Идоменей опера краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

История

Опера сочинялась по заказу баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора, ради чего 24-летний Моцарт на несколько месяцев покинул Зальцбург без сопровождения своего отца, Леопольда Моцарта. Между отцом и сыном происходила постоянная переписка (Моцарт-младший писал почти каждые два дня), в результате чего почти весь процесс работы оказался документально зафиксирован.

Премьера состоялась 29 января 1781 г. во время придворного карнавала в мюнхенской резиденции баварского курфюрста с участием Антона Рааффа (Идоменей), Доротеи Вендлинг (Илия), Винченцо даль Прато (Идамант), Элизабет Августы Вендлинг (Электра), Доменико де Панцакки (Арбас) и Джованни Валези (Верховный жрец Нептуна).

Мюнхенская постановка оказалась единственной при жизни Моцарта. Его попытки поставить оперу в Вене провалились, единственное концертное исполнение состоялось 13 марта 1786 г. в венском дворце Ауэршперг и потребовало множества вынужденных изменений (венская редакция). Первая постановка в Вене состоялась лишь в 1806 г.

В 20-х годах XIX века опера исполнялась в Санкт-Петербурге силами немецкой труппы, но успеха не имела.

В сентябре 2006 г. в берлинском театре Немецкая опера (Deutsche Oper) были отменены спектакли в постановке 2003 г. Ханса Нойенфельса (Hans Neuenfels) из опасений оскорбить религиозные чувства зрителей (в одной из сцен выставлялись отрубленные головы лидеров мировых религий).

Действующие лица

  • Идоменей, царь Крита — тенор
  • Идамант, его сын — сопрано (в венской редакции, тенор)
  • Электра, дочь царя Агамемнона — сопрано
  • Илия, дочь троянского царя Приама — сопрано
  • Арбас, друг Идоменея — тенор
  • Верховный жрец Нептуна — тенор
  • Голос оракула Нептуна — бас
  • Две критских женщины — сопрано и меццо-сопрано
  • Два троянца — тенор и бас

Источник для либретто

Работа над либретто проходила под непосредственным контролем Моцарта, он вынуждал либреттиста переписывать многие сцены, желая стремительности действия и психологической правды сюжетных поворотов. В последний момент Моцарт выбрасывает из оперы уже готовые две арии и дуэт, посчитав, что они растягивают действие. Он ссорится с певцами, требующими кантиленных арий, когда драматизм сюжета требует совсем другого.

Синопсис

Действие происходит на острове Крит после окончания Троянской войны.

Акт 1

Плененная троянская принцесса оплакивает убитого отца и пропавших братьев. Но не ненависть, а любовь к сыну критского царя Идаманту владеет ее сердцем. Идамант тоже любит Илию, и ради нее хочет вернуть свободу пленным троянцам. Электра, нареченная невеста Идаманта, предается порывам ревности. Между тем, Арбас приносит известие, что критский царь Идоменей, возвращавшийся от стен Трои на родину, погиб в море.

Чтобы спасти свою жизнь и жизни своих сподвижников, Идоменей поклялся Нептуну принести ему в жертву первого, кого встретит на родном берегу. Первым спешит приветствовать отца Идамант.

Акт 2

Идоменей советуется с Арбасом, как спасти сына. Они отсылают Идаманта вместе с Электрой в ее родной Аргос. Идоменей дарует волю троянским пленникам, но Илия просит остаться на Крите. Идоменей догадывается о взаимной любви Илии и Идаманта. Электра счастлива: Идамант будет принадлежать ей.

Как только Идамант и Электра садятся в корабль, разгневанный Нептун посылает на Крит морское чудовище. Народ в страхе разбегается.

Акт 3

Несмотря на гнев Нептуна, Идоменей настаивает на отъезде Идаманта, но Идамант решает вступить в бой с чудовищем и побеждает его. Верховный жрец Нептуна предупреждает царя о бедствиях, которые постигнут его народ за неисполнение клятвы. Идоменей готов принести сына в жертву. Илия желает отдать за Идаманта свою жизнь. Нептун тронут ее любовью и через оракула повелевает Идоменею оставить престол и передать его Идаманту после его брака с Илией. Народ поет хвалу богам, лишь Электра не участвует в ликовании: преследуемая фуриями ревности, она пронзает себе грудь кинжалом.

Состав оркестра

  • 2 флейты и флейту-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота
  • 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона .

Музыкальные номера

  • N. 1 Речитатив Quando avran fine omai и Ария Padre, germani, addio! (Илия)
  • N. 2 Ария Non ho colpa (Идамант)
  • N. 3 Хор Godiam la pace
  • N. 4 Речитатив Estino è Idomeneo? и Ария Tutte nel cor vi sento (Электра)
  • N. 5 Хор Pietà! Numi, pietà
  • N. 6 Речитатив Ecco ci salvi al fin и Ария Vedrommi intorno (Идоменей)
  • N. 7 Ария Il padre adorato (Идамант)
  • N. 8 Марш
  • N. 9 Хор Nettuno s’onori
  • N. 10 Ария Se il tuo duol (Арбас)
  • N. 11 Ария Se il padre perdei (Илия)
  • N. 12 Речитатив Qual mi contruba i sensi и Ария Fuor del mar (Идоменей)
  • N. 13 Речитатив Chi mai del mio provo и Ария Idol mio, se ritroso (Электра)
  • N. 14 Марш и речитатив Odo da lunge (Электра)
  • N. 15 Хор Placido è il mar
  • N. 16 Терцет Prei di partir, oh Dio! (Идамант, Электра, Идоменей)
  • N. 17 Хор Qual nuovo terrore!
  • N. 18 Хор Corriamo, fuggiamo

… Моцарт не был реформатором, не разрушал преднамеренно всего принятого, утвердившегося обычаем. Напротив того: он брал готовые формы, но в них стремился дать полный простор своей художественной натуре, своей способности создать музыку.

Избранная дискография

  • 1951 — дир. Фриц Буш — Ричард Льюис, Леопольд Симоно, Сена Юринац, Биргит Нильсон
  • 1982 — Джеймс Ливайн — Лучано Паваротти, Фредерика фон Штаде, Илеана Котрубас, Хильдегард Беренс — Хор и оркестр театра Метрополитен-опера
  • 1991 — дир. Джон Элиот Гардинер — Энтони Рольф Джонсон, Анна Софи фон Оттер, Хиллеви Мартинпелто, Сильвия Макнейр, Найджел Робсон, Глен Винслейд — Монтеверди-хор, Оркестр English Baroque Soloists
  • 1991 — дир. Колин Дэвис — Франсиско Арайза, Барбара Хендрикс, Вернер Хольвег, Уве Хайльманн, Сюзанна Ментцер — Симфонический оркестр Баварского радио
  • 1996 — дир. Джеймс Ливайн — Пласидо Доминго, Чечилия Бартоли, Кароль Ванесс, Брин Терфель, Хайди Грант Мёрфи, Фрэнк Лопардо, Томас Хэмпсон — Хор и оркестр театра Метрополитен-опера
  • 2001 — дир. Чарльз Маккеррас — Йен Бостридж, Лоррейн Хант Либерсон, Лайза Милн, Барбара Фриттоли, Энтони Рольф Джонсон — Хор Эдинбургского фестиваля, Шотландский камерный оркестр

Ссылки

Сон Сципиона • Луций Сулла • Тамос, король Египта • Мнимая садовница • Царь-пастух • Заида • Идоменей, царь Критский • Похищение из сераля

Краткое содержание оперы

Краткое содержание

При жизни автора произведение было поставлено лишь один раз в Мюнхене, затем был концерт в венском дворце, но опера претерпела много изменений перед тем, как ее выпустили на сцену.

Первый раз сцену в Вене опера увидела в 1806 году, через 15 лет после смерти автора.

Краткое содержание

После Троянской войны домой на родину возвращается царь Идоменей. Главный герой попадет в сильный шторм в море, тогда он обращается к Посейдону за помощью, обещая отдать в жертву первого встреченного на суше.

1 действие

Илия, дочь троянского царя, живёт в роскоши, но в неволе. Ее пленил Идоменей. Пленница очень красива, к тому же ее происхождение не позволяет царю обращаться с ней плохо. Идамант, сын Идоменея, влюблен в девушку, но они не могут объясниться в любви. Илия переживает, что ее чувства не взаимны. Ведь есть ещё одна принцесса красавица Электра, приют которой после смерти ее отца дал Идоменей. Из-за своих сомнений, Илия встречает Идаманта с насмешкой на лице, не желая признать или случайно показать свою слабость.

В то же время Электра, действительно, влюблена в сына критского царя и, в свою очередь, ревнует молодого человека к прекрасной пленнице.

Илию сильно тревожит, что она пользуется всеми благами и живёт в роскоши в доме врага, в то время, как ее народ страдает, а отец и братья погибли в бою. Чтобы показать свое особое расположение к красавице, Идамант хочет дать свободу всем пленных троянцам. Об этом узнает Электра, ее ревность находит серьезную почву.

Идамант и Электра собираются серьезно поговорить, чтобы объяснить друг другу ситуацию, но их прерывает Арбас, один из приближенных Идоменея. Арбас приходит с дурной вестью — корабль отца Идаманта потерпел крушение. На этом действия первой картины заканчиваются.

Во второй мы видим живого Идоменея, который договорился с Нептуном, что тот спасает его в обмен на жертву. Первый, кого встречает царь на берегу, — его сын Идамант, спешащий встретить отца.

2 действие

Но молодым людям не суждено спокойно уплыть. Как только корабль с Идамантом и Электрой отплывает от берега, из воды появляется Посейдон, разъяренный попыткой обмануть его.

3 действие

Посейдон отправляет одно из морских чудовищ, чтобы оно сразились с Идамантом. Разочарованный в жизни, молодой человек отправляется на бой, не уверенный, что сможет вернуться домой живым. Но по счастливой случайности принц побеждает чудище. Посейдон злится ещё больше, он приказывает Идоменею самому убить сына, как и было уговорено в начале. Илия не хочет терять любимого и, рискуя честью и жизнью, бросается на спасение любимого. Она предлагает свою жизнь взамен жизни Идаманта. Пораженный силой любви, Посейдон дарует жизнь обоим влюбленным взамен обещания, что они поженятся.

Действие происходит в столице Крита Кидонии по окончании Троянской войны (1208 год до н. э.).

История создания

В январе 1779 года 23-летний Моцарт, европейски известный композитор и исполнитель, только что вернувшийся в Зальцбург после девятимесячного пребывания в Париже, был назначен придворным органистом архиепископа Зальцбургского. Это лишало его права отлучаться из города. Однако когда в следующем году он получил заказ на постановку оперы-seria при дворе баварского курфюрста в Мюнхене в новогодний карнавальный сезон, суровый хозяин, считавший Моцарта простым слугой, не смог отказать ему в отпуске.

В основу сюжета положен древнегреческий миф о царе Крита Идоменее, участнике Троянской войны, на которую он отправился во главе могущественного флота. В одной из версий повествования о возвращении Идоменея на родину используется распространенный фольклорный мотив рокового обета: принести в жертву богу или чудовищу первое встреченное существо, которым оказывается сын или дочь. То ли Идоменей испугался такого жертвоприношения, то ли жертва оказалась неугодной богам, но они наслали на Крит моровую язву. Чтобы смягчить гнев богов, критяне изгнали царя, и он умер далеко от родины, на юге Италии.

Сюжет

Обрывистый берег еще бушующего моря, усеянного обломками кораблей. Народ, против которого ополчились небеса, море и ветер, взывает к богам. Из волн поднимается Нептун, усмиряет бурю трезубцем, и море постепенно успокаивается. Идоменей, увидев бога моря, склоняется перед его мощью. Нептун окидывает его угрожающим взглядом, опускается в волны и исчезает. Отослав свиту, царь в одиночестве размышляет о страшной цене спасения: он дал клятву Нептуну принести в жертву первого, кто встретит его на берегу, и теперь скорбная тень будет постоянно преследовать его. Идамант, в отчаянии блуждающий среди обломков, приближается к Идоменею. Отец и сын не узнают друг друга, а когда Идамант называет себя, Идоменей отталкивает его и поспешно удаляется. Недоумевающий Идамант приходит в отчаяние: он нашел обожаемого отца и тут же потерял его; он думал, что умрет от счастья, а погибает от скорби. Тем временем море окончательно успокаивается. На берег сходят возвратившиеся с Идоменеем воины. Их радостно встречают критянки. Все прославляют Нептуна песнями и плясками.

Царские покои. Идоменей рассказывает верному Арбаку о данном Нептуну обете и просит помочь избавить сына от страшной участи. Арбак советует немедленно отослать Идаманта в чужие земли, где он найдет покровительство другого бога. Идоменей решает, что предлогом станет возвращение в Аргос Электры, которую Идамант будет сопровождать. Приходит Илия поздравить Идоменея с избавлением и называет его своим отцом, а Крит — новой родиной. Идоменей догадывается о ее любви и страшится, что в жертву Нептуну будут принесены три жертвы: одна падет под жертвенным ножом, две других умрут от горя. Хотя он спасся от морской бури, в душе его бушует буря еще более ужасная. Зато Электра счастлива: она отправится в путь с единственным, кто ей дорог в этом мире, пусть он и любит другую — соперница будет далеко, а она рядом и сумеет завоевать его сердце. Доносятся звуки марша. Корабли ждут Электру.

Пристань в Кидонии. Электра и аргосские воины готовятся к отплытию. Идоменей прощается с сыном и Электрой; все сулит счастливое плавание. Внезапно начинается гроза, море бушует, небо грохочет, непрерывно сверкающие молнии зажигают корабли. Громадное чудовище поднимается из волн, вызывая всеобщий ужас: бог шлет его на погибель виновному. Идоменей взывает к жестокому Нептуну — пусть он покарает его одного и не требует другой жертвы. Критяне бегут, спасаясь от неистовства бури.

Царский сад. Илия обращает жалобы к цветам, а клятвы к ветеркам: зефиры отнесут их вдаль, и любимый узнает, что его ждет верное сердце. Появляется Идамант. Он хочет проститься с Илией, прежде чем припять смерть. Он идет сражаться с морским чудовищем, чтобы положить конец своим страданиям. Ничто теперь не привязывает Идаманта к жизни — отец его сторонится, Илия не любит. Она не в силах более скрывать свои чувства: если Идамант хочет умереть, она тоже умрет — от горя. Влюбленные счастливы: нет больше печали и страданий, все победит любовь. Вошедший Идоменей и Электра потрясены. Идоменей умоляет сына бежать. Илия готова следовать за любимым или умереть. Электра жаждет мести. Вбегает Арбак: огромная толпа окружила дворец, ее ведет Верховный жрец Нептуна. Арбак оплакивает судьбу Крита.

Музыка

Это сочинение Моцарта написано в жанре опера-сериа и несет в себе ряд переходных черт, связанных, с одной стороны, со старыми традициями, с другой, с попыткой Моцарта переосмыслить их. В частности, первоначально партия Идаманта была написана для кастрата, однако затем Моцарт в своей новой (венской) редакции передал эту партию тенору. Опера подвергалась неоднократным изменениям, как авторским, так и более поздним (в т. ч. Р. Штраусом). В настоящее время преимущественно исполняется в авторской версии, партию Идаманта поручают тенорам и меццо-сопрано. Полное название оперы: "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант".

Дискография: CD — Decca. Дирижёр Притчард, Идоменей (Паваротти), Идамант (Бальтса), Илия (Попп), Электра (Груберова), Арбас (Нуччи), Верховный жрец (Дженкинс) — Deutsche Grammophon. Дирижёр Бём, Идоменей (Охман), Идамант (Шрайер), Илия (Матис), Электра (Варади), Арбас (Винклер), Верховный жрец (Бюхнер).

Героическая опера в 3 действиях. Либретто написано Г. Вареско.
Первое представление состоялось 29 января 1781 года в Мюнхене.

Действующие лица:
Идоменей, царь Крита, тенор
Идамант, его сын, меццо-сопрано
Электра, дочь Агамемнона, сопрано
Илия, дочь Приама, сопрано
Арбас, друг Идоменея, баритон
Верховный жрец, бас

Первое действие. Первая картина. Илия, дочь троянского царя Приама, находится в плену на острове Крите. Критский царь Идоменей милостив к пленнице — она живет в великолепном дворце, среди роскоши и довольства. Но Илия не может забыть своей родины. Девушка горюет об отце и братьях, погибших во время троянской войны. Илию мучат угрызения совести — она, троянка, полюбила юного Идаманта, сына Идоменея. Идамант тоже любит Илию. Ради нее он хочет предоставить свободу всем пленным троянцам. Это решение вызывает бурный протест Электры, дочери Агамемнона, нашедшей убежище на Крите. Электра любит Идаманта и ревнует его к троянской пленнице. Неожиданное появление приближенного царя — Арбаса прерывает объяснение Электры и Идаманта. Арбас принес тревожную весть: на море поднялся сильный шторм, и корабль, на котором плывет Идоменей, тонет вблизи берегов Крита.

Вторая картина. Идоменей избежал гибели. Он умилостивил бога Посейдона, пообещав принести ему в жертву первого человека, которого увидит, ступив на землю. К своему ужасу, царь, высадившись на берег, сталкивается с Идамантом, поспешившим встретить вернувшегося отца.

Электра ликует. Наконец-то Идамант будет принадлежать лишь ей одной.

Вторая картина. Повинуясь воле отца, Идамант вместе с Электрой всходит на корабль. И в тот же миг разыгрывается страшная буря. Из морской пучины, преграждая кораблю путь, всплывает огромное чудовище. Его послал Посейдон, разгневанный обманом Идоменея.

Третье действие. Идамант безутешен. По приказу отца он должен расстаться с Илией. Юноша решает умереть в бою с морским чудовищем. Однако желанная смерть не приходит к Идаманту — в борьбе он убивает чудовище. Неумолимый Посейдон требует, чтобы Идоменей сам принес в жертву своего сына. Илия, не колеблясь, готова отдать свою жизнь за жизнь любимого. Самоотверженность девушки потрясла Посейдона, и он смилостивился. Растроганный беззаветной любовью Илии, Посейдон сохраняет Идаманту жизнь и возвещает свою волю: Илия должна стать женой Идаманта.

Читайте также: