсудить результаты и выбрать то воплощение, которое наиболее точно (ярко, эмоционально, художественно, верно) соответствует игровому заданию.

Роли Ведущих (Хранителей) станции очень важны во время игры с младшими школьниками, поскольку нужно тактично отслеживать, что происходит внутри команды, помогать участникам взаимодействовать в обсуждении, фокусировать внимание на позитивных моментах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи

— показать значение дружбы на конкретных примерах;

— формировать умение находить способы примирения;

— развивать мышление, внимание.

Оборудование

У учителя — распечатки задания для расшифровки пословицы (для каждой пары), красивая бутылочка с каким-либо напитком.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель . Сегодня на классном часе мы поговорим о дружбе, о том, как нужно дружить, чтоб не терять друзей.

В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю.

Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда задрали их.

Вопросы для обсуждения:

— Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?

— В чем сила этих троих охотников?

— Чему учит нас эта притча?

Выполнение развивающего задания

Учитель. Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль этой притчи.

Дети получают распечатки задания. Работа в парах.

http://razdeti.ru/images/67(3).jpg

Ответ. Дружба дороже денег.

Учитель . Объясните смысл этой пословицы.

Учитель. Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.

Вопросы для обсуждения:

— Вам понравилась игра?

— Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

— Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?

Чтение стихов о дружбе

Учитель . К сожалению, даже самые хорошие друзья иногда ссорятся. С кем ни бывает! Главное — вовремя помириться, простить обиду.

Я поссорился с дружком,

Мы с ним больше не играем

И друг с другом не болтаем,

Мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой

Целый день один сидит.

Каждый со своей обидой

Без умолку говорит.

Но обида вдруг пропала,

Видно, все слова сказала,

Стали мы с дружком опять

Прыгать, бегать и играть.

С виду мы не очень схожи:

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Все мы делаем вдвоем.

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду —

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим — что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Проигрывание ситуаций по примирению

♦ Можно ли ни разу не поссориться с другом?

♦ Что вы делаете, чтобы помириться?

Я знаю совершенно волшебные способы примирения, и сейчас мы с вами попробуем их продемонстрировать. Поссорившихся на данный момент нет? Значит, придется проиграть ситуации, вообразив их.

Подведение итогов

Дети вместе с учителем еще раз обсуждают рассмотренные в ходе классного часа ситуации, делают выводы о важности умения мириться, прислушиваться к партнеру.

5 игр для классного часа. Как создать здоровую психологическую атмосферу в классе?

В младшем и среднем школьном возрасте важно научить детей ладить с окружающими и строить комфортные взаимоотношения. Без этого у ребенка могут возникнуть психологические проблемы вплоть до неприятия школы. В этом материале мы собрали 5 простых игр для классного часа, которые помогут учителю выстроить здоровую атмосферу в классе.

Школа является принципиально новой эмоциональной средой для ребенка, в которой ему может быть сложно выстроить комфортные отношения с окружающими. Учитель начальных классов или классный руководитель прикладывают множество усилий, чтобы атмосфера в классе была дружелюбной и комфортной, ведь от психологического состояния детей зависит во многом и их успеваемость.

Игры не займут много времени, не потребуют сложного дополнительного реквизита и помогут ребятам от 7 лет и старше:

Детский театр.jpg

Игра 1. Театр

Главная цель: способствовать эмоциональной децентрации у детей, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.

Далее классный руководитель спрашивает у детей, не хотят ли они поучиться актерскому мастерству, и с какой роли, по их мнению, стоит начать. Каждый ребенок может выбрать не только роль, но и настроение и состояние. Например: добрая мама, расстроенный учитель, злой ученик, вежливый продавец и т.д.

Ученик выходит вперед и разыгрывает выбранную роль, обязательно следя за тоном голоса, мимикой, жестами и другими внешними выражениями роли и состояния. Детям младшего школьного возраста может быть сложно импровизировать, так что педагогу лучше заранее подготовить набор фраз-реплик, которые будут произноситься детьми в разных ролях.

Игра 2. Сердце нашего класса

Главная цель: сформировать позитивное восприятие одноклассников, научиться видеть хорошее.

Педагог заранее вырезает из бумаги или картона сердце и прикрепляет его к доске (можно нарисовать на доске контуры сердца, но тогда результат не получится сохранить). Дети должны вспомнить все хорошие качества, которые есть у учеников класса, и записать их фломастерами (или мелом) внутри сердца.
По окончании игры сердце переносится на классный стенд. При возникновении конфликта классный руководитель может попросить обратить не него внимание и вспомнить, как много хорошего есть внутри каждого человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определенных правил поведения.

Задачи:

  • научить детей быть гостеприимными хозяевами и хорошими гостями;
  • развивать у детей культуру речи, обогащать словарный запас детей;
  • формировать у детей вежливое поведение по отношению к гостям и к хозяину;
  • воспитывать культуру поведения в гостях.

Цель: подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определенных правил поведения.

научить детей быть гостеприимными хозяевами и хорошими гостями;

развивать у детей культуру речи, обогащать словарный запас детей;

формировать у детей вежливое поведение по отношению к гостям и к хозяину;

воспитывать культуру поведения в гостях.

Форма проведения: беседа-игра.

І. Организационный этап.

– Добрый день ребята! Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу хорошего настроения.

Дети формируют тесный круг (плечи касаются). После этого воспитатель просит участников повернуться на 90 градусов направо.

Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

ІІ. Мотивация к познавательной деятельности.

– Скажите, ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей)

– А любите ли принимать гостей у себя? (Ответы детей)

– Всегда ли ваши встречи проходили гладко и все ли оставались довольны? (Ответы детей)

ІІІ. Объявление темы и цели беседы.

– Мне очень приятно слышать, что вы не были разочарованы приемом и посещением кого-либо. И чтобы это всегда было так, мы с вами сейчас и поговорим о том, как ведут себя воспитанные люди в гостях и как стать хорошим хозяином. Мы не только будем говорить и играть, но выполним серьезную проектную работу для исполнения нашего замысла, а что получится – вы увидите сами.

– Нам с вами предстоит выделить определенные правила, которые просто необходимы каждому уважающему себя человеку.

– В этом нам поможет Мудрый Филин.

Мудрый Филин в этот вечер,

Важно сидя на ветвях,

Рассказать решил на встрече,

Как вести себя в гостях.

Под раскидистой сосной

Филина послушать

Собрался народ лесной –

Навострили уши.

Все ходили по гостям,

Это мне понятно.

Было там приятно вам,

А другим приятно?

Про хозяев и детей

Расскажу вам без затей.

Вы же все запоминайте

И на ус на свой мотайте!

ІV. Основная часть беседы.

– Ребята, многие из вас ходят в гости или у себя дома принимают гостей. К такому событию надо быть готовым всегда и научиться выполнять некоторые правила: пригласить в гости и принять приглашение, подумать о том, чем занять гостей и какие приготовить подарки.

– Есть первое самое главное правило. Какое же? (Ответы детей)

– Ребята готовили стишки к каждому правилу. Сейчас по очереди выходят и зачитывают.

Не приходите в гости без приглашения.

В гости, милые друзья,

(Вам сказать обязан я),

Ходят, без сомнения,

Лишь по… приглашению.

Если вы пришли незвано –

Для хозяев это странно!

Раз к себе не приглашали,

Значит, вас совсем не ждали!

Не приходи раньше назначенного срока.

Созвала гостей лисица

И хлопочет, суетится,

Красоту вокруг наводит

И с духовки глаз не сводит:

Пирожки гостям печет…

Только вдруг пришел енот.

А лисица не готова,

Гостя встретила сурово,

Растерялась, загрустила,

И енота не пустила,

Только вымолвить смогла:

Я попозже вас ждала…

Не опаздывай к назначенному часу.

Пригласил щенок утят,

Зайчика, котенка…

Гости все давно сидят,

Ждут лишь поросенка.

Наконец он появился,

Сел за стол, не извинился.

Ну и поведение!

Стыдно, без сомнения.

Не приводи с собой друзей, если их не приглашали.

Как-то раз баран двух чаек

Пригласил на чашку чая.

Ждёт-пождёт, и небо вдруг

Темным сделалось вокруг.

Налетела стая чаек,

Чтоб попить с бараном чаю,

Но баран быстрей удрал –

Больше их не приглашал.

Выбирай подарок для хозяина, а не для себя.

Гости к зайчику пришли

И подарок принесли:

Медвежонок – меда банку,

Еж – болотных ягод склянку,

Белка – груду вкусных шишек,

Кошка – связку серых мышек,

Цапля – лапку лягушонка,

А лиса – крыло цыпленка.

Зайцу стало очень грустно,

Ведь хотел он лист капустный.

Не трогай вещи хозяина.

Медвежонок Михаил

Очень любопытным был.

И в гостях у носорога

Он от самого порога

К телевизору бежит –

Посмотреть кино спешит,

Но не знает, как включать:

Начал кнопки нажимать,

Не туда совсем нажал –

Что-то важное сломал!

Рассердился носорог,

Выгнал гостя за порог.

Не упрямься в гостях.

В гости к зайцу волк зашел –

Все сидели дома.

Я хочу играть в футбол! –

Волк сказал знакомым.

И когда народ лесной

С ним не согласился,

Он побрел к себе домой –

Очень рассердился.

На дворе же дождь идет! –

Все сказали дружно!

Все равно хочу в футбол,

Мне побегать нужно!

Не разбрасывай вещи хозяина.

Заяц был в гостях у мышки,

Разбросал повсюду книжки,

Разложил вокруг игрушки,

Скинул на пол все подушки,

За собою не убрал

И вприпрыжку убежал.

Не отвлекай внимание хозяина только на себя.

Много гостей собралось у котенка:

Зайцы, лисята, ежи, 2 мышонка.

Белочка тоже туда прискакала,

Только с гостями она не играла.

Думала: «Раз я к Котёнку пришла,

Пусть он отложит другие дела!

Должен он только со мною играть,

Только меня за столом угощать.

А остальные пускай отойдут –

Снова когда-нибудь их позовут.

Я не приду – без меня поиграют!

Ну почему они не понимают,

Что для котенка важней всего я –

Так и сидела упрямо в углу,

Не побежала с гостями к столу!

Уходя, поблагодари хозяев.

Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключении, конечно,

Буду всем вам говорить:

Не забудьте вы сердечно

За все хозяйку… похвалить.

V. Игровая часть беседы.

– Представьте, что я пригласила вас к себе на день рождения…

Как надо сидеть за столом?

Как правильно пользоваться прибором?

Как надо есть фрукты из компота?

Можно ли пищу из общего блюда брать своей ложкой?

Куда девать лавровый лист, перец, косточки?

Можно ли разговаривать во время еды?

Что лучше читать во время еды?

Что надо сделать, выходя из-за стола?

VІ. Физкультминутка.

VІІ. Чтение рассказа.

VІІІ. Подведение итогов беседы.

– А что же значит быть гостеприимным хозяином? (Ответы детей)

– Хороший хозяин всегда весел и приветлив. Ему иногда приходится пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить занимательную игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не начинать игр, не интересных для всех собравшихся ребят, не обижаться на гостей и не ссориться с ними. Причём делать приятное гостям надо с охотой и доброжелательностью. Бывает так, что хозяин и согласится уступить что-нибудь гостю, но сделает это с недовольным лицом. А после этого забьётся в угол и сидит, надувшись, испортив настроение себе и другим. Так вести себя неприлично. Не стоит также при гостях секретничать и говорить о том, принято и интересно только самим хозяевам.

ІХ. Рефлексия.

– Вспомните все, что было во время беседы. Если вы узнали для себя что-то новое, и веселое настроение не покидало вас всю беседу, то раскрасьте свечку красным цветом. Если на ваш взгляд не было ничего нового, и вы скучали – раскрасьте свечку синим цветом.

Читайте также: