Игровая зона в школе для начальных классов в коридоре

Обновлено: 05.07.2024

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Педагоги несут ответственность за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

ВложениеРазмер
proekt2.docx 48.88 КБ

Предварительный просмотр:

1.Основания для разработки проекта

3. Задачи проекта

6. Характеристика методов и средств реализации проекта

8.Этапы реализации проекта

9. Факторы, влияющие на необходимость создания и актуальность проекта

10. Ресурсное обеспечение проекта

11. Смета расходов предметно – развивающей среды

12. Ожидаемые результаты

13.Оценка эффективности проекта

14. Перспективы распространения проекта

У педагога есть прекрасная

возможность: научить детей

«В одно мгновенье — видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка.

В единой капле — бесконечность,

Основания для разработки проекта

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. [19,174]

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Актуальность данного проекта заключается в том, именно такая комната позволит педагогам решить вышеперечисленные задачи.

Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося как на образование, так и на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма.

С целью обеспечения лучшей адаптации первоклассников организованны группы продленного дня, где они посещают кружки вязания, вышивки, ходят на танцы, хор, проводятся занятия с логопедом и психологом. В школе 6 групп продленного дня с количеством детей в каждой – 20-25 человек. В школе есть малый спортивный зал, пространство которого позволяет создать большую игровую комнату, разделить её на зоны и полноценно использовать её на занятиях в группе продленного дня, на уроках здоровья и оздоровительной физической культуры (Приложение 1).

Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Создание предметно-развивающей среды (игровой комнаты) с целью обеспечения лучшей психофизической адаптации и полноценного развития младших школьников.

1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.

2. Овладение навыками учебной деятельности

3. Установление контакта учителя с учащимися

4. Решение проблемы адаптации младших школьников.

5.Формирование адекватного поведения.

6.Повышение интереса к учебе.

Если учебно-воспитательный процесс и предметно-развивающая среда в школьном образовательном учреждении организованы с учётом выявления и развития интеллектуальных способностей детей в условиях индивидуальной траектории развития, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи - то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуальном развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.

Младшие школьники - учащиеся 1 – 4 классов.

Характеристика методов и средств реализации проекта

Изучение и анализ методической литературы

Беседы со специалистами

Материальные: ТСО, схемы, таблицы, методическая литература, анкеты, буклеты, картотека игр, диагностика, развивающие игры.

Духовные: идеи психологов, научные исследования, ключевые теоретические положения смежных наук, труды педагогов и т.д.

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой комнаты для детей возникла необходимость создания такого пространства, которое бы служило для реализации воспитательных и образовательных целей. При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать. [8, 21]

В игровую предметно - развивающую среду входят следующие зоны:

Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.

Спортивно-оздоровительная зона – это в первую очередь, гимнастическая стенка с гимнастической доской. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д. [5,14]

Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.

3. Игровой центр.

4. Коррекционная (социальная) зона.

Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. [4, 74] Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.

Большинство детей находятся в школе до 14.30 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникла проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.

На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.

Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

Мебель светлая – парты со стульями, трёхсекционная стенка, двустворчатый и трехстворчатый шкафы, полки для цветов.

Дизайн учебных кабинетов способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры, исследования, творческого моделирования и конструирования.

Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.

Представленная развивающая предметно-игровая среда является универсальной для детей младшего школьного возраста. Она применима для организации игр, спортивных развлечений. Дети, посещающие группу продленного дня, оздоровительную физическую культуру будут рады заниматься в такой комнате.

В задуманной нами игровой комнате мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Дети играют, конструируют, используют игровой материал в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение.

Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.

Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.

Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлекает, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе. Батут развивают ориентировку в пространстве и равновесие.

Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы)


Что вы представляете себе, когда речь заходит о школьных коридорах? Скучный длинный коридор, типичный для школ, вполне может превратиться в уютное помещение, дающее детям возможность для полноценного отдыха, повторения уроков и даже игр. Для этого нужно всего лишь понять, что школа – это здание, в котором детям должно быть комфортно, и, исходя из данного тезиса, разработать соответствующий интерьер.

Какими могут быть школьные коридоры?

Необычный дизайн коридоров воплотили в реальность в младших школах Базеля, в Швейцарии. Проект, в соответствии с которым были оформлены школьные коридоры, называется Learning Scapes. Это не первый проект по трансформации коридоров в функциональные зоны. В 2010 году швейцарские дизайнеры из компании ZMIK трансформировали коридор офисного здания в Базеле, зонировав помещения так, чтобы они, продолжая выстраиваться в одну линию, несли разную функциональную нагрузку.


Специалисты называют открытый дизайн коридоров "новаторским", так как он поддерживает современные методы обучения, которые позволяют детям самим решать, что изучать, как и с кем учиться.


Новые интерьеры разработаны на основе результатов опросов учеников и учителей, в ходе которых они перечислили то, что хотели бы видеть в школьных коридорах.

1. Проект по организации образовательного пространства коридора

2. Основная концепция оформления

Цель – Коридоры необходимо превратить в такие пространства, которые
помогали бы ученикам и преподавателям отдыхать от уроков и
переключаться с одного вида деятельности на другой. Оформление
коридоров должно создавать положительный эмоциональный заряд, что
достигается с помощью ярких цветов и приспособлений для
самовыражения

3. Зонирование пространства

В коридоре нужно предусмотреть три зоны: 1- спокойная — для
расслабленного времяпрепровождения, 2- игровая — для
активных игр и эффективного переключения с одного вида
деятельности на другой, и 3 - транзитная — для прохода.

4. Организация спокойной зоны

5. Организация игровой зоны

Игровая зона — место активного отдыха, эффективного переключения.
Здесь размещается игровое оборудование, а также применяется
напольная разметка для игр — например, в классики или твистер.
Грифельная краска позволяет создать
поверхность для творческих и
игровых занятий, способствующую
коллективной работе. При создании
грифельной стены необходимо
предусматривать лотки для
задержания меловой пыли. Чтобы
мелки и губки всегда были под
рукой, у стены размещаются боксы
для расходных материалов.

6. Организация игровой зоны

Игровую зону можно также дополнить
столами для групповой деятельности
учеников, а так же пробковым покрытием
для организации информационной зоны в
школе.

7. Организация транзитной зоны

Транзитная зона — место прохода, не предназначенное для длительного
нахождения.
В транзитной зоне для
кратковременного отдыха
устанавливаются пристенные
лавки, на которые легко
опереться у кабинета в ожидании
урока.
Приоритетны натуральные
материалы, так как для детей
важны тактильные ощущения
поверхности, ее текстура: на
чувственном опыте основывается
развитие мышления и речи.

8. Варианты графического оформления

Коридор — это место переключения, эмоциональной подзарядки, поэтому при
оформлении этого пространства не нужно бояться смелых тонов. Яркие цвета
также помогают выделить в коридоре отдельные зоны. Потолки лучше всего
окрашивать в светлые тона (предпочтителен белый цвет). Светлые потолки
визуально расширяют пространство, создают ощущение воздуха над головой, не
давят и не доминируют.
Приятно дополняет интерьер выделение контрастным цветом оконных и дверных
проемов, а также колонн. С подобным колористическим решением также хорошо
сочетается рисунок на одной стене, выполненный в тех же тонах, что и проемы.

9. Варианты графического оформления

10. Выводы

Эти рекомендации позволяют создать комфортное пространство для
отдыха, игр и переключения с одного вида деятельности на другой.
Дизайн холла снижает возбуждение и агрессивность у детей, дает
возможность отдыха для глаз. Предоставляет возможность умеренных
физических нагрузок.

Это замечательное пространство мы сделали вместе с педагогом начальной школы №2053 Татьяной Шаровой. Пространство рекреации спроектировано, что бы занять детей, переключить их с занятия в классе на самые разные активности в холле и коридоре.

На стенах много игровых упражнений, где используются меловые и маркеры поверхности. Игра устроена так, что учитель пишет маркером одну или нескольких переменных, а ученики должны решить задачу, причем могут это сделать вместе, целой командой. Правильный ответ, конечно, каждый раз разный.

Так же очень много наглядных объясняющих примеров. Как говорит, педагог, некоторые дети понятие угла, понимают именно тогда, когда им объяснишь на пример закрывающейся двери.

Решение пола очень помогает с работой с детьми с нарушениями аутистического спектра. Что бы ребенок успокоился и сконцентрировался ему говорят пройтись только, например, по зеленым листочкам от начала и до конца комнаты.

Все эти классики, круги, следы, дорожки – обожают все дети. И каждую перемену на них прыгают. Мало того, иногда в эту рекреацию заходят попрыгать и старшеклассники!

В этом же здании находится подготовительная группа детского сада. Детишек специально приводят раз в неделю в эту рекреацию, что бы они прошли классики по полу, решили простейшие математические задачи. Это им награда за хорошее поведение и приобщение к миру школы.

Оформление в этой же школе коридоры для старших классов и лестниц, столовой, рекреаций

Читайте также: