Игра конструирование в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

В большой группе дети берут на себя роль лидеров. Игры развивают коллективизм, память, мышление. Дети учатся учиться с карточками.

  • учат строить в команде, помогать друг другу;
  • развивать интерес, внимание, скорость, мелкую моторику рук;

Снаряжение: набор Лего-конструктора “Дупло”, чемпион.

Ход: дети делятся на две команды. Каждой команде дается образец здания, например дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок может атаковать по одной фигуре. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют ее к строению. Побеждает команда, которая построит структуру быстрее.

Цель: научить угадывать детали строителя на ощупь.

Комплектация: комплект дизайнерских деталей, сумка.

Ход: учитель держит сумку с деталями Lego. Дети по очереди рисуют из нее деталь, отгадывают и показывают всем.

Комплектация: ящики, детали конструктора Лего (клюв, ступня, овал, полукруг).

Курс: Детям предоставляются ящики и конструктор. Каждому ребенку раздается по две части. Дети должны собрать весь конструктор в короткие сроки. Кто соберет без ошибок, тот и выиграет.

  • зафиксировать значения светофоров;
  • развивать внимание, память;

Оборудование: кубики Lego красного, зеленого, желтого цветов.

Светофоры и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

На красный свет дети садятся на корточки, на желтый свет поднимают руки, на зеленый свет прыгают на месте.

Снаряжение: карточки, детали конструктора Лего “Дупло”, игровая доска.

В подготовительной группе к школе дети уже занимаются с карточками, строя более сложные постройки. Цель игр – развить речь, уметь работать в команде, помогать другу, развивать мышление и память.

Шаг: педагог по очереди раздает каждому ребенку деталь конструктора. Ребенок зовет ее и держит. Когда каждый ребенок собирает две части, педагог дает задание построить здание со всех сторон, найти ему название и рассказать о нем.

Цель: развить интерес к игре и внимание.

Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая крестиком (пропустить ход)), лего подарки.

Ход: дети распределяют пирамиды между собой. Они кладут их на игровое поле, по очереди бросают кости и перемещают человечков по часовой стрелке. Побеждает тот, кто первым завершит круг, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока не будут разобраны все подарки.

Цель: развивать внимание, мысль.

Оборудование: стол с башней.

Движение: двое детей играют, по очереди снимая с башни один или два кирпича. Тот, кто уберет последнее, проиграл.

Цель: развивать внимание, память.

Снаряжение: набор конструкторов Лего “Дакта”, доски для всех игроков.

Ход: учитель строит некую конструкцию из восьми (не более) частей. На короткое время дети запоминают структуру, затем учитель вынимает ее, а дети пытаются построить ее по памяти. Тот, кто делает это хорошо, побеждает и становится лидером.

  • учат строить с закрытыми глазами;
  • развивать мелкую моторику рук, выносливость;

Оборудование: доска, конструктор.

Перемещение: перед детьми доска и строитель. Дети закрывают глаза и пытаются что-то построить. Тот, кому достанется интереснейшее сооружение, поощряется.

Цель: развивать память, внимание.

Оборудование: Лего кирпич.

Серия игр с элементами моделирования

В одной игре представлен целый цикл игр, представляющий собой лотерею с элементами симуляции. Основываясь на этих знаниях, я затем усложнил игру, полностью заменив ее карточками с выкройками, и жизнь игры расширилась до дошкольного возраста.

Пояснительная Записка

В работах многих домашних учителей (Г. М. Лямин, А. П. Усов, Е. А. Панко) говорится о необходимости вовлекать дошкольников в осмысленную деятельность, в процесс, где они сами могли бы открывать все новые и новые знания о живой природе, отмечали их сходства и различия.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимоотношениях природы и человека. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок познает самые разные связи в окружающем мире: вступает в словесный контакт со сверстниками и взрослыми, делится впечатлениями и участвует в беседе. Представленный материал построен в логике естественного развития ребенка, формирования его мировоззрения, результатом которого является целостное изображение окружающего его мира.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

Познавательная: Расширение и систематизация элементарных естественных наук и экологических представлений детей.

  • Развитие умственной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок для формирования практических и мысленных действий.
  • Развивайте интерес к познанию окружающего мира.
  • Тренировка коммуникативных навыков.

Базовые средства, которые я использовала в своей работе:

Беседы, наблюдения, познавательные игры, моделирование (ТРИЗ),

проблемные ситуации, алгоритмы, справочные карты, планы – схемы.

Дидактическая игра была сделана мной для детей средней группы (4-5 лет). В одной игре представлен целый цикл игр, представляющий собой лотерею с элементами симуляции. Игра была сделана несколько лет назад, все это время я активно использовал ее в своей работе по приобщению детей к природе. Желательно все карты ламинировать – это многократно продлит жизнь игре. Опираясь на эти знания, я затем усложнил игру, полностью заменив ее карточками с моделями, и жизнь игры перетекла в дошкольный возраст прошлого года (5-6 лет), где дети по шаблонам и моделям Назовите строение тела диких и домашних животных, рыб, насекомых, узнайте их способы разведения, кормления и среды обитания. Схемы здесь рекомендуется рисовать одним цветом, чтобы не обращать внимания на яркость символических изображений.

Название игры: Simulation Series

Возрастной диапазон детей: 4-5 лет.

Атрибуты: большие карточки – 11 штук, маленькие картинки – 44 штуки, узор – насекомые, узор – рыба, узор – птицы, узор – животные, узор – млекопитающие, узор – приметы живого мира, рыба – способ кормления, лягушка – способ воспроизведения, карточки для моделей – 40 шт.

Строительный файл доски образовательной игры с детьми дошкольного возраста.

Цель: укрепить у детей умение систематизировать животных по покровам тела (чешуя, шерсть, перья). Формирование умения пользоваться моделями.

Правила игры: Детям раздаются большие карточки с изображением узоров на теле животных (перо, шерсть, чешуя). Затем ведущий достает небольшую фотографию с изображением птиц, рыб, животных. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте

Строительный файл доски образовательной игры с детьми дошкольного возраста.

Цель: развить у детей способность систематизировать животных по среде обитания (вода, воздух, земля).

Правила игры: Детям выдаются большие карточки с изображениями моделей среды обитания (вода, воздух, земля). Затем ведущий достает небольшую фотографию с изображением птиц, рыб, животных. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте.

Строительный файл доски образовательной игры с детьми дошкольного возраста.

Цель: развить у детей способность систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники).

Правила игры: детям выдаются большие карточки с изображением выкройки по способу движения (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достает небольшую фотографию с изображением птиц, рыб, животных. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте.

Строительный файл доски образовательной игры с детьми дошкольного возраста.

Цель: укрепить способность детей организовывать фрукты и овощи.

Правила игры: Детям раздаются большие карточки с фруктами и овощами. Затем ведущий достает небольшое фото с изображением фруктов и овощей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте.

Строительный файл доски образовательной игры с детьми дошкольного возраста.

В уголке природы тоже есть модельные схемы. А ребята по схемам умеют ухаживать за растениями.

Строительный файл доски образовательной игры с детьми дошкольного возраста.

Теперь наша игра усложнилась и мы с ребятами полностью перешли к моделям, о которых я упоминал выше. Но для этого нужно было проделать некоторую предварительную работу и понять, что означает каждая модель. Большие карточки с нарисованными узорами специально вешают на магнитную доску для ознакомления, и дети видят их каждый день и в свободное время, что тоже удобно, работать над той или иной темой для закрепления.

Цель: закрепить знания детей об устройстве разных классов животного мира, о способах их воспроизводства и питания.

Описание игры:

  • 1 вариант игры: Воспитатель предлагает большие карточки с изображением моделей и просит детей выложить на них модели с маленькими карточками.
  • 2 вариант игры: из большого количества маленьких карточек, по устной инструкции учителя найдите и разложите макет этого класса животных. (Правильность назначения затем можно проверить с помощью большой карты).

Практическая значимость игры

Дети учатся сравнивать природные объекты и явления с множеством сходств, различий, развитием представлений о жизни растений и животных в их среде обитания, о множестве признаков адаптации к окружающей среде в разных климатических условиях (в теплом климате, в пустыне, в холодном климате).

У них есть представление о росте, развитии и размножении животных и растений как о признаках живых существ, о последовательности фаз роста и развития, о его цикличности на конкретных примерах.

Обобщение представлений детей о живой природе (растениях, животных, людях) на основе основных характеристик (движение, еда, дыхание, рост, развитие, размножение, чувство).

Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь.

Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка (муфточки).

Ход игры:

1. Играют двое первый ребенок (педагог) ощупывает деталь, называет ее, 2-ой играющий ищет такую же на ощупь по сигналу играющие достают детали.

2. Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

Задача: Соотносить схему развертку с деталью конструктора закреплять названия деталей конструктора

Оборудование: Схемы развертки и детали конструктора к ним

Ход игры: Дети по очереди берут схему развертку детали конструктора, находят соответствующую строительную деталь

Усложнить деталь выкладывают, согласно схемы будущей конструкции.

Задача: Формировать умение находить строительную деталь на ощупь, Развитие внутреннего плана действий, воспитывать выдержку.

Оборудование: Набор конструктора, схемы конструкции.

Ход игры: Предложить рассмотреть схему конструкции и строительные детали. Построить конструкцию закрытыми глазами (3-5 детали).

Упростить задачу: предварительно построить конструкцию разобрать, затем собрать с закрытыми глазами.

Усложнение: увеличить количество деталей.

Задача: Развитие осмысленного восприятия формы строительных деталей; узнавание детали на рисунке только с помощью зрительного анализатора.

Оборудование: Строительные детали игры. Карты с изображением строительных деталей.

Ход игры: Играющие делятся на 2-е группы: у одной группы строительные детали у другой карточки с изображением деталей Дети с деталями занимают свои места (встают в начерченные круги).

Задача: Формировать умение находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.

Оборудование: Готовые постройки игрушка – персонаж.

Ход игры: Играющие рассматривают постройки. При этом воспитатель обращает внимание, из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.

Сейчас я (персонаж) загадаю одну из построек, и вам про нее расскажу, а вы угадайте.

Варианты: Выбирается ведущий, из детей загадывающий постройку, или ведущий выходит из комнаты дети договариваются о постройке ведущий возвращается (отгадывает постройку задавая вопросы, на которые можно ответить да или нет.

Задача: Формировать умение сравнивать контурную схему и постройку предмета.

Оборудование: Готовые конструкции, карточки, с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками).

Ход игры: Дети находят соответствующую контурную схему, дорисовывают ее.

Задача: Развитие умения соотносить - сравнивать рисунок (фотографию) и чертеж (схему) предмета.

Оборудование: Схемы конструкций, строительные детали.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности.

В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.

Предлагается зарисовать строительные детали по клеточкам (1 клетка сторона кубика) кто сделает правильно, быстрее.

Задача: Формировать умение соотносить детали по размеру (понятие масштаб).

Оборудование: Лист в крупную клетку, строительные детали (2-4 набора).

Ход игры: Предлагается зарисовать строительные детали по клеточкам (1 клетка сторона кубика) кто сделает правильно, быстрее.

Усложнение сторона квадрата 2Х2 клетки.

Задача: Графическое изображение готовой постройки с использованием условной мерки Развивать умение последовательно анализировать постройку.

Оборудование: Лист в крупную клетку строительные детали, карандаш, конструкция из строительных деталей не более -10.

Ход игры: Изображение конструкции в одной из плоскостных проекций, соизмеряя элементы конструкции и элементы схемы. В соотношение 1 куб = 1 клетка (строительная деталь куб).

Задача: Расчленение контурной схемы предмета. Формировать умения последовательно анализировать контурную схему. Развитие у детей внутреннего плана действий.

Оборудование: Контурные схемы, карандаш, строительные детали.

Ход игры: Предложить заполнить контур строительными деталями.

Кто быстрее заполнит контур.

Расчертить (расчленить контурную схему) контур на возможные строительные детали. Кто быстрее.

занятия в детском саду

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Два мальчика, сидя за столом, рассматривают какое-то техническое устройство

Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Девочка строит дома из крупных модулей

Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

Видео: художественное конструирование из бумаги

Формы конструирования

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

Рекомендации по обучению конструированию в детском саду

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

Дети стоят на улице с вёдрами, наполненными каштанами

Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

Дети и воспитатель стоят с поднятыми вверх руками

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.

Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детей-логопатов. Поэтому конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способную решать многие задачи, а именно: развитие

  • зрительно-моторной координации,
  • глазодвигательных функций,
  • фиксации взора,
  • словесной ориентации,
  • мелкой моторики пальцев рук,
  • умения делить сложную форму на составные части,
  • соотносить размеры объектов,
  • определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.

Предлагаю вашему вниманию практические игровые задания для детей 5-6 летнего возраста.

Все задания расположены в порядке нарастания уровня сложности и направлены на поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения конструкторской деятельности.

Конструирование в детском саду с детьми старшей группы я начинаю с практических заданий с палочками. Весь набор состоит из 20 палочек, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты.

конструктор для детей

Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздавать целое предмета из отрезков и переводить практические, внешние действия во внутренний план.

После того как задание будет выполнено, обязательно вместе с ребёнком необходимо определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

конструктор для детей

Вся работа с данным конструктором разбивается на 6 этапов:

На первом этапе ребенок должен научиться проводить зрительный анализ положения одного треугольника, ориентируясь на его три стороны, одна из которых длинная, а две другие – короткие и одинаковые по длине. Поэтому для начала пусть ребенок попробует расположить на столе свой треугольник, в соответствии с образцом. Разных положений у такого треугольника может быть до 8.

На втором этапе ребенок получает еще один треугольник и пробует составить из них новые геометрические фигуры, такие как квадрат, треугольник и четырёхугольник. Причем детей необходимо всегда спрашивать, а как они получили ту или иную фигуру? Какими сторонами нужно соединить треугольники, чтобы получился квадрат, треугольник или четырехугольник?. То есть необходима вербализация практических действий.

Такие же подсказки могут делать сами дети, которые самостоятельно выполнили задание, на крайний случай результат можно всегда показать на магнитной доске, используя четыре больших треугольника.

конструктор для детей

На четвертом этапе используются 2 больших треугольника и 4 средних.

Из данного набора треугольников дети составляют разные геометрические фигуры по образцам. Некоторые способы дети придумали сами.

конструктор для детей

На пятом этапе понадобятся 8 маленьких треугольников.

Задания усложняются тем, что образцы постепенно становятся полурасчленёнными.

конструктор для детей

На шестом этапе понадобятся 2 больших треугольника, 4 средних, 8 маленьких (весь набор).

На этом этапе я попытался сделать некий синтез конструирования и сказки. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит по-старому.

конструктор для детей

Лиса попросилась к зайчику погреться да его из избушки-то и выгнала. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собака.
— О чём, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
— Не плачь, зайчик, говорит собака, — я её выгоню.

конструктор для детей

Подошли они к избушке.
— Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.

Сел зайчик под кустик и плачет. Идёт мимо медведь.
— О чём, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
— Не плачь, зайчик, говорит медведь, — я её выгоню.
— Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.
— Нет выгоню!

конструктор для детей


Пошли к избушке. Медведь как заревёт:
— Поди, лиса, вон!
А она ему с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и ушёл.

Сидит зайка под кустиком и плачет. Идёт мимо петушок, золотой гребешок, и косу на плече несёт.
Увидал зайчика и спрашивает
— Что ты, зайка, плачешь?
Рассказал ему зайчик про свою беду.
— Пойдём, я её выгоню, говорит петушок.
— Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.
— А я выгоню, пойдём!

конструктор для детей


Подошли к избушке. Петух и запел:
— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
А лиса испугалась и говорит:
— Одеваюсь…
— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон!
А она говорит:
— Шубу надеваю…
Петух в третий раз как закричит:
— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Она и выскочила из избушки, в лес убежала.
И стали они жить –поживать в лубяной избушке.

Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Доченька, — говорила мать, мы пойдём на работу, а ты братца береги. Со двора никуда не уходи.

конструктор для детей


Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, да и заигралась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – нету братца! Выбежала она в чисто поле и только видела, как гуси-лебеди уносят братца за тёмные леса.

конструктор для детей

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, видит – печь стоит.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
— Почини мою трубу – скажу.
Поможем девочке починить трубу?

конструктор для детей

Показала печка, куда лебеди полетели. Девочка дальше побежала. Видит – яблоня стоит. Яблоки на яблоне спелые. Тяжело яблоньке столько яблок держать – вот-вот ветки поломаются.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Сними с меня яблоки – скажу.
Девочки все яблоки сорвала с яблони. Стоит яблоня без единого яблочка – нарадоваться не может. А вы сможете яблоню без яблок собрать?

конструктор для детей

Показала яблоня, куда гуси-лебеди полетели. Девочка дальше побежала. На пути у девочки – река-глубока, круты берега.
— Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?
— Я бы тебе сказала, — говорит речка, да что толку. Мост через меня сломался. Вот если бы ты его починила…
Поможем девочке мост починить?

конструктор для детей

Девочка перешла речку через мост и побежала дальше. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках.

конструктор для детей

Девочка обошла избушку, видит, а на крылечке братец сидит, серебряными яблочками играет. Девочка взяла братца и побежала. Гуси-лебеди — в погоню. По дороге домой речка спрятала их под мостом, яблоня – прикрыла ветвями, а печка за дверцей.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели обратно. А девочка с братцем прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли.

Квадрат размером 10х10 см разрезается, так как показано на рисунке, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник.

Перед тем как работать с образцами, ребята выполняют несколько заданий с определенными фигурами.

Задание 1.
Возьмите 2 больших треугольника и квадрат. Сделайте: прямоугольник, треугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Задание 2.
Возьмите 2 маленьких треугольника и средний. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Задание 3.
Возьмите 2 маленьких треугольника, средний и большой треугольник. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Далее дети строят разные образы, постепенно переходя к нерасчлененным образцам.

конструктор для детей

В итоге получается 4 маленьких треугольника, 2 ромба, трапеция, параллелограмм, большой треугольник и шестиугольник.

Вся работа также строится поэтапно.

На первом этапе дети знакомятся со всеми частями конструктора, составляя их из треугольников и других маленьких фигур:

1. Присоединив друг к другу два треугольника, дети получают ромб.
2. Присоединив к ромбу ещё один треугольник, дети получают трапецию, которую можно сделать и с помощью трёх треугольников.
3. Присоединив к трапеции ещё один треугольник, дети получают параллелограмм. Эту же фигуру можно составить и из других маленьких фигур.
4. Далее дети путём наложения маленьких фигур на большие сами делают выводы, из каких фигур их можно сложить.

На втором этапе дети заполняют внутреннее пространство фигур-силуэтов на листах, используя все части конструктора.

конструктор для детей

На третьем этапе дети составляют плоскостные изображения по расчленённым образцам с постепенным переходом к частично расчленённым.

конструктор для детей

На четвёртом этапе дети моделируют изображения по собственному замыслу.

  • 8 квадратов закрашены наполовину по диагонали;
  • 3 квадрата закрашены полностью;
  • 4 квадрата чисто белые.

На первом этапе игровых заданий мы используем только 4 квадрата, закрашенных наполовину, и по образцу все изображения составляем только из них.

конструктор для детей

На втором этапе дети составляют изображения из 9 квадратов, используя весь набор.

Читайте также: