Идею создания школы действия вместо школы учебы выдвинул

Обновлено: 03.07.2024

Другой представитель экспериментальной педагогики, А. Лай (1862 — 1926), полагал, что лабораторный эксперимент, благодаря которому, в частности, был открыт скачкообразный характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценный материал для определения новых путей воспитания. А. Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и обычных условиях. Углубленное изучение детской физиологии, сенсорики рассматривалось как главный ориентир воспитания.

А. Лай утверждал, что детские интересы формируются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребенка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось "инстинкту борьбы", наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребенка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить.

Концепция А. Лая — важная ступень в познании ребенка и педагогической теории. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

Так, А. Лай выдвинул идею создания школы действия вместо школы учебы, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение А. Лай рассматривал прежде всего исходя из природы ребенка, т.е. как "реакции, моментальное приспособление к окружающим условиям".

Американские и английские просветители о воспитании.

В XVII — XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

г) кадетскими корпусами и институтами благородных девиц.

6.Инициатором Эдукационной комиссии, реформатором пиарских школ был:

7. Главной целью Эдукационной комиссии было:

а) развитие профессионального образования;

б) поддержка католических школ;

в) обучение на родном языке;

г) придание системе образования светского характера

8.Основным типом школы в Беларуси на протяжении XVIII столетия оставалась:

9.Пиарские школы на территории Беларуси появились в: а) конце XVII века;

б) начале XVIII века

в) середине XVIII века;

г) конце XVIII века.

10. Первые русско-язычные школы в Беларуси появились в конце XVIII века и назывались:

а) приходские и уездные училища;

б) малые и главные училища

в) иезуитские и пиарские коллегиумы;

г) арианские и базилианские школы.

Тема 8. Основные направления развития зарубежной школы и педагогической мысли в XIX веке

1.Общим в становлении национальных систем образования в странах Западной Европы и США в XIX веке было:

б) централизация школьного управления;

в) расширение участия государства в школьном деле

г) осуществление равного доступа к полному образованию.

2.Создателем института образования характера (Англия) был:

в) И.Г. Песталоцци;

3.Теория детской игры была впервые разработана:

г) А. Дистервегом.

4.Попытка дифференцировать дидактические принципы и правила по отношению к ученику, учителю, учебному материалу и внешним условиям принадлежит:

а) И.Г. Песталоцци;

5.Теория элементарного образования И Г Песталоцци включала:

а) умственное, физическое, нравственное воспитание

б) нравственное, поликультурное, трудовое воспитание;

в) трудовое, эстетическое, умственное воспитание;

г) эстетическое, умственное, нравственное воспитание.

6.Сословная школа была заменена классовой в: а) XVII веке;

7. Белл-ланкастерская система обучения широко использовалась в системе:

а) дошкольного воспитания;

в) средней школе;

8.Основные принципы воспитания - природосообразностъ, культур ос ообразностъ, самодеятельность - были предложены:

а) И.Г. Песталоцци;

9.Обучение в соответствии с пятью видами деятельности было предложено:

в) А. Дистервегом;

10.Составные компоненты педагогического процесса - управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание - были предложены:

б) И. Г. Песталоцци;

г) А. Дистервегом.

Тема 9. Школа и педагогическая мысль в России и Беларуси в XIX - начале XX веков

1.Основоположником педагогической антропологии в русской педагогике XIX в. был:

б) Н. А. Добролюбов;

а) К. Д. Ушинского;

в) Н. Г. Чернышевского;

3.Главными принципами школьной политики царского правительства в Беларуси в XIX в. были:

а) широкое развитие сети школ;

б) самодержавие, православие, народность

в) преемственность всех типов школ;

г) гуманизация и демократизация образования.

4.Большая часть учебных заведений в Беларуси во второй половине XIX принадлежала:

б) Министерству образования;

в) частным лицам;

г) православному Синоду

5.Горы-Горецкий земледельческий институт был основан в:

6.Для подготовки учителей начальных школ повышенного типа в Беларуси начале XXв. были созданы:

а) учительские курсы;

б) учительские семинарии;

в) учительские институты

г) учительские школы.

б) К. С. Калиновский;

г) К. И. Тихомиров.

8.Русскоязычная школа стала основным типом школы в Беларуси в:

а) 20-30-е гг. XIX в.;

в) 40-50-е гг. XIX в.;

г) 50-60-е гг. XIX в.,

9.В начале XIXв. большая часть белорусских губерний вошла в состав:

а) Виленского учебного округа

б) Белорусского учебного округа;

в) Петербургского учебного округа;

г) Московского учебного округа.

10.Следующих педагогов (К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Е. Богдановы ча, Э. Пашкевич, Я. Коласа) объединяла разработка принципа:

Тема 1 0. Реформаторская педагогика зарубежных стран (конец XIX- начало XX веков), ее основные течения

1.Такие направления, как свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, входят в педагогику:

2.Видные зарубежные педагогики (А. Ферьер, О Декроли, Э. Демолен и др.) возглавили в начале XXв.:

б) экспериментальную педагогику;

в) прагматическую педагогику;

г) социальную педагогику.

3.Основоположником прагматической педагогики был:

г) Г. Кершенштейнер.

4.Движение свободного воспитания в рамках реформаторской педагогики представляли:

а) П. Наторп, Г. Кершенштейнер;

б) Н. К. Крупская, А. С. Макаренко;

в) Я. Корчак, Р. Штейнер;

5.Идею создания школы действия вместо школы учебы выдвинул:

6.Теория врожденной умственной одаренности зародилась в недрах педагогики:

7.Метод проектов был создан в начале XX века:

в) Г. Кершенштейнером;

8.Е. Паркхерст была создателем:

б) метода проектов;

9.Педагогические инварианты (истины, не подлежащие пересмотру) разработаны:

в) Г. Кершенштейнером;

10.Методика развития сенсорной культуры дошкольников была разработана:

Тема 1L Создание системы образования и разработка ее теоретических основ в СССР и Беларуси (1917-1945 гг.)

1.И. К. Крупскую, А. С Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского объединяла разработка проблемы:

а) свободного воспитания;

в) трудового воспитания и политехнического образования

2.БГУ был основан в:

3.Основные документы, которые легли в основу создания советской системы образования, назывались:

б) устав учебных заведений;

в) циркуляр о школах;

г) закон о перестройке школы.

в) А. С. Макаренко;

5.Организатором пионердвижения является:

а) Р. С. Баден-Поуэлл;

в) П. Н. Лепешинский;

г) А. В. Луначарский.

6.Течение в педагогике и психологии, пытавшееся обобщенно использовать психологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей и получившее широкое распространение в советской педагогике 20-30-х гг., называлось:

а) социальная педагогика;

8.Процесс белорусизации в системе образования Белоруссии начался в:

9.Первая опытная показательную школа-коммуна была создана в Беларуси в 1918 г.:

10.Переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в Белоруссии был осуществлен в:

Тема 12. Развипше системы образования в СССР и Беларуси (1945-1991

1.Первым послевоенным пятилетним планом БССР в области образования ставилась задача перехода ко всеобщему:

а) начальному образованию;

б) семилетнему образованию

г) среднему образованию.

2. Переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению в советской системе образования начался в:

3.Переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению в советской системе образования начался в:

4.Переход ко всеобщему обязательному среднему обучению в советской школе начался в:

5.Задача перехода к 11-летнему обучению, обучению с 6-летнего возраста, постепенного сближения общего и профессионального образования ставилась:

а) реформой 1958 г.;

б) Законом о школе Белоруссии (1969 г.);

г) Положением о средней общеобразовательной школе Республики Беларусь (1991 г.).

6.Автором идеи обучения детей с шестилетнего возраста считают:

а) Ш. А. Амонашвили;

б) В. А. Сухомлинского;

а) В. В. Зеньковскому;

в) В. В. Краевскому;

8.Представителями педагогики сотрудничества являются:

а) И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, С. Н. Лысенкова;

б) С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, М. П. Щетинин

в) Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков;

г) Л. С. Выготский, В. А. Караковский, В. Ф. Шаталов.

9.На рубеже 1980-1990-х гг. в начальном образовании проводились эксперименты по методике развивающего обучения:

а) В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным;

б) В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. В. Занковым

в) Б. П. Есиповым, И. Т. Огородниковым, Ю. К. Бабанским;

г) М. А. Даниловым, Э. И. Моносзоном, В. Е. Гмурманом.

10.Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи) стали создаваться в Республике Беларусь в: а) 60-е г.;

В начале XX в. возникло направление реформаторская педагогика, которую отличали такие характерные черты, как негативное отношение к традиционной теории и практике воспитания, углубленный интерес к личности ребенка, новаторские решения проблем воспитания.

Сторонники реформаторской педагогики предложили ряд педагогических концепций и идей: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, трудового обучения и воспитания и др.

Заметным событием в этот период стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее видными представителями были А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декро- ли (Бельгия), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др.
Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

Одним из наиболее видных представителей экспериментальной педагогики был А. Лай (1862-1926). Он был основоположником педагогики действия. А. Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и обычных условиях. Понятие действия, согласно мнению Лая, включало любую практическую и творческую деятельность учащихся.

А. Лай утверждал, что детские интересы формируются на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребенка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Школа, по убеждению педагога, должна готовить лояльных граждан государства, важное место при этом должно отводиться религии.

А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого- биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребенка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Из похожих позиций исходил и Альфред Бине (1857— 1911). Он утверждал, что в процессе воспитания следует опираться на врожденные данные. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, недооценивая роль педагогического примера.

Экспериментальная педагогика выдвинула теорию врожденной умственной одаренности. Основным приемом теоретиков врожденной умственной одаренности было интеллектуальное тестирование. А. Бине и Т. Симон предложили с помощью тестов на измерение коэффициента умственного развития определять индивидуальные способности учащихся.

Однако, ряд педагогов выразили сомнение в том, что с помощью тестов можно определить врожденную одаренность, и высказались за их применение с существенными оговорками. Они считали, что интеллектуальные тесты помогают определить только уровень знаний учащихся, но не могут рассматриваться как объективный показатель уровня врожденных и неизменных умственных способностей. Выражались опасения, что тестирование на врожденные способности обрекает детей на неравные возможности в получении образования.

Уже в середине XX в. теория умственной одаренности и деления учащихся на основе тестовых испытаний подверглась критике, благодаря чему в системе западноевропейского образования произошли значительные изменения. Так, в Великобритании стали создаваться объединенные школы с тремя отделениями: гуманитарным, техническим и естественно-математическим, где результаты тестирования не сказывались так жестко и бесповоротно на судьбе ученика. Во Франции были сближены классическое и современное образование.

Педагогика прагматизма получила особое развитие в США. Ее лидер Джон Дьюи (1859-1952) выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка.

Д. Дьюи и его последователи полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества. Они предлагали сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр.

Ведущим принципом педагогики прагматизма является педоцентризм, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребенок. При этом всемерно должны удовлетворяться интересы и запросы ребенка.

Представители прагматической педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности. Они разработали метод учения посредством делания.

Оппоненты традиционной педагогики выработали развернутые теоретические обоснования формирования целостной личности, выступающей как объект и субъект педагогического процесса. Ими была выдвинута программа гуманного, антиавторитарного воспитания.

Представители реформаторской педагогики сыграли заметную роль в обновлении дидактической теории.

Так, А. Лай выдвинул идею создания школы действия вместо школы учебы, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения.

Альфред Бине, анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что учащийся должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в так называемых гомогенных классах, объединяющих учеников со сходными уровнем развития и способностями.

Представители нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников.

Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания и активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием обновления школьного образования в первой половине XX столетия.

В этот период получает развитие идея трудовой школы. Ее разработка связана с именем немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854—1934 гг.).

Основная цель трудовых занятий состояла в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Задачу трудовой школы педагог видел в последовательном приучении детей к прилежанию, аккуратности, безусловному подчинению авторитетам.

Г. Кершенштейнер считал целесообразным использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд, научные знания общеобразовательных дисциплин. Он полагал, что труд служит для выработки таких черт характера, как честность, добросовестность, старательность и др.

Кершенштейнер считал, что дети рабочих до 13-14 лет должны заниматься в трудовых школах, а дети аристократов до 18 лет — воспитываться в семье. Задача школы состоит в том, что она должна содействовать воспитанию законопослушного защитника отечества. Кершенштейнер был теоретиком трудовой школы и создателем идеи гражданского воспитания, выступал за внедрение, практикоориентированных методов обучения, отстаивал принцип связи теории и практики. Выдвигал следующие цели воспитания: идеологическая обработка учащихся, узкопрофессиональная подготовка, а не всестороннее развитие ребенка. Наиболее оптимальными формами обучения Кершенштейнер считал урок, экскурсии, практические занятия.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Тема 1l Создание системы образования и разработка ее теоретических основ в ссср и Беларуси (1917-1945 гг.)

1. И. К. Крупскую, А. С Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского объединяла разработка проблемы:

а) свободного воспитания;

в) трудового воспитания и политехнического образования

2. БГУ был основан в:

3. Основные документы, которые легли в основу создания советской системы образования, назывались:

б) устав учебных заведений;

в) циркуляр о школах;

г) закон о перестройке школы.

в) А. С. Макаренко;

5. Организатором пионердвижения является:

а) Р. С. Баден-Поуэлл;

в) П. Н. Лепешинский;

г) А. В. Луначарский.

6. Течение в педагогике и психологии, пытавшееся обобщенно использовать психологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей и получившее широкое распространение в советской педагогике 20-30-х гг., называлось:

а) социальная педагогика;

8. Процесс белорусизации в системе образования Белоруссии начался в:

9. Первая опытная показательную школа-коммуна была создана в Беларуси в 1918 г.:

10. Переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в Белоруссии был осуществлен в:

Читайте также: