Игра емельянов краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Гайдар не искал славы. Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота.
– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. – Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.
– Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.
– Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не бойся, я бабка своя, красноармейская.
– Какая? – спросил Гайдар.
– Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной Армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю. А тебе приношение делаю за добро, за указку.
– Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?
– Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый! Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. Дрова наколоты, вода натаскана. Ты не смотри, что я старая, я до всего дозналась. Как ты книжки писал, как мальчишкам читал и какое им от тебя приказание вышло. Я их сегодня с утра стерегла и дозналась! – гордо добавила старушка. – А то они ведь тоже меня подстерегали. Я за козой – они во двор.
– Стало быть, у тебя, бабка, и коза есть? – спросил Гайдар.
– Есть коза, – сказала старушка. – Уж такая шустрая попалась коза! За ней, за козушкой, нагоняешься. Вчера отвязалась – еле поймали.
Гайдар охнул и сел на завалинку у дома.
– Бабка! – сказал он плачущим голосом. – Ведь это же всё в моей книжке написано. Бабка, милая, откуда же ты взялась? Ведь я тебя, бабка, выдумал. Ведь тебя, бабка, на свете никогда не было.
– Ты уж ври, ври, да не завирайся! – грозно сказала обиженная старушка. – Это как же так понимать? Я, милый человек, на свете долго жила. У меня дети были, когда ты под стол пешком бегал.
Гайдар вскочил с завалинки и обнял старушку за плечи.
– Не сердись, бабушка! – сказал он. – Ты-то сама мою книжку читала?
– Я, сынок, неграмотная, – грустно сказала старушка. – Мне люди рассказывали.
– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?
– Обыкновенные мальчишки, здешние, – сказала старушка.
– Найдёновы братья, Тихонов внук, девчонка с ними Наташка. От тебя как выйдешь, найдёновский сад будет наискосок, дворами-то здесь близко.
– Читай дальше! - требовал чей-то голос.
Гайдар с недоумением оглянулся по сторонам. Других записок как будто на крыльце не висело.
Гайдар отошел от окон. Мягко, неслышно ступая по траве, он обошел дом и вдруг остановился, поражённый. Тонкие верёвочные провода тоже, как в книжке, тянулись с чердака к высоким соснам у забора. К дому была прислонена лестница. Гайдар оглянулся еще раз. Никто его не видел. Осторожно, опытный, старый разведчик, он взобрался на чердак. Жёлтое рулевое колесо, банки, звонки и бубенчики, красные звезды на синем флаге - всё он заметил сразу и всё сразу понял. Игра начиналась всерьёз, игра становилась жизнью. Отсюда, с невысокого пыльного чердака, всё было видно далеко-далеко.
С растерянной усмешкой он подошел к сигнальному колесу.
– Ну вот, - сказал он тихо, - всё написал, обо всём подумал, а сейчас не знаю, куда крутить, куда вертеть и какая банка зазвенит громче. Пусть будет этот сигнал по форме номер один, позывной, общий.
Гайдар повернул направо, потом налево таинственное колесо, и сейчас же на чердаке и внизу задребезжали звонки и склянки, чей-то быстрый топот раздался под слуховым окном, скрипнула лестница, и Гайдар виновато опустил голову. Перед ним стоял высокий темноволосый мальчик с красной звездой на синей безрукавке, за ним виднелись ещё два мальчугана - младший брат Найдёнов и Тихонов внук, а по лестнице храбро лезла вверх девчонка Наташка.
– Кто вы такой и что вам здесь надо? - спросил высокий мальчик.
– Я Аркадий Гайдар, - сказал Гайдар. - Я выдумал весёлую тимуровскую команду, бабку с козой, чердак с колесом, верёвочные провода и девочку Женю. Но бабка сегодня пришла ко мне в гости, команда живет и работает, а провода передают сигналы. Может быть, вы мне что-нибудь об этом расскажете?
– Нам нечего рассказывать, - смущенно сказал высокий мальчик. - Мы тимуровцы. Мы делаем своё дело.
Борис Емельянов
Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей Аркадия Гайдара. Гайдар мог доверять свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком добрым, благородным, мужественным. Таков и есть Борис Александрович Емельянов.
Емельянов Борис Александрович - русский советский писатель.
Анатолий Алексин (из аннотации к книге Емельянова Б.А. "Рассказы о маме"):
"Я хочу сказать, дорогие ребята, несколько слов об авторе этой книги.
Я знал его. Он был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Собственно говоря, путешествием была вся его жизнь. Он находился в непрестанном поиске и когда работал журналистом в довоенные годы, и когда в годы сражений выступал на страницах военных газет и журналов с огневой публицистикой, с очерками, окрылявшими сердца защитников Родины.
Самое важное то, что его поиски увенчались счастливыми находками. В результате вы, ребята, получили увлекательные, умные книги, на обложках которых вас встречает имя близкого и верного друга: Бориса Емельянова.
Борису Александровичу было чем поделиться с вами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах и пионерских отрядах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Сейчас Бориса Александровича уже нет среди нас. В 1965 году он умер. Но побеседовать с ним вы можете. Раскройте книги писателя – и вы услышите его живой голос".
-Давайте вспомним признаки рассказа?
Рассказ – быль
-один или несколько героев
-Но мы будем читать не просто рассказ, а рассказ-быль. Что значит быль? ( Это было на самом деле, в реальности)
Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.)
Кого мы видим на иллюстрации?
Можно ли по иллюстрации понять, о какой игре пойдет речь?
Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Первичное чтение
С Аркадием Гайдаром произошла удивительная история, которую мы и узнаем, прочитав рассказ.
Часть 1.
1. Слава приходит к человеку по-разному.
3. Гайдар не искал славы. (Итак, опять речь о славе. Что значит, не искал славы? (То есть он не стремился стать известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, как это? Какая она – слава?)
– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведет?)
5. – Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться, что перед ней именно писатель Гайдар.) Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.
– Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.
6. – Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не бойся, я бабка своя, красноармейская. (Как это понять – своя, красноармейская? Очевидно, кто-то из ее семьи служит в Красной Армии.)
– Какая? – спросил Гайдар.
– Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной Армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю.
Подберем однокоренные слова: указ, указание, сказать, приказ и т.д.
8. – Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?(Почему Гайдар долго не мог ничего понять?)
– Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый!
(Как меняется настроение Гайдара в ходе разговора? А состояние старушки?)
Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. (Что же происходит у старушки во дворе четвертый день?)
– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?
(Как вы думаете, зачем Гайдар допытывается, где живут мальчишки, которые помогли бабке?)
Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?
Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару?
Часть 2.
Почему Гайдар медленно вошел в сад?
Для чего дети повесили на дверь записку с такой надписью?
Что услышал писатель? Прочитайте!
Как вы думаете, почему он остановился пораженный?
Что же увидел на чердаке Гайдар?
Заключение
Перечитайте 2-е предложение рассказа. (Много книг написал Аркадий Гайдар, но и сам он не знал — хорошей или плохой получилась книга о Тимуре). Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре? Почему?
Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение?
Аркадий Петрович Гайдар это человек, который ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой и отражал это в своих произведениях.
Откуда мы можем узнать об авторе произведения? (биография, фильм, энциклопедия, произведение о нем другого автора)
Об авторе мы можем узнать из произведения другого писателя. Сегодня мы узнали историю, которая произошла с А.Гайдаром из произведения Б. Емельянова.
Словарь
Корчажка - маленький глиняный кувшин;
Гимнастерка - плотная тканевая рубашка;
Завалинка - насыпь вдоль наружных стен деревянного дома;
Рогатка - метательное оружие, служащее для охоты - в данном контексте представляет предмет игры у мальчиков;
Чердак - это верхняя часть строения, разделяющее крышу и основную часть строения, применяют для хранения различных вещей;
Разведчик - так называют человека, которого направили узнать секретную информацию.
Сигнальное колесо - это приспособление тимуровской команды, которое подает сигнал - позывной;
Склянки - это предметы, изготовленные из стекла;
Тимуровская команда - это группа ребят, помогающая населению.
Итоги
• развитие умений делить текст на части, составлять простой план.
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• развитие умений делить текст на части, составлять простой план.
Этапы урока
Формирование УУД
1. Орг.момент. Рапорт
Актуализация знаний.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Что вам стало понятно об авторе?
- Чтение текста на с. 68 учебника.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Развитие умений.
I. Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
– Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста?
– Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?
– Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.)
Рассказ ученика об Аркадии Гайдаре.
В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась: его задержали и вернули домой.
Участник Гражданской войны. В 1918 году, в 14 лет был принят в коммунистическую партию. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве. В конце года получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава. В феврале 1921 досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков. В марте 1921 вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте [
– Мы будем читать рассказ/быль (то есть о том, что было на самом деле). Можно ли по иллюстрации догадаться, о какой игре пойдёт речь?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).
По ходу чтения 1-й части ведём диалог с автором.
Гайдар не искал славы. (То есть он не стремился стать известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, как это? Какая она – слава?)
– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведёт?)
– Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться,
что перед ней именно писатель Гайдар.) Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.
– Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.
– Какая? – спросил Гайдар.
– Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?
– Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый! Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. (Что это значит? Баталия (устар.) – сражение, бой. Что же происходит у старушки во дворе четвёртый день? Кто догадался?) Дрова наколоты, вода натаскана. Ты не смотри, что я старая, я до всего дозналась. Как ты книжки писал, как мальчишкам читал и какое им от тебя приказание вышло. Я их сегодня с утра стерегла и дозналась! – гордо добавила старушка. (А вот и ответ на наш вопрос.) – А то они ведь тоже меня подстерегали. Я за козой – они во двор.
– Стало быть, у тебя, бабка, и коза есть? – спросил Гайдар.
– Есть коза, – сказала старушка. – Уж такая шустрая попалась коза! За ней, за козушкой, нагоняешься. Вчера отвязалась – еле поймали.
Гайдар охнул и сел на завалинку у дома.
– Ты уж ври, ври, да не завирайся! – грозно сказала обиженная старушка. – Это как же так понимать? Я, милый человек, на свете долго жила.
У меня дети были, когда ты под стол пешком бегал.
Гайдар вскочил с завалинки и обнял старушку за плечи.
– Не сердись, бабушка! – сказал он. – Ты-то сама мою книжку читала?
– Я, сынок, неграмотная, – грустно сказала старушка. – Мне люди рассказывали.
– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?
– Обыкновенные мальчишки, здешние, – сказала старушка. – Найдёновы братья, Тихонов внук, девчонка с ними Наташка. От тебя как выйдешь, найдёновский сад будет наискосок, дворами-то здесь близко.
Вопросы после чтения 1-й части:
– Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?
– Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару?
(Можно открыть на доске тему урока.)
– Как вы думаете, что увидел Гайдар?
Часть 3 – чтение вслух.
После чтения 1-го абзаца:
– Как вы думаете, что сейчас произойдёт?
2. Выявление первичного восприятия.
– Что вас удивило в этом рассказе?
– Что показалось самым интересным?
3. Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана рассказа.
По ходу чтения составляем цитатный план (тетрадь, задание 1, с. 8).
Возможные варианты:
4. Обобщающая беседа.
а) Перечитайте 2-е предложение рассказа. Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре?
г) Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение?
3. Работа с текстом после чтения.
1. – Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (С. 69.) А при чём здесь коза?
2. – Каким человеком вам представляется автор рассказа?
3. О Борисе Емельянове.
4. Задание № 3 в тетради (с. 8).
Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описано 3 эпизода из жизни героев; небольшой объём – 4 страницы; несколько героев: Гайдар, старушка, два брата Найдёновы, Тихонов внук и Наташка).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
Олеся Емельянова - Мы в профессии играем краткое содержание
Мы в профессии играем - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Олеся Емельянова
Мы в профессии играем
Сценарии для постановки в домашнем кукольном театре
В этой коробке вы найдете три веселых сценария разной степени сложности и продолжительности. Спектакли в занимательной игровой форме познакомят малышей с такими важными и интересными профессиями как повар, врач, милиционер, пожарный, портной, парикмахер, программист, фермер, архитектор, балерина и строитель. Дети узнают, какую пользу люди этих профессий приносят людям, в чем состоит их работа и какими орудиями труда они пользуются.
1.1. Мы в профессии играем
Главные действующие лица:
Ведущий (живой актер)
Вступление.
Сцена пуста. Кулисами является раздвинутый занавес. Из-за ширмы выходит Ведущий и звенит колокольчиком.
Ведущий
Колокольчик зазвенел,
Надо торопиться -
Время тем, кто не успел,
По местам садиться!
Ведущий делает паузу и снова звонит в колокольчик.
Ведущий
Кто повыше, тем назад,
Ну, а кто пониже
Или ходит в детский сад,
Пусть садится ближе.
Ведущий делает паузу и снова звонит.
Ведущий
Третий раз - последний раз,
Значит, начинаем!
Мы в профессии сейчас
Вместе поиграем!
А теперь условный знак
Вам запомнить нужно:
Если сделаю вот так,
Отвечайте дружно!
Ведущий делает взмах обеими руками, приглашая зрителей к участию.
Явление Первое. Пожарный.
Ведущий
Угадайте, кто вот-вот
Выйдет к нам на сцену!
Хобот длинный у него
Извергает пену.
Может на любой этаж
Он войти снаружи.
Там, где гость трудился наш,
Остаются лужи,
Но за это все ему
Очень благодарны!
Сам я что-то не пойму,
Кто это?
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Из-за кулис выходит Пожарный.
Пожарный
Здравствуйте, а вот и я
Прямо с пылу с жару!
Укротителем огня
Я зовусь не даром.
Про него я знаю всё -
Где и как родился,
Что он ест и как растет,
Чем бы пригодился.
Может он нам суп варить,
Греть жилище в стужу,
А еще мотор крутить -
Много где он нужен.
Жалко только, не всегда
Он находит дело -
Съест без спроса дом тогда
Или город целый!
У меня с таким огнем
Разговор особый.
Из-под ширмы на сцене появляется Огонёк и начинает скакать.
Огонёк
Всё, что в мире есть - моё!
Потуши, попробуй!
Я уже съел прелый лист
И траву, и палку!
У меня отец - турист
Мама -.
Ведущий подает условный знак зрителям.
Зрители
Огонёк
Он в лесу меня зажег,
Покурил и бросил!
Я так голоден, что смог
Съесть бы пару сосен!
Съем кустарник, а затем
Заберусь повыше!
На сцене появляются кусты, деревья и дом. Огонёк набрасывается сначала на кусты, затем на деревья. Он съедает их одно за другим, становясь все больше и больше.
Огонёк
А еще вдобавок съем
Дом до самой.
Ведущий подает условный знак зрителям.
Зрители
Огонёк запрыгивает на дом и начинает прыгать по крыше и выглядывать в разные окошки.
Огонёк
Я могу поджечь подъезд,
Стены, пол и двери.
Мебель съем!
Ведущий (в ужасе)
И вправду, съест!
Огонёк
Можете поверить!
Я могу воспламенить
Окна и балконы!
Ведущий
Пожарный
Позвонить
Мне по.
Ведущий подает условный знак зрителям.
Зрители
Ведущий берет телефон, снимает трубку и набирает номер.
Ведущий
Раздается звонок телефона. Пожарный снимает трубку.
Пожарный
Ведущий (в панике)
Пожарный
Ведущий
Пожарный
Пожарный и Ведущий кладут трубку.
Пожарный
Далеко бегом бежать -
На ногах не шины!
Чтобы ехать на пожар,
Мне нужна.
Читайте также: